Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Лирика. Методические материалы. Конспект урока литературы в 6 классе.

МБОУ «Школа № 34» Московского района г.Казани

 

А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Методические материалы. Конспект урока литературы в 6 классе.

 

Шамукова Ляйсан Фаргатовна

учитель русского языка и литературы

 

Цель урока: познакомить с лицейским периодом в жизни А.С. Пушкина, периодом южной ссылки, продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения. Уметь находить художественно-выразительные средства.
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе.
Метапредметные:
Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина,  компьютер, проектор, учебники-хрестоматии для 6 класса, тетради, иллюстративно-демонстрационный материал к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, анализ стихотворения.
 
Ход урока.
  1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению произведений русских писателей 19 века. Начнем знакомство с творчеством писателей 19 века со стихотворений А.С. Пушкина.
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина;
2.  Расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С. Пушкина, его жизни;
3. Развивать навыки анализа стихотворного текста.
    II. Беседа.
Ребята, в Казани есть места, связанные с именем А.С. Пушкина.
Да. Памятник, улица.
Что вы помните о детстве А.С. Пушкина?
Родился в Москве. В семье все увлекались литературой, поэзией, музыкой. Большую роль в воспитании А.С. Пушкина сыграла его няня - Арина Родионовна.
Какие произведения Пушкина вы изучали в 5-м классе, какие стихотворения учили наизусть в начальной школе?
«Зимняя дорога», отрывки из сказок, отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».
 
    III. Слово учителя.
В 1811 году по указанию Александра І в царском Селе под Петербургом был открыт Лицей. Первое учебное заведение для дворянских детей, куда был зачислен А.С. Пушкин.
Подсчитайте, сколько лет было Пушкину, когда он поступил в Лицей?
12.
Четырехэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На 3-м этаже располагался актовый зал. Здесь 19 октября 1811г. состоялась торжественная церемония открытия, здесь же 3 года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в царском Селе» перед старым Державиным. На 4-м этаже находились комнаты лицеистов. Александр Сергеевич жил в комнате №14. Потом, много лет спустя, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№14».
Первый «пушкинский» лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам и эту пылкую дружбу он пронес через всю жизнь.
Ближайшими друзьями Пушкина были: справедливый, смелый - Иван Пущин, восторженный, одержимый стихами - Вильгельм Кюхельбекер, добродушный фантазер и тоже поэт – Антон Дельвиг. Они давали друг другу шутливые прозвища. Пушкина сразу стали звать «Француз», ведь еще до прихода в Лицей он прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – «Егоза». А когда он проявлял свой вспыльчивый неукротимый характер, ему говорили: «Смесь тигра с обезьяной» и ему это даже нравилось.
Лицейский период для Пушкина – это период становления его пера. Именно в лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814г. в 13 номере модного литературного журнала «Вестник Европы» появилось послание «К другу стихотворцу». Под ним стояла странная подпись «Александр н.к.ш.п.» (согласно его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина. Талант юноши был признан большинством воспитанников и наставников лицея. «При самом начале – он наш поэт», - вспоминал Пущин.
Как же выглядел подросток Пушкин? Единственный портрет Пушкина в лицейские годы - гравюра Е. Гейтмана. Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с  толстыми африканскими губами, уже не ребенок, но еще и не юноша – таким увидела его русская читающая публика.
Одним из важнейших впечатлений подростка Пушкина, отразившимся в его стихах, была Отечественная война 1812г. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года» - писал Пущин в «Записках о Пушкине». Мальчики-лицеисты были захвачены патриотическим воодушевлением, гордились подвигами соотечественников.
31 мая 1817 года Пушкин заканчивает лицей.
По окончании лицея Пушкин переезжает в Петербург. Начинается петербургский период жизни Пушкина. Это 1817-1820 года. В эти годы Пушкиным созданы многие политические и вольнолюбивые стихотворения. Они не могли остаться безнаказанными со стороны правительства и Пушкина выслали на юг России. В сентябре 1820года Пушкин приезжает в Кишинев. В это время он пишет стихотворение «Узник».
 
Чтение стихотворения учителем.
    IV. Беседа.
Понравилось ли вам это стихотворение?
Чем поразило?
Кто такой узник?  (заключенный человек, который находится под стражей)
Какой эпитет поэт находит к слову «темница»? (сырая)
О каком еще невольнике идет речь?  (плененной птице)
Почему второй узник именно орел, да еще молодой?  (Орел - это гордая и свободная птица.  Она не может жить в неволе, тем более молодой, который полон сил. Этим поэт подчеркивает несправедливость заключения.)
Как вы считаете, можно ли смириться с неволей?  (Нет, неволя противна природе всякого живого существа.)
Как развивается действие во втором четверостишии? (Вторая строфа усиливает чувство безысходности и тоски глагольными повторами: «Клюет и бросает. И смотрит в окно». Затем укрепляется впечатление духовного родства товарищей по несчастью. Все помыслы которого устремлены к одной цели «Давай улетим!»)
Как меняется пространство в последнем четверостишии? (Появляется открытое пространство).
Какое чувство выражено в третьей строфе? (На смену печали приходит оптимистическое, всепобеждающее стремление к свободе)
Какими средствами оно подчеркивается? (обращением, повтором)
Какова главная мысль стихотворения? (Утверждение свободы как необходимости для гармоничного мироощущения личности)
Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе (определение дано на с. 57 учебника). Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!», решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер. Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.
Выразительное чтение стихотворения учеником.
 
V. Слово учителя.
В августе 1823 года Пушкина перевели в Одессу, а в 1826 году сослали в его имение Михайловское в Псковской губернии.
Какое важное историческое событие произошло в России между 1823 и 1826 годом? (восстание декабристов)
В этом восстании приняли участие многие бывшие лицеисты, в том числе Иван Пущин. Декабристы хотели  ограничить самодержавную власть царя конституцией.
Декабристов арестовали. Николай І жестко расправился с восставшими. Пятеро были казнены через повешенье, остальных сослали в Сибирь. Всех их Пушкин знал лично. О потрясении Пушкина, странном душевном волнении, сильнее слов говорит лист, где, начав строку «И я бы мог как шут на…», поэт рисует крепостной вал, ворота, виселицу и на ней фигуры 5 повешенных. Затем, следуя каким-то своим мыслям, Пушкин набрасывает ряд портретов и снова повторяет строку: «И я бы мог…» Может быть, он пытался начать стихотворение, но волнение мешало ему? И снова завершает страницу, - рисунок виселицы. Этот странный образ еще долго будет повторятся в рисунках и стихах Пушкина.
Друзья понимали значение поэтического гения Пушкина. На допросе Пущина спросили, не является ли он родственником Пушкина, на что Пущин сказал, что он «не родственник нашего великого национального поэта Пушкина».
Иван Пущин в «Записках о Пушкине» рассказывал: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828 год, 5 января. Привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным, в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый «встретил» меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: «Мой первый друг, Мой друг бесценный..»
Чтение стихотворения «И.И. Пущину» учителем.
 
VI. Беседа.
Понравилось ли вам это стихотворение?
Какие чувства вызвало чтение этого стихотворения?
Ребята, это стихотворение можно назвать стихотворным посланием. Обратите внимание на первую строку: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Что делает автор в этой строке? (обращается к другу)
Почему называет его первым другом?  (с ним первым подружился в лицее)
Подберите синонимы к слову бесценный? (дорогой, любимый)
Прочитаем последние четыре строки стихотворения. Заменим да на пусть.  Пусть «голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье
Пусть озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!»
Эти слова можно назвать пожеланием.
«Да дарует, да озарит». Часто ли употребляется такая форма глагола в речи? (нет, это высокая лексика)
Как вы понимаете слова и выражения «благословил», «огласил», «проведенье», «заточенье»? (Благословил – воздать благодарность кому-нибудь, чему-нибудь. Огласить-наполнить громкими звуками. Провиденье – высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Заточенье-плен)
Эти слова и выражения редко употребляются в речи и придают стихотворению возвышеннную торжественность.
Найдите в стихотворении эпитеты? (друг бесценный, двор уединенный, печальный снег)
Произнесение каких эпитетов необычно для нашего времени?
Слова уединенный и занесенный сейчас произносятся уединённый, занесённый.
Какие чувства помогают выразить эти эпитеты? (одиночества, покинутости)
Почему автор использует восклицательные предложения? (помогают выразить оптимистические пожелания, силу выражаемых эмоций)
 
Ребята, что отличает стихи от прозы? ( в стихотворениях есть рифма, ритм. Рифма-это созвучие окончаний стихотворных строк. Ритм-повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени)
Рассмотрим строки стихотвореия “И.И. Пущину”:
“Мой первый друг, мой друг бесценный
И я судьбу благословил!”
Чем похожи эти строки? (тем, что в них одинаково расположены ударные и безударные слоги.)
 Расставим ударения. Обозначим ударные слоги значком _/, а безударные значком_. Составим схему расположения ударных и безударных слогов в строках.
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/
 
В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный (_ _/). Такие стихи называют двусложными.
Двусложный размер стиха, в котром ударение падает на 2, 4, 6 и другие четные слоги, называется ямбом. Стихотворение “И.И. Пущину” написано ямбом.
 
Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали об А.С.  Пушкине на сегодняшнем уроке?
Какие стихотворения Пушкина мы читали на сегодняшнем уроке?
Что такое антитеза? Какова ее роль в стихотворении “Узник”?
В каком жанре написано стихотворение “И. И. Пущину”?
 
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения “Зимнее утро”. С. 58-59 прочитать про двусложные размеры стиха.