Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Психологическая подготовка к концертному выступлению

МАУДО "Детская школа искусств с.Усть-Кишерть"

 

Психологическая подготовка к концертному выступлению

 

Галюшина Екатерина Дмитриевна

преподаватель

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Концертное   волнение
2. Психологические аспекты подготовки учащихся к концертному выступлению
3. Способы нейтрализации концертного волнения
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
I. ВВЕДЕНИЕ
   Публичное выступление - это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. Это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и общей культуры.
   Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление - это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это - праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. Результаты публичных выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика и в большой мере влияют на его дальнейшее продвижение и работу.
Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - все это выявляется у каждого исполнителя по-своему. 
Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений. 
Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения - проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек — артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Волнение музыканта — исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала - все это дезорганизует творческие способности. 
Для многих пианистов и (тем более) учащихся концертное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» вспоминает, как волновались перед концертами такие знаменитые артисты, как А. Рубинштейн, Л. Годовский и другие. А. Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением было свойственно большинству великих артистов. Как о редчайшем исключении из этого правила говорит он об И. Гофмане, который совершенно не волновался перед концертом. 
  Актуальность проблемы:  психологическая  подготовки  музыканта-исполнителя  к  концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском  искусстве.
Цель исследования: анализ психологии концертного выступления.
Задачи:  рекомендации для успешно выступления на сцене.
Нет артиста, который ни разу не пострадал от  негативных  форм  сценического волнения. Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное  волнение  тем  больше, чем  хуже  выучено  сочинение.  . Однако  сценическое  состояние  исполнителя  зависит  не  только  от   того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение. Ощущение тревоги и  беспокойства,  испытываемое  некоторыми  музыкантами  во время выхода на сцену, сопровождается  изменениями  в  организме,  типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи,  в  подобные  моменты времени процессы в коре головного мозга  не  могут  сдерживать  возбуждение; поведение  становится  суетливым,   внимание   рассредоточивается,   уровень помехоустойчивости  и  адаптивных  возможностей   снижается,   эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
 
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
1. Концертное   волнение
 
  Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится владеть  собой перед публикой, надо начинать с того,  чтобы  следить  за  собой  дома,  где можно тренировать внимание и  сосредоточенность  ежедневно  и  ежечасно.  По мнению педагогов, занимающимися  вопросами  музыкальной  психологии  (таких, как  Лилиас  Маккиннон)  вредные  житейские привычки   человека   негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая  на  завтра  то,  что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить  функции  памяти,  так как  нерешительность  ослабляет  характер.  Музыкант-исполнитель  не  может, подобно поэту или художнику выбирать для работы  самые  удачные  минуты;  он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо  от  настроения.  Это требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том,  что  важно  в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.
  Если пианист  становится  жертвой опасного волнения,  он  должен  спросить  себя:  «Всегда  ли  я  учу  музыку добросовестно? Не полагаюсь ли я иногда на авось? Делаю  ли  я  все,  что  в человеческих силах, чтобы добиться успеха?»  Вот  что  пишет  Падеревский  о своем исполнительском  опыте:  «В  течение  многих  лет  моей  артистической деятельности я испытывал ужасные страдания  перед  выступлением,  эти  муки, которые невозможно описать. Ужасное внутреннее  волнение,  страхи,  связанные со всем и вся – публикой, фортепиано, обстановкой, памятью,  –  все  это  не что  иное,  как  нечистая  совесть». 
  Чувство  неуверенности,   чаще   всего возникает  в  результате  недостаточной  работы.  Но  страх  –  это  чувство ненадежности. Ничего не следует так бояться, как самого страха! Одной из самых распространенных причин  волнения  является  внушенная  извне мысль  о  возможном  провале
  Музыкант должен игнорировать любой промах,  допущенный  на  эстраде,  иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно  загубить  всю  программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже; нужно учиться  слушать  себя спокойно и надеяться на лучшее. Ошибка, которую допускают многие, состоит  в попытках «бороться» с волнением.
  Хотя волнение может иметь физические причины  (например,  холодные  руки)  и физические следствия (опять же, включая холодные руки) – в  основе  волнения всегда  лежат  явления  психологические. Даже  самый  опытный  музыкант   не застрахован от провала на сцене, если он  не  готов  к  исполнению.  Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства,  но  и от того, что с ним происходит до начала  исполнения,  как  он  реагирует  на сценическую  ситуацию,  которая  всегда  остается  повышенным  стрессовым  фактором.   Многие   исполнители   нуждаются   в   коррекции   неправильного сценического поведения. Такие  симптомы,  как  тряска  рук,  дрожь  коленей, «выпадение»   текста,   неспособность    сосредоточиться    на    исполнении произведения,  просто  боязнь  выходит  на  сцену,  –   являются   основными проявлениями синдрома сценического волнения.
  Любая форма волнения  обостряется  усталостью.  Нельзя,  особенно  в  период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как  физического,  так и  эмоционального.  Не  зря  Н.Перельман  утверждал:   «Настоящий   музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».
  Частой причиной синдрома сценического  волнения  является  отсутствие  общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки  к  выступлению,  и вследствие этого, слабое представление артистом  характера  деятельности,  и как результат - растерянность. Музыканту важно  тренировать  устойчивость  к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности. Особенности того или иного сценического  состояния  объясняются  не  столько свойствами нервной системы, сколько  интеллектуально-творческими  качествами личности. Нет двух артистов, которые испытывают  одинаковое  психологическое состояние  в  момент  выхода  на  концертную  площадку.   Один   исполнитель смертельно  боится  ошибиться,  забыть  текст;  другой  смущён   обстановкой концертного зала. Ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз;  кто-то хочет  больше  того,  на   что   способен,   и   мучается,   чувствуя   свою беспомощность; кому-то всё надоело и  он  мечтает  поскорее  уйти  домой.  А
некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и  с  радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.
 
 
 
2. Психологические аспекты подготовки учащихся к концертному выступлению
Как избавиться от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над эстрадным волнением в период подготовки к выступлению — являются ключевыми в музыкальной педагогике и психологии. Так как воспитание артистических способностей, а в частности и способности владеть собой в момент выступления — одна из задач для педагога в формировании музыканта - исполнителя. 
 Концертное   волнение  нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение - подъем» и «волнение-паника». Вследствие индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя, состояние волнения различно отражается на качестве исполняемых произведений. 
Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния. Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки, теряется чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он играет очень тихо, что его не слышно, и он начинает играть на нюанс выше. Бывает противоположное: гаснет темперамент, игра становится бесцветной, беззвучной. Страшно если вдруг отказывает память. Иногда это сказывается не только на двигательной памяти, но и на музыкальной. В первом случае может выручить музыкальная память, а во втором — двигательная. Если этого не случается, — неизбежна остановка. Нередко, волнение-паника приводит к срывам, что приводит к душевной травме исполнителя. Это состояние называют «эстрадной болезнью». Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, «боязнь» плохо сыграть, забыть текст, остановиться.
   Причиной сильного беспокойства может быть  также  и  очень  высокий  уровень притязаний, неадекватно высокая или  низкая  оценка  своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности
 
3. Способы нейтрализации концертного волнения
О концертном волнении, от которого многие страдают, очень точно сказал Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Важно как можно лучше подготавливать учеников к концертам и не выпускать их с  «сырыми» произведениями, ведь срывы во время выступлений приводят к появлению страха перед эстрадой.       Эстрадная выдержка укрепляется эстрадной тренировкой.  Пусть учащийся  сыграет меньшее количество пьес в одно выступление, но пусть чаще появляется на эстраде. Огромную пользу принесет и многократное повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений. Очень многие учащиеся нуждаются перед исполнением в психологическом разыгрывании», музыкальное произведение начинает у них получаться лишь со второго раза. Нужно научить ученика сосредоточиться до извлечения звуков на инструменте.     
Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта - исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями. 
Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта исполнителя.  Возвращаясь к причинам  концертного   волнения, следует рассмотреть — непривычная обстановка. Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности. 
Интересно наблюдение Янкелевича по поводу особенностей исполнения в зале: «для комнаты хороша маленькая картина, но на площади нужен плакат. Чтобы увлечь, заинтересовать аудиторию своим замыслом, надо четко, представить себе, какое впечатление вы хотите произвести. Быстрая техническая игра в зале не производит впечатления, она сливается, делается мелкой. В зале нужна крупная, выпуклая игра, обостренная... мощное звучание, четкость пассажей техники. Для этого надо играть крупнее, выпуклее с фортепиано, но в несколько замедленном темпе, когда все контролируется. Тогда создается и ощущение спокойствия на эстраде. В то время как быстрая игра создает неустойчивость». 
Во время работы, дома или в классе, мы позволяем себе играть «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая. Но чтобы музыкальное произведение не превращалось в упражнение или этюд, требуется в конце занятия проигрывать его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей. 
Г. Нейгауз: «Перед тем, как сочинение увидит свет «свет рампы», я его буду непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его играю перед слушателями. (Правда, я не задаюсь этой целью, но так как увлекаюсь сочинением, то и «исполняю» его — для себя и для других, хотя и не присутствующих.)» 
А. Баренбойм рассказывает, как один из видных советских пианистов репетирует новую программу, с которой ему предстоит вскоре выступать: 
«То, что он делает, со стороны может показаться детской забавой... он выходит из другой комнаты ("артистической") к роялю, представляет себе, что находится в концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу». 
Многие музыканты считают, что работу над произведением нельзя считать законченной, если оно не было исполнено публично несколько раз. На раннем этапе, в музыкальных школах, можно приучать ученика играть в присутствии других учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д. Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения - пусть даже самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить свои недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. 
Очень полезно играть произведение с любой заданной точки. Еще один пример: проигрывать пьесу в уме без нот, можно даже сочетать с прогулкой по улице. Впрочем, подобных примеров можно привести множество... Все это является тренировкой нервных процессов, в результате которой вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним раздражителям, концертное выступление становится привычным. Негативно на качестве исполнения сказываются пробелы в технической подготовке. Например, если до выступления еще имелось излишнее напряжение в мышцах, то от волнения во время выступления оно во много раз возрастает, проявляется скованность в мышцах всего тела, руки начинают дрожать, плохо подчиняются и исполнителю. Где бы ни возникало напряженное состояние и откуда бы ни исходило его воздействие, оно всегда оказывает тормозящее влияние на свободу рук играющего. 
Высказывания К. Станиславского помогают шире взглянуть на вопрос о мышечных фиксациях: «телесные «зажимы», даже в том случае, если они явственно не сказываются на технике пианиста, сковывают его душевные переживания и творческое воображение. Пока существует физическое напряжение, - пишет Станиславский об актере, - не может быть речи о правильном чувствовании и о нормальной душевной жизни роли». Для того, чтобы помочь ученику избавиться от мышечных перенапряжений, можно выбрать такой путь: временно отказаться от «выразительного» исполнения. Свести к медленному темпу и выработать в себе, как предлагает К.Станиславский, «мышечного контролера». При постоянном внимании, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. Этот процесс самопроверки и снятия мышечного напряжения должен быть доведен до «механической бессознательной приученности». Конечно же, комплексы технического несовершенства проявляются при выборе «завышенной» программы. Поэтому, выбирать программу следует, руководствуясь индивидуальными психическими способностями и техническими возможностями ученика. 
Еще один совет, который дает А.Алексеев — «самые трудные места начинать учить в первую очередь, так, чтобы они были подготовлены заблаговременно». 
Также существует психологический момент, стараться не акцентировать внимание на технических проблемах ученика, чтобы не сформировать в нем комплекс, так как со временем, в процессе выучки произведения, таковые будут исчезать. 
Также, одной из причин возникновения  концертного   волнения , называют обострение сознательного контроля над автоматически налаженными процессами. 
Исполнение произведения есть цепь автоматизированных движений, которые в психологии называются навыками и вырабатываются в процессе сознательной деятельности.. Как этого избежать? Станиславский считает: «... единственно возможным может быть только полное — без малейшего отвлечения — сосредоточение внимания на самом произведении искусства; непрерывная и неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа. Предельная сосредоточенность такого рода «выманит» увлеченность, творческое самочувствие и поможет сохранить самообладание на эстраде». 
 Эстрадные выступления требуют большой исполнительской воли и выдержки, так как музыкант энергетически выкладывается. Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать. Для их «тренировки» полезно проигрывать всю программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь сохранить внимание, сосредоточенность и контроль  за энергетическими затратами. 
Чаще всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти сильнейшим образом зависит от индивидуальных особенностей: от развития слуха, чувства ритма, от развития техники и способности эмоциональных переживаний. 
Если процесс запоминания был выстроен правильно, и в запоминании участвовали и слуховой, и зрительный, и моторный, и логический компоненты памяти, момент забывания не станет катастрофой. 
Есть несколько способов выучивания пьес наизусть, применяя которые, можно достичь более прочного и осмысленного запоминания. Учить надо начинать как можно раньше, с заучивания отдельных кусков, предварительно, анализируя, выявив более неудобные технически и гармонически эпизоды. Обычно пьесу учат наизусть на инструменте по нотам и без нот. Полезно также учить по нотам без инструмента. Некоторые педагоги и исполнители советуют учить без нот и без инструмента, например, во время прогулки, продумывая сочинение. 
Полезно разобрать мелодическое и гармоническое строение пьесы, заучить не только звучание, но и сам текст, авторские указания и мелодико-гармоническую структуру, а также мышечные ощущения. Очень важно во время запоминания пьесы на память — не забывать о художественной стороне. Всякое усилие, направленное на запоминание, должно сочетаться с усилием, направленным на улучшение качества игры. 
Работа памяти, в известной мере, зависит от эмоциональной значимости воспринимаемого материала. Не для кого не секрет, что материал, вызывающий интерес, запоминается легче и прочнее, чем тот, что заучивается неохотно. дело тут в том, что когда мы взволнованы, все наши чувства обострены, мы видим и слышим острее, а когда мы видим и слышим острее, то и запоминаем лучше. 
Очень полезной является игра в медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене.
Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить время, чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Произведение должно быть прочно выучено наизусть задолго до этого. Но если срыв на сцене произошел — не нужно что-то повторять, начинать сначала. Лучше всего сосредоточиться продолжить спокойно играть дальше, помня о важности целостного восприятия произведения слушателем. Готовясь к концертному выступлению, нельзя направлять внимание на негативные эмоции. Главное средство борьбы с «волнением — паникой» - это увлеченность своим делом. Как говорит К.Станиславский: «секрет-то, оказывается совсем простой: для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что на сцене». 
Нездоровый импульс иногда исходит от самого педагога. Вопросы и замечания преподавателей: «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или «да ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» — часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых учащихся. Если педагог волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им ученика. Конечно, способы психологического воздействия на ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент. В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других — разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Главная задача педагога в психологическом воздействии на ученика — переключить, переориентировать «волнение-панику» на «волнение - подъем». 
Полезно говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного. 
Говоря об общем режиме перед концертом, можно сказать, что он не должен резко отличаться от ритмической жизни и работы исполнителя. Лучше всего находится в одиночестве и спокойно обдумывать программу, так как пустая болтовня вредна. Некоторые исполнители прибегают к использованию дыхательной гимнастики, тот же совет дает и Б. Струне, отмечая, что волнение сопровождается повышением импульса и учащением дыхания. 
Не надо забывать о режиме питания, главное не играть на концерте сытым, так как общая активность снижается и мышечная деятельность препятствует пищеварению. Что касается занятий в день концерта, следует лишь немного разыграть пальцы. Бесконечная зубрежка в день выступления приводит к неудачному выступлению.
После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Особенно, когда речь идет о подростках — их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи. 
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления. 
По мнению Г. Когана — психологический настрой «...имеет значение весьма важное, гораздо большее, чем обычно думают, часто большее, чем обычно думают, часто решающее… определяющее успех или неуспех… Это не значит, что правильной настройки достаточно для достижения успеха в занятиях: это значит, что она — необходимое условие для достижения полного наибольшего успеха, условие, нарушение которого подчас, достаточно, чтобы потерпеть неудачу»
 Важнейшим фактором успешной работы является целенаправленность действия. Г.Коган выдвигает три основных аспекта способствующих наибольшей продуктивности самостоятельной работы: направление внимания на цель, сосредоточенность, страстное стремление к цели — желание. К этому он добавляет также режим работы — как разновидность творческой деятельности человека, требует умения распределять свои силы и время. 
Итак, «направление внимания на цель — первое условие успеха в работе»... « ясно намеченная цель, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель — первое условие успеха в работе какой бы то ни было». В исполнительстве это означает: «Слушай мысленно ту музыку, которую ты собираешься исполнять, представляй себе то звучание, какое хочешь извлечь».
Второй аспект, способствующий продуктивной работе: 
сосредоточенность. Намеченную цель требуется воплотить при непосредственной работе за инструментом, тут и выявляется второе условие успешности работы — сосредоточенность. Лишние мысли приводят к рассеянности внимания и порождают лишние движения, тем самым, приводя к неполноценности результатов. 
Но и самая верная постановка цели, и самая наивысшая сосредоточенность окажутся ненужными, если отсутствует желание. Желание не должно проявляться как кратковременный порыв. Стремление к победе только тогда становится полноценным, если обладает стойкостью.
Главное в процессе подготовки к выступлению — умение выработать чувство уверенности, спокойствия. «Нужно приучить себя к эстраде правильным систематическим режимом занятий, верным отношением к музыке» — Б. Струне. 
Разобрав некоторые средства борьбы с волнением, нужно помнить о важном, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем».
 
 
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.В. Вчерашний «Психологические особенности подготовки пианиста к концертному выступлению», 2004 г.
2. И. Гофман «Фортепьянная игра», Музгиз, М. 1961.
3. Г.Коган «Работа пианиста», Государственное музыкальное издательство, М.1963
4. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», «Музыка», М.1987.