Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа воспитательной работы

МБОУ  лицей  имени генерал-майора В.И. Хисматулина

                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                      

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5  КЛАССА 2 ВЗВОДА

 

Классный руководитель

Полтаева Елена Гумаровна

 

 

г. Сургут, 2015 год

 

Пояснительная записка

 

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)  обозначены целевые приоритеты, направленные на «формирование позитивной модели поведения обучающихся», способной «обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире».

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Цель программы – формирование нравственного уклада лицейской жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Задачи программы

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
  • формирование морали - осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, лицейского коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Программа рассчитана на 5 лет, разделена на 3 блока, связанных с такими аспектами развития личности, как становление (5-6 класс), самоопределение (7-8 класс), самореализация (9 класс), что определяет название блоков программы -  «Вокруг тебя - мир» (5-6 класс), «Я в этом мире» (7-8 класс), «Я для мира и мир для меня» (9 класс)

Эти этапы связаны с основными видами деятельности, выделенными  А.А.Поповым,   начальником  Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ, доцентом Академии повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования.

 

В качестве образовательной технологии деятельностного типа  была выбрана технология проектного обучения, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный  практический  результат, значимый для ученика[1].  Под образовательным проектом нами понимается «форма организации занятий,  предусматривающая    комплексный   характер  деятельности     всех   его    участников    по   получению  образовательной продукции  за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»[2]  Нами были взяты за основу следующие требования, предъявляемые к организации проекта, разработанные А.В.Хуторским: 

 

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе -  разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской.
  • Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
  •  

 

Результаты и эффекты программы. Уровни освоения программы

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.[3]

Воспитательные результаты распределены на три уровня[4]:

«Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм)».

Первый уровень результатов - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), развлекательные игры, спортивные мероприятия, экскурсии, беседы, организуемые педагогом для детей.

Второй уровень результатов -  познавательные акции, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД, детские исследовательские проекты социальной направленности, проблемно-ценностные дискуссии.

Третий уровень результатов – познавательные,  развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

 

 

1 блок «Вокруг тебя – мир» (5-6 класс)

Цель – приобретение  лицеистом – кадетом  новых социальных знаний, развитие позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (дом, семья, лицей, Россия).

Задачи[5]

  1. Реализовать основную образовательную программу  лицея в  разнообразных организационно-учебных  формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
  2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
  3. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
    • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
    • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
    • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )
  4. Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 

 

Основные направления реализации  1 блока программы «Вокруг тебя - мир» (5 класс)

1. «Я – кадет!» Проекты  «Я отличник» «Знаменитые выпускники лицея»

2.  «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Проект «Символика класса: герб, гимн»

3.  «Я люблю этот город, знакомый до слез!» Проект «Золотое кольцо Сургута»

 

Название проекта

Идея проекта. Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта

«Я - отличник»

Повысить познавательную мотивацию обучающихся.

В проекте участвуют ученики 5 классов, ведется подсчет отметок «отлично», полученных в течение 2-х недель. Результаты фиксируются  специально выбранными лицеистами в листах наблюдений. По результатам проекта выбираются победители и призеры

Октябрь 2015

«Знаменитые выпускники лицея»

Формировать положительное отношение к лицею, гордость за лицей

Лицеисты собирают информацию о знаменитых выпускниках лицея, издают буклеты, представляют информацию на классных часах, фотографию «знаменитого лицеиста» помещают на стенд лицея.

При успешной реализации проекта возможна организация встречи с выпускником.

Ноябрь 2015-январь 2016

«Символика класса»

Получение лицеистами социальных знаний, сплочение коллектива

Лицеисты изучают основы геральдики, гимн лицея, России, государственную символику. Затем на основании полученных знаний  создают герб и гимн класса.

При удачной реализации проекта возможно проведение конкурса, создание сайта класса

Февраль-апрель 2016

«Золотое кольцо Сургута»

Получение лицеистами социальных знаний, формирование положительного отношения к родному городу

На основании анкетирования проводится выборка памятников /достопримечательностей Сургута, лицеисты проводят виртуальную экскурсию для учеников 5 классов, викторину.

При успешной реализации проекта возможна  настоящая экскурсия, экскурсоводы -  сами лицеисты

Апрель – июнь 2015

Примечание: каждый проект имеет три этапа - подготовительный, этап реализации, заключительный. На заключительном этапе представляются продукты проекта, проводится рефлексия полученного опыта деятельности.

Первый проект «Я отличник» был проведен учителями – классными руководителями (результат 1 уровня). Предполагается, что другие проекты будут соответствовать результатам 2 уровня, так как классный руководитель выполняет лишь роль тьютора, реализуют проект сами лицеисты.

 

 

 

Содержание основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся лицея

 на уровень основного общего образования

№п/п

Направление

программы согласно Стандарта

Направления

воспитательной компоненты

Базовые национальные ценности

Формы

реализации

Виды реализации, тематика событий

5

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Гражданско-патриотическое воспитание

 

Правовое воспитание и культура безопасности

Правовое воспитание и культура безопасности

 

Воспитание семейных ценностей

 

Формирование коммуникативной культуры

  1. любовь к России, своему народу, своему краю
  2. гражданское общество
  3. поликультурный мир
  4. свобода личная и национальная
  5. доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
  6. социальная солидарность
  7. мир во всём мире
  8. многообразие и уважение культур и народов

Урочная

Программа «История кадетства» (программа курса «История кадетства» призвана познакомить кадет с историей возникновения, развития кадетских корпусов в России, а именно – с известными историческими личностями, с историей форменной одежды, знамен, нагрудных знаков и жетонов кадет, с жизнью современных кадет России).

 

Дополнитель

ное образование

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Юное казачество Сургута» (Цель курса – формирование у кадет осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и малой родины, интересов к современным проблемам казачества; воспитание молодого поколения, способного к профессиональной и нравственно-личностной ориентации по возрождению российской державност)и.

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краеведение и музейная работа»

(дополнительная образовательная программа направлена на решение различных задач с целью развития интереса кадет к истории и культуре города, округа, страны, формирование гражданско-патриотических чувств и убеждений на конкретных исторических материалах). 

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Огневая подготовка» (на занятиях объединения кадеты приобретают знания теоретических основ стрельбы, о материальной части оружия, о правилах, приемах, способах ведения огня из пневматического оружия. На занятиях в объединении обучаются правилам стрельбы из пневматического оружия).

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Строевая подготовка» (обучение по строевой подготовке направлено на формирование и закрепление уважительного отношения к строевой выучке, как к важнейшему традиционному атрибуту воинской службы; на выработку первичных навыков нахождения в строю, строевой выправки, ловкости, выносливости).

 

 

 

Внеурочная и внеучебная

Программа «Клуб «Наши Истоки» (Главной целью курса «Истоки» является освоение кадетами системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социально-культурного опыта Отечества).

 

 

Классный час «Права и обязанности кадетов»

 

 

Конкурс «Как мы знаем права и обязанности кадета?»

 

 

 

Фестиваль национальных культур

Вечер военной песни «Споёмте, друзья!»

Конкурс «Смотр строя и песни»

Конкурс инсценированной песни

2

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  1. правовое государство, демократическое государство, социальное государство
  2.  закон и правопорядок
  3.  социальная компетентность
  4.  социальная ответственность
  5.  служение Отечеству
  6.  ответственность за настоящее и будущее своей страны

Урочная

Программа «Основы безопасности дорожного движения»

Дополнитель

ное образование

Дополнительная общеобразовательная программа «Огневая подготовка» (на занятиях объединения кадеты приобретают знания теоретических основ стрельбы, о материальной части оружия, о правилах, приемах, способах ведения огня из пневматического оружия. На занятиях в объединении обучаются правилам стрельбы из пневматического оружия).

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Строевая подготовка» (обучение по строевой подготовке направлено на формирование и закрепление уважительного отношения к строевой выучке, как к важнейшему традиционному атрибуту воинской службы; на выработку первичных навыков нахождения в строю, строевой выправки, ловкости, выносливости).

 

 

Внеурочная и внеучебная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы, кл. часы, мастерские, дебаты

Программа «Клуб «Перекресток»

 

 

Программа «Английский клуб»  

 

Программа «Мы в проекте

«Уговор дороже денег» «Лицейское самоуправление»

Проекты

Социальная реклама «Соблюдай правила на дороге»

 

 

Проект праздничного оформления лицея

Экскурсии

«Социальный туризм» - организация экскурсий в центры волонтерского движения, суд, правоохранительные органы, органы управления города, органы социальной защиты населения

Творчество конкурсы выставки фестивали

Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Фотовыставка «Наши мамы»

Мастерская по созданию объемной модели лицея и прилегающей территории

 

Социально-преобразующая деятельность,

акции

Подарок ветерану

 

3

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Нравственное и духовное воспитание

 

 

Социокультур

ное и медиакультурное воспитание

 

 

Воспитание семейных ценностей

 

  1. нравственный выбор
  2.  жизнь и смысл жизни
  3.  справедливость
  4.  милосердие
  5.  честь
  6.  достоинство
  7.  уважение родителей
  8.  уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность
  9.  забота о старших и младших
  10.  свобода совести и вероисповедания
  11.  толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека
  12.  духовно-нравственное развитие личности

Урочная

Программа «Социокультурные истоки» (главной целью курса «Истоки» является освоение кадетами системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социально-культурного опыта Отечества).

 

Дополнитель

ное образование

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краеведение и музейная работа»

(дополнительная образовательная программа направлена на решение различных задач с целью развития интереса кадет к истории и культуре города, округа, страны, формирование гражданско-патриотических чувств и убеждений на конкретных исторических материалах). 

Дополнительная общеобразовательная программа «Видеостудия»

Внеурочная и внеучебная

Программа «Основы религиозных культур и светской этики»

 

«Мы несём добро бабушкам и дедушкам»

 

«Учимся делить печаль и радость другого»

 

«Лучшая столовая для птиц» (конкурс кормушек)

 

4

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Экологическое воспитание

 

Здоровьесберегающее воспитание

 

 

  1. жизнь во всех её проявлениях
  2. экологическая безопасность
  3.  экологическая грамотность
  4.  физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье
  5.  экологическая культура
  6. экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни
  7. ресурсосбережение
  8. экологическая этика
  9. экологическая ответственность
  10.  социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды
  11.  устойчивое развитие общества в гармонии с природой

Урочная

 

Дополнитель

ное образование

Дополнительная общеобразовательная программа

«Туристический клуб «Север» (реализация данной программы направлена повышение роли спортивного и самодеятельного туризма, смежных дисциплин и активного отдыха во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни)

Дополнительная общеобразовательная программа

«Прикладная физическая подготовка»

 

Внеурочная и внеучебная

Кросс «Золотая осень»

 

Прием нормативов  по проекту «Готов к защите Отечества»

Цель проекта: создание условий для физического и духовно-нравственного развития кадет, сохранения здоровья, подготовке кадет к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы.

Работа экологического  общества «ЭкоКад»

 

 

 

 

 

Экологическая игра «Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете Земля»

 

 

 

 

5

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

 

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

 

 

Интеллектуальное воспитание

  1. научное знание
  2. стремление к познанию и истине
  3. научная картина мира
  4. нравственный смысл учения и самообразования
  5. интеллектуальное развитие личности
  6. уважение к труду и людям труда
  7. нравственный смысл труда, творчество и созидание
  8.  целеустремлённость и настойчивость,
  9. бережливость
  10. выбор профессии

Урочная

Программа «Технология»

Дополнитель

ное образование

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краеведение и музейная работа»

(дополнительная образовательная программа направлена на решение различных задач с целью развития интереса кадет к истории и культуре города, округа, страны, формирование гражданско-патриотических чувств и убеждений на конкретных исторических материалах). 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Робототехника» (Программа «Легороботы» будет способствовать развитию технического мышления учащихся через знакомство с основами робототехники, радиоэлектроники и программированиия).

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный клуб» (программа направлена на повышение качества образования учащихся, развитие интеллектуальной сферы кадет (внимания, памяти, мышления).

Дополнительная общеобразовательная программа

«Техническое моделирование» (реализация данной программы направлена на развитие личности спортсмена-моделиста на основе использования учебно-тренировочного комплекса в условиях атмосферы позитивного межличностного общения, также развитие интереса учащихся к занятиям техническими видами спорта; выявление и развитие природных задатков и способностей детей и подростков, проявляющих интерес к спортивному моделизму)

Внеурочная и внеучебная

Программа

«Интеллектуальный клуб»           

Научное лицейское общество «Открытие»

Олимпиадное движение

Конкурс «Классный уголок!»

Трудовые акции

Встречи с представителями разных профессий

Экскурсия в пожарную часть

 

 

Классный час

«Профессия моих родителей»

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

 

Культуро-творческое и эстетическое воспитание

  1. красота
  2. гармония
  3. духовный мир человека
  4. самовыражение личности в творчестве и искусстве
  5.  эстетическое развитие личности

Урочная

Предметные области «Филология», «Искусство»

 

Дополнитель

ное образование

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краеведение и музейная работа»

(дополнительная образовательная программа направлена на решение различных задач с целью развития интереса кадет к истории и культуре города, округа, страны, формирование гражданско-патриотических чувств и убеждений на конкретных исторических материалах). 

 

Внеурочная

Программа «Изостудия» (умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности).

 

 

Программа «Литературная гостиная»

Внешкольная

Формы организации – экскурсии,  посещение театров, выставок, библиотеки; просмотр и обсуждение кинофильмов, организация  персональных выставок, встречи с людьми творческих профессий, конкурсы чтецов, работ творческой направленности (сочинения разных жанров, рисунки, фотографии, компьютерное творчество, моделирование), познавательные беседы, классные часы, социальные акции, творческие инициативы, проекты

Классные часы, беседы

Познавательные беседы

«Жить в мире доброты и красоты», «Творчество в веках»

 

 

 

Классные часы

«Красота и гармония», «Мир моих увлечений. Творчество»

 

Беседы  по  различным  направлениям  устного  народною  творчества,  о  культурных   традициях  разных народов,  об искусстве.

Цикл   тематических  бесед:  «Понятие  об  эстетике»,  «Искусство  народов  России», «Декоративно-прикладное искусство»,  «Культура режима и

распорядка  дня», «Культура речи»,  «Культура обращения  с  вещами».

Серия  классных  часов:  «Родина  моя»,  «Красота  природы  в  произведениях  поэтов,  писателей,  художников,  музыкантов»,  «Искусство:  классика  и современность»,  «Мир  спасает  красота», « Труд,  творчество,  красота»,

«Наука  и искусство»,  «Родной  язык».

Проектная деятельность

«Золотое кольцо Сургута»

 

 

Социальные проекты: оформление выставок рисунков, фотографий

Просветительские проекты: «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Мои предки на защите Отечества», «История моего лицея»

Благотворительные проекты: «Подари улыбку детям»

Общественно значимые проекты: организация музыкальных вечеров, литературных гостиных для обучающихся начальной школы,  социально не защищенных категорий граждан

Творческая деятельность

Литературно-музыкальные вечера

Книжные выставки

Творческие конкурсы

 

Этические беседы. Диспуты  «Можно ли изменить свой характер?»

Досугово- развлекательная деятельность

Коллективный просмотр художественных фильмов

Вечера - встречи в художниками, поэтами

Встречи с семьями старожилов города

Игры «Пантомима»

Празднование народных праздников

 

Социальное творчество

Создание социальной рекламы, буклетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательная работа с классом на 2015-2016уч.г. (5 класс)

 

 

 

Направление программы согласно Стандарта

Месяц

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Сентябрь

Торжественное построение, посвященное дню знаний.

Классный час «Права и обязанности»

Участие в лицейском проекте «Лучший взвод»

Программа «История кадетства».

Формирование актива лицея, взвода

Учебные занятия по программам «ОБДД».

 

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс)

Тематический урок «Учимся делить печаль и радость другого».

Турслет.

Беседа «Сохраним цветущий мир Югры».

Работа экологического общества «ЭкоКад».

Конкурс поделок из природного материала «Краски осени».

Запуск проекта «Я – отличник».

Конкурс «Минута славы».

Классный час ««Красота и гармония»,».

Октябрь

Торжественное построение, посвященное  приведению к торжественному обещанию.

Участие в проекте «Лучший взвод».

Конкурс «Как мы знаем права и обязанности кадета?»

Дежурство в классе, поддержание порядка.

Учебные занятия по программам «ОБДД».

 

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс)

Классный час «Братья наши меньшие!»

Сдача нормативов по проекту «Готов к защите Отечества».

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет в рамках Всероссийской акции «Час кода».

Экологическая акция «Птицеград».

 

Занятия с педагогами-руководителями проектных работ.

Участие в лицейских предметных олимпиадах.

Конкурс, посвященный Дню Учителя.

Ноябрь

Программа «История кадетства».

Классный час, посвященный Дню народного единства.

Классный час «На страже закона».

 

Беседа «Уговор дороже денег».

Учебные занятия по программам «ОБДД».

 

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Запуск проекта «Знаменитые ученики лицея».

Экологическая игра «Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете Земля».

Беседа «Международный день отказа от курения».

 

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Занятия в научном лицейском обществе.

Коллективный просмотр художественного фильма.

Запуск проекта «Территория Новый год».

Посещение театра.

Декабрь

Программа «История кадетства». Участие в проекте «Лучший взвод».

Тематический урок «Памятная дата России – 3 декабря – День Неизвестного Солдата».

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Социальная реклама «Соблюдай правила на дороге».

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Конкурс рисунков «Подари радость близким».

Конкурс рисунков «Мир живой природы».

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Занятия в научном лицейском обществе.

Реализация проекта «Территория Новый год».

Экскурсия Сургутский краеведческий музей.

Январь

Программа «История кадетства».

Общелицейское собрание кадет.

Реализация проекта «Знаменитые выпускники лицея»

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Беседа «Какой я пешеход?»

Реализация проекта «Будущему кадету»

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Работа над концертом ( поездка в Геронтологический центр)

Классный час «красота природы зависит от нас».

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Классный час «Мир моих увлечений. Творчество».

Занятия в научном лицейском обществе.

Подведение итогов проекта «Территория Новый год».

Классный час «Мир спасает красота».

Февраль

Программа «История кадетства».

Тематический урок  «15 февраля – День Памяти о россиянах, исполнявших свой воинский долг за пределами Отечества». Уроки мужества.

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Классный час «Один дома». Запуск проекта

«Символика класса»

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Выступление в Геронтологическом центре (поздравление с Днем Защитника Отечества).

 

Конкурс фотографий «Зеленый уголок моего класса».

Сдача нормативов по проекту «Готов к защите Отечества».

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Лицейско-научная конференция «Первые шаги в науку».

Концерт, посвященный Дню Защитника отечества.

Познавательная беседа «Жить в мире доброты и красоты».

Март

Программа «История кадетства». Общелицейское собрание кадет. День памяти В.И. Хисматулина. Конкурс «Как мы знаем права и обязанности кадета?»

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Беседа «Я в школе, дома и на улице».

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Беседа «Что я знаю о светской этике?»

Сдача нормативов по проекту «Готов к защите Отечества».

День экологической культуры. Международная акция «Час Земли».

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Занятия в научном лицейском обществе.

Городская конференция «Шаг в будущее. ЮНИОР».

Концерт, посвященный 8 Марта. Фотовыставка «Наши мамы».

Апрель

Программа «История кадетства».

Общелицейский конкурс смотр строя и песни.

Тематический урок «Памятная дата России – 12 апреля – День космонавтики».

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Конкурс сказок «Сказка о правах человека».

Реализация проекта «Символика класса».

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс)

Классный час «Мы несём добро бабушкам и дедушкам»

 

Беседа «Чистый город со мной!»

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Занятия в научном лицейском обществе.

Конкурс «Лицеист года».

Познавательная беседа «Творчество в веках».

Запуск проекта «Золотое кольцо Сургута».

Май

Программа «История кадетства».  Классный час «День Победы!»

 

 

Учебные занятия по программам «ОБДД».

Конкурс рисунков «Я рисую свои права». Подарок ветерану.

Учебные занятия программам «Истоки» (5 класс).

Тематический урок: «День славянской письменности и культуры».  

 

Сдача нормативов по проекту «Готов к защите Отечества».

Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия.

 

Дежурство классов по лицею. Поддержание порядка на закрепленной территории лицея за взводами.

Занятия в научном лицейском обществе.

Классный час «Профессия моих родителей».

 

Классный час «Родина моя». Конкурс чтецов «Что я знаю о войне».

Реализация проекта «Золотое кольцо Сургута».

 

Проведение инструктажей по технике безопасности, правилам поведения, профилактике заболеваний.

 

 

 

 

Мониторинг эффективности программы.

 

 

Для диагностических исследований развития личностного роста учащегося и уровень развития ученического коллектива по всем направлениям воспитания и социализации учащихся в лицее используются методики;

  1. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.
  2. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,  утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября  2012 г. № 2148-р
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации от 12 декабря 2012 года
  6. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)
  7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации  на период до 2015 г.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации  государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года  № 599
  9. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761
  10. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»
  11. Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008
  12. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006
  13. Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011
  14. Задонская О.В. Программа воспитательной работы «Мы - будущее» (на 2013-2018 г.г.) [Электронный ресурс] /  О.В.Задонская// Сайт МБОУ СОШ №144 г. Красноярска - Режим доступа: http://school144.my1.ru/index/zadonskaja_o_v/0-41.  htm, свободный

 

 

 

Приложение 1

Наши поручения

 

ФИ

Поручение

Обязанности

1 Бородина Кристина

 

Организация самоуправления

2. Мылив Семен

 

Организация самоуправления

3 . Воробей Иван

 

Помощь командиру взвода в организации учебно -познавательной деятельности курсантов

4. Брель Елизавета

Хозяйственная служба

Талончик, количество уч-ся, помощь в организации обедов, дежурства по столовой

5. Утеев Самат

Хозяйственная служба

Талончик, количество уч-ся, помощь в организации обедов, дежурства по столовой

6. Быкос Иван

Спортивный сектор

Физминутки, состав команды,  Подготовка команды класса для участия в спортивных соревнованиях

7. Чернозипунникова Мария

Спортивный сектор

Физминутки, состав команды,  Подготовка команды класса для участия в спортивных соревнованиях

8.  Салимгареев Ислам

Хозяйственная служба

Талончик, количество уч-ся, помощь в организации обедов, дежурства по столовой

9. Ковальчук Вячеслав

Диджейская группа

Досуг  учащихся класса, информация о концертах, театрах, вечерах, муз. конкурсы, викторины

10. Сухих Семен

 

Помощь командиру взвода в организации учебно -познавательной деятельности курсантов

11. Каштанов Андрей

Диджейская группа

Досуг  учащихся класса, информация о концертах, театрах, вечерах, муз. конкурсы, викторины

12.Мехтиев Владимир

Библиотечная служба

Сохранность учебников

13. Успенский Алексей

Диджейская группа

Досуг  учащихся класса, информация о концертах, театрах, вечерах, муз. конкурсы, викторины

14. Емельянова александра

Редакционная коллегия

Подготовка фото сюжетов о классе, мероприятиях, поздравления курсантов с  днем рождения, летопись

15. Сорокина Ангелина

Учебно-дисциплин.сектор

Оценки, дисциплинарный дневник

16. Полозова Ангелина

Медицинская служба

Сбор информации о заболеваниях, сообщение д\з  болеющим, работа с медиком лицея, информация о заболеваниях в газету

17.  Матяш Полина

Спортивный сектор

Физминутки, состав команды,  Подготовка команды класса для участия в спортивных соревнованиях

18. Катаев Никита

 

Помощь командиру взвода в организации учебно -познавательной деятельности курсантов

19.  Тимофеев Алексей

Медицинская служба

Сбор информации о заболеваниях, сообщение д\з  болеющим, работа с медиком лицея

20.  Ефимов Глеб

Редакционная коллегия

Подготовка фото сюжетов о классе, мероприятиях, поздравления курсантов с  днем рождения, летопись

21. Штрыкунова Полина

Хозяйственная служба

Талончик, количество уч-ся, помощь в организации обедов, дежурства по столовой

22.  Цюра Снежана

Учебно-дисциплин.сектор

Оценки, дисциплинарный дневник

23. Колмакова Алина

Редакционная коллегия

Подготовка фото сюжетов о классе, мероприятиях, поздравления курсантов с  днем рождения, летопись

24. Айметов Кирилл

Диджейская группа

Досуг  учащихся класса, информация о концертах, театрах, вечерах, муз. конкурсы, викторины

25. Лиц Дарья

Библиотечная служба

Сохранность учебников

26. Малухин Павел

Хозяйственная служба

Талончик, количество уч-ся, помощь в организации обедов, дежурства по столовой

 

 

 

 

Состав родительского комитета

 

Фамилия, имя, отчество

Поручение

1

Быкос Наталья Николаевна

председатель

2

Емельянова Лариса Рамзановна

хозяйственная деятельность

3

Ковальчук Людмила Федоровна

культурно – образовательная деятельность

4

Мехтиева Ольга Владимировна

культурно – образовательная деятельность

 

 

 

 

 

Тематика родительских собраний

 

Дата проведения, время

Тема родительского собрания

02.09.2015             18-00

Об организованном начале учебного года.

05.09.2015             14-30

Адаптация ребенка к обучению в 5 классе.

21.11.2015             14-30

Роль общения в жизни школьника.

27.02.2016             14-30

Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

14.05.2016             14-30

Итоги прошедшего учебного года. «Вот и стали мы на год взрослей!»

 

 

Приложение 2

План анализа воспитательной работы за  2015-2016 уч. год

 

1. Краткая характеристика коллектива и отдельных кадетов.

2. Воспитательные цели и задачи.

Воспитательная работа в классе проводится  в соответствии с  программой воспитательной работы, утвержденной  Приказом директора МБОУ лицея им. генерал-майора В.В.  Хисматулина от   20.08.2014 № 363.

Цель 1 блока программы (5-6 класс) – приобретение  лицеистом – кадетом  новых социальных знаний, развитие позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (дом, семья, лицей, Россия).

Задачи[6]

  1. Реализовать основную образовательную программу  лицея в  разнообразных организационно-учебных  формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
  2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
  3. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
    • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
    • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
    • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )

3. Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки, способы мышления и т. д.

Содержание воспитательного  процесса связано с реализацией  5  внутриклассных проектов, инициаторами которых выступили сами обучающиеся. Реализовано  5 проектов: «Пятиклассникам посвящается», «Лучшее отделение», «Территория Нового года», «Поможем бездомным животным», «Символика класса»

Умения, формируемые на   этапе реализации  воспитательной программы

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

4. Реализация программы воспитательной работы[7] и использованные формы (классные часы, собрания, экскурсии, коллективные творческие дела и т. д.).

5. Использованные методы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование, определение перспективы и т. д.).

6. Уровень развития ученического коллектива.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.

8. Работа с родителями и общественностью.

 

9. Результат воспитательной работы.

 

10. Задачи воспитательной работы на  2016-2017 учебный год.

 

                                                                                                           

                              Приложение 3

МЕТОДИКА  «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»

 

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

 

Ход проведения. Школьникам предлагаются характе­ристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208).

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твер­дого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассып­чатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который срав­нительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал пре­вращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в ру­ках неспособного человека, она может принять самые не­определенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совме­стной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дис­циплина и требование старших. Отношения разные - доб­рожелательные, конфликтные. Ребята по своей инициа­тиве редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало об­щаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного ма­стера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому под­держать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мо­реходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периоди­чески выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каж­дый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг дру­гу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, про­явить настойчивость в преодолении трудностей, не все­гда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

 

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неус­покоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за од­ного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требо­вательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним об­ращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказы­вают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в сосед­них. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но посте­пенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим матери­алом которого являются тесная дружба, единая воля, от­личное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь кол­лектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, груп­пы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. На­стоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, осве­щая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллекти­ва. На основании ответов педагог может определить по пя­тибалльной шкале степень их удовлетворенности своим клас­сом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методи­ки. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следу­ющие вопросы: на каком этапе развития коллектива нахо­дится наше классное сообщество и почему; что мешает под­няться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворен­ности детей своим коллективом, видении школьниками пер­спектив его развития.

 

 

 

 

[1] Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006

[2] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 286

 

[3] Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011

[4] См там же

[5] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008

[6] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008