Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Полтаева Елена Гумаровна

 

 

МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича города Сургута

 

Программа воспитательной работы

 

Составитель:

Полтаева Елена Гумаровна

Должность:

Учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

 

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)  обозначены целевые приоритеты, направленные на «формирование позитивной модели поведения обучающихся», способной «обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире».

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Цель программы – формирование нравственного уклада лицейской жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
  • формирование морали - осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, лицейского коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Программа рассчитана на 5 лет, разделена на 3 блока, связанных с такими аспектами развития личности, как становление (5-6 класс), самоопределение (7-8 класс), самореализация (9 класс), что определяет название блоков программы -  «Вокруг тебя - мир» (5-6 класс), «Я в этом мире» (7-8 класс), «Я для мира и мир для меня» (9 класс)

Эти этапы связаны с основными видами деятельности, выделенными  А.А.Поповым,   начальником  Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ, доцентом Академии повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования.

В качестве образовательной технологии деятельностного типа  была выбрана технология проектного обучения, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный  практический  результат, значимый для ученика[1].  Под образовательным проектом нами понимается «форма организации занятий,  предусматривающая    комплексный   характер  деятельности     всех   его    участников    по   получению  образовательной продукции  за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»[2]  Нами были взяты за основу следующие требования, предъявляемые к организации проекта, разработанные А.В.Хуторским: 

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе -  разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской.
  • Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Результаты и эффекты программы. Уровни освоения программы

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.[3]

Воспитательные результаты распределены на три уровня[4]:

«Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм)».

Первый уровень результатов - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), развлекательные игры, спортивные мероприятия, экскурсии, беседы, организуемые педагогом для детей.

Второй уровень результатов -  познавательные акции, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД, детские исследовательские проекты социальной направленности, проблемно-ценностные дискуссии.

Третий уровень результатов – познавательные,  развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

1 блок «Вокруг тебя – мир» (5-6 класс)

Цель – приобретение  лицеистом – кадетом  новых социальных знаний, развитие позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (дом, семья, лицей, Россия).

Задачи[5]

  1. Реализовать основную образовательную программу  лицея в  разнообразных организационно-учебных  формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
  2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
  3. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
    • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
    • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
    • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )
  4. Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 


[1] Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006

[2] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 286

[3] Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011

[4] См там же

[5] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008 

 

Смотреть работу полностью