Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Путешествие по Васнецовскому залу

Занятие – путешествие.

Тема занятия: «Путешествие по Васнецовскому залу».

Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством русского художника Виктора Васнецова.

Задачи:

  • содействовать развитию устной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей;
  • воспитание и развитие патриотических чувств, уважительного отношения к культуре России;
  • показать детям красоту родной земли через музыку, поэзию, живопись;
  • формирование интереса к живописи как средству выражения собственных мыслей и чувств;
  • формирование навыков по изготовлению сувениров – оберегов из бересты;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие умений взаимодействовать в группе.

Оборудование: репродукции картин В. Васнецова, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация, береста.

Реквизит:  русские народные костюмы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент  (1 мин)
  2. Актуализация знаний  (1 мин)
  3. Формулирование проблемы  (3 мин)
  4. Знакомство с картинами В. Васнецова (открытие новых знаний).
  • Восприятие и анализ картины «Богатыри» (5 мин)
  • Динамическая пауза (1 мин)
  • Восприятие и анализ картины « Алёнушка» (5 мин)
  1. Практическая часть.
  • Плетение из бересты (20 мин)
  • Динамическая пауза (2 мин)
  1. Проверим себя (применение новых знаний)  (4 мин)
  2. Итог урока (2 мин)
  3. Домашнее задание (1 мин)

 

1.Организационный момент.  

Звучит классическая музыка для создания эмоционального настроя. На доске и стендах – репродукции картин В. Васнецова. Дети рассаживаются по группам.

2. Актуализация знаний.

-Как называется учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства? Музей

-Как называется профессия человека, который занимается проведением тематических экскурсий в музеях? Экскурсовод

-Сегодня у нас необычный урок: ребята выступят в роли экскурсоводов. Но для этого нам с вами нужно отправиться в музей, который находится в Москве. Основал его Павел Михайлович Третьяков. Как называется этот музей?  Третьяковская галерея

3. Формулирование проблемы.

-Ребята, сегодня вы будете экскурсоводами, а мне хотелось бы попробовать себя в роли журналиста. У меня и микрофон есть.

-А вот и первое задание.  Придумайте название детского журнала, в редакции которого я работаю.

Итак, с названием мы определились. Ребята, я пишу статью для своего журнала. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

-В Третьяковской галерее есть Васнецовский зал. Почему он так называется?

-Кто такой Виктор Васнецов?

-Кто изображён на картине  «Богатыри?»

-Какого цвета конь у Добрыни?

-Знакома ли вам картина «Царевна-лягушка»? Кто изображён на этой картине?

-Как называется картина, на которой изображена девочка около пруда?

На все ли вопросы мы сумели ответить? Попробуем сформулировать проблему урока.

Какие картины написал Виктор Васнецов?

-Эти картины находятся в Васнецовском зале. Сформулируем тему  урока.

 Путешествие по Васнецовскому залу. (Слайд 1)

Цель нашего урока?

Познакомиться с творчеством Виктора Васнецова.

-Виктор Васнецов написал  много   картин. Сможем ли мы познакомиться с ними за один урок? Мы разделились на 2 группы. Каждая группа готова представить одну картину Васнецова.

4. Знакомство с картинами  В. Васнецова (открытие новых знаний).

1 группа представляет картину «Богатыри».

Этап подготовки к восприятию картины.

 Ученик   (В русском народном костюме)

- Ой вы гой еси добры молодцы  да молодушки. Собрались мы здесь не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. А вы послушайте моё сказание, историю интересную, про картину одну известную.

«В этом ковше вода всех рек, всех озёр матушки – Руси. Выпей остаточек. В остаточке всей земли роса с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей…» -

К кому обращаются калики – перехожие?

 К Илье Муромцу, просидевшему до того тридцать лет в неподвижности.

Обещают калики – перехожие, что станет Илья богатырём, когда выпьет росу, и напутствуют его такими словами: «Защищай вдов, сирот, малых деточек». Отец по – своему благословляет  Илью: « Не забывай, что ты роду чёрного, крестьянского, зря крови не лей людской, не слези матерей».

Набравшись силы и мудрости, отправляется Илья защищать Родину. Вместе с другими воинами стоит он на богатырской заставе. Опасность приближается справа, и туда направлено всё внимание заставы.

Слайд 2.

Картина «Богатыри».

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильёй словно лютый зверь,

А сам на коне, как ясный сокол!

Анализ картины.

Слайд 3.

Ученик 2.

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Илья прост и могуч, смел и сдержан. Прикрыв глаза рукой, направил свой внимательный, напряжённый взор в сторону врага и повернул копьё.

-Что защищает мощное тело богатыря?

 Крепкая стальная кольчуга и металлический щит.

Могучая рука в рукавице легко держит тяжёлую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса и, как говорится в былине, - «Как махнет ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек».

-Какой конь у Ильи?

 Вороной конь Ильи тяжёл и могуч. Стоит, точно  в землю врос. Изгибает круто шею, косит огненным глазом. Гривой потряхивает.

Слайд 4.

Ученик 3.

А и был на заставе Добрыня Никитич млад.

И пошёл его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холмы перемахивать.

Иной тип богатыря – Добрыня Никитич.

-Что в нём показал художник?

  Предусмотрительность. В то время как Илья, пока только вглядывается  вдаль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Острый взгляд устремлён в сторону опасности.

Слайд 5.

Ученик 4.

А и был там Алёша Попович млад,

Что из красна города из Ростова.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Густые брови, светлые кудри, выразительные глаза. Широкие  молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.

-Как  в позе Алёши выражена готовность первым ринуться навстречу врагу?

Он уже и стрелу положил на лук, а другой рукой  держит плётку, чтобы мигом подстегнуть коня.

  На картине Алёша дан молодым красавцем, он – ловкий, находчивый  и всегда готовый на выдумки певец и гусляр – богатырь. С гуслями не расстаётся, они у него привязаны к седлу.

 Конь Алёши лёгок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. А его гнедая масть, как и тёмно-красная одежда Алёши, подчёркивает горячий темперамент молодого богатыря.

-Что на картине указывает, что богатыри стоят на родной земле?

 Маленькие сосенки и ёлочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину.

Вот она – богатырская застава: мимо неё ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит! Так и говорится в былине: раз пробегал  мимо горностайка, да и тот шубу свою оставил, пролетел сокол, перо выронил.

Динамическая пауза.

Сокол пёрышко выронил, а мы с помощью пёрышка проверим вашу силу духа. Дуйте на пёрышко так, чтобы не упало оно на землю.

Работа в группах.

-Вы познакомились с картиной Васнецова «Богатыри». А какое название для этой картины предложили бы вы?

2 группа  представляет картину «Алёнушка».

Этап подготовки к восприятию картины.

Девочки исполняют русскую народную песню «Лети пёрышко». На экране появляется картина «Алёнушка».

Слайд 6.

Ученик 1.

Нравится художнику это певучее русское имя. Напоминает грустную сказку про двух сирот-Алёнушку и её братца Иванушку. Является ли картина «Алёнушка» иллюстрацией к данной сказке?

Анализ картины.

Алёнушка – одинокая сиротка, сидит на камне около тёмной воды, печально задумавшись о своей горькой судьбе. Какое отчаяние в позе девочки, примостившейся на сером камне – валуне! Загрубевшие от работы руки устало сцеплены. Волосы растрепались. Ноги измучены долгой ходьбой, глаза широко раскрыты, сарафан изодран. Прибежала к тёмному пруду –одна со своим горем. Как вы думаете, о чём задумалась девочка?

Вся картина выражает любовь и сострадание к несчастной сиротке. Такую бедняжку – девочку, одетую в чужое не по росту платье, с неубранными волосами, босую во время холодов, можно было часто увидеть в былое время.

Работа в группах.

 Найдите нужные слова, чтобы поддержать её. Доброе слово человеку – как дождь в засуху.

Издавна на Руси изготавливали обереги из бересты, так как её считали целительной,  дающей энергию и охраняющей от тяжёлых мыслей, уныния. (Приложение 1)

 Ребята, предлагаю вам сплести для Алёнушки ободок из бересты, или очелье, надеваемый на голову.

5. Практическая часть (плетение из бересты).

 Перед вами схема плетения ободка. (Приложение 2)

 Вам знакома работа с такими схемами. Обсудите её в группе и приступайте к плетению. (Готовые полоски бересты выданы каждому ребёнку)

А теперь представим Алёнушку в таком ободке. Плохие мысли исчезают, девочка улыбается и приглашает нас поиграть в старинную игру «Ручеёк».  Раньше эта игра символизировала таянье снега, приход весны.

Динамическая пауза (игра «Ручеёк»)

6. Проверим себя (применение новых знаний).

Вы познакомились с картинами В. Васнецова. Теперь вы знаете их содержание, композицию, детали. Каждой группе предлагаю собрать  репродукции данных картин из пазлов.

7. Итог урока.

(открываем запись на доске)

В детстве все дети рисуют. Но художником станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый.

 Как вы думаете, получилось ли нам  стать сегодня зрителями этих двух удивительных картин.

Если вы побываете в Третьяковской галерее, у какой картины вам захочется постоять подольше?

Домашнее задание (по желанию)

Узнайте названия следующих картин В .Васнецова. Слайд 7,8

Спасибо за внимание.  Слайд 9.

 

 

 

Список литературы и интернет-источников.

  1. Манин В.С. Шедевры русской живописи. М.: Белый город,2000.
  2. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр. М.: Просвещение
  3.  Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. – ОАО Издательско-        полиграфическое предприятие «Правда Севера», -2006. – 411с.:ил.
  4.  Махнюк В.Г. Береста: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС

КНИГА. – 168 с.: ил.

  1. http://art-assorty.ru/345-vasnecov.html
  2. http://art19.info/vasnetsov/biography.html
  3. http://www.severberesta.ru/
  4. http://www.kefa.ru/article/oloze/History_beresta
  5. http://dreamworlds.ru/intersnosti/9315-slavjanskaja-mifologija.-beregini..html