тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

11.01.2019 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Вдохновению - салют!»
09.01.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 75-летию снятия блокады города Ленинграда «И жизнью смерть была...
29.12.2018 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый символу 2019 года «Комплименты для Свинки»
18.12.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый празднованию Нового года «Волшебная...
07.12.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению алфавита (Из цикла викторин «...
07.12.2018 г.
II Всероссийская историческая викторина «Великие правители России»​
07.12.2018 г.
IV Всероссийская историческая викторина «Великие полководцы - великие умы!»

Программа творческого объединения «МЫ».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Аристова Георгия Игнатьевича с. Виловатое муниципального района

 Богатовский  Самарской области

Программа творческого объединения

 «МЫ».

(Номинация: Образовательные программы, элективные курсы)

Неустроева Ирина Александровна

ГБОУСОШ с.Виловатое

учитель русского языка и литературы

Программа творческого объединения «МЫ»  направлена на организацию общекультурной развивающей деятельности, создание воспитанникам «социальной ситуации развития», среды общения, поля деятельности для выработки потребности в творческом контакте на базе какой-либо продуктивной совместной деятельности, создание атмосферы душевного комфорта, создание коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей  социализацию подростка.

Пояснительная записка.

В традициях российской школы – создавать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком.

Проблема реализации творческого потенциала личности, развития творческих способностей через органическое сочетание видов организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество), одна из самых важных для системы дополнительного образования детей.

Способности, согласно известному определению Б. М. Теплова, - это такие «индивидуально – психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности»

Одной из задач, которые ставятся при организации досуга – это организация общекультурной развивающей деятельности с детьми.

Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. ( Советский энциклопедический словарь).

 Под общей культурой человека понимается наличие у него нравственных, эстетических, познавательно-творческих, культурно-психологических, культурно-физических ценностей, стремлений и навыков соответствующего поведения. Это общечеловеческие ценности и навыки, которые организуют целостный жизненный процесс, регулируют любую деятельность и проявляются также в каждом деле. Это общекультурный слой личности, имеющий для своего развития и закрепления изначальные генетические предпосылки. Очень важно вовремя актуализировать у ребенка положительные общекультурные тенденции.

Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями обуславливается, прежде всего, доброжелательностью друг к другу, преобладанием взаимного положительного оценивания.

Преобладающее позитивное настроение обуславливается совместной подготовкой к каким-либо интересным, радостным событиям, а также периодическим участием субъектов образовательного процесса в игровых ситуациях. В процессе подготовки к эмоционально значимым событиям (праздникам, вечерам, выставкам, фестивалям и т. п.) формирует чувство оптимизма, уверенности в интересном и насыщенном завтрашнем дне. Игровой контекст образовательного процесса создает возможность для проявления творческой активности всех субъектов образовательного процесса, позволяет многим освободиться от психологических барьеров, оптимистично оценивать свое настоящее и будущее и, самое главное, корректирует весь характер межличностных отношений в образовательной среде.

Деятельность, которую осуществляют субъекты в образовательном процессе, может носить развивающий характер только в том случае, если ее участники вовлечены в переживание самого процесса этой деятельности, психологически включены в нее.

Сплоченность и сознательность – необходимая предпосылка функционирования образовательной среды, которая в этом случае становится «инструментом» личностного развития каждого субъекта образовательного процесса.

Дополнительная образовательная  программа «Мы» социально-педагогической направленности. Актуальность  программы в том, что  на сегодня  типовых программ  данной направленности нет.

Новизна  дополнительной образовательной программы – комплексность и вариативность.

Особенность программы «Мы» состоит в том, что:

  • Даётся возможность проявления социальной и творческой активности;
  • Реализуются потребности развивающейся личности в «пробе сил» и «поиске себя»;
  • Развивается инициативность, фантазия, т.к. деятельность на добровольной основе в свободное время для ребёнка  не в тягость.

Цель  данной  программы

Создание комфортной для каждого ребенка образовательной среды, позволяющей раскрыть каждой личности свой потенциал и сформировать у  них жизненную позицию, ориентированную на нравственные ценности , развитие способностей через органическое сочетание видов организации досуга.

Задачи (1 этапа,1-го года обучения):

  • выявление особенностей, возможностей каждого ребенка с целью их поддержки, развития или корректировки;
  • формирование у ребенка осознанности и положительной мотивации поступков, формирование объективной самооценки;
  • формирование представлений об элементарных нормах поведения, представлений о культуре и общечеловеческих ценностях;
  • развитие творческого, образного мышления;
  • развитие и удовлетворение познавательных интересов.

Задачи (2 этапа, второго года обучения):

  • формирование мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей;
  • развитие потребностей в самосовершенствовании, в выражении творческого потенциала, в объективной самооценке;
  • формирование представлений о социальной роли, потребности в активной, преобразующей жизненной позиции.

Задачи педагога.

  • Создать коллектив, как воспитывающую среду, обеспечивающую социализацию ребёнка;
  • Организация всех видов групповой, коллективной, индивидуальной деятельности, вовлекающей в общественно-ценностные отношения;
  • Создать атмосферу душевного комфорта, при этом:

-  войти в  сферу общения детей;

-  понять положение  каждого в ней;

-  научиться корректировать отношения между детьми.

Программа рассчитана на два года обучения. Возраст  детей 11-16 лет.  Большое внимание  уделяется возрастным особенностям обучающихся. Эффективность образовательного процесса зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей.

Количество часов, необходимое для проведения занятий по программе на первый год – 216 ч. Теоретические занятия – 76 часов. Практические занятия – 140 часов.

Программа  второго  года  рассчитана на  216 ч.  Теоретические занятия – 70 часов.   Практические занятия – 146 часов.

Обучение проходит в виде занятий с основной группой (10-15 чел.) 2-3 раза в неделю, в форме индивидуальной работы по мере необходимости.

Для реализации программы применяются разнообразные  методы  работы:

  • Словесные (объяснения, беседы, лекции, дискуссии, рассказы)
  • Иллюстративно-наглядные  (использование дидактических материалов, видеофильмов…)
  • Практические (ролевые игры, викторины, вечера интересных встреч, творческие отчёты, анкетирование)
  • Творческие (концертные программы, конкурсы, этюды)

Принципы и условия построения образовательного процесса.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса определяются единством воспитания и общественной жизни - это:

-  общественная целевая направленность учебно-воспитательного процесса;

-  осуществление комплексного подхода к организации взаимодействия различных видов детской деятельности;

-  связь всей учебно-воспитательной работы с жизнью;

-  целостное и гармоничное интеллектуально-эмоциональное, эмоционально-волевое и действенно-практическое формирование личности в процессе обучения и воспитания;

-  обучение  и воспитание в коллективе, предполагающие последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

-  единство требовательности и уважения к детям;

-  сочетание руководства жизнедеятельностью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании;

Принципы руководства познавательной, трудовой, общественной, эстетической и игровой деятельностью детей их самодеятельностью в процессе  обучения и воспитания:

-   ведущая роль обучения и воспитания  обучающихся по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному, эстетическому  развитию;

-  сочетание и стимулирование познавательной, трудовой и иной деятельности обучающихся, активизации их нравственно – волевых качеств с проявлением непосредственного интереса к делу;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей  детей в процессе учебно-воспитательной работы;
  • преемственность результатов от одной возрастной ступени к другой;
  • многообразие учебно-воспитательных технологий.

Принципы построения  педагогического процесса :

  • активное включения каждого ребенка в деятельность;
  • детская самодеятельность и свободный выбор ребенком содержания и форм деятельности;
  • опора на чувственно – эмоциональную сферу ребёнка;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • интеграция общечеловеческих ценностей в содержание обучения и воспитания.

Содержание программы направлено на:

  • создание условий для развития личности обучающегося;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка (создание ситуации успеха);
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.

Содержание образовательной деятельности отвечает требованиям:

  • разнообразие направлений и видов деятельности, влияющих на различные стороны личности;
  • развивающий и воспитывающий характер содержания;
  • опора содержания на интересы обучающихся.

Ожидаемые результаты.

В образовательной, развивающей, воспитательной сфере – развитие познавательной активности детей, их эрудиции, сообразительности, приобретение практических навыков в разнообразной деятельности.

В коммуникативной сфере – развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой.

В социальной сфере – накопление социального опыта участие в общественной жизни, в труде, в коллективе.

В досуговой сфере – саморазвитие и личностный рост.

Обучающиеся должны научиться:

  • Избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира; объяснять свои взгляды, выражать личное мнение о том, что для них является важным;
  • Управлять своими эмоциями, контролировать своё поведение; оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;
  • Использовать собственный опыт; ставить перед собой несложные цели;
  • Участвовать в несложных дискуссиях с одним человеком, группой; обсуждать несложные актуальные темы;
  • Конструктивно взаимодействовать в группе, следовать нормам жизни в

     коллективе;

  • Участвовать в жизни одного коллектива;
  • Оценивать влияние своего поведения на других;
  • Слушать других, играть, учиться и трудиться сообща; определять сходства и различия между людьми и уважать их;
  • Брать ответственность на себя и разделять её с другими;
  • Правильно оценивать результаты своей деятельности (по итогам выполненных заданий, проведённых мероприятий),  добиваться признания своих успехов и адекватно воспринимать мнение других о себе.

В образовательной программе «Мы» применяются разнообразные формы диагностики:                                                                                                                                               

  • наблюдение (при многопрофильности оценки личности в ходе участия каждого учащегося в конкретной деятельности);
  • опросники (при изучении  интересов, мотивов действий)
  • анкеты (по выявлению влияния коллектива на личность, личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллективе)
  • проективные тесты (ситуации, незаконченное предложение);
  • метод экспертов (позволяет анализировать отношения, сложившиеся в группе).

Программа предусматривает следующие виды деятельности:  организация и проведение массовых мероприятий с обучающимися, их родителями и педагогами, конкурсы, конференции, концерты, экскурсии, дискотеки и т.д.

С первых дней пребывания детей в нашем коллективе стараемся поддерживать общую атмосферу успешного сотрудничества, постепенно формируя у каждого ребенка ориентацию на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности. Ребенка важно убедить в том, что у него непременно получится в выбранном виде деятельности.

Данная образовательная программа предусматривает взаимодействие с образовательными программами по «Вокалу» и «Хореографии», реализуемыми  в учреждении.

Методика подготовки мероприятий

Данная образовательная программа предусматривает применение такой методики организации дела, которая расширяет возможность решения  образовательных задач, обеспечивает последовательность в достижении цели, повышает активность и самостоятельность обучающихся, укрепляет уверенность в себе, развивает умение отстаивать свою точку зрения, свои права в соответствии с ситуацией, проявлять собственную индивидуальность. В начале создается «совет дела» - инициативная группа, которая разрабатывает план (группа создается на основе выборов, назначения и включения желающих). Затем «совет дела» вносит предложения, обсуждает и вместе с педагогом выстраивает общую программу. Совет дела определяет также перечень подготовительных мероприятий, распределяет поручения между обучающимися (коллективные, групповые, парные и индивидуальные). Таким образом, почти все воспитанники включаются в подготовку и проведение дела. Во время подготовки и проведения мероприятий роль педагога направляющая, поправляющая и поддерживающая, не умаляющая индивидуальности, самостоятельности обучающихся.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

Разделы и темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

I

Вводное занятие.

2

2

-

II

Познавательная деятельность

40

15

25

1.

Воображение и фантазия

6

2

4

2.

Межличностные взаимодействия  у детей.

12

4

8

3.

Уроки самовоспитания.

12

4

8

4.

Здоровый образ жизни- основа бытия.

4

2

2

5.

Что такое закон.

6

3

3

III

Искусство общения.

20

8

12

1.

Культура речи и личности.

6

2

4

2.

Виды общения.

6

2

4

3.

Правила общения.

4

2

2

4.

Интонации.

4

2

2

IV

Ораторское искусство.

19

5

14

1.

История.

1

1

-

2.

Техника речи.

4

2

2

3.

Дикция.

6

1

5

4.

Практика сценического искусства.

8

1

7

V

Этикет.

16

4

12

1.

История происхождения хороших манер.

4

1

3

2.

Современный этикет.

4

1

3

3.

Культура внешности.

4

1

3

4.

Школьный этикет

4

1

3

5.

Этикет в общественных местах.

 

 

 

VI

Музыкально-творческая деятельность.

87

17

70

1.

Традиционные праздники.

35

6

29

2.

Тематические

32

6

26

3.

Музыка в наши дни.

20

5

15

VII

Игровые и ситуационные формы.

30

24

6

1.

Интеллектуальные игры.

30

24

6

VIII

Итоговое занятие.

2

1

1

 

ИТОГО

216

76

140

 

Содержание программы

1. Вводное занятие (2ч.).

Комплектование группы.  Расписание занятий. Общая беседа. Знакомство с учебной программой. Цели и задачи на учебный год. Правила поведения на занятиях и в перерыве.

II. Познавательная деятельность (40 ч.)

«Познай себя, и ты познаешь мир!»,                                                                                      «Много есть чудес на свете,                                                                                        Человек их всех чудесней»                                                                                                                                           (Софокл).          

Цель: формирование опыта творческого общения, развития у обучающихся умения понимать и ценить личность каждого человека.

1. Воображение и фантазия.

Значение воображения и фантазии. Воображение помогает преобразовать  окружающий нас мир вещей и поверить в подлинность своего поведения по отношению к этим вещам. Воображение помогает оправдать творческий вымысел и найти действие.

Практическая часть. Этюды на развитие воображения и фантазии. Этюды на отношение к предмету.

1.Межличностные взаимодействия  у детей.

Уникальность чувств каждого человека.  Относительность в оценке чувств. Владение своими чувствами. Эмоциональное состояние. Конфликты. Разрешение конфликтов.  В каких ситуациях необходимо уступать друг другу. Развитие навыков совместной творческой работы.

Практическая часть. Игра «Театр». «Живые руки». Сценки. Игра  «Тыкалка». «Аукцион». «Мусорное ведро».  Игра   «Встань на его место».  Игра «Числа». Игра «Сиамские близнецы».  Игра  «Холодно-горячо». «Пальцы». Конкурсы «Хвастунов». Игра «Ручеёк». « Ромашка».

3. Уроки самовоспитания.

Изучение правил и норм поведения.   Я и моя воля. Я и мои чувства. Учусь управлять своими эмоциями. Познай себя. Какие мы? Давайте поговорим о нас. Найти себя. Научись управлять собой. Мир наших чувств. На что способен я и окружающие?

Практическая часть. Тесты (методики) « Познай себя». Тренинги «Знаю ли я себя?», «Мой характер». Подборку пословиц, поговорок. Диагностический тест «Способности обучающегося»

4. Здоровый образ жизни – основа бытия.

Курение, алкоголь, наркотики-похитители здоровья и рассудка.

Практическая часть. Анкетирование, тесты, тренинг.

5.Что такое закон.

«Закон» и «Право». Нравственные  нормы.  Право, как набор правил и предписаний. Конвенция о правах ребёнка. Основные тематические понятия и термины. Право. Ребёнок.  Лидер. Свобода. Ответственность. Решение. Дело. Коллектив.

Практическая часть.  Ролевые игры. «Планета».

Формы: аукцион знаний, час открытых мыслей, викторина, игра-путешествие, творческие отчеты, вечера-встречи,  игры, диагностика, анкетирование, тесты.

  III. Искусство общения (20ч.)

1.Культура речи и личности.

Живое слово и его значение. Органический процесс общения.   Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Условия необходимые для общения.

Практическая часть. Разыгрывание жизненных ситуаций, в которых дети учатся культуре речи и взаимоотношений.

2. Виды общения.

Различные средства общения (речь, мимика, жесты). Зачем человеку нужно так много средств общения.  Искусство диалога.

Практическая часть.  Игра «Через стекло». «Изобрази пословицу».  «Жесты». «Остановиться и оглянуться». Упражнения на развитие воображения, наблюдательности, умения общаться.

3. Правила общения.

Шесть правил общения. Цена улыбки.  Правило конфиденциальности. Равноправие участников. Правило искренности. Правило толерантности.

Практическая часть. Игры.  «Иностранец». «Изобрази сказку».  

4. Интонации.

Интонации для взаимопонимания людей.

Практическая часть. Игры на контакт.  Сценки.

IV. Ораторское искусство (19 ч.)

1.История.

История ораторского искусства.  Язык как средство образного  воспроизведения действительности.

2. Техника речи.

Речевые заминки.  Произношение окончаний имен прилагательных и глаголов. Орфоэпически правильное произношение слов: правильное ударение ( молодёжь, километр, шофёр, квартал и др.), правильное произношение сочетаний стн, здн,вств,сш,сч,жж,зж, чн,чт,тц,тч и др. в словах лестница, поздно, солнце, чувство, сшитый, счёт, рассказчик, дрожжи, позже, несжатая, конечно, что и др.

Практическая часть. Упражнения на правильное произношение..

3 .Дикция.

Свойства голоса. Голос. Интонация.  

Практическая часть. Отработка на практике роли ведущего. Упражнения на дикцию, темп речи,  логическое ударение.

4. Практика сценического искусства.

История. Основные навыки  выступления.  Внешний облик оратора.  Голос. Интонация. Ведение вечеров, праздников.

Практическая часть. Упражнения. Участие обучающих  в роли ведущих  на праздниках. Формы занятий: Деловые игры, тренинги,  дискуссии.

V . Этикет (16ч.)

Цель: выявление коммуникативных возможностей, познакомить воспитанников с заповедями общения, научить правилам поведения в повседневной жизни.

1.История происхождения хороших манер.

 Этикет.  – игра История происхождения хороших манер. Представление и знакомство.

Практическая часть. Игра –путешествие «История манер».  Вечер – игра « История происхождения хороших манер». Составление словаря вежливых слов.

2. Современный этикет

 Правила хорошего тона за столом.

Практическая часть. Ролевая игра «Здравствуйте гости дорогие!». Сценка « В замке дедушки этикета». День именинника.

3. Культура внешности. Внешний вид.

Внешний вид, привычки. Осанка, походка ( какой должна быть правильная осанка, как её выработать). Причёска (аккуратность- главное достоинство причёски)

Практическая часть.  Ролевые игры, встречи, вечера.

4. Школьный этикет.

Внешний вид. Поведение и дисциплина. Наша речь. Общественные места. Доброжелательность.

Практическая часть. Разработать   Правила (нормы) школьного  этикета. Правила поведения на дискотеке

Формы занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, встречи, вечера.

VI. Музыкально-творческая деятельность (87ч.)

Цели. Развитие творчества обучающихся, умения находить выход из необычных ситуаций, развитие их интересов.

Формирование художественной культуры, выявление обучающихся со способностями, дальнейшее их развитие.

Способствует: потребностям духовного роста воспитанника, его интересам, природному самовыражению, социально-нравственной адаптации личности, развитию творческих способностей каждого воспитанника.

1. Традиционные праздники

История. Календарь знаменательных дат. Методика, формы подготовки проведения праздников. Как составить сценарий.

Практическая часть. Составление сценария праздника. Подготовка и проведение традиционных праздников, носящих творческий характер. День осени. День именинника. Новый год. День защитника Отечества. 8 Марта и др.  Разучивание сценок. Репетиционная работа. Конкурсы, вечера, концерты. 

2. Тематические:

Формы деятельностипосвященные определенной тематике, являются комплексным тематическим блоком, носящим развивающий, воспитательный характер.

Вечер «Мир наших увлечений». «Дело мастера боится». «Угроза экологической катастрофы». «О чем плакали и смеялись цветы» и др. Методика организации и проведения дискотек

Практическая часть.   Игра « Город весёлых мастеров». Вечера встречи. День именинника.

Проект  «Наша экология». Игра соревнование «Дело мастера боится».

3.Музыка в наши дни.

Язык музыки понятен и доступен всем, а не только музыкантам и любителям музыки. Даже совсем маленькие дети сразу отличают грустную музыку от веселой.  Значение ее в жизни любого человека велико.

Практическая часть. Разучивание песен, хореографических зарисовок  в процессе подготовки к проводимым мероприятиям. Туристические песни. Песни по тематикам. Хоровое пение, танцы, сценки. Турнир знатоков (разнобой). Концерт-лекция «Музыка на дорогах войны». Беседа: «Музыка в нашей жизни».

  1. Игровые и ситуационные формы (30ч.)

Цель. Создание условий для самопроявления обучающихся, приобретения опыта принятия решения в нестандартной ситуации нравственного выбора, регулирование конфликтов, апробация различных ролей.

«Расскажи-ка – и я забуду, покажи-ка – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»                                       

(Китайская пословица).

Игровая деятельность должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь познавательное значение.
  • Создавать условия для совместного творчества ее участников.
  • Обеспечивать мыслительную деятельность.

1. Интеллектуальные игры.

Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений. Эмоциональность.  Изобретательность.

 Практическая часть. «Звёздный час».  «Поле чудес». «Умники и умницы», « Колесо фортуны».

Разучивание различных игр (сначала проигрывается в группе с последующим применением их на других аудиториях).

  1. Итоговое занятие (2ч.).  Подведение итогов года. Поощрение активных  обучающихся.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

Разделы и темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

I

Вводное занятие.

1

1

-

II

Познавательная деятельность

41

15

26

1.

Воображение и фантазия

6

2

4

2.

Этические принципы взаимоотношения с людьми.

12

4

8

3.

Уроки самовоспитания.

12

4

8

4.

Что такое закон.

11

5

6

III

Искусство общения.

14

5

9

1.

Культура речи и личности.

6

2

4

2.

Сценическое общение

8

3

5

IV

Ораторское искусство.

20

5

15

1.

История.

1

1

-

2.

Техника речи.

4

2

2

3.

Дикция.

5

1

4

4.

Практика сценического искусства.

10

1

9

V

Этикет.

15

5

10

1.

История происхождения хороших манер.

3

1

2

2.

Современный этикет.

4

1

3

3.

Культура внешности.

6

2

4

4.

Культура повседневной жизни.

2

1

1

VI

Музыкально-творческая деятельность.

95

21

74

1.

Традиционные праздники.

35

6

29

2.

Тематические

40

10

30

3.

Музыка в наши дни.

20

5

15

VII

Игровые и ситуационные формы.

28

17

11

1.

Интеллектуальные игры.

20

15

5

2.

Ситуационные игры.

8

2

6

VIII

Итоговое занятие.

2

1

1

 

ИТОГО

216

70

146

 

Содержание программы

I. Вводное занятие (1ч.).

  Общая беседа. Расписание занятий.  Знакомство с учебной программой. Цели и задачи на учебный год. Правила поведения на занятиях и в перерыве.

II. Познавательная деятельность (41 ч.)

1. Воображение и фантазия.

Значение воображения и фантазии. Воображение помогает преобразовать  окружающий нас мир вещей и поверить в подлинность своего поведения по отношению к этим вещам. Воображение помогает оправдать творческий вымысел и найти действие.

Практическая часть.  Тематические этюды на развитие воображения , фантазии, творческого внимания. Игра : «Составление бесконечного предложения». Составление загадок и отгадок по вопросу «Придумывание наибольшего количества слов по определённой тематике».

2.Этические принципы взаимоотношения с людьми.

Способность к состраданию - закон жизни.  Этика поступков.  Моя семья. Умение учитывать чужую точку зрения. Жизненные ценности: любовь к ближнему, честность, почитание старших, умение, понять и простить, доброта и терпение. Отношения с окружающими.

Практическая часть.  Игра «Расскажи  мне о себе»,  «Скульпторы». Игра «Скажи мне, кто твой друг». Составление «цветика-семицветика» из лепестков нравственных добродетелей. Анкеты «Семья глазами детей» , «Социологический опрос».

3. Уроки самовоспитания.

Роль цели в жизни. Нравственные нормы и привычки. Как стать хозяином своих чувств. Человек – это удивительно! Твои возможности человек.  Познай себя и окружающих. Еще раз о ценностях.

 Практическая часть. Тесты (методики) « Познай себя». Тренинг «Мой характер» . Методика «Мои отношения». Викторина «Мои качества».

4.Что такое закон.

Понятие «Закон» и «Право», различные значения этих слов, отделить законы природы от нравственных законов, а нравственные не путать с юридическими. Международная  конвенция  ООН о правах ребёнка от 22.11.1989.

Практическая часть.  Ролевые игры. «Планета». Тесты. Творческий конкурс «Мои права». Игра «Имею право»

III.Искусство общения. (14ч.)

1.Культура речи и личности.

Речь как средство общения, средство воздействия. Способность высказывать собственное мнение, оценивать себя и других. Значение жестов, мимики, интонации .Результат речи.

Практическая часть. Разыгрывание жизненных ситуаций, в которых дети учатся культуре речи и взаимоотношений.

2. Сценическое общение..

 Слово, как средство общения. Зачем человеку нужно так много средств общения . 

 Искусство диалога. Соблюдение в чтении особенностей стихотворной речи. Сценическое общение как взаимодействие партнёров и воздействие друг на друга. В сценических условиях слышать – это значит видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. (К.С. Станиславский).

Практическая часть.  Игра «Иностранец». Упражнения на развитие воображения, наблюдательности, умения общаться. Этюды на общение без слов. Этюды на краткий диалог.

IV. Ораторское искусство (20 ч.)

1.История.

Роль чтеца (выступающего) глубоко и всесторонне освоить  литературное произведение с целью оказать на слушающих нужное воздействие.  Изучение высказываний художников слова о красоте и образности родного языка.

2.Техника речи.

 Постановка дыхания и речи. Интонирование знаков препинания. Речевые заминки. Дыхание,  темп речи, паузы, логическое ударение.

Практическая часть. Речевые разминки. Упражнения на дыхание,  темп речи, паузы, логическое ударение.

3.Дикция.

Изовразительно-выразительные средства языка. Культура речи. Единство формы и содержания. Соответствие художественного замысла и поэтических приёмов.

Практическая часть. Литературные игры для развития памяти, внимания, образности языка.

4.Практика сценического искусства.

История. Ясная передача мыслей автора путём правильного использования логических пауз и ударений. Осмысленное интонирование знаков препинания. Использование исполнительской (психологической) паузы. Ведение вечеров, праздников, концертной программы.

Практическая часть. Упражнения. Участие обучающих  в роли ведущих  на праздниках.

Формы занятий: Деловые игры, тренинги, упражнения.

V.  Этикет (15 ч.)

1. История происхождения хороших манер.

Этикет.  Представление и знакомство. « Ничто не стоит так дешево, но ценится так дорого, как вежливость» (поговорка английских королей).

Практическая часть. Игра –путешествие «История манер».  Составить правила  хорошего тона при представлении. Вечер – игра «История происхождения хороших манер».

2.Современный этикет

Современный этикет за столом, на визитах, в обществе, в гостях, в общественных местах. Этикет на официальных мероприятиях.

Практическая часть. Занятие игра «Этикет не для графинь» (правила поведения в общественных местах)

3. Культура внешности. Внешний вид.

Внешняя культура человека (внешняя красота и изящество как отражение внутренней красоты человека; красота- здоровье, естественность). Умение красиво одеваться. История одежды, её назначение. Причёска (аккуратность- главное достоинство причёски)

Практическая часть. Ролевые игры, встречи, вечера.

4. Культура повседневной жизни.

Организованность и точность (пунктуальность; продуманность обещаний. В чём проявляется уважение к чужому времени. Для чего нужна записная книжка и как ею пользоваться.

Практическая часть. Разработать   Правила (нормы) повседневного  этикета. Правила поведения на дискотеке. Ролевые игры.

VI.  Музыкально-творческая деятельность (95ч.)

1.Традиционные праздники

Календарь знаменательных дат. История возникновения того или иного праздника.  Как составить сценарий.

Практическая часть.  Составление сценариев. Подготовка и проведение традиционных праздников, носящих творческий характер.  Литературная композиция по мотивам сказки « Царевна- лягушка» (для проведения 8 марта). «Вокруг света», « День привидений» (день именинника).  «Под знаком стрельца» по мотивам сказки Л. Филатова «Про Федота–стрельца, удалого молодца». (новый год) . День защитника Отечества. Турнир рыцарей и др.  Разучивание сценок. Репетиционная работа. Конкурсы, вечера, концерты. 

2. Тематические:

Формы деятельностипосвященные определенной тематике, являются комплексным тематическим блоком, носящим развивающий, воспитательный характер.

Вечер «Что в имени тебе моём». Игра-соревнование «Дело мастера боится». «Поговорим о прекрасном.». «Моя родословная»  «Ищу свою дорогу», «Зелёный ресторан» и др. Методика организации и проведения дискотек

Практическая часть.   ЮИД. Устный журнал. День именинника. Проекты. Составление сценариев, организация и проведение мероприятий.

3. Музыка в наши дни.

Выразительные и изобразительные возможности музыки. В музыке есть много  общего с поэзией, литературой, живописью; ее образы могут быть столь же яркими и живыми. Только она пользуется другими средствами – не словами, не красками, а музыкальными знаниями. Методика организации и проведения дискотек. Формы проведения: танцевально-развлекательная дискотека, дискотека-студия, дискотеатр.

Практическая часть. Разучивание песен, хореографических зарисовок  в процессе подготовки к проводимым мероприятиям. Туристические песни. Песни по тематикам . Хоровое пение, танцы, сценки. Турнир знатоков (разнобой). Клуб интересных встреч: « История создания песни», «История одного вальса». Музыкальный час: «История романса». Вечер, посвященный композитору и др.

VII. Игровые и ситуационные формы (28 ч.)

 «Расскажи-ка – и я забуду, покажи-ка – и я запомню,                            дай попробовать – и я пойму»                                       

(Китайская пословица).

1.Интеллектуальные игры.

   Нравственные принципы и правила.  Возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться. Эта сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.

Практическая часть. «Звёздный час».  «Поле чудес». «Умники и умницы», « Колесо фортуны».

2..Ситуационные игры.

 Разучивание различных игр (сначала проигрывается в группе с последующим применением их на других аудиториях).

VIII. Итоговое занятие (2ч.).  Подведение итогов года. Поощрение активных  обучающихся.

Этапы педагогического контроля по освоению образовательной программы

Тема

программы

Знания, умения, навыки

Формы

контроля

  1. Познавательная 

    деятельность

Самопознание, самореализация, развитие творческих способностей.

Развитие нешаблонного мышления обучающихся, воспитание потребностей в чтении, развитии эстетического вкуса, формирование культуры.

 

Тесты, викторины, игры. Составление сценариев.

 

  1. Искусство

     общения.

     Ораторское

Искусство.

Умение высказывать свои мысли, мнение. Анализ своих действий и поведения других. Умение вести диалог.

Свободно выступать перед аудиторией.

Ведение концертной программы.

Деловые игры. Ведение вечеров, праздников.

Игры на контакт.

 

3.  Этикет

Знают правила хорошего тона за столом, при представлении. Умеют себя вести в общественных местах, вечерах.

Ролевые игры. Наблюдение на вечерах. Праздники.

4.  Музыкально-творческая деятельность.

Вовлечение воспитанников в самостоятельную познавательную деятельность. Практические навыки подбора материала, умение составлять программы, сценарии праздников.

 

Выступление на концертах, вечерах.

Ведение дискотек.

Составление

сценариев.

5.  Игровые и ситуационные формы.

Расширение знаний об окружающем мире. Предметные знания.

Умение принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях.

 

 

Ролевые игры.

Интеллектуальные игры.

Наблюдение.

Учебно-методический комплекс  образовательной программы.

1.Методические разработки занятий по 5 разделам программы: Познавательная деятельность, искусство общения,  ораторское искусство, этикет, музыкально-творческая деятельность, игровые и ситуационные формы работы.

2.Тематические папки.

3.Перечень знаменательных дат.

4.Перечень массовых мероприятий (конкурсы, фестивали, олимпиады, выставки и т.п.)

5.Сценарии проводимых мероприятий по всем направлениям.

Материально- техническое обеспечение программы.

  1. Ноутбук
  2. Медиааппаратура
  3. Видеофильмы.

Литература

      1. Астахов А.И.       Воспитание творчеством. – М. 1986.

2. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе – М.: Просвещение, 1974.

      3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – 1981г.

     4.Сазонов В. П. Организация воспитательной работы в классе – Центр: Педагогический поиск.

5.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности – М.: Просвещение, 1991.

      6. Пономарёв Я.А.   Психология творчества. – М. 1976г.

7.Мотков О. И. Психология самопознания личности / Практическое пособие – М.: Институт развития личности РАН, 1993.

8.Педагогический поиск / под ред. Бакиновой И. Н. – М.: Просвещение, 1988.

9.Шуркова Н. Е., Питюков В. В., Савченко А. А., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса – М.: Новая школа, 1994.

10.Харламов И. Ф., Горленко В. П., Санникова А. В. и др. Этические беседы с учащимися VIII кл. Пособие для учителя – М., 1986.

11.Иванов И. А. Воспитывать коллективистов – М.: Педагогика, 1982.

12.Оглоблина Н. М., Петрова Н. А. Игра-соревнование «Дело мастера боится»//Школа и  производство, 1990, №7.

13.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие для учителей, студентов педагогических учебных заведений – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1995.

Приложения.

Методические материалы.

(из опыта работы)

ТВОРЧЕСТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ     ЛИЧНОСТИ .

Детский коллектив творческого объединения «Мы» - коллектив, нацеленный на творче­ство, созданный для творчества и для обучения детей творческому отноше­нию к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об обще­ственно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности .  придержи­ваясь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны де­лать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их исполнением имеет важное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их само­стоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного де­ла, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Свою работу  в разделе «Тематические формы деятельности» строю по тематическим периодам. Каждый из них посвящен, т.е. теме, которая дает возможность решить задачи  , трудового, нравственного, эстетического образования. воспитательного

>  Здравствуй, школа!

>  Золотая осень.

>  Встреча с прекрасным.

>   Снежная фантазия.

>   Спортландия.

>  Салют защитникам Родины.

>  Веснянка.

>  Юмор и смех доступен для всех.

>  Никто не забыт, ничто не забыто! И др.

   Работу над каждым тематическим периодом строю по четкому ал­горитму, соответствующему  им стадиям:

•   предварительная работа организатора;

•   коллективное планирование;

•   коллективная подготовка;

•   коллективное проведение дела;

•   коллективное подведение итогов.

Самое важное в коллективном планировании - развивается творче­ская активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью!

Каждое проведенное коллективное дело обсуждается . Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом обучающиеся все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее  результаты, анализировать  сделанное..

Такая методика проведения коллективных мероприятий складыва­лась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появ­ляется вкус к коллективному творчеству. Таков парадокс: методика кол­лективного творчества формируется одновременно с заинтересованно­стью в самом творческом процессе.

«Делу - время, потехе - час» - гласит мудрая народная поговорка.

Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекатель­ным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, подросток, для которого игры - это возмож­ность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творче­ская игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т.е. на преодоление возникших в ходе игры препятствий. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и свое­временности перед командой или группой, за которую они играют. В доб­ровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть ор­ганизованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисципли­на играющих.

В своем объединении  ищем такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:

   1.Игра должны содействовать сплочению коллектива.

         2.Иметь познавательное значение.

    3.Активизировать общественную деятельность подростков.

          4.Обеспечивать мыслительную активность участников игр.

           5.Создавать условия для детского творчества.

     6.  Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Ставлю перед собой цель: сде­лать учебно - воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.

Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой твор­ческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведе­ния, чувства милосердия и сострадания - вот основные задачи, которые я определяю, заглядывая на 2 года вперед.

Пожалуй, самый эффек­тивный и действенный путь - это путь привлечения в игры, серии игр, формирующих желательное поведение, разумеется с последующим за­креплением усвоенного в повседневной жизни.

Целъ проводимых  игр- конкурсов  очевидна - сформировать и закрепить привыч­ки вежливого, доброжелательного поведения. Или закрепление при­вычки организованного дисциплинированного поведения в самых жиз­ненных ситуациях.

•    «Кто Несмеяну рассмешит?»

•    «Праздник Послушания».

•    «Три загадки Настасьи Красы».

•    «В гости к королеве Вежливости».

•    «Путешествие в город Необыкновенск».

•    «Маскарад вредных привычек».

•    Утренник «Лесная поляна, поиграй-ка».

•    «Умники, знатоки и грамотеи».

•    Клуб «Джентльмен».

•    «Рыцарский турнир вежливости».

Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу - необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - про­цесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания.

Задания творческого характера - это задания, предполагающие ва­риативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

 Необходимо увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, литературные способности, расширить кругозор и сферу речевого общения. А также предоставить каждому воз­можность наиболее полно проявить себя, реализовать свои силы.

А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого уче­ника, я предлагаю несколько видов деятельности: каждый ученик выби­рает то, что ему нравится или что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра - постоянная и неиз­менная спутница детства.

Например. Конкурс «А ну-ка, девушки!»

1) КТД «Забота»:

•   У бабушки в гостях.

•    У постели больного.

•   Шефы в детском саду.

2) Зал мод:

•   Кружок кройки и житья.

•   Мода и мы.

•   Как быть всегда красивой?

3) Интермедия «Неудобно».

4) Конкурс «Золушка»:

•    Ах, этот бабушкин передник.

•    Сказки бабушки Арины.

•   Заплети мне косичку!

•   Уголок хозяюшки.

Конкурс «А ну-ка, парни!»

1) КТД «Мастерок»:

•   «Веселый рыболов».

•   «Помоги сестренке».

2) Конкурсы: «Хозяйственные способности»:

•   «Спокойной ночи, малыши».

•    «С корабля на бал».

Или конкурс «Состязание ум и смекалка»:-

1.   Конкурс этикета.

г.   Операция ПНД (подарок нашим друзьям).

з.   Конкурс на лучший рассказ, все слова которого начинаются на одну

букву.

 л.   Аукцион - придумайте новое название урокам: музыки, математики,

физкультуры, труда, русского языка.

     Помочь детям «найти себя»- моя главная задача. Нахожу такие формы  работы, которые позволяют каждому ученику «по­пробовать» себя в различных видах деятельности,  серьезно и могло активно повлиять на выбор деятельности после окончания школы. А чтобы развитие задатков шло более активно, я предлагаю конкурсы:

 «Танцуй вместе с нами»;

 «Самый меткий»;

 «Конструктор»;

 «В современных ритмах»;

«Поэма о бабушке»;

 «Выпечка»;

 «Ах, картофель»;

 «Поэтесса»;

Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей
правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных
ситуациях.                             

Занятия в объединении  - дело сложное, но вместе с тем увлекательное.

Здесь также можно реализовать свои режиссерские, хореографические, музыкальные способности.

Богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько не­повторимых оттенков красок, рисунков и причудливых форм, созданных волшебницей природой в растительном мире!

Лучшей формой привлечения детей к этой творческой деятельности становятся праздники: «Осенний бал», «Праздник осени», «Как у наших у ворот водил осенний хоровод»,

«Проводы зимы»,  «Весна крссна к нам пришла» и т.д.  и т.д.

  Цель этих праздников — развитие творческого воображения учащих­ся, привитие художественного чутья к природным явлениям.

Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видени­ем мира близки и понятны детям. Коллективное об­суждение повышают интерес и творческую активность учащихся.

Например, вечер «Как наши девушки красивы! Как эти Тани хороши!»

Конкурс «А ну-ка, девушки!»:

1) КТД «Золотые руки», «Хозяюшка».

2) Конкурс «Фантазия и мастерство».

Изобретательная деятельность по воображению, по памяти, по на­блюдению. Этот род деятельности развивает образное восприятие жизни, зрительную память, фантазию, формирует мировоззрение детей, способ­ность откликаться на события окружающей действительности, помогает увидеть необычное в обычном, выделить характерное, уникальное.

Создание  прекрасного - это творческий праздник для ребенка, творче­ское вдохновение его души, реализация его мысли. Задачи учителей -помочь детям закрепить естественную потребность трудиться увлеченно, со вкусом. Простор для творчества - это такие конкурсы:

1.  «Состязаются ум и смекалка». Конкурсы «Поле чудес», «Звёздный час» и т.д.

      Каждый год 1 апреля мы проводим «День юмора»,  «Вечер добрых сюрпризов», «Мини-шоу для тех, у кого есть чувство юмора».

Цель этих праздников - развивать художественное творчество в дружеском шарже, уметь рассказывать шутки и анекдоты, инсцени­ровать заданные ситуации, учить детей понимать юмор, пользо­ваться смехом и иронией.

В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими мо­ментами - внесение нового творческого содержания в трудовую, познава­тельную, художественно-эстетическую с детьми.

Ключевая идея новой педагогической складывающее концепции— воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, подымающийся к возмужанию, взрослению. «Возмужание - это, прежде всего, переход к самостоятельному мышлению», - писал Д.И. Пи­сарев. «Человек разумный», «Человек моральный» и «Человек творче­ский» - вот три кардинальные характеристики.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния.

Многое можно рассказать о нашей интересной и увлекательной жизни -  об интеллектуаль­ных играх и развлекательно-познавательных вечерах «Молодецкие заба­вы», «Чудесная власть гармонии и ритма», «Да здравствует Вальс!», «Сказки Пушкина перебирая»,  о ежегодных встречах с ветеранами ВОВ и труда.

Особенно отрадно, как меняются дети, насколько они становятся добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радо­стью  они  идут на занятия, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь еще интереснее и полезнее.

В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не рас­крытые еще возможности. Совершенствование этого процесса -  важная задача педагогов.

Рисуночный тест

Нарисовать учеников класса, используя карандаши (черный, коричне­вый, синий, красный). Черным, коричневым цветом рисуем тех, к кому отно­сится не очень хорошо (чем мельче - тем хуже), синим и красных - к кому хо­рошо. На этом же листе нарисовать себя, выбирая цвета и размер рисунка.

«Кто я?»

В 20 предложениях или словах ответить на вопрос: «Кто Я?»

«Мишень»

Суть - узнать, как подростки сами оценивают свою позицию в кол­лективе, и какой они ее хотят видеть? Круги условно обозначают актив­ность ребят: 1-й круг - ребята всегда активны, от них исходит инициати­ва; 2-й круг - ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют; 3-й круг — активность и пассивность соседствуют рядом, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете; 4-й круг - в делах класса участвуют редко, и то в качестве зрителей, исполнителей; 5-й круг — избегают общих дел, отказываются участвовать в них. Ребята должны отметить в первой мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Результаты переносятся на две большие мишени, в круги мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство от­меток первой мишени располагается в 1-3 кругах. Вторая мишень рас­скажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем-то, которое они занимают, - это сигнал для классного руководителя, для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.

Барометр настроения «Цветопись»

Цвет передает психологическое настроение, можно узнать, чем «дышит» коллектив. Цветопись - цветовой дневник настроения. К (красный) - восторженное. О (оранжевый) - радостное, теплое. Ж (желтый) - светлое, приятное.

3 (зеленый) - спокойное.

С (синий) — неудовлетворительное, грустное.

Ф (фиолетовый) — тревожное, напряженное.

4 (черный) - упадок, уныние.

Ежедневно после занятий обозначить настроение. После отметок их со­бирают. Обобщение - составляется таблица, куда ежедневно переносятся дан­ные из индивидуальных дневников, - напротив фамилии закрашиваются квад­ратики. Цветовой ковер даст возможность увидеть в цвете настроение ребенка, какое настроение, в какие дни преобладает в коллективе: по вертикали - у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали - у каждого и у всех на протяжении всего времени обучения. Можно проследить, как эмо­ционально учащиеся откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-то со­бытие в коллективе. Можно посмотреть, существует ли единство в пережива­ниях ребятами значимых ситуаций.

Обратите внимание на настроение отдельных ребят. Если кому-то длительное время плохо, постарайтесь выяснить, в чем дело, что случи­лось с этим человеком.

Условия.

Настроение  — это интимный мир каждого, и вторгаться туда с бес­церемонными расспросами не совсем прилично. Согласие всех на добро­вольное ведение цветодневников. Гарантировать тайну эмоциональной «исповеди». Убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Изучение коллектива

Изучение межличностных отношений.

Взаимоотношения между учащимися, выделение в структуре клас­са звезд, изолированных.

«Мы выбираем, нас выбирают»

Лист бумаги сложить пополам. 1-я сторона - «Мы выбираем» - под ней в алфавитном порядке в столбик фамилии учащихся коллектива. Свою фамилию вычеркивают. В зависимости от степени симпатии или антипа­тии против фамилии «+» или «-», можно ставить 2 и более «+» или «-», равнодушие 0. На 2-ой половине листа - «Нас выбирают» - список по алфавиту, вычеркивает себя. С помощью знаков «+», «-», 0 он выражает предположение о том, кто и как к нему относится.

Учитель собирает листы, обобщает информацию, сохраняет в тай­не, данные сообщаются индивидуально.

«Самый-самый»

Написать фамилии под (по 1-2 человека) — самый смелый, умный, справедливый, общительный, честный, добрый, веселый, надежный.  Можно увидеть популярных и непопулярных.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

То, что  педагог должен знать своих  воспитанников, не вызывает сомне­ния. Задача педагога - обеспечить развитие личности каждого обучающегося, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспиты­вать, его надо знать во всех отношениях — это аксиома педагогики. Как осуществить индивидуально-личностную диагностику  обучающихся?

1.    Изучение должно быть направлено на выявление особенностей про­цесса психического развития каждого  подростка.

2.    Оценка результатов диагностики обучающихся производится путем сопос­тавления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его про­движения в развитии.

3.    Исследование должно осуществляться на протяжении всех лет его  обучения.

 4.    Диагностика должна выявлять не только наличный уровень развития особенности, а проводиться с     учетом возможной «зоны ближайшего развития».

5.    Изучение личности и коллектива важно не само по себе. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической  задачи.

6.    Педагогический оптимизм.

7.    Изучение индивидуальных особенностей должно идти с учетом возрастных особенностей.

8.    Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

9.    Диагностика должна охватывать всех обучающихся и проводиться систематически.

Это основные требования к изучению личности обучающихся и коллективов.

Для изучения личности обучающихся и коллективов используются методы исследования.

А) Наблюдение - универсальный метод, используется в разнообразных ситуациях. Метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении обучающихся . Основной метод в педагогической практике. Анализ внешнего прояв­ления поступка, анализ поведения в естественных условиях.

Б) Анкетирование - получение психологической информации с помощью вопросов (массовость обследования, большая скорость сбора  информации).

В) Беседа - метод установления в ходе общения психических осо­бенностей обучающихся , получение информации с помощью вопросов. В бе­седе могут быть выявлены особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним, оценка сторон жизни. Необходимо использовать косвенные вопросы.

Правила: начать общение с тематики, приятной обучающемуся, чтобы он охотно стал говорить. Выбор времени и места беседы. В беседе получаем не объективный факт, а мнение человека.

Г) Анализ продуктов деятельности. Литературные спо­собности, словарный запас, образное мышление. Индивидуально-психологические особенности и способности, уровень развития мышле­ния, знаний, навыков.

АНКЕТА

по выявлению социального заказа

на дополнительное образование детей

Дорогой друг!

В целях улучшения работы по организации досуга детей прово­дится опрос ребят.

Укажи, пожалуйста, свой возраст и пол (женский, мужской).

1. Где и какие секции, кружки или другие образовательные объе­динения либо студии ты посещаешь в свободное время?

2. Почему ты их посещаешь? (Ответы подчеркни.)

а) заинтересовался этой деятельностью;

б) посоветовали родители;

в) за компанию с другом (друзьями);

г) посоветовали учителя (или другие взрослые);

д) от нечего делать;

е) другие причины ___________________________.

3. Насколько ты этим доволен? (Поставь отметку по пятибалль­ной системе.)

4. Чем бы ты еще хотел заниматься в свободное время?

Если ответ отрицательный, укажи почему (Ответ подчеркни.):

а) нет свободного времени;             в) далеко от дома;

б) нет средств для оплаты;              г) не знаю где;

д) другое.

5. Если ты раньше когда-либо посещал кружки, секции или сту­дии, то укажи по какой причине перестал в них заниматься?

Благодарим за ответы.