Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности

МБОУ «СОШ с. Хошеутово им. М. Бекмухамбетова»

Астрахангской области Харабалинского района

Учителя начальных классов: Кайвалиева Айнагуль Эдегэмовна,

Дощанова Жанар Исболовна

"Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности"

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование  основных психических процессов и свойств  личности, появляются психические новообразования, характерные  именно для данного конкретного возраста. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной , результативной, обязательной , произвольной.  Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника  среди них, от чего  зависит  и его внутренняя позиция, его самочуствие, эмоциональное благополучие.  В учебной деятельности  у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается прежде всего в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход  к их решению.   Она проявляется, например, в умении по – своему  подойти к анализу  сложных учебных  задач  и выполнению  их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника  характеризуется  известной критичностью ума,  способностью высказывать свою собственную  точку зрения, независимую от суждения других.

Большие возможности для развития  самостоятельности учащихся  имеет учитель на уроке  и во внеурочной  работе. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела- все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать  школьникам возможность проявить  свою самостоятельность.

В младшем школьном возрасте  большое место  продолжает занимать игровая деятельность.  Самостоятельность обнаруживается  в замысле и развертывании сюжетов  сложных коллективных игр, в умении  самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело,  порученное группе. Возрастная самостоятельность детей сказывается  в их умении оценивать работу  и поведение других ребят.

В этом возрасте  большое место продолжают занимать ролевые игры  детей.  Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами  личности,  которые привлекают их в реальной жизни. Так, слабоуспевающий  школьник берет  на себя роль хорошего ученика   и в игровых, облегченных по сравнению с реальными условиями оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким  образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют в дидактические игры( сюжетные,  предметные, соревновательные).   В них имеются следующие элементы  деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся  приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие  от прямой постановки учебной задачи , как это  происходит  на уроках , в дидактической  игре она возникает  как игровая задача самого ребенка.  Способы же ее решения являются учебными.  Элементы игры  в процессе обучения вызывают у чащихся положительные эмоции, повышают их активность.  Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые  задания, которые носят игровой характер.

В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность.  Выделение труда в самостоятельную , ответственную деятельность изменяет его характер и содержание.  Труд приобретает характер развернутой  деятельности, состоящей из ряда  действий.

Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность.  Особенность младшего школьника  в начале  обучения является интерес  не к результату , а к процессу труда.  В силу большой отвлекаемости , непроизвольности в первое время ученик часто  не следует образцу, получает какие- то случайные  детали и начинает  сам выдумывать.  Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям учит младших школьников действовать  последовательно , целеустремленно, развивает произвольность. Большое значение для формирования  у младшего школьника самостоятельности в трудовой  деятельности имеют чувства,  связанные с успешно выполненной работой.  Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того,  что он что-то делает своими руками,  что у него хорошо получается та или иная вещь,  что он оказывает помощь взрослым.  Все это побуждает  его к активной трудовой деятельности. Большое значение  здесь имеет похвала учителя, родителей и др.

Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные  трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется  положительное отношение к учебному труду.   Организуют  и направляют трудовую деятельность  взрослые,  и их задача – добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной , трудовой, игровой деятельности детей.  Усиление такой мотивации , для дальнейшего  развития которой младший школьный возраст  представляет  особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во –первых , у ребенка закрепляется жизненно- полезная и достаточно устойчивая личностная черта- самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. Рассматривая самостоятельность как свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль  и выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов  и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств, как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Внешними признаками самостоятельности учащихся  являются планирование ими  своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно- мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.  Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении  в коллективе сверстников и под влиянием авторитете педагога как значимой личности.