Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Психологическая игра-проект "Открытие новой планеты"

МБОУ СОШ №6 г. Мытищи Московской области

 

Психологическая игра-проект "Открытие новой планеты"

 

Марковская Светлана Владимировна

учитель начальных классов

руководитель школьного литературно-психологического кружка

 

Психологическая игра-проект «Открытие новой планеты»
Сценарий и опыт реализации
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Цель: интеллектуальное развитие учащихся, повышение их компетентности  в области самопознания и социальной адаптации.
Задачи: творческое самораскрытие участников, развитие эвристических способностей, формирование навыков  взаимодействия при работе в команде.
Необходимые материалы: листы ватмана, листы бумаги А3 и А4, цветная бумага, цветной картон,  ножницы, клей, цветные карандаши, гуашь, кисти, фломастеры, видеозаписи старта космического корабля,  видео о космосе (на канале Discovery  большой выбор), аудиозапись «космической» музыки (например, музыка Жан Мишель Жарра), медали и/или именные сертификаты.
Примерная продолжительность  - 8 ч.
Предварительная работа: дети получили задание посмотреть видео/почитать о последних открытиях в астрономии, о проблемах  космических путешествий.
Игра проводилась мной на занятиях школьного литературно-психологического кружка.
Этапы:
  1.  Планирование экспедиции
    1. Научная дискуссия
Учитель: Ребята, мы собираемся отправиться в космический полет. Наша цель – исследование вселенной. Как вы думаете, какие технические проблемы нам предстоит решить?
Учащиеся:  слишком долго лететь, мы состаримся; будет скучно в полете; при движении корабль греется,  это может его повредить; космический мусор при встрече может пробить корабль.
 
Учитель: Вы верно заметили, что при нынешнем состоянии техники лететь слишком долго. Какие идеи для создания более эффективного  двигателя вы можете предложить?
 
Учащиеся: Двигатель на антиматерии, на солнечном ветре, ядерный двигатель, ионный, можно путешествовать на кометах и астероидах. Можно использовать черные дыры, темную энергию, «кротовые норы»…
  1. Определение состава экипажа
Учитель: Предложите себя в качестве членов экипажа. Опишите полезные для этой профессии качества своего характера.
 
Учащиеся: штурман, капитан, врач, инженер, механик, биолог, химик, исследователь, повар, охранник…
Лиза заявила, что будет развлекать команду, Даша – что будет снимать на камеру репортажи о жизни экспедиции.
  1. Вопросы на эрудицию
Учитель: Давайте убедимся, что ваши научные знания достаточны для полета.
Вопросы:
  • Чему равна первая космическая скорость? (7,9 км/сек)
  • Вторая? (11,2 км/сек)
  • Чему равна скорость света? (300 000 км/сек)
  • Чему равен световой год? (это расстояние, которое свет пролетает за год)
  • Ближайшая к Земле, кроме Солнца, звезда?  4,22  (двойная звезда  Центавра).
 
1.4. Моделирование из бумаги
 
Учащиеся делятся на команды. Каждая команда на листах А3 рисует или  выполняет чертеж  корабля, или изготавливает его макет, идет обсуждение работ. Затем учащиеся вырезают фигурку своего персонажа из цветной бумаги и картона. С помощью двустороннего скотча фигурки крепятся к общему листу.
 
  1. Заполнение анкеты
 
Учитель: Будущие члены экипажа должны ответить на несколько вопросов.
Вопросы:
  • Твоя самая сильная сторона?
  • Твоя самая большая слабость?
  • Твой девиз?
  • Когда ты в последний раз был(а) счастлив(а) и почему?
  • Кем  себя видишь в будущем?
Ответы анкеты обсуждаются в группе  только в случае, если автор не возражает. Чаще всего дети готовы говорить об этом только наедине с педагогом.
Девиз  Саши – «Не греши». Арина написала – «Мой мир – мои правила».  Миша: «Чем хуже, тем лучше». 
 
  1. Проективный тест «Животное и его история»
Учитель: Вам разрешается взять на борт всего одно животное, хорошо подумайте над выбором. Нужно описать характер этого животного и рассказать его историю.
 
Арина. Животное - головастик: дружелюбный, стеснительный, невинный.
История: «Жила-была одна жаба. У нее родились дети – головастики, среди них был и я. Но злые люди убили моих братьев и сестер. Мама подумала, что я умер, и уплыла в другой водоем. Я вырос и однажды стал жабой. Пока я рос, меня много унижали. Однажды я понял, что оглох. И это прекрасно, теперь я не слышу, как меня ругают!»
 
Миша. Животное - водоросль хлорелла: чистоплотная, хорошо выполняет свою работу и ничего не помнит об этом. История водоросли:  «После деления моя дочерняя клетка вдруг стала коровой, и у нее родился теленок. Теперь наша семья стала еще полезнее!».
 
  1. Космический полет
Учитель: Итак, все корабли готовы к старту.  Экипаж, просьба занять свои места. Начинаем обратный отсчет. 10,9, 8…. Пуск! Корабли взлетают! (показ видео о взлете космического корабля) Вы испытываете сильные перегрузки –  тело вжимается в кресло. Но вот корабли вышли за орбиту планеты и взяли курс на звезду… (Звучит «космическая» музыка)
 
Первоначально предполагалось выбрать из кораблей один лучший, но наблюдение за командами подсказало, что это вызовет неизбежные обиды и споры, поэтому «полетели» все корабли.
 
 Учитель: Автоматическая система корабля обнаружила впереди двойную звездную систему. Одна звезда красная, другая желтая. Корабль начинает тормозить. Экипаж выходит из анабиоза.
Корабль облетает планету. Она пригодна для жизни. Планета вам нравится, вы решаете спуститься. Посадочные модули  отправляются вниз, каждая команда приземляется на своем материке. Итак, вы исследуете новый мир!
 
  1. Исследование планеты
    1. План исследования
 
  1. Ученые определяют микрофлору – нет ли опасных бактерий? Исследуете флору, фауну, рельеф, следы цивилизации. Рисуете карту. Биологи рисуют местные формы жизни – это не обязательно растения и животные!
  2. Находите разумных обитателей: как они выглядят, с помощью чего общаются, как выглядят  города, есть ли  маленькие копии больших особей (детеныши), чем питаются, культура, искусство, книги, легенды, мифы, есть ли государства и как управляются, экономика, промышленность (что производят, из чего) транспорт, есть ли техника, опередившая нашу, что именно, вооружение, искусство, одежда.
  3. Даете название материку, городу, местным жителям, можно придумать флаг, герб.
  4. Выступаете с докладом о своем материке. Отвечаете на вопросы других команд.
 
Учитель: Наш челнок приземлился в пустынном месте. Вокруг до самого горизонта простирается красноватая земля, усеянная крупными камнями, будто обтесанными морскими волнами. Некоторые камни стоят вертикально, образуя круги, другие складываются в узоры, а может, неведомые письменные знаки…
 
Дети разделились на четыре команды. Работали с большим воодушевлением в течение нескольких занятий. На больших листах рисовали карты  материков, придумывали, обсуждали и записывали свои идеи. По завершении этой работы материки были наклеены на лист ватмана, началась презентация команд.
 
  1. Презентация команд
Первая команда (мальчиков): На нашем материке идут дожди из серной кислоты, поэтому он весь покрыт озерами из кислоты. В атмосфере преобладает  азот. Здесь обитают неразумные существа, круглые,  небольшие, с щупальцами, называются пенты. Они часто гибнут от кислоты и камней, но сами по себе бессмертны. Размножаются делением, мужского и женского пола нет.
Вопрос от других команд:
- Чем мы, люди, можем им помочь?
Ответ команды:
- Мы уже помогли, наладили  жизнь пентов. Построили железную дорогу, которая помогает перемещаться по материку, помогли защититься от камней.
Егор установил на материке крохотную  пушку-катапульту, остроумно сделанную из прищепок, для разрушения скал, под которыми гибли пенты.
 
Вторая команда (девочек): Название нашего материка – Посейдон. Материк представляет собой цепь островов, то есть архипелаг. Каждый остров предназначен для определенной деятельности. На одном из них все питаются, здесь, как в отеле, можно выбрать любое блюдо. На другом  учатся, точнее, детям наполняют головы знаниями. Здесь не нужно ходить в школу и делать уроки, все запоминается само собой.  На третьем острове  находятся все музеи, театры, библиотеки. Это остров культуры.
Вопрос от других команд: На материке ведутся войны?
Ответ команды: Здесь нет войн, жители миролюбивы и дружелюбны.
Вопрос от других команд: В океане между островами живет кто-нибудь?
Ответ команды: Там обитают хищные рыбы и другие чудовища.
 
Третья команда (девочек).  Наш материк называется Аз. На одной его части, самой большой, обитают жители  только женского пола. Размножаются они почкованием. На другом конце материка живут мужчины. Они чудовища, остальные обитатели их боятся и избегают попадать в эту часть материка. На материке есть еще одно плохое место. Это глубокий овраг, он пересекает материк посередине. В нем живут плохие воспоминания.
Вопрос от других команд: Могут ли жители других материков помочь вам?
Ответ команды: Да, мы должны защититься от чудовищ, они угрожают нам.
 
Четвертая команда (смешанная) Оказалось, что камни, которые мы увидели после приземления,  - это яйца, из них появляются маленькие существа, похожие на осьминогов. Мы пошли по следам осьминожек и увидели город. Это был огромный детский сад, здесь воспитывали малышей. Дети постарше жили в другом городе,  подростки – в третьем. А взрослые обитатели этой планеты совсем не похожи на осьминогов. Они огромные, а когда стареют, то превращаются в каменные скалы. Города взрослых постоянно воюют между собой.
Дети рождаются со всеми знаниями, которые были у родителей. Им не нужно учиться в школе. У них прозрачное тело, поэтому любую болезнь можно сразу же увидеть и вылечить или заменить орган. Они питаются камнями. Не боятся холода. Но за стенами городов много хищников, которые убивают малышей.
У каждого города есть правитель. Всю работу за людей делают роботы. Они производят все, необходимое для жизни.
Вопрос от других команд: Какие проблемы есть у жителей?
Ответ команды: Взрослые и дети не общаются между собой, ничем не помогают друг другу. Поэтому дети не становятся умнее, а только пользуются тем, что делают роботы. Нужно, чтобы взрослые перестали воевать и занялись детьми.
 
Легко заметить, что каждый из миров, созданных детьми, отражает особенности их характера и мировоззрения.  По сути, это проекция  внутреннего мира. Дети объединялись в команды не случайно, они искали и находили близких себе по духу товарищей.  В терминах психологии жители планеты  символизируют  «внутреннего ребенка», а пространство планеты – наше отношение к действительности, то, как мы ее воспринимаем.
Фантастический мир, созданной первой командой, говорит о высоком уровне защитной агрессии у мальчиков. Мир воспринимается участниками проекта как враждебный, «внутренний ребенок» при этом  ощущает себя слабым и беспомощным. Заметно, что на фантазию мальчиков повлияли сюжеты компьютерных игр. Но в целом история, рассказанная первой командой, звучит жизнеутверждающе, ведь гости с Земли, которые символизируют разумное, «взрослое» начало внутри ребенка, помогли  жителям планеты справиться с проблемами.
Фантазия второй команды явно питалась летними воспоминаниями о поездке в Турцию или иную южную страну, о беззаботной жизни в режиме «все включено». Фрагментация материка на отдельные острова с четко заданной функцией может говорить о желании отгородиться, закрыться от других, о нежелании видеть в себе какие-то негативные качества.
История третьей команды говорит о проблемах в семье ведущего члена команды, о ссорах между родителями, из-за чего в ее восприятии все мужчины – чудовища. Овраг с плохими воспоминаниями наводит на мысль о детской травме. Участницы команды не сразу  смогли найти общий язык.
 
История четвертой команды тоже доносит до нас отголоски семейных драм. Здесь, видимо, нет взаимопонимания между взрослыми и детьми, дети ощущают себя лишними, не находят во взрослых дружеского внимания, интереса к своей личности. В художественном отношении рисунок команды очень качественный, но рассказ о малышах, которые выживают, как могут, пока взрослые заняты войнами, печален.
 
  1. Подведение итогов
 
Учитель: Давайте обсудим, как могли бы четыре материка взаимодействовать между собой так, чтобы это приносило пользу всем.
Дети из разных команд:
- Пенты с кислотного материка могут оттуда переселиться. Мы их примем.
- С Роканора мы можем послать роботов, которым не вредит серная кислота. Они будут добывать  полезную руду, которая есть у пентов.
- Мы можем проложить железные дороги на ваших материках тоже. И построить корабли. На них будут перевозиться грузы.
- Овраг с плохими воспоминаниями можно закопать, а на его месте построить парк развлечений.
- Взрослым на Роканоре нужно объяснить, что так нельзя обращаться с детьми. Пусть они живут вместе.
 
Учитель: Мне понравилась наша космическая экспедиция. А вам?
 Дети были очень увлечены игрой и не хотели с ней расставаться.
Учитель: За это время вы многое узнали о себе, друг о друге, научились работать в  команде. За ваши заслуги в изучении чужих планет дирекция Роскосмоса награждает вас медалями и желает стать в будущем настоящими космонавтами и учеными!
 
Награждение медалями и/или сертификатами юных космонавтов.