"Путешествие в лес"
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 33»
«Путешествие в лес»
автор:
Жильцова
Евгения Владимировна
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:
«Путешествие в лес».
Цель: Углубление и совершенствование знаний детей о лесном сообществе в национальном парке «Таганай».
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к лесному сообществу;
-воспитывать отзывчивость, любовь к природе.
Развивающие:
- развивать память, мышление, диалогическую речь;
-развивать наглядно-образное мышление, умение делать вывод, умение работать в коллективе, взаимодействовать;
Образовательные:
- формировать умение различать и узнавать жителей леса;
-закрепить правила поведения в лесу;
- формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения.
Предварительная работа:
-чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе и его обитателях;
-заучивание пословиц и поговорок о лесе;
-наблюдение за природой;
-знакомство с картой национального парка «Таганай».
Материалы и оборудование: маршрут путешествия, стихи, загадки, обручи, карточки с правилами поведения, листы для групповой работы с заданиями, карандаши, пластилин, картон, бросовой материал для костюма, призы.
Ход путешествия:
- Организационный момент (все сидят на ковре)
В круг широкий вижу я встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево,
В центре круга соберемся и обратно все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и на стульчики пойдем.
2Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А куда именно, нам подскажет загадка.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
- Ребята, правильно, молодцы . А скажите в какой «зелёный дом» мы отправимся? Правильно, в лес, и именно в наш лес в национальном парке Таганай.
3. 1 этап - Лесные загадки»
Послушайте, как звучит лес (звукозапись « Шум леса», на экране картинки леса), (в группу входит Лесовик).
Лесовик: Здравствуйте люди добрые, мое Вам почтение и уважение. По лесам я хожу, за порядком слежу. А лесов-то в Челябинской области видимо-невидимо, каждому дереву слово ласковое скажу: «Здравствуйте ели высокие, здравствуйте березки белоствольные!». Вот и в вашем лесу на Таганае побывал, много повидал, пофотографировал.
Устал, посижу, да загадки вам позагадываю.
(дети достает из корзинки Лесовика фотографии с изображением деревьев, животных)
1.Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьёт,
а в иголках круглый год (ель)
2.Клейкие почки,
Зелёные листочки,
с белой корой
стоит под горой. (береза)
3.И высок я, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
4.Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой? (медведь)
5.Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, ягнят, телят ищет.?(волк)
6.Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.(заяц)
7.Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щёлк - пощёлк. (белка)
8.Ползун ползет, иголки везет.(еж)
Воспитатель:
-Ребята, о ком были загадки? (О животных, деревьях).
-Кто встречал их в нашем лесу?
-Давайте рассмотрим картинки на с.63 рабочей тетради « Я-Златоустовец!»
Воспитатель: Лесовик, а отгадаешь загадки, которые тебе дети загадают? (воспитатель раздает детям карточки с картинками, дети придумывают загадки про мышь, лису, сову)
Воспитатель: Всякая травка растет в лесу. Есть травка полезная, есть травка лечебная.
Лесовик: Ребята, травы – то лечебные. А вот как их применять:
Вспомните, почему их так назвали: подорожник, чистотел, медуница?
Дети: Путника друг – подорожник, Скромный невзрачный листок, Ты на порезанный палец зелёной заплаткою лёг.
Дети: Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара
и душиста и сладка. От простуды излечиться вам поможет медуница.
В лес пойдете, не забудьте Медунице поклониться.
4. 2 этап этап – « Поиграй-ка!»
Физминутка:
1.Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
2.Игра «Где, чей дом?»
На ковре лежат нарисованные обручи с надписями: небо, лес, река. Лесовик называет разных животных, а дети должны встать в круг, который является местом обитания названного обитателя.
5. 3 этап - Конкурс знатоков. ( Работа по группам).
- А теперь каждая группа будет выполнять свое задание. Затем мы подведем итоги. (Группам даются задания на листочках, можно использовать с.59-60 рабочей тетради « Я-Златоустовец!».
1 группа 1. Найдите знакомые вам деревья. 2. Сколько разных видов деревьев вы нашли? Назовите и покажите их.
|
2 группа 1.Определите, какие деревья (лиственные или хвойные) растут в нашем лесу. Найдите ель. Как вы ее узнали? Какой у нее ствол? Какие листочки?
|
1Из картинок выбрать лист дуба. 2.Как называются плоды дуба. 3.Какие жители леса любят лакомиться плодами дуба? 4. Нарисовать, что делают из дуба. |
1. Определите где хвоя ели, сосны. 2.Для чего используют хвоинки сосны? 3.Кому служат кормам семена ели? 4.Из пластилина вылепить хвоинки ели, сосны, лиственница.
|
|
6. 4 этап - « Зеленый патруль»
- Дети рассказывают о правилах поведения в лесу, о том, что можно и чего нельзя делать в лесу. (Воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лесу)
-Давайте поиграем в игру:
« Это я , это я , это все мои друзья!»(слушаем внимательно и отвечаем на вопрос-Я или НЕ Я)
Кто природу уважает, весной деревца сажает?
Кто любитель отдыхать и полянку засорять?
Кто желает помогать, деревца, кусты ломать?
Кто в любую непогоду любит матушку- природу?
Кто конфеты обожает, фантики везде кидает?
-Дети: Любите природу! Храните природу!
Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
7. 5 этап – «Фантазёры»
Лесовику понравилось у нас в гостях, но все -таки он немного загрустил, давайте его развеселим и придумаем ему новый наряд.
Каждая группа должна придумать наряд для Лесовичка, нарядить одного воспитанника из подручных средств.
(Лесовик благодарит детей, дарит им гостинец из леса-шоколадные шишечки).
8. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, куда вы сегодня с вами ходили? Вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?
Список использованной литературы:
1. Дзюба П. П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада». Ростов-на-Дону: Феникс. 2008 г.
2. Иванова А. И. «Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». М.: Сфера – 2009 г.
3. Лучич М. В. «Детям о природе» – М., 1973 г.
4. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада». М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.
5. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду». Программа и конспекты занятий. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001 г.
6. Токарев А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.
7. Шарыгина Т. А. «Какие звери в лесу». М.: Гном и Д – 2003 г.
8.Я -златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие /
Администрация ЗГО; МКУ Управления образования ЗГО.- Златоуст, 2013г.76с.