тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»
09.11.2018 г.
Всероссийский краеведческий конкурс «Всякому мила родная сторона!»
07.11.2018 г.
II Всероссийский конкурс творческих работ «Я живу в уголочке России…»
05.11.2018 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников детских садов, посвящённый Дню матери «О маме немало...
02.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Мы с тобою целый мир на бумаге создадим!»
01.11.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери «Она подарила нам жизнь…»
01.11.2018 г.
III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери для обучающихся начальных классов «Маме! Для мамы...

Путешествие в мир славянской культуры

МКОУ "Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1"

Путешествие в мир славянской культуры

Михеева Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

 

 

  1. Паспорт программы

 

1

Полное название программы.

 Комплексная программа  «Путешествие в мир славянской культуры» смены  лагеря дневного пребывания МКОУ «Варгашинская средняя школа №1»

2

Цель программы.

Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, повышение уровня патриотического сознания школьников, путём приобщения их к национальным культурным ценностям славян.

 

3.

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участника).

Для обучающихся 7 – 16 лет из п. Варгаши Курганской области

4.

Сроки реализации программы.

Июль 2018 года, 2 смена.

5.

Направление деятельности.

-патриотическое,

-физкультурно – оздоровительное,

- художественно - творческое,

-досуговое,

- трудовое,

-экологическое,

-социально – адаптационное,

- кружковая деятельность.

6.

Краткое содержание программы.

«Путешествие в мир славянской культуры» представляет собой  лагерную смену – 15 дней. В основу положен игровой момент.
Все мероприятия программы направлены на воспитание патриотических чувств через приобщение детей к культуре славянских народов.

 

Программа предназначена для:

- Формирования нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

-Воспитания уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, непринятие асоциальных явлении (наркомания, пьянство, и др.), подрывающих физическое и духовное здоровье.

7.

 

Ожидаемый результат.

• повышение уровня знаний в области культуры славянских народов;

• эмоциональная разгрузка и снятие напряжения после учебного года;

• развитие творческих талантов детей и повышение творческой активности каждого ребенка;

  • воспитание культуры демократических отношений и чувства любви и уважения к родной культуре.
  • совершенствование содержания и форм отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом, интереса к двигательной активности;
  • положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка.

8.

Название организации. Авторы программы.

МКОУ «Варгашинская средняя школа №1».

Программа модифицирована учителем начальных классов  Михеева Е.Г.

9.

Почтовый адрес организации.

641230, Курганская область, Варгашинский район, п.Варгаши, ул. Социалистическая, 114

10.

Ф.И.О. руководителя.

Директор школы Колбина М.В.

11.

Телефон, факс, электронный адрес.

8(35223) 2-10-50

http://school1.45vargashi.ru/

     

12.

Финансовое обеспечение.

Проект реализован за счёт консолидированного бюджета.

14.

Примечание.

 
     

 

  1.  Пояснительная записка

Обоснование программы.

  В системе непрерывного образования летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического здоровья, развития их творческого потенциала.

Важным звеном в организации воспитания школьников во время каникул являются летние пришкольные лагеря.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Летний отдых детей в МКОУ «Варгашинская СОШ №1» организуется уже в течение многих лет в пришкольном лагере «Звездный». Его работа ежегодно осуществляется по отдельной программе, выбор которой определяется рядом факторов, среди которых на первом месте социальная значимость.

В июле 2018 года Программа летнего пришкольного лагеря будет осуществляться под названием «Путешествие в мир славянской культуры» и иметь патриотическую направленность.

Актуальность.

В последнее время в нашем государстве наметились тенденции снижения уровня патриотического сознания. Данная проблема актуальна не только в масштабах страны, посёлка, но и в рамках общеобразовательной школы. Известно, что чувство патриотизма не может возникнуть само по себе: оно не передается генетически и не впитывается с молоком матери - оно воспитывается. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности», - сказал Д.С. Лихачев.

Одно из условий воспитания патриотических чувств у школьников –приобщение их к истории своей страны, к её культуре, народным традициям, ко всему тому, чем должны гордиться и что должны преумножать.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная Правительством РФ в 2010 г., хотя в большей мере и ориентирована на военно-патриотическое воспитание молодежи и граждан, культурологическую составляющую процесса также учитывает. Она включает такой пункт как «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений».

Давно известна мысль о том, что любим мы, как правило, то, что лучше всего знаем. Значит, любовь к своей стране должна начинаться с изучения ее истории, традиций, культурного наследия.

Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы.

Славянская культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, и, мы считаем, что приобщение к её истокам поможет повысить уровень патриотизма и гражданственности среди подростков.

Важную роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения играет школьное образование. Система летнего отдыха детей также не должна стоять в стороне от решения этой проблемы.

Именно поэтому в 2018 году пришло решение разработать и реализовать в пришкольном лагере программу профильной смены под названием «Путешествие в мир славянской культуры», основной задачей которой будет проведение ряда мероприятий, направленных на повышение патриотического сознания на примере славянской культуры.

Сегодняшние события показывают, что в настоящее время нарушены дружеские отношения между некогда «братскими» народами. Поэтому данная программа должна будет помочь детям осознать значимость единства между народами вообще и славянскими народами в частности.

Программа «Путешествие в мир славянской культуры» рассчитана на 15 дней, включает традиционные праздники, обычаи и обряды, народные игры и забавы, народные песни и танцы, сказки и былины, прикладное творчество – изготовление народных игрушек, украшений-оберегов и др. и позволит  в доступной игровой форме познакомить школьников с возникновением Руси, с культурой восточных славян.

В программе делается акцент на те ценности славянской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.

Среди них необходимо выделить:

  • ценность Родины, родной земли;
  • ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
  • ценность добра, взаимопомощи и сопереживания;
  • ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
  • ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
 

3. Цели и задачи программы

Цель программы:

- Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, повышение уровня патриотического сознания школьников, путём приобщения их к национальным культурным ценностям славян.

 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  создать условия для организованного отдыха детей.
  • способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
  • расширить представления школьников о славянской культуре;
  • воспитать любовь и уважение к родной культуре и культуре родственных славянских народов;
  • дать возможность раскрытия творческих способностей школьников через приобщение их к прикладным видам творчества славянских народов.
 
  1. Содержание программы (игровая модель смены)

«Путешествие в мир славянской культуры» представляет собой лагерную смену - 15 дней, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру славянской культуры в доступной занимательной форме.

На время смены лагерь становится местом поселения древних славян Атрибуты смены:

Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена.

Племена: вятичи, поляне, древляне, русичи - имеют свой девиз, соответствующий названию, свои отличительные знаки (элементы одежды, эмблемы).

Племя имеет своего волхва (воспитатель), старейшину (помощник воспитателя) и вождя (командир отряда).

В каждом племени выбираются дружинники, ремесленники, летописцы, купцы, земледельцы.

Ежедневно на главной площади славянского городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн славян, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день.

Итоги подводятся на славянском сходе «Вечерняя Заря». На  «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов-коловратов за личные достижения отдельным детям. Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён.

Легенда смены:

Разбилось зеркало раздора, разлетелись осколки в разные стороны и поразили сердца некогда дружных и живших, как единое целое, народов: белорусов, украинцев, россиян, имевших в древности общее название – славяне. Глубоко в сердце застряли осколки, зародив в сердцах людей зависть, вражду и ненависть друг к другу. Забыли они про то,  что их когда-то объединяло, как они поддерживали друг друга в горе, как вместе радовались. Забыли, что «один в поле не воин». И повалились на их головы несчастья одно за другим. Не вынесли люди этого и обратились к древнейшему верховному божеству всех славян Роду с просьбой подсказать им, как же решить проблему.

 

Бог вечный, вседержитель Род!
Во всем, чему дано родиться,
С мгновенья первого живет
Твоя бессмертная частица!
Тобой одухотворено
Все, что живое от живого, -
И в землю павшее зерно,
И в сердце вспыхнувшее слово...
Твой дух летал в безвидной мгле
Над распростертою водою
Томясь о будущей земле
И небе с быстрою звездою...
Мгновенье минуло, - и вот
Ты в нас и с нами, и над нами:
`Природа`, `родина`, `народ` -
Все к Роду тянется корнями!

Бог вечный, вседержитель Род!
Что делать нам, скажи на милость

Ты научи, как избежать

То зло, что в душах поселилось

 

И он ответил им так:

Давно уж повелось из Киевской Руси,

Что жить славянам лучше в единеньи.

Кто б ни были они, кого ты ни спроси,

Всегда дружнее, если в окруженьи.

Но люди начисто забыли, такие слова, как «единение» и «дружба». Род понял, что так просто извлечь из их сердец осколки зеркала раздора не удастся, что славян учить жить в единении нужно заново. И он решил перенести их в те далёкие-далёкие времена, когда все они жили племенами, и эти племена дружили друг с другом.

 

И ответили славяне:

Стоит нам объединяться,

Чтоб сильнее, крепче стать,

И бессмысленно стараться:

Дружбы нашей не отнять.

 

Все славяне духом вместе,

Было так и будет ввек,

Схоже все: стихи и песни,

Дружбой счастлив человек.

 

В течение 15 дней славяне будут жить в прошлом, обретая заново всё то, что было утрачено.

А помогать им Род попросил Белбога – хранителя и подателя добра, удачи, справедливости, счастья.

Прослышал про это вечный противник Белбога – Чернобог, ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. И решил он помешать Белбогу прекратить бедствия славян.

Что же делать: нет такой силы среди божеств, чтобы остановить сего страшного духа, даже сам Род здесь бессилен!

И вспомнил Род, что только волхвы могут укротить его, и решил для каждого племени дать по волхву, чтобы помогали они славянам и не давали Чернобогу нанести им зло.

2 июля происходит импровизированное перемещение славянских племён в городище …(школа и пришкольная территория – место размещения лагеря).

Отряды-племена живут по принципам дружбы, добра, единения, за благие дела свои, получая отличительные вымпелы, зарабатывая в течение смены звание лучшего племени.

Органы управления:

  1. Поселение древних славян - лагерь
  2. Племена – отряды
  3. Князь – организатор воспитательной работы
  4. Волхв  - воспитатель
  5. Старейшина-  вожатый
  6. Вождь - командир отряда
  7. Дружинники, ремесленники, летописцы, купцы, земледельцы - дети
 

5.Механизм реализации программы

Основные принципы педагогического процесса:

 

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Гуманизма – построение всех отношений на основе уважения и доверия к

человеку, на стремлении привести его к успеху.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально- психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип совместной деятельности– именно совместная деятельность

формирует единство отряда, рождает традиции.

Вариативности– многообразие форм работы, отдыха и развлечений,

различные варианты технологии и содержания воспитания.

Толерантности– терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и

другим культурам, другому образу жизни;

Безопасности- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства.

 

Основные направления деятельности

Вся воспитательная деятельность в период лагерной смены будет иметь патриотическую направленность.  и осуществляться с учётом трёх видов деятельности:

Познавательной

Творческой

Деятельности, направленной на здоровый образ жизни

Познавательная деятельность  включает в себя следующие мероприятия:

1. Праздник открытия «Мы – славяне!» Запуск программы:

Театрализованное представление о том, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя. Праздник «Русские посиделки» (Знакомство с русскими национальными традициями)

2. Знакомство с календарно - бытовой культурой восточных славян через участие в календарных праздниках «Зелёные святки» («Троица»), «Цветок папоротника» («День Ивана Купалы»)

3. «Мир славянской игрушки». Знакомство с историей происхождения и значением славянских кукол-оберегов;

4. Мероприятие «Сказки племен»

Викторина на знание народных сказок.

5. «Славянский подиум» Распространение знаний о национальном костюме

6. Познавательные  беседы-пятиминутки в отрядах.

7. «Богатырская наша сила!» (викторина по русским былинам)

8. Итоговое мероприятие смены: игра «Что? Где? Когда?»

Творческая деятельность.

1. Конкурс рисунков на асфальте «Под небом славян»

2. «Мир славянской игрушки» (Изготовление кукол-оберегов)

3. «Наши руки не знают скуки!» (изготовление поделок из бросового материала с последующей выставкой)

4. «Славянский подиум» (изготовление и демонстрация моделей одежды славян из подручных средств)

Деятельность, направленная на здоровый образ жизни.

1. «Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян)

2. «Богатырские игры». (состязание мальчиков)

3. Отрядные мероприятия профилактической направленности

4. Ежедневная зарядка.

А так же по следующим направлениям:

 

Спортивно - оздоровительная работа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

          1. Провести витаминизацию питания детей.

2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • эстафеты и соревнования;
  • осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация пешеходных экскурсий в лес, на луг;
  • организация здорового питания детей.

 

Этапы реализации программы:

 Подготовительный этап - первый  этап, который  характеризуется подготовкой к сезону. Основные виды деятельности на данном этапе:

- разработка программы;

- подготовка школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- подготовка методического материала;

- отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

- презентация программы лагеря на педагогическом совете, родительском собрании.

  Организационный этап – второй этап смены короткий – 2-3 дня.

Основными видами  деятельности на этом этапе являются:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- изучение  уровня сформированности знаний славянской культуры

- изучение установок и отношения к здоровому образу жизни;

- формирование детских коллективов (отрядов);

- запуск игровой модели «Путешествие в мир славянской культуры»;

- знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря.

  Основной этап - на третьем этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по программе:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

  Заключительный этап - четвертый  является подведением итогов смены и летнего сезона:

- анализ  результатов работы, проделанной в рамках настоящей программы;

- обобщение результатов, внесение  в программу изменений  и внедрение  в  практику;

- выработка перспектив деятельности;

- анализ предложений детей, родителей, педагогов внесённых по дальнейшему развитию деятельности пришкольного лагеря;

- составление итоговой диагностики по аналитическому материалу.

 

План работы мероприятий смены

«Путешествие в мир славянской культуры»
 в оздоровительном лагере дневного пребывания детей.   

1 день

Переселение племен.

 Знакомство с легендой смены.

 Обустройство мест жительства племён

Подготовка к открытию лагеря.

2 день

Знакомство с соседними племенами

«Идем друг к другу на посиделки»

 Конкурс рисунков на асфальте «Под небом славян»

3 день

День всех славян. Праздник открытия «Мы – славяне!»

Запуск программы смены: Театрализованное представление.

Праздник «Русские посиделки»

4 день

Поклонение племен кормильцу - лесу.

«Зелёные святки»

Операция «Чистый лес».

Игра «По кочкам».

 

5 день

“Загадки племен”. 

Интеллектуальное игра.

Тропа испытаний.

Дискотека.

 

6 день

 «Мир славянской игрушки»

 «Изготовление кукол-оберегов»

 Мастер-классы по изготовлению русской утвари, украшений и оружия.

Акция «Самое чистое племя».

 

7 день

Русалий день

Игра «Цветок папоротника» (поиски клада).

Конкурс русалок.

 Практическое занятие «Оказание первой помощи на воде». (Беседа с медработником).

Экологический десант на водоёмы .

Минутки здоровья «Советы доктора Воды»

 

8 день

 «Славянские забавы»

Разучивание подвижных народных игр славян

Игра – соревнование «Лучшая игра племени»

 

9 день

 Сказки племен”.

Викторина на знание сказок

Игра-путешествие “Путешествие в сказку”.

Танцевально-развлекательная программа  «Танцы племен».

 

10 день

«Мудрецы племен»

Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», на знание славянской культуры Древней Руси

 

11 день

«Битва племен»

Спортивно-развлекательная программа.

Трудовой десант.

Игра «Назови слово».

Дискотека.

12 день

«Славянский подиум»

Демонстрация моделей одежды славян, изготовленной из подручных средств

Аукцион «Одежда славян»

13 день

«Богатырская наша сила- сила духа и сила воли»

«Богатырская наша сила!» (викторина по русским былинам)

«Богатырские игры». Спортивная  программа

14 день

 «Дорога в стольный Киев-град».

Игра-путешествие по истории Древней Руси

Квест «Дойдем до Киева»

 

15 день

«Славянская ярмарка»

 Праздничное костюмированное мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.

Подведение итогов. Анкетирование. Письмо – пожелание детям лагерной смены - 2018.

Награждение победителей.

Закрытие лагеря.

 

  1. Ресурсное обеспечение программы

 

Кадровое обеспечение программы.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:                 

Начальник смены – обеспечивает функционирование лагеря

Организатор воспитательной работы  – организует обще лагерные мероприятия в соответствии с планом-сеткой, составленным на смену

Воспитатели  из расчета:  2 воспитателя на 25 человек – организуют работу отрядов

Вожатые – из числа старшеклассников

Учитель физкультуры– организуют спортивно-оздоровительную работу

Медицинский работник

Завхоз – обеспечивает организацию питания и соблюдения санитарно-гигиенических норм

Повар школьной столовой – обеспечивает трёхразовое питание

Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы

 

Перед началом работы лагеря проходят установочные семинары для воспитателей и отрядных вожатых.

 

Материально–техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение предполагает эффективное использование учебных кабинетов для занятий и творческих мастерских, актового зала, танцевального зала, спортивного зала и спортивной площадки территории учреждения.

Важнейшую роль играет обеспечение:

Расходные  материалами (канцелярия, материалы для художественной и других видов творческой деятельности, сувениры);

Спортивный  инвентарь  (настольные игры, наборы шахмат и шашек, мячи, скакалки, обручи и др.);

Музыкальное оборудование  (музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, диски);

Медиатека  (компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат);

Литература  (библиотечный фонд).

Финансовое обеспечение

Проект реализован за счёт областного, муниципального бюджета и средств родителей.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение включает:

- разработку и реализацию программы;

- разработку психолого-педагогического сопровождения деятельности детского коллектива;

- разработку и подбор, оформление информационных, наглядных пособий и других материалов;

- подбор методической литературы в соответствии с программой смены;

- подбор и подготовку реквизита и других средств для проведения программных мероприятий;

- диагностический инструментарий;

- организация методической выставки для педагогов «Здравствуй, лето!»;

- подбор видеотеки; фонотеки;

- разработка и реализация программ творческих мастерских;

- банк сценарных разработок.

 

  1. Ожидаемые результаты и критерии оценки

 

  • повышение уровня этнокультурной компетентности (критерии оценки –викторины, итоговое мероприятие – игра «Что? Где? Когда?»
  • эмоциональная разгрузка и снятие напряжения после учебного года (критерии оценки – анкета «Изучение удовлетворённости подростков работой лагеря», «Экран настроения).
  • развитие творческих талантов детей и повышение творческой активности каждого ребенка (критерии оценки – участие в концертах и творческих конкурсах, выставки творческих работ);
  • творческое, духовное, интеллектуальное обогащение, физическое совершенствование

 

Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя:

 

- сохранение и укрепление здоровья детей (медицинское обследование)

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- степень удовлетворѐнности детей жизнью в лагере;

- динамика развития творческих способностей детей и подростков;

- уровень общей и специальной физической подготовки. (приложение1)

 

 Факторы риска и меры их профилактики
 

Возможные факторы риска

Меры их профилактики

 

Факторы окружающей среды: плохая погода, дождь;

 

жара, палящее солнце;

 

клещевая опасность

Заменить мероприятием без выхода на улицу

Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять  длительное время, находится на открытом солнце

Не планировать походов и выездов в лес.

Не желание детей принимать участие в мероприятиях

Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя,  Выяснить интересы детей и в соответствии с ними включить в план мероприятия, которые им интересны.

Нарушение правил дорожного движения

Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТТ.

Травмы и ушибы.

Предупреждение и профилактика.

Проведение инструктажей

Кишечные инфекции.

Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.

Профилактические беседы воспитателем.

 

 Список литературы:

 

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.В., Кипарис – 2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М: Педагогическое общество России, 2002.

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. – М: ВАКО, 2007.

4. Марфина С. В. Летний лагерь от А до Я – Ярославль: Академия развития, 2007

5. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

6. Агапова И. А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.  Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах – Учитель, 2008.

7. Агапова И. А., Давыдова М. А. Фольклорные праздники в школе. Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах – Учитель, 2012.

8. Вера Пашнина Жили-были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах – АСТ, 2007

9. Наталья Жирнова Гуляй да веселись! Лучшие фольклорные праздники и театрализованные программы для больших и маленьких – АСТ, 2008

 

Приложение 1

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОДРОСТКА РАБОТОЙ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале (обвести кружком цифру):

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в лагерь с радостью.

    4        3        2         1       0

2. В пришкольном лагере у меня обычно хорошее настроение.
           4        3        2         1       0

3. У нас хороший воспитатель.
           4        3        2         1       0

4. К нашим  воспитателям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.
           4        3        2         1       0

5. У меня есть любимый педагог в лагере.
           4        3        2         1       0

6. В лагере я могу всегда свободно показать свои возможности.
           4        3        2         1       0

7. Я считаю, что в нашем пришкольном лагере созданы все условия для   развития моих   способностей.

     4        3        2         1       0

8. У меня есть любимые лагерные мероприятия.

     4        3        2         1       0

9. Я считаю, что в лагере очень весело и интересно.

     4        3        2         1       0

10. Когда смена закончится, я буду скучать по лагерю.

           4        3        2         1       0
   

 

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:
        4 – совершенно согласен;
        3 – согласен;
        2 – трудно сказать;
        1 – не согласен;
        0 – совершенно не согласен.

1. Лагерь, который посещает наш ребенок, полностью устраивает нас.

       4        3        2         1       0

2. В пришкольном лагере наш ребенок чувствует себя комфортно.

      4        3        2         1       0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

     4        3        2         1       0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.

      4      3         2         1       0

5. В отряде, в  котором находится наш ребенок, хороший воспитатель.

       4       3        2        1       0

6. Достижения нашего ребенка достойно оцениваются.

       4       3       2        1       0

7. Наш ребенок имеет возможность проявлять свои способности.

       4       3        2        1      0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

       4       3        2        1       0

9. В лагере проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

       4       3        2        1       0

10. В лагере наш ребёнок имеет возможность заниматься спортом.

       4       3        2        1       0
11. Пришкольный лагерь способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

     4       3        2        1        0

12. Педагоги, работающие в лагере, создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

      4       3        2         1       0

Методика обработки анкет:
1. Высчитывается средний балл удовлетворённости каждого участника.

2. Полученные результаты плюсуются, и их сумма делится на количество участников анкетирования. Получаем показатель удовлетворённости – У.
       Если У≤ 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности

       Если У≥ 3, то это свидетельствует о  высокой степени удовлетворенности

      Если У>2, но<3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОДРОСТКА РАБОТОЙ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в лагерь с радостью.

    4        3        2         1       0

2. В пришкольном лагере у меня обычно хорошее настроение.
           4        3        2         1       0

3. У нас хороший воспитатель.
           4        3        2         1       0

4. К нашим  воспитателям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.
           4        3        2         1       0

5. У меня есть любимый педагог в лагере.
           4        3        2         1       0

6. В лагере я могу всегда свободно показать свои возможности.
           4        3        2         1       0

7. Я считаю, что в нашем пришкольном лагере созданы все условия для   развития моих   способностей.

     4        3        2         1       0

8. У меня есть любимые лагерные мероприятия.

     4        3        2         1       0

9. Я считаю, что в лагере очень весело и интересно.

     4        3        2         1       0

10. Когда смена закончится, я буду скучать по лагерю.

           4        3        2         1       0


ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения.

  4 – совершенно согласен;
        3 – согласен;
        2 – трудно сказать;
        1 – не согласен;
        0 – совершенно не согласен.

1. Лагерь, который посещает наш ребенок, полностью устраивает нас.

       4        3        2         1       0

2. В пришкольном лагере наш ребенок чувствует себя комфортно.

      4        3        2         1       0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

     4        3        2         1       0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.

      4      3         2         1       0

5. В отряде, в  котором находится наш ребенок, хороший воспитатель.

       4       3        2        1       0

6. Достижения нашего ребенка достойно оцениваются.

       4       3       2        1       0

7. Наш ребенок имеет возможность проявлять свои способности.

       4       3        2        1      0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

       4       3        2        1       0

9. В лагере проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

       4       3        2        1       0

10. В лагере наш ребёнок имеет возможность заниматься спортом.

       4       3        2        1       0
11. Пришкольный лагерь способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

     4       3        2        1        0

12. Педагоги, работающие в лагере, создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

      4       3        2         1       0

 

 

КАРТА НАСТРОЕНИЯ    _________________________________(ИМЯ)

 

 

 

3

 

 

10

 

 

18

 

 

 

4

 

 

11

 

 

20

 

 

 

6

 

 

13

 

 

21

 

 

 

7

 

 

14

 

 

22

 

 

 

8

 

 

15

 

 

23

 

 

 

9

 

 

17

 

 

24

 

 

ДОРОГОЙ ДРУГ! Каждый день - это что-то необычное, пусть эта карта сейчас помогает тебе разбираться в том, что происходит в тебе и вокруг, ну, а потом она напомнит о прошедшем.

Левый квадрат - это твое настроение сегодня, как ты его оценишь?

  • красный- всё отлично;
  • жёлтый - хорошо, нормально;
  • зелёный – «тоска зелёная», плохо.

Правый квадрат - это то, что повлияло на твое настроение (поставить соответствующую цифру):

  1. состояние здоровья;
  2. настроение, вынесенное из дома;
  3. отрядные дела;
  4. общее дело;
  5. отношения с детьми;
  6. отношения со взрослыми;
  7. успехи, неудачи;
  8. отсутствие нового;
  9. отсутствие свободы;
  10. усталость;
  11. хорошее или плохое питание;
  12. что-то еще;
  13. очень личное;
  14. погода.

 

Анкета психологический климат в лагере

Уважаемые ребята! В целях изучения психологического климата в нашем лагере просим вас ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий ваше мнение.
 

вопросы

ответы

1. С каким настроением ты обычно идешь в лагерь?

1) всегда с хорошим настроением

2) с хорошим чаще, чем с плохим

3) с равнодушием

4) с плохим чаще, чем с хорошим

5) всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли тебе ребята, которые посещают вместе с тобой лагерь?

1) да, нравятся

2) многие нравятся, некоторые нет

3) безразличны

4) некоторые нравятся, но некоторые нет

5) никто не нравится

3. Бывает ли у вас желание не посещать летний лагерь?

1) никогда не бывает

2) редко бывает

3) мне все равно

4) часто бывает

5) думаю об этом постоянно

4. Устраивает ли тебя режим дня, игры, конкурсы, мероприятия в лагере?

1) вполне доволен

2) скорее доволен, чем недоволен

3) безразлично

4) скорее недоволен, чем доволен

5) совершенно доволен

5. Как по твоему мнению, к тебе относятся воспитатели?

1) очень хорошо

2) хорошо

3) безразлично

4) скорее недоволен

5) очень плохо

6. В какой форме к тебе чаще обращаются воспитатели?

1) убеждают, советуют, вежливо просят

2) чаще в вежливой форме, иногда грубо

3) мне это безразлично

4) чаще в грубой форме, иногда вежливо

5) в грубой форме, унижающей достоинство

 

 
Анкета для изучения этнокультурной компетентности учащихся

ФИО________________________________________________Класс____________
 

  1. Какие малые жанры народного фольклора ты знаешь?

___________________________________________________________________

 

  1. Какие славянские праздники ты знаешь?

___________________________________________________________________

 

  1. Знаешь ли ты народные песни? Какие? Напиши названия.

___________________________________________________________________

 

  1. Какие традиции восточных славян используются в нашей жизни? В твоей семье?

___________________________________________________________________

 

  1. Как ты думаешь, нужно ли в нашей жизни соблюдать обычаи и традиции, переданные нам из поколений в поколения? Почему?

___________________________________________________________________

 

  1. Какие пословицы ты знаешь?

___________________________________________________________________

 

  1. Как ты думаешь, что отразил в пословицах русский народ?

___________________________________________________________________

 

  1. Во что верили славяне?

___________________________________________________________________

 

  1. Во что одевались наши предки?

___________________________________________________________________

 

  1. В каких домах жили?

     ___________________________________________________________________

 

                                           

Анкета «Патриотизм».

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

 

_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

 

2. Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если “да”, то в каких ситуациях ___________

 

а) Умение ценить настоящую дружбу;

б) Готовность помочь другу в трудную минуту;

в) Взаимопонимание;

г) Честность, порядочность, принципиальность;

д) Приятная внешность;

е) Хорошие манеры;

ж) Умение модно одеваться;

з) Сила воли;

и) Смелость;

к) Решительность;

л) Интерес к литературе, искусству, музыке;

м) Интерес к политике;

н) Наличие модных вещей, дисков и т. п.;

о) Наличие денег на всякие расходы;

п) Способности.

 

3. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

 

а) Нет желания;

б) Нет возможности;

в) Считаю это не нужным.

 

4) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В

 чём это проявляется? ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Назовите авторов современного российского гимна:

 Автор музыки _________________________________

 Автор слов _____________________________________

6) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?

 

а) Рюрик и все

б) 1-2 князя

в) Пару тройку знаю

г) Многих знаю

д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси

 

7) Считаете ли вы себя патриотом?

 

а) Да;

б) Нет;

в) Частично;

г) Не знаю.


 

Пояснение к анкете:

1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания  понятия «патриотизм».

2) Второй вопрос помогает выяснить нравственные ценности школьника и его окружения.

3) Третий вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».

4) Четвертый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности ребёнка.

5) Пятый вопрос позволяет выявить уровень гражданственности.

6) Шестой вопрос дает нам представление об уровне знания школьников ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.

7) Седьмой вопрос – вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему(ей) развивать в себе концепцию «я-патриот».



Приложение 2.

Кричалка

Старший вожатый: Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Русичи, древляне, вятичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все. Мы - славяне!

Приветствие:

Старший вожатый: «Здравы будьте, славяне!»

Ответ: «Здрав будь!»

                                 "Гимн славян"

Велика ты, Матушка Земля, озаряют мир твои дубравы,

колосом пшеничные поля, ароматом пенистые травы,

Припев: Славяне, славяне, нас объединяет Русь святая

Славяне, славяне, мы вместе будем вечно на земле

 

Припев:

Оросили слезы Беларусь, Украину слезы оросили

Кто так страшно предал наш союз

Стонут, плачут звоны по России

 

Наши деды прожили не зря,

Словно храм Державу укрепили.

Воссияй, славянская земля,

Собери порушенные силы.

Припев:

 

Ты поверь в нас, Матушка Земля,

К миру призывают нас славяне.

Чтобы жизнью полнились поля,

С нами Бог и верные друзья.

Припев: