Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина
МАОУ «Гимназия№2» г. Стерлитамак РБ
Путешествие в мир сказок А.С. Пушкина
Внеклассное мероприятие по литературе
Червякова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Цели и задачи внеклассного мероприятия: развивать интерес к литературному чтению, творческому мышлению; вызвать познавательный интерес к творчеству Пушкина; воспитывать эстетический вкус, творческую активность и фантазию.
Данное мероприятие используют на уроках литературы в 5 – 6 классах. В путешествии участвуют 2 команды, которые соревнуются между собой.
Формы реализации: использовались образовательные технологии
личностно-ориентированная, системно-деятельностная, информационно-коммуникативная, игровая; дифференцированный подход, создание ситуации успеха, групповая технология, рефлексия.
Применяемые методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход мероприятия
Ведущая. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок А.С.Пушкина
Пушкин Александр Сергеевич – русский поэт, прозаик, драматург. А.С. Он родился в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода. Александр Сергеевич любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна.
Сказка – один из любимых жанров А.С.Пушкина. Даже в его повестях, романах и поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г.
Вы, конечно, любите сказки Пушкина? Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (5 и 1 поэму сказку). Назовите эти сказки. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде».)
Сегодня мы с вами, пройдем, несколько станций.
1 станция - «Сказка, откройся!»
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Ведущая. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...» Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...
Ведущая: Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:
- «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
- «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка об ученом коте»: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.
Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.
2 станция – «Выставка рисунков»
Ребята, на стенде вы видите иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Определите из каких сказок данные рисунки.
3 станция – «Рыбалка»
Ребята, в нашем озере плавают рыбки. На оборотной стороне рыбок написан вопрос, на который вы должны ответить, для этого вам нужно хорошо знать сказки А.С. Пушкина.
- Сколько лет жили вместе старик со старухой? (Тридцать лет и три года)
- Сколько богатырей было в сказке? (Семь)
- За какую плату нанялся на работу Балда? (Щелчок)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)
- Зачем Балде нужно было мутить воду? (Чтобы вывести черта)
- Где Королевич Елисей нашел мертвую Царевну? (В пещере)
- Как назывался остров, где жил князь Гвидон с царицей? (Буян)
- Кого спас князь Гвидон на море от злого коршуна? (Лебедь)
- Чем отравила царевну чернавка? (Яблоко)
- В кого превратился князь Гвидон, чтобы попасть на корабль. (Комар)
4 станция – «Телеграмма»
Пока мы с вами, ребята, искали пару, нам принесли телеграммы. Их отправили нам сказочные персонажи. Давайте им поможем. Но сначала мы должны узнать из какой сказки эта телеграмма.
- Старое корыто прохудилось - пришлите новое. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Помогите. В хозяйстве нужны работники. Оплата – 1 щелчок. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Приезжайте в салон колдовства, магии… Превращаю в комара, продаю золотые орешки, царевну с луной на лбу. («Сказка о царе Салтане»)
- Потеряли сестру, помогите найти. Тридцать три богатыря. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
- Купил золотого петушка. Пусть царь заберет. («Сказка о золотом петушке»)
- Дуб есть, золотую цепь купил, хочу говорящего кота. («Сказка об ученом коте»)
5 станция - «Ура! Мультфильмы!»
Просмотр мультфильма. (За это время жюри оценивает рисунки, подводит итоги, подписывает грамоты.)
6 станция - «Награждение»
Ведущая: Команды показали свои знания. Молодцы! А. С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще раз перелистать страницы пушкинских сказок. А теперь награждение. Всем спасибо!
Вам понравилось, мы знаем,
Все играли от души.
Спасибо всем сидящим в зале
За то, что к нам сюда пришли.
Сказки Пушкина все мы читали
И героев всех знаем давно.
Очень жаль расставаться нам с вами,
Помнить нам их всегда суждено.
Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот.
Обращаясь к народной сказке, Пушкин нашел свой собственный метод работы с нею. Создавая сказку, он свободно выбирал сюжет, детали, мотивы из разных источников – русских и иностранных.
Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки.
Материально- техническое обеспечение: О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», «Сказки А. С. Пушкина», выставка творческих работ и рисунков детей, фишки (для оценивания), мультимедийная доска, запись отрывка из мультфильма по сказкам А. С. Пушкина, медали и грамоты для участников и победителей.
Перечень использованной литературы
1.«Благослови, поэт!»: антология поэзии пушкинской поры. Книга 1/ Прим. Вл. Муравьёва. - М.: Вече, 2003. - 432 с.
2.Зубарева Е.Е. Детская литература. Детская литература. - М.: Просвещение, 2005. - 346 с.
3.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина - М.: Просвещение, 1989. - 346 с.
4.Маршак, С. О сказках Пушкина / Маршак С. Соч. в 4-х т. - Е.1. С. 344-356.
5.Пушкин, А.С. Сказки. Стихотворения. Поэмы. [Текст]/ А. С. Пушкин. – М.: ЭКСМО, 2015.- 256 с.