Рабочая программа бесплатных дополнительных услуг Студия «Юный конструктор»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 комбинированного вида»
Рабочая программа бесплатных дополнительных услуг
Студия «Юный конструктор»
(познавательное развитие)
Возраст детей 6 -7 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Воспитатель вышей квалификационной категории
Пародина Ирина Анатольевна
г. о. Электросталь
2019 г.
Пояснительная записка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.
У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия.
Как утверждает О.С.Ушакова, произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
В возрасте 6-7 лет совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Дети этого возраста обычно правильно произносят все звуки. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может помешать пониманию самим ребенком речи других.
Таким образом, от речевого развития ребенка зависит не только умственное развитие, но и психическое. Взрослым необходимо обращать внимание на развитие речи на каждом возрастном этапе, но в возрасте 6-7лет речь должна являться предметом особой заботы.
Актуальность.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Занятие конструированием направлено на психическое развитие :формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Игра ребенка с лего деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование данного конструктора обеспечивает интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Порядок использования программы в практической деятельности.
Данная программа реализуется с детьми подготовительной группы, по развитию у детей навыков модельно – конструкторской деятельности.
Материал по работе с конструктором Лего рассчитан на 6 – 7 летнего ребёнка с постепенным усложнением.
Рабочая программа по виду деятельности познавательная, социально – коммуникативная.
Занятие проводится один раз в неделю, длительность 30 минут.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования, овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи программы.
-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1. Принцип научности. Деятельность по конструированию у старших дошкольников подкреплена научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Развитие навыков конструирования проводится и анализируется воспитателем логопедической группы. В процессе работы с детьми по конструированию соблюдаются все здоровьесберегающие технологии.
3. Принцип системности. Работа по конструированию у детей – это непрерывный, регулярный процесс, действующий как система взаимосвязанных единиц, способствующий адаптации ребёнка в социуме.
4. Принцип последовательности. Каждое мероприятие по конструированию реализуется в процессе поэтапной работы. Постепенно формируется умение активно участвовать в анализе собственных работ и работ товарищей. Формируется умение не только осознавать свои ошибки, но и признавать другие варианты построек.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. В работе по конструированию можно использовать облегчающие приёмы, опираться на иллюстративный материал и помощь педагога. Данные мероприятия создают условия для творчества и позволяют восполнить затруднения в овладении конструктивными умениями.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует развивать ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом возрастных возможностей и уровня развития ребенка.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора материала. Правильно подобранный материал выступает как одно из важных основных условий развития творчества ребёнка.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10.Принцип активизации. В ходе деятельности по конструированию используются активные формы и методы обучения – игры, творческие задания, импровизации, обыгрывание конструкций.
11. Принцип результативности. Получение высоких результатов в овладении конструктивной деятельностью детей. Создание условий для эмоционального комфорта и реализации способностей детей.
Схема деятельности включает.
1.Организационный момент: ритуальное приветствие на сплочение группы и создание положительного эмоционального настроя.
2.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
3.Творческое задание по заданной теме, по условию или образцу.
4.Физминутки с речевой нагрузкой.
5.Работа со схемами и рисунками.
6.Обыгрывание построек.
7.Ритуал прощания. Закрепление положительных эмоций.
Прогнозируемые результаты.
- Развитие интереса к самостоятельному изготовлению построек, умению применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Формирование конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Формирование представления о деталях конструктора и способах их соединений, об устойчивости моделей в зависимости от формы и распределении веса, о способах соединения отдельных элементов, о связи между формой конструкции и функциями.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются
- Мониторинг усвоения детьми материала, рабочей программы по конструированию.
связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Открытые показы для родителей и педагогов ДОУ.
- Выставки по Лего – конструированию.
- Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня.
Тематический план.
Февраль. |
1.
2.
3.
4. |
«Сельскохозяйственные постройки».
«Дома большие и малые».
«Мебель». По сказке «Три медведя».
«Военная техника». |
1
1
1
1 |
30
30
30
30 |
Март |
5.
6.
7.
8. |
Конструирование по замыслу.
«Наш двор. Детская площадка».
Постройка «Мельница». «Улица полна неожиданностей». |
1
1
1
1 |
30
30
30
30 |
Апрель |
9.
10.
11.
12. |
«Воздушный транспорт».
«Космическая станция».
«Водные виды транспорта».
«Наземный транспорт».
|
1
1
1
1 |
30
30
30
30 |
Май |
13.
14.
15.
16.
|
Знакомство с игрушкой робот.
«Мы едем в зоопарк. Звери».
«Мы едем в зоопарк. Птицы».
Конструирование по замыслу. |
1
1
1
1 |
30
30
30
30 |
Итого |
|
|
16 |
480мин. |
Перспективное планирование.
Февраль |
1.
2.
3.
4. |
Сельскохозяйственные постройки».
«Дома большие и малые».
«Мебель». По сказке «Три медведя».
«Военная техника». |
Дать сравнительную характеристику городских, и сельских построек. Познакомить детей с жизнью жителей села. Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.
Учить строить высокие и низкие дома. Развивать фантазию, творчество. Правильно крепить детали. Учить доводить начатое дело до конца.
Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Собирать мебель разного размера.
Обобщить знания воспитанников о военной технике. Учить строить танк , используя детали лего - конструктора.
|
Март |
5.
6.
7.
8. |
Конструирование по замыслу.
«Наш двор. Детская площадка».
Постройка «Мельница».
«Улица полна неожиданностей». |
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.
Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию, творческую инициативу.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. |
Апрель |
9.
10.
11.
12. |
Воздушный транспорт».
«Космическая станция».
«Водные виды транспорта».
«Наземный транспорт».
|
Обобщить знания воспитанников воздушном транспорте. Научить строить самолеты. Аккуратно и крепко скреплять детали конструктора.
Обобщить знания воспитанников о космических объектах. Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.
Обобщить знания воспитанников о морском транспорте. Научить строить корабли, лодки, яхты.
Обобщить знания детей о наземных видах транспорта. Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора. |
Май |
13.
14.
15.
16.
|
Знакомство с игрушкой робот.
«Мы едем в зоопарк. Звери».
«Мы едем в зоопарк. Птицы».
Конструирование по замыслу. |
Учить строить из деталей конструктора «Робота», следовать инструкции педагога. Обыгрывать постройку.
Обобщить понятие о хищных и травоядных животных. Учить самостоятельно достраивать образ животного.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу.
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора.
|
Содержание программы
Конструирование - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем. Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный. Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных). Для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними ( на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Методическое обеспечение программы.
- мультимедийные технические средства;
- наборы конструкторов ЛЕГО.
- дидактический материал (схемы, рисунки, иллюстрации);
- демонстрационные модели из конструктора.
- предметы (игрушки) для обыгрывания построек.
Мониторинг
№ |
Ф. И. Ребёнка. |
Умение группировать детали по форме, цвету, размеру. |
Умение конструи - рования по образцу. |
Умение конструи – рования по условию. |
Умение конструи- рования по схеме, модели. |
Способность планировать, анализировать обыграть постройку. |
||||||
|
н. г. |
к. г. |
н. г |
к. г. |
н. г. |
к. г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В – высокий уровень.
- Ребёнок самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов. Свободно сочетая и заменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует её, проявляет творчество в обыгрывании построек.
С – средний уровень.
Ребёнок с небольшой помощью создает конструкцию по заданию воспитателя или самостоятельно. Охотно принимает помощь взрослого по исправлению поделки, старается учитывать полученные знания и опыт в дальнейшем. Решает проблемно-познавательную задачу после наводящих вопросов воспитателя или прямого анализа воспитателем условий задачи. Обыгрывает постройку, вовлекая товарищей.
Н – низкий уровень.
Ребёнок не проявляет интереса к самостоятельному конструированию, помощь взрослого не оказывает влияния на последующую деятельность, ничего не может сказать о выборе того или иного способа создания поделки, конструкции. Выполняет задания только при помощи воспитателя.
К – конец года. Н – начало года.
Используемая литература
- Л. В. Куцакова.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. Т. Ц. Сфера, 2005г.
- В. Г. Нечаева. Конструирование в детском саду. В.Г, Нечаева.Просвещение, 1999г.
- Л. А. Парамонова. Детское творческое конструирование. Карапуз1998г.
- З. В. Лиштван. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. Москва. Просвещение, 1981г.
- Л. В. Куцакова. Занятия по конструированию из строительного материала Т. Ц. Сфера- 2006г.
- А. Л. Венгер. «Развитие» программа для дошкольников. Москва 2007г.
- Л. А. Паромонова. Конструирование как средство развития творческих способностей. Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.