Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Программа смены «Зеленый оазис» детского летнего  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества» города Шумерля Чувашской Республики

Программа смены «Зеленый оазис» детского летнего  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

                                                                            Автор: Хрыкина Т.Ю. методист

 

 

Информационная карта программы

1.

Полное название программы

  Программа смены «Зеленый оазис» детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

2.

Авторы программы

Хрыкина Татьяна Юрьевна, методист

3.

Название  организации

МБУ ДО «Центр детского творчества» города  Шумерля Чувашской Республики

4.

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием детей

 

5.

Цель программы

 Развитие интереса детей и подростков к экологии и географии родного края через организацию разностороннего развивающего досуга детей в летний период.

6.

Специализация программы

экологическая

 

7.

Срок реализации

1 месяц

 

8.

География участников

Обучающиеся студий и секций МБУ ДО «ЦДТ» в возрасте  11-14 лет

9.

 

 

10.

Краткое содержание программы

Данная программа по своей направленности является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки. Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации.

Сюжет смены « Зеленый оазис» основан на копинг-стратегии, когда детям не говорят о том, что очень плохо нарушать природное равновесие, а предлагают им полноценную занятость в период пребывания в лагере,  которая формирует высокий уровень экологической культуры и создает условия для гармоничного взаимоотношения с природой.

 

 

Пояснительная записка

 

Введение

 

  Лето – время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Это также наилучшая пора для общения с природой, встречи с неизвестными уголками природы, постоянной смены впечатлений. Организация  в период летних каникул лагеря с дневным пребыванием детей экологической направленности  предоставляет возможность педагогам  наиболее полно познакомить детей с природой малой родины,  организовать включение их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Ведь только непосредственное включение обучающихся в природоохранную и просветительскую деятельность способствует формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

            Создание летнего лагеря с дневным пребыванием экологической направленности является актуальной, ведь  в современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

            Новизна данной программы заключается в том, что  сюжет смены основан на копинг-стратегии, когда детям не говорят о том, что очень плохо нарушать природное равновесие, а предлагают им полноценную занятость в период пребывания в лагере,  которая формирует высокий уровень экологической культуры и создает условия для гармоничного взаимоотношения с природой.

           Летняя оздоровительная площадка размещается на базе естественнонаучного отдела муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» города Шумерля.

 

Цель программы:

Развитие интереса детей и подростков к экологии и географии родного края через организацию разностороннего развивающего досуга детей в летний период.

 

Задачи:

 

  1. Организация активного отдыха и оздоровление детей;
  2. Продолжение,  расширение  работы по экологическому образованию и воспитанию, получаемому в школе.
  3. Формирование знаний,  умений, навыков   по комплексному экологическому обследованию территории и улучшению состояния окружающей среды в нашем городе.
  4. Развитие творческих и коммуникативных способностей  детей.
  5. Воспитание любви к малой родине.

 

Участники программы

Программа рассчитана на детей в возрасте  10-14 лет и реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

           Преимущество получают дети, требующие особого внимания (из многодетных и неблагополучных семей).

 

Принципы:

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.


Формы и методы работы по программе:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- трудовая терапия;

- спортивные игры и соревнования;
- опросы, анкетирование;
- беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- занятия на природе;
- изготовление поделок из природного материала, гербариев.
- культурно-массовые мероприятия, акции.

 

Сроки и этапы реализации программы:

            Программа рассчитана на одну лагерную смену и содержит следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – апрель – май.

  • Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
  • проведение совещаний при директоре  по подготовке к летнему сезону;
  • издание приказа по ЦДТ о проведении летней смены лагеря;
  • разработка программы деятельности профильного лагеря;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

 

II этап. Организационный – 1- 3 июня .

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

 

III этап. Основной – 4-30 июня .

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа по программе;

 

IV этап. Аналитический  – 1-5 июля.

 

 

  • Подведение итогов реализации программы
  • Анализ реализации программы, корректировка
  • Итоги диагностик.

 

 

Содержание программы

 

 

Легенда

Участники смены заселяются на  пустынный остров, который в течение смены им предстоит превратить в  «Зеленый оазис». Для этого необходимо обеспечить остров водными ресурсами, засадить растительностью, заселить представителями животного мира. После этого ребята могут воспользоваться дарами природы,  при этом надо постараться вести себя так, чтобы не навредить новым жителям оазиса.   

Смена условно делится на 4 периода (недели)

 

Первый период «Неделя воды»

 

Мероприятия данного периода  посвящены изучению значения водоемов в едином природном комплексе, как среды обитания живых организмов. Также участники смены изучают водные ресурсы своей местности, разрабатывают и проводят мероприятия по их охране.

 

Второй период «Неделя флоры»

 

Содержит  мероприятия, посвященные изучению особенностей флоры своей местности, культурных растений приусадебного участка, посадке и прополке цветочной рассады. Важно  познакомить детей с разнообразием растительного мира, научить не делить растения на «полезные» и «вредные», а показать место и значение отдельных видов в едином природном комплексе.

Третий период «Неделя фауны»

 

Мероприятия данного периода посвящены изучению особенностей и разнообразия фауны  своей местности, животных своей местности, занесенных в Красную книгу.

 

Четвертый период «Неделя  Экологии»

 

            Этот период проходит под девизом «Созидая, не навреди» и посвящен экологическим проблемам нашего города, выработке  правил поведения на природе в различных ситуациях, мероприятиям (акциям) по охране природы.

 

Планируется, что данная программа поможет обобщить, «оживить» понимание детей об окружающей природе. При этом она направлена не только на развитие бережного отношения к природе, но и на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

 

Направления деятельности летнего  оздоровительного учреждения:

 

  1. Экологическое направление.
  2. Художественно – эстетическое направление.
  3. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  4. Патриотическое направление.

 

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

- Воспитание бережного отношения к природе.

- развитие экологического мышления;

- приобщение детей к изучению природы, осознанию связей между человеком и природой;

- изучение эколого-санитарной обстановки на территории города.

 

Художественно – эстетическое направление

Задачи эстетической деятельности:

  • пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • формировать навыки культурного поведения и общения;
  • прививать детям эстетический вкус.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

-Изобразительная деятельность,

- Конкурсные творческие программы

- Творческие конкурсы

- Выставки творческих работ.

- работа  кружков: «Робомир»,  «Танцуют все!».

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

- Пробуждать в детях чувство любви к малой родине;

- развивать интерес к изучению родного края;

- формирование  национальной терпимости, развитие дружеских отношений;

 

 

Оздоровительная работа

      Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

- регулярный осмотр детей медицинским работником;

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий, эстафет;

-  подвижные спортивные игры.

 

План мероприятий лагеря с дневным пребыванием детей

 

Дата

 

Тема  дня

Мероприятия

Ответственные

1 день

 «День знакомств»

 1. «Деловая пятиминутка» -  вводный инструктаж по ТБ и ОБЖД и правилам поведения в лагере.

2.  Праздник  «День защиты детей» - игры на знакомство и межличностное общение.  

3. Оформление отрядных  уголков (название, девиз, песня, эмблема и т.д.)

 

Воспитатели, начальник лагеря

2 день

«Безопасное лето!»

1.Урок  безопасности «Мы и дорога»

2.  Беседа «Осторожно огонь»

3. Подвижные игры на воздухе

4. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера, атрибутика)

 

Вожатые.

3 день

Открытие лагеря «Зеленый оазис»

 

 1. Торжественное открытие лагеря (введение в тематику лагеря). 

2.  «Мы исследователи» …. Для чего нужна вода?

 

Вожатые, руководители кружков, зам.  начальника лагеря

4 день

«Кругом вода…»

 

 

1.Урок краеведа «Родники, озера, реки на карте Шумерлинского района»

2.Работа творческих мастерских по изготовлению макета водоемов

3.Полив клумб

Вожатые, руководители кружков

5 день

«Болотные топи»

 

 

1.Урок краеведа «Болота Шумерлинского района»,

2.Трудовой десант

3. викторина «В гостях у Кикимор».

4.  «Флэшмоб нечистой силы»

Вожатые, руководители кружков

6 день

 Легенды. Сказки. Мифы…

1. «Легенды, связанные с водой»

2.  Конкурс  рисунков, приуроченный ко Всемирному дню океанов 

3. Трудовой десант

Вожатые

7 день

«Вода и человек»

 

 

1. Спортивное мероприятие «Водный марафон»

2. Экскурсия на водоочистные сооружения

3. Фольклорный праздник «Прикоснись к истокам Руси»

Вожатые, начальник лагеря, инструктор по спорту

8 день

«В гостях у Берендея»

 

 

 

1. Урок краеведа «Шумерлинские леса»

2.Минутка безопасности «Как вести себя в лесу?»

 3.Поход на поляну Чехова, Спортивные игры на воздухе

Вожатые, зам.начальника лагеря, инструктор по спорту

9 день

«Бескрайние поля»

 

 

1.Разнообразие растительного мира полей и лугов,

2.Минутка здоровья «Зеленая аптечка»

3.Трудовой десант

 4. «Приглашаем к нам на чай» - конкурс на лучший рецепт чая, реклама своего рецепта.

Вожатые

10 день

«День Флоры»

 

1.«Праздник цветов»

2. Трудовой десант

3. Конкурс ветряков (поделки вертушек из подручных материалов, изготовление змей, ветряных колокольчиков), посвященный Всемирному дню ветра.

4. «Экологическая азбука» - исследования на участке по теме  «Сорные растения»

Вожатые

11 день

«День Творчества»

 

1.Работа творческих мастерских по использованию природных материалов

 2.Развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти»

3.«Азбука безопасности». Правила поведения при ожоге борщевиком.

4. Конкурс – эстафета «Там на невиданных дорожках»

Вожатые, инструктор по спорту, руководители кружков

12 день

«В мире животных»

 

 1.Урок краеведа «Флора  нашей местности»

2.«Азбука безопасности». «Осторожно, клещ!»

3.«Экологическая азбука»  - исследования на участке естественнонаучного отдела по теме  «Насекомые»

Вожатые

13 день

«День здоровья»

 

 

1. Беседа «Почему здоровым быть модно»

2. Веселые старты.

3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек»

Вожатые, инструктор по спорту

14 день

«Пернатые друзья»

1. Викторина «О чем говорят птицы».

2. Акция «Минута тишины».

3. «Птичьи бега»

4.  Трудовой десант

5. Работа творческих мастерских по изготовлению представителей фауны

Вожатые, руководители кружков

15 день

 «День памяти и скорби»

1.Митинг «Слава павшим героям»

2.Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

3. Спортивный турнир «Дорогами победы».

4.Занятия в кружках

Вожатые, зам.начальника лагеря

16 день

«День фауны»

1.Спортивно-юмористический конкурс «Эти забавные животные»

2.Творческий час «Моё любимое животное»

3. Конкурсная программа «Мисс и мистер острова»

4. Акция «Я – житель Чувашии»

Вожатые, руководители кружков, инструктор по спорту

17 день

«Красная книга»

 

 

1.Урок краеведа «Красная книга Шумерлинского района»,

2.«Экологическое азбука » - В мире флоры и фауны.

3.«Творческая мастерская» -   «Экологическая причёска и макияж».

Вожатые

18 день

«День эколога»

1.«Экологическая азбука» -    экскурсия по выявлению экологических проблем г.Шумерля»,

2. Трудовой десант

3.Конкурс поделок из пластиковых бутылок

Вожатые, зам.начальника лагеря

19 день

«Берегите лес!»

 

 

1.Разработка буклетов «Берегите лес»,

 вручение буклетов жителям города

2.Трудовой десант

3. Подготовка к закрытию лагеря

Вожатые

20 день

«Чистый город»

 

 

1.Беседа «Значение зеленых зон отдыха для человека».

2.Трудовой десант по уборке городского парка.

3. Подготовка к закрытию лагеря

Вожатые, руководители кружков

21 день

«До свидания, лагерь!»

1. Итоговое анкетирование

2. Игра «В поисках клада Зеленого оазиса»

3. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение.

Вожатые, начальник лагеря

 

 

Ожидаемые результаты:

 

 

  1. Организован активный отдых и оздоровление детей;
  2. Расширена  работа по экологическому образованию и воспитанию, получаемому в школе.
  3. Сформированы знания,  умения, навыки   по комплексному экологическому обследованию территории и улучшению состояния окружающей среды в нашем городе.
  4. Созданы условия для раскрытия  творческих и коммуникативных способностей  детей.
  5. Эстетически оформлены клумбы пришкольного участка.

 


Ресурсное обеспечение

 

 

Кадровое обеспечение:

 

 

  • начальник оздоровительного лагеря;
  • заместитель начальника лагеря;
  • педагоги – воспитатели;
  • обслуживающий персонал;
  • инструктор по спорту;
  • педагоги дополнительного образования (руководители кружков);

 

Методическое обеспечение:

 

Как методическая база используется методический кабинет, а также материалы библиотеки  и городского историко-краеведческого музея.

 

Материально-техническая база:

 

Лагерь размещается на территории естественнонаучного отдела МБУ ДО «ЦДТ». Для проведения общих мероприятий используется актовый зал. 

 

 

Система контроля и оценки результативности

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования.

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

2.

Анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

в течение смены

воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

последний день смены

воспитатели

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

в течение смены

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика настроения:

Настроение участников смены, их переживания и волнения, взаимоотношения, отношения к окружающей жизни образуют вместе психологический климат коллектива. Каждый день члены отряда отмечают свое настроение в таблице «Цветопись»:

  1. красный – нравится;
  2. желтый  - можно и лучше;
  3. синий – не интересно.

 В конце дня воспитатели анализируют цвета настроения  и выясняют общее настроение отдыхающих в лагере детей. Задача – выяснить и помочь тем, кому неуютно и плохо.

 

 

Анкета на входе.Диагностика интересов.

 

  1. Чем бы тебе хотелось заняться в лагере?
  2. Умеешь ли ты организовать интересное дело, какое?
  3. Чему ты мог бы научить других?
  4. Чем ты любишь заниматься в свободное время:

-петь

-танцевать

- рисовать

-другое (указать, что именно)

  1. В какие игры ты любишь играть?
  2. Каким видом спорта ты занимаешься?
  3. Умеешь ли работать на компьютере, искать нужные материалы в Интернете?
  4. Интересуешься ли  краеведением?

 

Анкета на выходе.

 

  1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в такой смене?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

 

  1. Что для тебя было самым интересным в лагере?

Участие в конкурсах, концертах

Спортивные мероприятия

Экскурсии, походы

Мастер-классы, творческие мастерские

Экологические акции

Другое

 

  1. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

 

 

Используемая литература

 

  1. Производственно-практическое издание «Играем в сказку…Технология погружения в игровую модель «Сказка…» (из опыта работы педагогического коллектива ДОЛ «Электрон»)
  2. Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998
  3. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
  4. Заморев, С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – СПб., 2002.
  5. Интернет  – ресурсы:  http://www.gid495.ru/index.php?m=16&sm=0,  

               http://www.myshkin.ru/frameset.htm

 

Эффективность реализации программы:

 

Программа «Зеленый оазис» была реализована в МБУДО «ЦДТ» города Шумерля в  2017 году. Основным направлением работы лагеря было  экологическое, в рамках чего была  организована исследовательская деятельность по следующим направлениям:

  • водные ресурсы родного края
  •  Флора родного края
  •  Фауна  родного края
  •  Природа и экология 

В течение смены ребята  изучили водные ресурсы, флоры, фауны своей местности,  культурные растения приусадебного участка, Красную книгу Чувашской Республики. Также велась исследовательская деятельность по изучению экологических проблем г.Шумерля и проводились  мероприятия по их решению. При этом работа строилась так, что сначала для ребят проводились теоретические занятия, а затем полученные знания применялись на практике.

В течение смены проходили профильные занятия «Уроки краеведа», «Экологическая азбука», «Азбука безопасности», проводились экологические акции.

     15 отдыхающих в лагере детей побывали  на водоочистной станции города Шумерля, где им показали, откуда забирается вода, куда поступает и какие этапы очистки проходит. Ребят познакомили с производственными участками, рассказали о системе контроля качества воды.

Кроме этого, проводились мероприятия, направленные на  здоровьесбережение,  развитие творческих способностей детей,  воспитание патриотических чувств и национального самопознания детей.  

                  В последний день работы лагеря с отдыхающими в лагере было проведено анкетирование, результаты которого  свидетельствуют о достаточно высокой эффективности реализации программы лагеря «Зеленый оазис»:

  1. 76% детей, отдыхавших в лагере,  приобрели или улучшили умения и навыки    работы на пришкольном участке.
  2. 74% детей могут рассказать о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную книгу ЧР, а также назвать водоемы, расположенные на территории г.Шумерля и Шумерлинского района
  3. 79% ребята знают экологическую обстановку в городе Шумерля.