Программа сотрудничества с семьей обучающихся ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
"Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразо-вательные программы"
Программа сотрудничества с семьей обучающихся
ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
учитель
Помыткина Татьяна Рамильевна
Программа сотрудничества с семьей обучающихся
1. Совместная деятельность образовательной организации и семьи
Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только педагогическим коллективом ГБОУ СО «Североуральской школы-интернат», но и семьёй. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для осуществления нравственного уклада жизни обучающегося. Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей).
2. Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421, 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 2; 2014, № 6, ст. 548; № 30, ст. 4202).
Система работы ГБОУ СО «Североуральской школы-интернат» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся основана на следующих принципах:
-
принцип психологической поддержки семьи; и т.д.
-
принцип осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
-
принцип совместной педагогической деятельности семьи и образовательной организации в разработке содержания и реализации СИПР, в оценке эффективности;
-
принцип сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
-
принцип педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям (законным представителям);
-
принцип поддержки и индивидуального сопровождения становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
-
принцип содействия родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-
принцип опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений нравственного развития обучающихся.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы ГБОУ СО «Североуральской школы-интернат». Работа с родителями (законными представителями) предшествует работе с обучающимися и подготавливает к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы такие как: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
3. Взаимодействие школы и семьи.
Цель: укреплять связи семьи и школы
Задачи:
-
создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;
-
позитивно влиять на формирование у детей и родителей положительных семейных ценностей;
-
преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
-
создавать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
-
вовлекать родителей (законных представителей) в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность;
-
оказывать помощь семье в воспитании детей;
-
организовывать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
-
знакомить с нормативно-правовой документацией по защите прав ребенка.
Главный принцип работы педагога с родителями, как утверждает В.М. Лизинский - не родители помогают школе, а школа помогает родителям в воспитании их собственных детей.
-
Консультативная работа
Данная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов и родителей (законных представителей), разработка методических материалов и рекомендаций.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и без оценочного отношения к испытуемому.