ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Полтаева Елена Гумаровна
МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича города Сургута
Программа воспитательной работы
Составитель:
Полтаева Елена Гумаровна
Должность:
Учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.) обозначены целевые приоритеты, направленные на «формирование позитивной модели поведения обучающихся», способной «обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире».
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Цель программы – формирование нравственного уклада лицейской жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали - осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, лицейского коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Программа рассчитана на 5 лет, разделена на 3 блока, связанных с такими аспектами развития личности, как становление (5-6 класс), самоопределение (7-8 класс), самореализация (9 класс), что определяет название блоков программы - «Вокруг тебя - мир» (5-6 класс), «Я в этом мире» (7-8 класс), «Я для мира и мир для меня» (9 класс)
Эти этапы связаны с основными видами деятельности, выделенными А.А.Поповым, начальником Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ, доцентом Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В качестве образовательной технологии деятельностного типа была выбрана технология проектного обучения, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика[1]. Под образовательным проектом нами понимается «форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»[2] Нами были взяты за основу следующие требования, предъявляемые к организации проекта, разработанные А.В.Хуторским:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
- Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
- Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
- Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Результаты и эффекты программы. Уровни освоения программы
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.[3]
Воспитательные результаты распределены на три уровня[4]:
«Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм)».
Первый уровень результатов - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), развлекательные игры, спортивные мероприятия, экскурсии, беседы, организуемые педагогом для детей.
Второй уровень результатов - познавательные акции, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД, детские исследовательские проекты социальной направленности, проблемно-ценностные дискуссии.
Третий уровень результатов – познавательные, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.
1 блок «Вокруг тебя – мир» (5-6 класс)
Цель – приобретение лицеистом – кадетом новых социальных знаний, развитие позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (дом, семья, лицей, Россия).
Задачи[5]
- Реализовать основную образовательную программу лицея в разнообразных организационно-учебных формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
- Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
- Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
- Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
- Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )
- Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
[1] Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006
[2] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 286
[3] Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011
[4] См там же
[5] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А. и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008