Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа внеурочной деятельности «ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ»(социальное направление)

МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» Пинежского района Архангельской области»

Программа внеурочной деятельности «ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ»(социальное направление)

 

Валькова Ирина Александровна

Учитель начальных классов

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Рабочая программа к курсу «Юные краеведы» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования, является авторской.                                 

         Для образования и социализации младших школьников научно – познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целеноправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем селе, районе, крае,  республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

                   Россия, Родина, Пинежский  район, Карпогоры… Какие дорогие и близкие с детства слова! Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?

         В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юные краеведы». 

          Само название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, экология. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано во всём» как бы цементирует элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. Структура каждого отдельного занятия построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.      

          Проведение занятий кружка «Юные краеведы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. К 6 – 7 годам ребёнок имеет определённые представления о месте своего проживания, но ещё затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное,  не видит возможностей её применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребёнком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят о помощи в ориентировке по населённому пункту, даже на территории школы любые гости обращаются  с вопросами к более старшим школьникам. В первом классе,  в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, даёт ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.

         Деятельность кружка должна быть основана на принципах научности, но вместе с тем и соответствовать возрасту школьников. Следует строить занятия кружка, идя от изучения непосредственно окружающего детей мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Особенно это важно  для самой младшей группы кружковцев, где объектом изучения является пока главным образом настоящее. Лишь на втором годе следует постепенно «наводить мостик» настоящее – прошлое, используя простейшие приёмы сопоставления и опираясь на образное восприятие. В третий год обучения значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно – полезных и личностно значимых формах деятельности.

        Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской деятельности.

         Начальная школа – важнейший период для выработки правильного микропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.     

         Программа  кружка «Юные краеведы» способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее.

          Цель программы:

         -сформировать  целостное  представление о малой Родине – Пинежском крае на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

        Задачи:

          Образовательные:

-познакомить учащихся с историей, флорой и фауной, культурными памятниками традициями родного края;

          -познакомить с историей малой родины через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;

-развивать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир,  в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;

- овладеть начальными навыками исследовательской работы.

          Воспитательные:

         - развивать  гражданские качества, патриотическое отношение к России и к своему краю;

- воспитать учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитать чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

- формировать  активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края;

         - развивать творческое  содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

          Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы. Помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, села, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

         Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

- теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа)

- практические (экскурсии, встречи, работа с СМИ, с компьютером)

         Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. В программе кружка предусмотрены занятия в классе, праздники, прогулки и экскурсии. В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: анкетирование, интервьюирование, познавательные беседы, проблемно – ценностная дискуссия, викторина, социально – моделирующая игра, ролевая игра, проектно - исследовательская деятельность, составление мультимедийных  презентаций.

 

 

Основные принципы построения программы:

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Юные краеведы» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1.Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Пинежском крае.

2. Человек нашего края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История нашего края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

         Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Пинежья, воспитания у учащихся уважения к истории Пинежского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры,  осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу, целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

                                                        Ценностные ориентиры:

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви,

сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

  Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

   Возраст детей: 7 – 9 лет

   Срок реализации программы: 3 года

   Общее количество часов в первый и второй  год – 25, в неделю – 1 час.

  Общее количество часов в  третий  год – 17, в неделю – 1 час.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

 

         Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Юные краеведы» для учащихся  распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно – образовательных учреждений, сбора и обработки историко – географической краеведческой информации.

 

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные универсальные учебные действия,

обеспечивающие ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

- организация на занятии

парной и групповой работы

Метапредметные результаты

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия,

обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные универсальные учебные действия,

 включающие общеучебные, логические действия и постановки и решения проблем

- умение учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные универсальные учебные действия,

обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договаривать и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной   и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- учитывать разные мнения,  интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 класс

 

Наименование

разделов, блоков, тем

Общее кол – во

часов

 

 

В том числе

 

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные

 занятия

1.

Введение

1

1

-

2.

Природа северного края

4

1

3

3.

Я и моя семья

6

2

4

4.

Мой дом, мои соседи, друзья

2

1

1

5.

Наша школа

2

-

2

6.

Моя улица

2

1

1

7.

Село, где я живу

8

3

5

 

Итого

25

9

16

 

2 класс

 

Наименование

разделов, блоков, тем

Общее кол – во

часов

 

 

В том числе

 

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные

 занятия

1.

Введение. Край, в котором я живу!

4

1

3

2.

Наш край в разные времена года

4

1

3

3.

Красная книга Архангельской области

3

1

2

4.

Моя семья – мои близкие

3

-

3

5.

Школа, в которой я учусь

6

1

5

6.

Лучшие люди нашего села

2

-

2

7.

Моя Родина – Пинежье

3

1

2

 

Итого

25

5

20

 

 

3 класс

 

Наименование

разделов, блоков, тем

Общее кол – во

часов

 

 

В том числе

 

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные

 занятия

1.

Край, в котором я живу!

2

1

1

2.

Что нас окружает

3

-

3

3.

Школа, в которой я учусь

2

-

2

4.

Путешествие по родному краю

6

-

6

5.

Знаменитые имена наших земляков

2

1

1

6.

Моя семья и мои близкие

1

-

1

7.

Наш край – Пинежье

1

-

1

 

Итого

17

2

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 класс

 

          Раздел 1. Введение (1 час)

          Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

          Раздел 2. Природа северного края (4 часа)

          Изучение родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы.

          Практические занятия:

- Экскурсия в осенний лес

- Выставка поделок из природного материала на тему «Осенняя пора, очей, очарованье…» - Проект «Осень в гости  к нам пришла!»

         Раздел 3. Я и моя семья (6 часов)

      Детям предлагается выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители и близкие. На занятии учащиеся знакомятся с профессиями, через устные рассказы одноклассников, рисунки, фотографии, фильмы. Привлекая родителей, организуются экскурсии на предприятия.

        Практические занятия:

- Экскурсии на предприятия, где работают  родители

- Фотоколлаж «Профессии наших родителей!»

- Фотоколлаж «Семейные традиции»

-  Презентация «Моя семья»

        Раздел 4. Мой дом, мои соседи, мои друзья (2 часа)

         На занятии дети рассказывают о том, кто живёт в их доме, как зовут соседей, друзей. Здесь необходимо дополнительно указать на необходимость бережного отношения к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Совместно с детьми придумать, что можно сделать во дворе своими руками (помочь собрать опавшую листву, расчистить снег, построить горку, повесить кормушки для птиц и т.д.). А также ребята рассказывают о своих домашних питомцах, показывая фотографии, и мы говорим о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

       Практическое занятие:

- Проект «Наши питомцы»

       Раздел 5. Наша школа (2 часа)

         В самых простых формах дети знакомятся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, её учителями.

        Практические занятия:

- Экскурсия по школе

- Экскурсия в школьный музей

        Раздел 6. Моя улица (2часа)

         Дети знакомятся с историей названия улиц, чьими именами названы улицы, кто живёт на моей улице, узнают, какие есть достопримечательности на этой улице.

        Практическое занятие:

- Экскурсия по улицам села

         Раздел 7. Село, в котором я живу! (8 часов)

         На этих занятиях возможна автобусная экскурсия по селу. Особое внимание обращается названию села, истории его возникновения, его размерам, значению. Дети знакомятся с памятниками культуры, архитектурой зданий. Первоначально сопоставляется старое и новое. Обращается внимание детей и на изменения, происходящие на глазах, стройки, роль созидательного труда жителей села.

        Практические занятия:

- Экскурсия «Памятники нашего села»

- Экскурсия в районную библиотеку имени Ф.Абрамова

- Экскурсия в Дом народного творчества

- Акция по благоустройству нашего села «Долой, мусор!»

- Проект «Село, где я живу»

 

2 класс

         Раздел 1. Введение. Край, в котором я живу! (4 часа)

         Дети знакомятся с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения. При изучении этого раздела планируется выезд детей за пределы села Карпогоры.

        Практические занятия:

- Экскурсия в краеведческий музей д. Ваймуша

- Экскурсия в краеведческий музей д. Шотова

- Экскурсия в краеведческий музей д. Веркола

         Раздел 2. Наш край в разные времена года (4 часа)

         Дети учатся характеризовать признаки времён года, описывать сезонные изменения в природе, исследуют на основе непосредственных наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных и времени года.

        Практические занятия:

- Экскурсия «Осень в нашем селе»

- Экскурсия «Село весной»

- Проект «Наш край в разные времена года»

         Раздел 3. Красная книга Архангельской области (3 часа)

         Дети анализируют примеры использования человеком богатств природы, приводят примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. На этих занятиях ребята учатся моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Узнают, какие виды животных и растений занесены в Красную книгу Архангельской области.

         Практические занятия:

- Заочная экскурсия в Пинежский заповедник

- Проект «Экологическая тропа на Пинежье»

           Раздел 4. Моя семья – мои близкие (3 часа)

         На этих занятиях дети знакомятся с такими понятиями как «семейные традиции», «родословная», «генеалогическое древо». На основе бесед со старшими родственниками о поколениях в семье составляют родословное древо. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растёт уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода.

        Практические занятия:

- Проекты «Моя семья»

- Проект «Создание генеалогического древа»

- Экскурсии на предприятия родителей

          Раздел 5. Школа, в которой я учусь (6 часов)

         Дети продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится. Из бесед с родителями узнают, какую школу и где заканчивали их мама и папа. Продолжают совершать экскурсии по школе.

          Практические занятия:

- Экскурсия в кабинет биологии

- Экскурсия «О чём рассказывают школьные стенды»

- Экскурсия в школьный зал боевой славы

- Проект «Мои родители – выпускники нашей школы»

- Проект «История школы, в которой я учусь»

         Раздел 6. Лучшие люди нашего села (2 часа)

         В ходе изучения этого раздела дети знакомятся с лучшими людьми нашего села, организуются встречи. Обращается внимание детей на то, что некоторых людей уже нет в живых, но память о них осталась в названиях улиц и т.д.

         Практическое занятие:

- Проект «Знаменитые имена наших земляков»

- Встреча с народным мастером по ткачеству Баландиной Г.М.

         Раздел 7. Моя Родина – Пинежье ( 3 часа)

         Дети учатся находить и показывать на карте России, Архангельской области  свой край. По результатам экскурсий учатся составлять рассказ с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного села, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

Практические занятия:

- Экскурсия к реке Пинега

- Проект «Наш край - Пинежье»

 

3 класс

         Раздел 1. Край, в котором я живу! (2 часа)

         Дети продолжают знакомиться с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения. Они учатся находить и показывать на карте России, Архангельской области  свой край. Обращается внимание детей и на изменения, происходящие на глазах, стройки, роль созидательного труда жителей села. По результатам экскурсии учатся составлять рассказ с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного села, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

         Практическое занятие:

- Экскурсия по селу Карпогоры

 

         Раздел 2. Что нас окружает (3 часа)

         В ходе изучения этого раздела дети анализируют примеры использования человеком богатства природы, приводят примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, моделируют ситуации по сохранению природы и её защите. Дети продолжают знакомиться с видами животных и растений, занесённых в Красную книгу Архангельской области.

         Практические занятия:

- Экскурсия в школьный парк

- Заочная экскурсия в Пинежский заповедник

- Проект «Самые редкие растения нашего края»

 

         Раздел 3. Школа, в которой я учусь (2 часа)

         В юбилейный год школы дети продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится. Продолжают совершать экскурсии по школе.

Практические занятия:

- Экскурсия в кабинет химии

- Экскурсия в школьный зал боевой славы

 

         Раздел 4. Путешествие по родному краю (6 часов)

         На этих занятиях дети продолжают знакомиться с историей и географией своего края через изучение близлежайших населённых пунктов.  Они учатся находить и показывать на карте России, Архангельской области  деревни и сёла. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры. В ходе работы дети осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

         Практические занятия:

- Заочная экскурсия в деревню Ваймуша

- Заочная экскурсия в деревню Шардонемь

- Заочная экскурсия в деревню Ёркино

- Заочная экскурсия в деревню Шотова

- Заочная экскурсия в деревню Марьина

- Исследовательская работа « Прошлое и настоящее деревни Марьина»

- Заочная экскурсия в село Сура

Оформление буклетов по результатам заочных экскурсий

 

         Раздел 5. Знаменитые имена наших земляков (2 часа)

         В ходе изучения этого раздела дети продолжают знакомиться с жизнью и творчеством известных  людей нашего края. К 95 – летию  со дня рождения Ф. Абрамова дети совершают экскурсию в библиотеку, посещают холл знаменитого писателя. Расширяют свои знания о  жизни и творчестве самобытных  пинежских поэтов и писателей.

         Практические занятия:

- Ф.Абрамов «Без Верколы – то мне не жить…» к  95 – летию со дня рождения писателя

- Экскурсия в библиотеку. Творчество наших земляков

 

         Раздел 6. Моя семья и мои близкие (1 час)

         В юбилейный год Победы дети с помощью взрослых членов семьи собирают материал о Великой Отечественной войне, узнают о военной жизни  своих родных. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растёт уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода.

         Практическое занятие:

- Мини - проекты «Герои войны – члены моей семьи»

Исследовательская работа «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

 

         Раздел 7. Наш край – Пинежье (1 час)

       При организации этого занятия с использованием краеведческого материала важно учить детей элементами анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своём крае будет социально – моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать достопримечательности нашего края…».

         Практическое занятие:

- Социально – моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать достопримечательности нашего края…»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        При составлении календарно – тематического планирования (Приложение №1) на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.  Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально  изучают все вопросы краеведения.

       Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

       При проведении некоторых занятий источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлечённые люди, а также другие дети.

       Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме проектов,  мультимедийных презентаций, исследовательских работ, выполненных учащимися вместе с родителями.

       Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

       При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

        Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого у каждого учащегося есть фотоальбом «Юный исследователь», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях,  и представлены фотографии с занятий кружка.  Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка «Юные краеведы» для учащихся 1 класса»

       При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно – образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.

К разделу «Наша школа»

       Возможна небольшая экскурсия по школе для ознакомления с кабинетами. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество. Дети знакомятся со школьным музеем, сайтом школы. Эти занятия могут послужить началу ведения «Летописи класса».

К разделу «Моя улица»

         С первого класса можно и нужно перед кружковцами ставить простейшие самостоятельные задачи в ходе экскурсии, как называется улица, на которой живут учащиеся, какие заинтересовавшие  нас объекты находятся на ней. Принимая во внимание возраст детей, не следует на первом году обучения вводить слишком отвлечённые понятия, пользоваться картами и хронологией.               

К разделу «Село, в котором я живу!»

       Следует учитывать стремление детей к самовыражению через различные творческие акты,  воспитательное и познавательное значение игр. Работа должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям. Наряду с беседами, рассказами, чтением и обсуждением книг, просмотром фильмов для учащихся 1 классов в большей степени рекомендуются ознакомительные прогулки по селу на недалёкое расстояние, более продолжительные экскурсии в школьный  музей.

Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка  «Юные краеведы» для учащихся 2 класса»

К разделу «Моя Родина – Пинежье»

       При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементами анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своём населённом пункте будет социально – моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…» На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию. Но и помогает детям выступить с мини- сообщениями.

К разделу «Край, в котором я живу!»

      При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией. При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.

      Уже со второго года обучения можно постепенно формировать более конкретные пространственно – временные представления учащихся. Дети должны научиться показывать на карте свою Родину, свой край, своё село.

К разделу «Школа, в которой я учусь»

       На занятиях  по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. Учащиеся могут в ходе занятий постепенно научиться делать самостоятельные сообщения, записывать и оформлять их.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

К концу первого класса учащиеся должны знать:

- название своего края;

- свой домашний адрес;

- наиболее выдающиеся достопримечательности села Карпогоры;

- названия наиболее известных улиц родного села;

- растения и животных края;

- названия рек Пинежского района;

- виды декоративно- прикладного искусства Пинежского района.

Уметь:

- вести простейшие наблюдения в природе, устно описывать объекты природы;

- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- слушать в исполнении учителя тексты краеведческого характера;

- во время досуга и праздники играть в народные игры и водить хороводы.

Иметь:

- желание вести здоровый образ жизни

 

К концу второго класса учащиеся должны знать:

- название страны, области, района, села, улицы, культурных центров;

- историю возникновения села Карпогор;

- названия рек Пинежского района;

- наиболее выдающиеся достопримечательности Пинежского района;

- свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;

- основные народные и современные праздники;

- знать представителей Красной книги Архангельской области.

Уметь:

- устно описывать объекты природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном;

- составлять устный рассказ о школе;

- проводить простейшие исследования, работать над  совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.

Иметь:

- желание вести поисковую работу

 

К концу третьего класса учащиеся должны знать:

- название страны, области, района, села, улицы, культурных центров;

- историю возникновения села Карпогор;

- прошлое и настоящее деревень Пинежского района;

- наиболее выдающиеся достопримечательности Пинежского района;

- свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;

- основные народные и современные праздники;

- знать представителей Красной книги Архангельской области.

Уметь:

- устно описывать объекты природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимать место своей семьи в прошлом и настоящем своего края;

- составлять устный рассказ о школе;

- проводить простейшие исследования, работать над  совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.

Иметь:

- желание вести исследовательскую деятельность

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

программы внеурочной деятельности «ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ» (Приложение №2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

         1. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу//Начальная школа, 2009, №5

         2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.:Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978 – 5 – 09 – 020549 – 8

         3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников//Начальная школа, 2007, № 9.

         4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа, 2006,  № 2.

         5.Сухих И.В. 800 загадок – 100 кроссвордов/ И.В.Сухих.– М.: Новая школа, 2009.

         6.Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения//Начальная школа, 2008,  № 1

         7.Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей начальных классов// - Г.А.Фадеева.-  М.: Просвещение, 2009

         8. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 г.

         9. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 г.

         10. Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008 г.

         11. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 г.

         12. Шаблон VCT-проекта  портала Сеть Творческих Учителей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Алина О.В. Веркола по всей Пинеге славится… / сост.: О. В. Алина; ред.: Т. В. Овчинникова. – Архангельск, 2013 . – 182 с.: ил.

2. Иванова А. А. Светлое Пинежье: путешествие по краю: справочник-путеводитель / А.А. Иванова, В.Н. Калуцков; Администрация муницип. образования «Пинежский муницип. р-н». 2-е издание (расширенное и дополненное).— Архангельск : с. Карпогоры (Арханг. обл.): (ОАО «ИПП «Правда Севера»), 2008. — 168 с, [4] с. вкл. ил., ил. карты.

3. Нетесова Н. А. «Загадки» / Н. А. Нетесова. – Ваймуша, Архангельская область, 2009 – 32 с.

4. Попова А.П. Сказки: Кн. 2 / А. П. Попова ; ил. - Т. Осюкова. - Северодвинск, 2012. –

5. Попов В.В. Пинежье поэтическое: сборник стихотворений /[сост.: Попов В.В. и др.]. – Карпогоры, 2010 (Архангельск: Правда Севера). – 224 с.

6. Смирнов Г. Д. Пинежье – Веркола моя ненаглядная: пособие для тех, кто изучает творчество и биографию Фёдора Абрамова: 156 вопросов и ответов / Г. Д. Смирнов. – Архангельск: ООО «Кира», 2011. – 75 с.

7. Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных.- Архангельск, 1995.-330 с.: ил.16 с.

Приложение №1

Календарно – тематическое планирование

1 класс

Раздел 1. Введение (1 час)

1. Знакомство с предметом краеведения.

Раздел 2. Природа северного края (4 часа)

2. Экскурсия в осенний лес

3. Растения и животные нашего края

4. Поделки из природного материала на тему «Осенняя пора, очей очарованье…»

5. Проект «Осень в гости к нам пришла!»

Раздел 3. Я и моя семья (6 часов)

6. Папа, мама и я – дружная семья

7. Проект «Моё имя»

8. Экскурсия на работу родителей учеников в аптеку №36

9. Экскурсия на работу родителей учеников в районную больницу

10. Экскурсия на работу родителей учеников в кафе «На берегу»

11. Праздник «Семья вместе – так и душа на месте!»

Раздел 4. Мой дом, мои соседи, мои друзья (2 часа)

12. Мой дом и кто живёт в нашем доме

13. Проект «Наши питомцы»

Раздел 5. Наша школа (2 часа)

14. Экскурсия по школе

15. Экскурсия в школьный музей

Раздел 6. Моя улица (2часа)

16. Экскурсия по улицам села

17. Кто живёт на моей улице, достопримечательности моей улицы.

Раздел 7. Село, в котором я живу! (8 часов)

18. Экскурсия на хлебозавод

19. Экскурсия «Памятники нашего села»

20. Экскурсия в районную библиотеку имени Ф.Абрамова

21. Экскурсия в Дом народного творчества

22. Художники, писатели и поэты земли Пинежской. Встреча с художником Черемной  Н.Ф.

23.Акция по благоустройству нашего села «Долой, мусор!»

24. Проект «Моё село – Карпогоры»

25. Итоговое занятие по теме «Село, где я живу!»

Календарно – тематическое планирование

2 класс

Раздел 1. Введение. Край, в котором я живу! (4 часа)

1. Мой край в прошлом и настоящем

2. Экскурсия в краеведческий музей д. Ваймуша

3. Экскурсия в краеведческий музей д. Шотова

4. Экскурсия в краеведческий музей д. Веркола

Раздел 2. Наш край в разные времена года (4 часа)

5. Экскурсия «Осень в нашем селе»

6. Зимние картины нашего края

7. Экскурсия «Село весной»

8. Вот и лето пришло. Проект «Наш край в разные времена года»

Раздел 3. Красная книга Архангельской области (3 часа)

9. Красная книга. Растительный и животный мир нашего края

10. Заочная экскурсия в Пинежский заповедник

11. Проект « Экологическая тропа на Пинежье»

Раздел 4. Моя семья и мои близкие (3 часа)

12. Экскурсия на работу родителей в пожарную часть

13. Проект «Создание генеалогического древа»

14. Проект «Моя семья»

Раздел 5. Школа, в которой я учусь (6 часов)

15. Экскурсия в кабинет биологии

16. Экскурсия «О чём рассказывают школьные стенды»

17. Экскурсия в школьный зал боевой славы

18. Проект «Мои родители – выпускники нашей школы»

19. Учителя и ученики гордость школы. Встреча с ветераном педагогического труда Струговой Л.Н.

20. Проект « История школы, в которой я учусь»

Раздел 6. Лучшие люди нашего села (2 часа)

21. Проект «Знаменитые имена наших земляков»

21. Знаменитые имена на Пинежье. Встреча с народным мастером по ткачеству Баландиной Г.М.

Раздел 7. Моя Родина – Пинежье (3 часа)

23. Экскурсия к реке Пинега

24. Наш край на карте Родины. Деревня Кеврола

25. Итоговое занятие. Проект «Наш край – Пинежье»

Календарно – тематическое планирование

3 класс

1. Раздел 1. Край, в котором я живу! (2 часа)

1. Мой край в прошлом и настоящем

2. Экскурсия по селу Карпогоры

Раздел 2. Что нас окружает (3 часа)

3. Экскурсия в школьный парк

4. Заочная экскурсия в Пинежский заповедник

5. Проект «Самые редкие растения нашего края»

Раздел 3. Школа, в которой я учусь (2 часа)

6. Экскурсия в кабинет химии

7. Экскурсия в школьный зал боевой славы

Раздел 4. Путешествие по родному краю (6 часов)

8. Заочная экскурсия в деревню Ваймуша

9. Заочная экскурсия в деревню Шардонемь

10. Заочная экскурсия в деревню Ёркино

11. Заочная экскурсия в деревню Шотова

12. Заочная экскурсия в деревню Марьина

Исследовательская работа « Прошлое и настоящее деревни Марьина»

13. Заочная экскурсия в село Сура

Раздел 5. Знаменитые имена наших земляков (2 часа)

14. Ф.Абрамов «Без Верколы – то мне не жить…» к 95 – летию со дня рождения писателя

15. Экскурсия в библиотеку. Творчество наших земляков

Раздел 6. Моя семья и мои близкие (1 час)

16. Мини - проекты «Герои войны – члены моей семьи» к 70 – летию Победы

Исследовательская работа «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Раздел 7. Наш край – Пинежье (1 час)

17. Социально – моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать достопримечательности нашего края…»

Приложение №2

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

программы внеурочной деятельности «ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ»

 

         Результативность и целесообраз­ность работы по программе внеурочной деятельности «Юные краеведы» осуществляется в течение учебно­го года.

     Форма подведения мониторинга: диагностические карты личностных компетенций учащихся, которые включают в себя следующие компоненты:

Интеллектуальные:

- наличие мотива к познавательной деятельности;

- умение пользоваться информационными источниками;

- владение дидактическими умениями и навыками;

- умение планировать и реализовывать собственную образовательную деятельность.

Коммуникативные:

- сотрудничество в микрогруппе;

- саморегуляция собственного поведения;

- культура ведения диалога.

Творческие:

- творческая самореализация;

- оригинальность творческих решений;

- оперативность и гибкость в принятии творческих решений;

- презентация результатов собственной образовательной деятельности

Общекультурные:

- наличие духовно-нравственных ценностей;

- гражданская идентичность, патриотизм;

- уважительное отношение к другим культурам;

Метод проведения диагностики: наблюдение.

         Для анализа работы проводится анкетирование среди детей и родителей.

Анкета для родителей учащихся 1 «г» класса

Мониторинг изучения отношения детей и родителей к крае­ведческой работе
В анкетировании участвовало 24 человека

Цель: Изучение мнения родителей в 1 классе о необходимости посещения детьми заня­тий кружка «Юные  краеведы»

 


 ВОПРОСЫ АНКЕТЫ


ДА


НЕТ


   

 ЗАТРУДНЯЮСЬ

          СКАЗАТЬ   


1.


Хорошо ли Вы знаете историю Пинежья?


    1


    8


           15


2.


Как Вы считаете, нужно ли знать историю Пинежья?


   22


    0


            2


3.


Хотели бы Вы больше знать о своем крае?


   23


    0


            1


4.


Хотели бы, чтобы Ваши дети хорошо зна­ли историю родного края?


    24


    0


            0


5


Хотели бы, чтобы Ваш ребенок посещал кружок «Юные краеведы» в школе?


    24


     0


            0

           

            Вывод: Данные анкетирования родителей первоклассников показали высокую осведомленность в этом вопросе. 

Анкета для учащихся 1 «г» класса
В анкетировании участвовало 24 человека

Цель: Изучение мнения учащихся 1 «г» класса о желании и необходимости посещать кружок «Юные краеведы»

 


 ВОПРОСЫ АНКЕТЫ


 

 

 

ДА


 

 

 

 НЕТ

 


  

 

 

ЗАТРУДНЯЮСЬ
        СКАЗАТЬ


1.


Знаешь ли ты историю своей семьи?


0


    14


             10


2.


Знаешь ли ты историю своего села Карпогоры?


0


    24


              0


3.


Знаешь ли ты достопримечательности своего края?


0


    23


              1


4.


Хотел бы ты узнать об истории своей семьи, села, края?


19


     0


              5


5.


Будешь ли ты посещать кружок «Юные краеведы», чтобы узнать об этом как можно больше?


23


     0


              1


            Вывод: Как видно по данным таблицы, знания учеников 1 «г» класса истории семьи, села, края незначительны, но желание получить знания в этой области позволило начать краеведческую работу в этом классе.

Анкета для учащихся 2 «г» класса
В анкетировании участвовало 24 человека

Цель: Изучение мнения учащихся 2 «г» класса о желании посещать кружок «Юные краеведы» в дальнейшем


ВОПРОСЫ АНКЕТЫ


ДА


 НЕТ


 

   ЗАТРУДНЯЮСЬ
         СКАЗАТЬ


1.


Знаешь ли ты историю своей семьи?


23


    0


                  1


2.


Знаешь ли ты историю своего села Карпогоры?


24


    0


                  0


3.


Знаешь ли ты достопримечательности своего края?


24


    0


                  0


4.


Хотел бы ты больше узнать об истории своей семьи, села, края?


23


    0


                  1


5.


Желаешь ли ты посещать кружок «Юные краеведы» в 3 классе, чтобы узнать об этом как можно больше?


24


    0


                   0

            Вывод: Как видно по данным таблицы, учащиеся 2 «г» класса знают историю своей семьи, села Карпогоры, могут рассказать о достопримечательностях своего края, хотят пополнить свои знания в этой области. Значит, краеведческую работу будем продолжать.

 

Анкета для учащихся 2 «г» класса

по выявлению познавательной деятельности учащихся

 

Цель: Выявить уровень познавательной деятельности учащихся в системе мероприятий по нравственному и патриотическому воспитанию учащихся.

 

Ход проведения: Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда

3 – почти всегда

2 – иногда

1 – очень редко

0 – никогда

  1. Я хочу изучать историю нашего села Карпогоры
  2. Я хочу изучать историю Пинежского района
  3. Я люблю свой Пинежский край
  4. Мне интересно узнать об известных людях Пинежья
  5. Я люблю посещать выставки в Доме народного творчества
  6. Мне интересны пословицы и поговорки о Родине
  7. Мне нравятся песни и стихи о Родине
  8. Мне нравятся песни и стихи о нашем Пинежском крае
  9. Мне интересно знакомиться с символами нашего государства
  10.  Мне интересно изучать символику Пинежского района и Архангельской области
  11.  Мне нравится посещать музеи в Пинежском районе
  12.  Мне нравится знакомиться с улицами нашего города
  13.  Мне нравятся достопримечательности нашего села
  14.  Я люблю природу северного края
  15.  Мне нравится знакомиться с памятниками нашего села Карпогоры
  16.  Я люблю читать книги по истории
  17.  Я люблю читать русские народные сказки и былины
  18.  Мне нравится смотреть альбомы с репродукциями великих художников
  19.  Я люблю смотреть исторические фильмы
  20.  Мне бы хотелось путешествовать по родному краю и изучать его

 

     Обработка полученных данных: Среднюю оценку уровня познавательной деятельности учащихся получаю при сложении всех оценок по одному суждению и делении этой суммы на количество участников опроса. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень познавательной активности учащихся; если же он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени познавательной активности учащихся. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся или группа учащихся имеет низкий уровень познавательной активности.

         Вывод: Высокая степень познавательной активности учащихся 2 «г» класса.

Викторина для учащихся 3г класса

«Пинежье – наш край родной!»

Цель: проверить и закрепить знания младших школьников по истории родного края

 

 Допиши предложение:

1. Районная газета называется_______________________________________

2.  На какой реке стоит село Карпогоры _____________________________

3.  Наша школа расположена на улице_______________________________

4.  Глава МО «Пинежский район» __________________________________

5.  Улица села, названная в честь лётчика – космонавта________________

6. Как называли пинежскую сказительницу Кривополенову М.Д.?

а) писательница          б) Махонька         в) «государственная бабушка»

7. Улица Кудрина в нашем селе названа в честь

а) писателя          б) лётчика – космонавта              в) героя Гражданской войны

8. Теплов М.Ф., Кротов М.И. , Алексеев Г.А., Чугаев А.С. люди, прославившие наш край как

а) Герои РФ        б) Герои Гражданской войны       в) Герои Советского Союза

9. В Суре родился И. Кронштадский, это

а) писатель             б) художник     в) праведник русской православной церкви

10. Бутюков В.Н.  прославил наш край как

а) исследователь     б) художник       в) писатель

11. На какой улице расположен памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.?

а) Пионерская           б) Октябрьская         в) Садовая

12. Народный мастер по ткачеству, выпускница нашей школы

а) Баландина Г.М.         б) Чурилова Т.В.     в) Пашкова З.Г.

13. Где расположен Марфин дом?

а) Ёркино                 б) Кеврола          в) Ваймуша

14. Родина звонаря – сказочника Ивана Данилова?

а) Карпогоры           б) Веркола           в) Сура

15. Районным центром является населённый пункт

а) Пинега               б) Карпогоры         в) Кеврола

За каждый правильный ответ 1 балл. Викторину отгадывали – 24 человека

Итоги:

15 баллов –         5 человек

13 – 14 баллов - 10 человек

10 – 12 баллов – 9 человек

Вывод: 20% обучающихся показали высокий уровень знаний по истории родного края; 41% - выше среднего, 33% - средний уровень

Формы подведения итогов реализации программы

1 класс

 

Модули

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент

для оценки

Познавательные процессы              

 

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

1. Фотоальбом

«Моё первое исследование» по теме «Село, где я  живу»

 

2. Проект «Осень в гости к нам пришла»

 

3. Проект «Моё имя»

 

4. Проект «Наши питомцы»

 

 

 

5. Проект «Моё село – Карпогоры»

 

 

Выставка фотографий

 

 

 

Конкурс рисунков

 

Стенд «Что в имени моём?»

 

Фотографии домашних животных и сочинение о них

 

Конкурс рисунков

Положение о конкурсе рисунков

 

 

 

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа на тему «Осень в гости к нам пришла»

 

Выставка поделок из природного материала

Критерии оценки творческой работы

Самостоятельная исследовательская практика

Презентация

«Наши питомцы»

Выступление

Критерии публичного выступления

Встречи, акции, опыты и эксперименты

Встреча с художником Черемной  Н.Ф.

 

 

 

2 класс

 

Модули

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент

для

оценки

Познавательные процессы              

 

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследователь-

ские умения

1. Фотоальбом

«Моё исследование» по теме «Наш край - Пинежье»

 

2. Проект «Осенние картины нашего края»

 

3. Проект «Мои родители – выпускники нашей школы»

 

4. Проект «История школы, в которой я учусь»

 

5. Проект «Моя семья»

 

 

6. Проект «Создание генеалогического древа»

 

7. Проект «Знаменитые имена наших земляков»

 

9. Проект «Наш край в разные времена года»

Подбор фотографий

 

 

 

Защита рисунков

 

Оформление

альбома

 

 

Сочинения

 

 

 

Презентация «Моя семья»

 

 

Плакат

 

     Книга «Знаменитые

имена наших земляков»

 

Фотографии и рисунки

Положение о конкурсе рисунков

 

Коллективное творчество

1. Проект «Осенние картины нашего края»

2..Коллективная творческая работа на тему «Наш край в разные времена года».  Выставка рисунков

3. Проект «Мои родители – выпускники нашей школы»

 

 

Самостоятель-ная исследо-вательская практика

Участие в учебно – исследовательских конференциях.

«Сирийские хомячки – мои питомцы» - Черная Наташа – 2 место

 

«Мои питомцы – кролики» - Фефилова Екатерина – 1 место

Школьная конференция

«Юный исследователь»

Районная учебно – исследовательская конференция «Юность Пинежья»

Критерии публичного выступления

Встречи, акции, опыты и эксперименты

Встреча с народным мастером по ткачеству Баландиной Г.М.

 

 

 

 

3 класс

 

Модули

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент

для оценки

Познавательные

процессы              

 

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследователь-ские умения

1. Фотоальбом

Моё  исследование по теме «Наш край - Пинежье»

 

2. Юные краеведы  на занятиях осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных источников

 

3. Социально – моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать достопримечательности нашего края…»

 

4. Мини – проекты «Герои войны – члены моей семьи»

 

Подбор фотографий

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

достопримечательностей Пинежского края

 

 

 

 

 

 

Выступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии

оценки проекта

Коллективное творчество

1. Буклеты по результатам заочных экскурсий в деревни Ваймуша, Шардонемь, Ёркино, Шотова, Марьина, в село Сура

Представление буклетов и рассказ

по результатам экскурсий

Критерии оценки буклета

Самостоятель-ная исследова-тельская практика

Участие в учебно – исследовательских конференциях

 

1. Исследовательские работы на тему

-  «Великая Отечественная война в истории моей семьи» - Черная Наташа –

 2 место

 

- «Прошлое и настоящее

деревни Марьина» - Фефилова Екатерина

1 место

Школьная конференция

«Юный исследователь»

 

Районная учебно – исследовательская конференция «Юность Пинежья»

Критерии

оценки выступления

Встречи, акции, опыты и эксперименты

Акция по благоустройству нашего села «Долой, мусор!»