Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа «Развитие креативности воспитанников дошкольной организации»

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 217»

 

Программа «Развитие креативности воспитанников дошкольной организации»

 

Старший воспитатель

Алиева М.Г.

 

Наименование образовательной программы: Программа «Развитие креативности воспитанников детской дошкольной организации»

Номинация: Социально - педагогическая

Автор-разработчик программы:Алиева М.Г. –  старший воспитатель

Научный консультант:Асеева Е.Н. – аспирантКуб ГУпреподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики,  филиал в г. Славянске-на-Кубани,г.Славянск на Кубани.

Рецензент – Анисимова Т.С.- доктор исторических наук, профессор Кубанского государственного университета,  филиал в г. Славянске-на-Кубани,

Реализация программыосуществляется временнымтворческим коллективом.

Руководитель коллектива пореализации заведующая д/с:Истомина О.Б.

Сроки реализации:2015-2016 гг

Краткая аннотация работы:Содержание Программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.    

 Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Эффективность и результаты: Применение программы в практической деятельности способствовало достижению социально-значимых результатов образования:

 - Позволило повысить профессиональную компетентность педагогов.

- Способствовало овладению педагогами инновационными педагогическими технологиями.

-Повысилась мотивация к обучению у воспитанников. Занятия по программе  способствовали развитию инициативы и творческих способностей дошкольников.

 

Основания для разработки программы.

В последнее время в ДОО, как и во всей системе образования идет модернизация, связанная с переходом на новые образовательные стандарты, изменениями требований государства к результатам работы ДОО, стремление педагогических коллективов к позитивным изменениям. Эти тренды послужили мотивом к анализу ситуации к разработке программы развития ДОО.Нами было проведено исследование.В результате диагностики ДОО определен тип среды, как догматический.В процессе взаимодействия воспитанники подстраиваются к педагогу; на первом месте  интересыгруппы, а не личности, преобладает форма воспитания групповая и т.д. Результаты исследования этого показателя свидетельствуют о необходимости изменения в планировании и организации образовательной среды.

Определяя уровень креативности, мы получили следующие результаты (таблица 1).

Таблица 2 - Уровень креативности дошкольников ДОО.

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах

Очень высокий

  1.  
  1.  
  •  
  1.  
  1.  
  •  
  1.  
  1.  
  •  
  1.  
  1.  

Очень низкий

  1.  
  1.  

 

Полученные данные свидетельствуюто том, что у большинства дошкольников средний и низкий уровень креативности. Следует отметить, что стремительные изменения в социумеи образовании требуют готовности ребенка к проявлению креативности в условиях неопределенности, постоянной необходимости самостоятельного инновационного поиска.В нашем случае большинство дошкольников слабопроявляют креативность. Комплексная оценка качества ДОО в соответствии с международными исследованиями условий и факторов, влияющих на развитие детей, показывает, что уже на ступени раннего развития в нашей системе дети показывают низкие результаты.

Ведущими целями дошкольного образования должно стать созданиеблагоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, адаптация в современном обществе, к обучению в школе.

Достигнуть этих целей возможно только через развитие креативного потенциала ребенка, который более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека.

На основании интерпретации показателей, полученных в ходе исследования, нами сделаны выводы:

- для развития креативности воспитанников ДОО необходимо выбрать и обосновать цели;

- изменить взаимоотношение между всеми субъектами воспитательного процесса;

-обеспечить подбор и обучение педагогических кадров.

Сложившаяся система в ДОО слабо ориентирована на развитие креативности воспитанников. Наши исследования подтвердили, что недостаточность потенциала креативности руководителя ДОО адекватно влияет на организационно-педагогическую деятельность, состояние среды образовательной организации и детерминируют слабые изменения в творческом мышлении воспитанников.

 

Основания для разработки программы:

      1.Проблемно-диагностический анализ состояния креативности воспитанников ДОО.

2.Результаты измерения готовности руководителей ДОО к созданию условий для развития креативности воспитанников и воспитателей.

3.Результаты изучения готовности коллектива к переходу к работе в инновационном режиме.

4.Результаты изучения социального заказа г. Краснодара и родителей.

5.Направленность на развитие креативности политики краевого центрав области образования.

6.Программа развития образования РФ на 2013-2020г. (Постановление правительства РФ от 15.04.2014г.).

Таким образом, программа разработана на основе проблемно – диагностического анализа состояния креативности воспитанников ДОО с учетом социального заказа, политики Краевого центра в области образования детей дошкольного образования детей дошкольного возраста, готовности коллектива ДОО и руководителей к инновационным изменениям.

Целью Программы: является  развитие креативных       способностей дошкольников    во    всех    видах художественно-творческой       и   музыкальной   деятельности   при   создании определенных       условий,       способствующих формированию   у   них самостоятельности,    творческой    активности,    а    также    усвоения    детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.    

 Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Задачи реализации Программы:

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование креативной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах развития креативности детей

● развитие  креативного мышления, творческого воображения         и творческой активности детей на занятиях.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа реализуется на основе системно-­деятельностного подхода в ключе следующих принципов:

  • креативности;
  • операционализации (преданные латентным переменам , удобной для измерения формы);
  • аксиологизации;

Подходы и принципы обеспечивают:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности. Для детей дошкольноговозрастаэто:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная(рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе креативных технологий, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Кроме этого программа основывается на следующих принципах:

Принцип системности (все элементы образовательного учреждения взаимосвязаны и их деятельность направлена на достижение общего результата).

Принцип участия (каждый сотрудник ДОО должен стать участником деятельности по развитию креативности и создание креативной среды, планы (проекты) дошкольного учреждения становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата).

Принцип непрерывности (процесс планирования и проектирования в ДОО осуществляется педагогами постоянно, разработанные проекты непрерывно приходят на смену друг другу).

Принцип гибкости (заключается в придании проектам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств).

Качественные характеристики программы

Актуальность - программа ориентирована на решение проблемы развития креативности воспитанников детского сада. В настоящее время сотрудники  сферы образования,  ученые  – педагоги ищут причины снижения мотивации детей в добывании знаний. Традиционно сложившаяся репродуктивная дидактика позволяет накапливать ЗУН, структурировать, преобразовывать информацию, что мешает личности выйти на путь инновационного решения. Инновационный путь развития нашего государства, преодоление кризисного состояния в образовании, необходимость « образования через всю жизнь» обязывает дошкольные организации изменить образовательную практику, дидактические принципы и педагогические технологии. Одним из направлений является нацеленность на развитие креативности воспитанников ДОО. Верность такой направленности подтверждается требованиям Государственной программы развития образования на 2013 – 2020годы (Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014г.) Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж.Гилфорд, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Э.П.Торренс; С.Л. Рубинштейн и др.), изучение массовой и инновационной практики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский и др.) убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к развитию креативности. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов развития креативности воспитанников ДОО.

Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целью программы и средствами ее достижения.

Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Теоретическая база

Концепция программы основана на научных и имперических выводах, раскрывающих возможность системных изменений в среде ДОО и развитии креативности воспитанников.

 Методологическим основанием для разработки программы развития креативности стали труды А.В. Хуторского, В.П. Беспалько, М.М. Поташника. Основой обеспечения преемственности, непрерывности и изменений, обеспеченных программой, стали инновационные технологии Лу Ливер, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лисенковой, В.В. Гузеева, Р.М. Чумичевой, Л.И. Божович.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к действиям в неопределенных условиях. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностямсвойственно дивергентное мышление. Люди, обладающие таким       типом       мышления,         при       решении       какой-либо       проблемы       неконцентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.
  3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя еѐ на части.
  5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  7. Гибкость мышления.
  1. Способность  выбирать  одну  из  альтернатив  решения  проблемы  до ее проверки.
  2. Способность       включать       вновь       воспринятые       сведения       в       уже имеющиеся системы знаний.
  3. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  4. Легкость генерирования идей.
  5. Творческое воображение.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский).

Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития творческих способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития, что способствует выбору направлений в последующей работе.

Придерживаясь  позиции     ученых,      определяющих   креативные

способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности дошкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение;
  • способности к самостоятельной реализации идеи.

Развивающие ситуации способствуют развитию ребёнка, где ему предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, , проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений. У каждого ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и творить. Ситуация может наполняться разным содержанием и продолжаться на протяжении дня, недели и даже месяца.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, а может создаваться на основе каких-то событий, праздника, рассматривания иллюстраций и чтения книги. В каждой ситуации интегрируются разные задачи в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей  и вида самостоятельной деятельности детей.

Социальные ситуации могут возникать спонтанно, а взрослые (педагог и родитель) подхватывают её и насыщают развивающим содержанием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Взрослые могут взять инициативу в свои руки и заранее спланировать развивающую ситуацию: продумать вопросы, подготовить заранее предметно-развивающую среду, которая обеспечивает наиболее успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям.

Структура ситуации может иметь форму дидактической игры, которая включает следующие компоненты:

  1. Введение в игровую ситуацию. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к дидактической игре.
  2. Актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации. Актуализируется опыт, воспитатель организует предметную деятельность детей.
  3. «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий. Воспитатель использует проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках.
  4. Включение нового материала. Воспитатель предлагает игры, в которых новый материал используется совместно с освоенным ранее. (Для развития мотивации детей к учебной деятельности в дошкольном возрасте можно поиграть «в школу».)
  5. Осмысление содержания игровой ситуации. Воспитатели совместно с детьми фиксируют новый материал и задают вопросы такого типа: «Чем Вы сегодня занимались? Что узнали нового?»

Продолжительность каждой части зависит от того, на какой ступеньки обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

Воспитатель изучает интересы и склонности детей, даёт советы, поощряет общение друг с другом, создаёт условия для саморазвития. И в то же время воспитатель включается в социальную ситуацию, стремясь обогатить её содержанием.

Примерные планы тематических занятий по развитию

креативности у дошкольников по блокам.

I блок: «Осознание своего Я».

1)  «Зеркало души»

1-й   этап   –   психологическое   вхождение   (Поем   песенку   «Портрет»,   «Если

видишь на картинке» под фонограмму).

2-й      этап      –      познавательно      –      игровой      (Игра      «Рассмеши      и      разозли»;

рассматривание   себя    в    зеркале,   изображая    веселое    и    грустное,    сердитое

лицо).

3-й этап – практический (Рисунок своего настроения в цвете).

4-й этап – психологической разгрузки (Выбираем самое веселое настроение,

грустное, злое, доброе….)

2)  « Сказочная птица»

1-й этап – психологическое вхождение (Смотрим слайды о птицах; игра «Я – птица» (бросая мяч друг другу, называем себя – птицу, показываем ее повадки, характер, классификацию).

2-й этап – познавательный (Вспоминаем сказки, где встречаются сказочные птицы: изучаем по картинкам их внешний вид, находим различия между птицей сказочной и обыкновенной; цветовую окраску оперения; гармоничное сочетание цветов).

3-й этап – практический (Делаем эскизы сказочной птицы применяя схему, придумываем и дорисовываем возможные украшения на голове, добиваемся плавности распахнутых крыльев и пышного хвоста. Делаем работу в цвете). 4-й этап – психологической разгрузки (Танец «Озорные птицы» - под музыку произвольные движения).

3)  «Я - в образе кота»

1-й этап – психологическое вхождение (Вспоминаем и поем песни о котах, «Черный кот» под фонограмму, или стихи).

2-й этап – познавательно игровой (Рассматриваем картинки с изображением кошек «Кошачий вернисаж»; анализируем внешний вид. Игра «Если бы я был котом». Изображаем кошек с помощью движений, тела и мимики. Называем «свой» характер, придумываем кличку). 3-й этап – практический (Рисуем эскиз кота, применяя схему, практикуемся над приемом «Сухая кисть» затем раскрашиваем эскиз).

4-й этап – психологической разгрузки (Танец котов «На крыше» - под музыку дети произвольно пляшут).

II блок: «Я и мои чувства»

1) «Мое  летнее настроение»

1-й этап – психологическое вхождение (Прослушивание песен птиц, звуки дождя, голоса животных).

2-й этап – познавательный (Релаксационное упражнение на ковре «Утро в летнем лесу», знакомство с картинами А. Пластова «Сенокос», В.Поленова «Московский дворик»).

3-й      этап      –      практический      (Работа      детей      над      рисунком      о      летних

впечатлениях).

4-й  этап  –  психофизический  разгрузки  (Обсуждаем и анализируем  рисунки

настроение, возникшее во время работы, делимся впечатлениями).

2) «Теплое и Холодное царство»

1-й   этап   –   психологическое   вхождение  (Слушание  сказки   про  Холодное  и

Теплое царство, про волшебные цвета, живущие в них).

2-й  этап  – познавательный (Трогаем  в емкостях холодную  и горячую воду,

обсуждаем чувства; смотрим на кусок льда и пламя свечи, обсуждаем цвета,

соответствующие   холодной и теплой гамме).

3-й   этап   –   практический   (Смешиваем   красный   и   жѐлтый   цвет,   получаем

оранжевый    ; синий и белый – голубой; рисунок по желанию в теплый или

холодной гамме).

4-й этап – психологической разгрузки (Мини – выставка работ; исполнение с

шифоновой тканью красного синего цвета танцев огня и воды).

3) «Февральская лазурь»

1-й     этап     –     психологическое     вхождение     (Под     музыку     зимы     ходим     по

«Зимнему лесу», слушаем звуки зимы, стихи о зиме).

2-й   этап   –   познавательный   (Рассматриваем   картины   Э.   Грабаря   «Иней»,

«Февральская     лазурь»,     их     цветовую     гамму,     манеру     написания     картин,

слушаем произведения композиторов).

3-й    этап    –    практический    (    а)    Получаем    пастельные    оттенки    голубого,

розового,    бирюзового    цветов    путем    добавления    белил.    б)    На    листах    ½

альбомного       рисуем       дерево       и       комочки       бумаги       или       поролоновым

тампончиком иней, облака, снег.).

4-й    этап    –    психологической    разгрузки    (Собираем    все    рисунки    в    одну

картину, придумываем ей название).

4) «Золотая хохлома»

1-й этап психологическое      вхождение (Под музыку в народном стиле ходим

по «ярмарке декоративного творчества, восхищаемся красотой).

2-й   этап   –   познавательно   –   игровой       (Знакомство   с   новым   промыслом   –

хохлома,     рассматривание     образцов     их     цветовой     гаммы,     характерными

особенностями росписи; игра   «Собери тарелку» на каждого ребенка).

3-й этап – практический (Осваиваем технику выполнения деталей «Завиток»,

«Травка» тонкой кистью (№1); работа над росписью ложки).

4-й    этап    –    психологической    разгрузки    (Продаем    ложки    друг     –    другу,

торгуемся).

5)  «Капризы погоды»

1-й этап – психологическое вхождение (Рассматриваем картины художников И. Левитана «Золотая осень» и Поленова « Поздняя осень» - прогулка по осеннему парку).

2-й этап – познавательный. (Игра « Путешествие в картину»: представляем себя в месте, нарисованном на картине: рассказываем о том, где находимся, что видим вокруг себя, чувствуем, что с нами происходит, наши ощущения.

Рассматриваем композицию картин, перспективу).

3-й   этап   –   практический      (дети   рисуют   эскиз   карандашом   с   построением

линейной     перспективы     и     композицией.     Затем     рисунки     раскрашивают

акварелью).

4-й этап – психологической разгрузки (Презентация своих работ родителям с

рассказом о путешествии в картинку).

III блок: «Я и другие»

1)  «Натюрморт»

1-й   этап   –   психологическое   вхождение   (Поѐм   песенку   «Если   видишь   на

картине …натюрморт под фонограмму).

2-й     этап     –     познавательный     (Просматривание     слайдов     с     изображением

натюрмортов,      обращаем      внимание      на      расположение      предметов;      игра

«Оживший натюрморт» озвучивание предметов).

3-й  этап  –  практический  (Составить  из отдельных предметов на магнитной

доске натюрморт, затем изобразить его на бумаге в цвете).

4-й этап – психологической разгрузки (Показываем свои работы друг другу,

делимся впечатлениями).

2) «Путешествие на морское дно»

1-й   этап   –   психологическое   вхождение   (Смотрим   слайды,   показывающие

подводный мир под соответствующую музыку).

2-й       этап       –       познавательный       (Смотрим       разнообразные       картинки       с

изображением   обитателей   моря;   игра  на   закрепление   цветовых   оттенков  «

Сложи     море»;     игра     «Засели     море»     -     на     магнитной     доске     выбрать     и

прикрепить морских обитателей»).

3-й этап – практический (Показать схему изображения рыб, сделать рисунок

карандашом, затем в цвете).

4-й   этап   –   психологической   разгрузки   (Показываем   рыбок,   плавающих   в

море под музыку).

3) «Осенние листья»

1-й этап – психологическое вхождение (Экскурсия в осенний лес, слушание

голосов леса).

2-й этап – игровой (Игра с шифоновой тканью желтого и оранжевого цвета

«Танец листиков» - листья говорят, поют, издают любые звуки).

3-й    этап    –    познавательный    (Рассматриваем    гербарий    листьев,    к    какому

дереву они относятся, их форму, цветовую гамму).

4-й  этап  –  практический  (Дети  рисуют  листья  различной  формы,  применяя

схему; смешивание красок и получение новых оттенков).

5-й   этап   –   психологической   разгрузки   (Придумываем   истории   о   листьях,

делимся впечатлениями).

IV блок: «Я + Мы» №1 «Мои летние впечатления»

1-й этап - психологическое вхождение (дети рассказывают истории о летних

приключениях,      описывают      цветовую      окраску,      запахи,      вкусы,

запоминавшиеся ощущения и звуки).

2-й- этап - познавательный (Просматривание слайд - фильма «Путешествие

по   горам,   по   морям,   по   лесам,   по   небу»   в   картинках  художников;

закрепление   разновидностей   пейзажа   (гонный,   морской,   комический,

лесной..); изучение поэтапного построения пейзажа).

3-й   этап   -   практический   (Дети   рисуют   свои   впечатления   любыми

изобразительными средствами и приемами по желанию).

4-й  этап  -  психологической  разгрузки  (Релаксация  «Пчелы  на  лугу»;

устройство мини - выставки. «Мое летнее настроение»).

2)  «Чудо - цветок»

1-й этап - психологическое вхождение (релаксация под музыку о цветах.

«Мы на цветочной поляне»)

2-й этап - познавательный (Просматривание чудо - цветов в изображениях

народных    промыслов    -    Гжель,    Жостово,    Городец,    Хохлома;    их

отличительные особенности, цветовая гамма).

3-й этап - игровой (Игра «Необыкновенные цветы» из элементов цветов.

Дети собирают свой городецкий, гжельский, жостовский, хохломской).

4-й   этап   -   практический   (Дети   выбирают   понравившийся   народный

промысел и расписывают изделие - бумажную тарелку).

5-й этап - психологической разгрузки (Продаем изделия друг - другу на

мини- ярмарке, общение, диалог).

3)  « Хоровод бабочек»(коллективная работа)

(лист ватмана, заколерованный голубым или зеленым цветов; белые крылья разной формы на каждого ребенка).

1-й этап - психологическое вхождение (Медитация - предложить превратиться в бабочек, взять из общей кучи крыльев одна понравившееся). 2-й этап - познавательно - практический (Рассматривания различных бабочек, их окраску; дети ищут напарника с таким - же крылом, садятся за один стол, продумывают общую композицию и выполняют работу различными изобразительными средствами; нужно напомнить детям о симметрии при раскраске крыльев).

3-й этап - психологической разгрузки («Бабочки водят хоровод» -прикрепляем крылья на бумажную полянку, маркером пририсовываем голову, туловище. Танец «Веселых бабочек»).

Структура занятий (основные этапы)

Этапы здесь названы условно. Их количество может менять­ся в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

Мы считаем целесообразным работу с детьми осуществлять в два этапа:

1 этап - диагностический.

Цель –диагнлостика состояния креативности.

В процессе подготовки к началу развивающей работы с детьми необходимо провести диагностику уровня познавательного, речевого и эмоционально-личностного развития детей. Возможно использование следующих методик:

Цветовой тест Люшера

М. Элиот «Нарисуй свои чувства»

Кинетический рисунок семьи

Г.П. Торренс, А.Дъяченко «Незаконченные фигуры».

 

2 этап - развивающий

Цель - развитие креативности через развитие творческого мышления, воображения и эмоционального мира ребенка.

Мы предлагаем курс, содержащий 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.

Курс занятий группируется по двум направлениям: серия А (18 занятий) и Б (18 занятий). Занятия серии Б предполагают игры и упражнения в усложненном варианте.

Длительность занятия от 30 до 40 минут. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.

Каждое занятие включает в себя:

А) Разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание.

Б) Основное задание, направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения).

Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.

В) Дополнительное задание, направлено на развитие эмоционального мира ребенка.

В работе с детьми необходимо создание благоприятной возможности для развития творческого потенциала каждого ребенка, используя:

  • создание атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого ребенка.
  • принцип безоценочной деятельности - т.е. освобождение детей от страха делать ошибки (для этого используются задания, в которых не существует неправильных ответов).
  • принцип мягкого соревнования, что побуждает детей не только к большему количеству идей, но и к их оригинальности.

Игры и упражнения для развития креативности.

 

Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Игра «Хорошо – Плохо».

Заключение

Программа «Развитие креативности воспитанников ДОО» раскрывает практическую деятельность воспитателя требует овладения креативными технологиями. Условием успешной реализации программы является креативное мышление самих воспитателей, креативная образовательная среда и адекватное управление ДОО.

При реализации этих условий программа может стать инструментом качественных изменений, способствовать достижению социально – значимых результатов образования и влиять на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Поэтому реализация программы требует предварительной подготовки коллектива, проведение корпоративной учебы, изучения личных качеств каждого педагога, овладение технологиями креативной профессиональной деятельности. Креатизацияучебно – воспитательного процесса – это перспектива развития ДОО.Начало движения.Освоение нашей программы - этоначало движения.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 «Развитие креативности воспитанников в дошкольной организации»

С целью изучения уровня креативности воспитанников ДОО нами были использованы тестовые методики-опросники Вильямса «Тест творческого мышления», в модификации Е. Е. Туник. Тест состоит из трех частей и предназначен для детей 5- 17 лет. Участвовало 30 детей - 6лет.

Определяя уровень креативности, мы получили следующие результаты (таблица 4).

Таблица 4 - Уровень креативности дошкольников ДОО.

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах

Очень высокий

40-34

10

Высокий

33-27

20

Средний

26-21

27

Низкий

20-16

30

Очень низкий

15-10

13

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников средний и низкий уровень креативности. Следует отметить, что стремительные изменения в социуме и образовании требуют готовности ребенка к проявлению креативности в условиях неопределенности, постоянной необходимости самостоятельного инновационного поиска. В нашем случае большинство дошкольников слабо проявляют креативность.

 

Комплексная оценка ДОО в соответствии с международными исследованиями условий и факторов, влияющих на развитие детей показывает, что уже на ступени раннего развития в нашей системе дети показывают недостаточно высокие результаты.

На втором этапе проведен анализ с помощью экспертной оценки воспитателей и родителей с целью получения данных по оценке уровня креативности детей (Таблица 5).

Таблица 5 – Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов

Уровень креативности

Категория оценивающих

Эксперты

Родители

Очень высокий

9

15

Высокий

15

32

Средний

32

28

Низкий

28

18

Очень низкий

11

7

 

В ходе проведенного нами эмпирического исследования было установлено, что, тип среды в ДОО -  догматический, у большинства дошкольников средний и низкий уровень креативности и нуждается в развитии.

В результате констатирующего этапа эксперимента нами было установлено, что сложившаяся система в ДОО слабо ориентирована на развитие креативности воспитанников.  Исследования показали необходимость глубоких качественных изменений. Творческая группа разработчиков концепции сделала проблемно-диагностический анализ состояния образовательной организации МБДОУ МО № 217 г.Краснодара , учла особенности социального заказа населения города, политику в области образования региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной властей и разработала концепцию «Создания креативной образовательной среды дошкольной организации».

                   Рабочая группа разработала комплекс занятий, игр с технологией ТРИЗ и РТВ  для развития креативности  дошкольников. Программа прошла внутреннюю и внешнюю экспертизу. На августовском педагогическом совете состоялось обсуждение программы, после чего решением педагогического совета программа была принята к реализации. Разработка образовательной программы принесла несколько разноплановых результатов. Помимо собственно продукта – программы – важным результатом стало формирование в ДОО  инновационной среды - креативной среды.

Третий, контрольный этап эксперимента предполагает обобщение результатов исследования.

В оценивании результатов особая роль принадлежала внешним экспертам и родителям.

Тип образовательной    среды в ДОО, также как и на первом этапе,  определялся нами по диагностической методике В. А. Ясвина. Интерпретация результатов проведена в таблице 10.

Таблица 10 - Тип образовательной среды

Положительное значение

Творческая среда

Карьерная среда

Выраженность в процентах

26

65

60

15

Отрицательное значение

Безмятежная среда

Догматическая  среда

Выраженность в процентах

60

15

20

5

 

В результате повторной диагностики в нашей дошкольной организации определен тип среды, как творческий. Такая среда в процессе взаимодействия способствует свободному развитию активного ребенка («идейная воспитывающая среда» по Я.Корчаку). Отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.

После расчета  количественных параметров экспертизы результат можно представить графически в виде комплексной оценки показателей.

 

Рисунок 2 -  Графическое представление результатов экспертизы

 

Результаты по тестовым методикам-опросникам Вильямса «Тест творческого мышления», в модификации Е. Е. Туник показали также положительную динамику развития уровня креативности дошкольников. Данные представлены в таблице.

Таблица 11  - Уровень креативности дошкольников ДОО после реализации программы

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах

Очень высокий

40-34

16

Высокий

33-27

30

Средний

26-21

30

Низкий

20-16

17

Очень низкий

15-10

7

 

Для наглядности сравнительные данные представлены на рисунке.

Рисунок 3- Сравнительные данные уровня креативности дошкольников до и  после реализации программы

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников высокий и средний уровень креативности, что способствует готовности ребенка к проявлению креативности в условиях неопределенности. Значительно снизился низкий уровень креативности

Также нами был проведен анализ с помощью экспертной оценки воспитателей и родителей с целью получения данных по оценке уровня креативности детей. Полученные данные отражены в таблице.

 

Таблица 12 – Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов

Уровень креативности

Категория оценивающих

Эксперты

Родители

Очень высокий

12

16

Высокий

27

35

Средний

32

24

Низкий

18

18

Очень низкий

11

7

 

Таким образом, программа и технологии развития креативных способностей отвечают требования ФГОС по формированию способностей подрастающего поколения к инновационной деятельности.