Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Патриот»

Муниципальное бюджетное общеоборазовательное учрежденрие "Кадетская  школа имени генерал-майора В.А. Архипова" г. Чебоксары

 

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Патриот»

 

Кузина Людмила Петровна

учитель начальных классов

 

    Информационная карта программы

  1.  

Полное название программы

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Патриот»

  1.  

Авторы программы

Кузина Л.П., начальник пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Патриот», учитель начальных классов

  1.  

Территория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени генерал-майора В.А.Архипова» г.Чебоксары Чувашской Республики

  1.  

Форма проведения

 Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей

  1.  

Актуальность Программы

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов

  1.  

Цель Программы

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие, что включает в себя:

-организацию активного отдыха и оздоровления детей;

-реализацию знаний и творческих умений в области военно-прикладных дисциплин, спорта, туризма учащихся кадетского класса;

-гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

  1.  

Задачи Программы

Оздоровительные:

- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Воспитательные:

- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

- Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;

- Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;

- Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;

- Создание условий для воспитания культуры общения.

Образовательные:

- Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;

Развивающие:

- Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

- Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива  через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

  1.  

Специализация Программы

Гражданско-патриотическое воспитание

  1.  

Срок реализации

Июнь 2017 г.

  1.  

Ожидаемые результаты

Реализация Программы и ее мероприятий должна способствовать формированию у подростков основных личностных качеств гражданина-патриота Отечества.

В конце работы лагеря ожидаются следующие результаты:

-развитие у детей интереса к патриотическому воспитанию;

-продолжение  работы в данном направлении.

                                                                                   

Пояснительная записка


           Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов

Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе образования нашего города осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных силах России. Для эффективного решения проблем гражданско-патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно кадет, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях летнего полевого лагеря, и об актуальности данной работы.               

Настоящая программа  способствует развитию морально-волевых качеств личности, расширяет кругозор ребенка, дает возможность почувствовать свою значимость и принадлежность к Кадетскому братству.  Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Патриот» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка эмоционального тонуса.

 

Цели и задачи.

              Основной целью настоящей Программы является создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, что включает в себя:

-организацию активного отдыха и оздоровления детей.

-реализацию знаний и творческих умений в области  спорта, туризма учащихся кадетских классов.

-гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

           На достижение этой цели направлены следующие задачи:

  • Оздоровительные:

- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

  • Воспитательные:

- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

- Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;

- Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;

- Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;

- Создание условий для воспитания культуры общения.

  • Образовательные:

- Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;

  • Развивающие:

- Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

- Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива  через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

                                       

Актуальность Программы

        Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей  наук. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с планом работы лагеря. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников  основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском, армейском или военном поприще,  устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

           Программа рассчитана на детей от 7  до 14 лет. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.

 

Принципы и функции Программы

             Программа выполняет следующие  функции:

  • Оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.
  • Социально - коммуникативная - находясь в лагере, кадет включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе.
  • Воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в моделях жизненных ситуаций.
  • Развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности.
  • Обучающая - развитие умений и навыков: внимание,  память, общение, умения
  • Развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере.

Принципы Программы

 


1. Принцип гуманизма. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества позволит кадету раскрыться как личности и получить социальное признание.
2. Принцип культуросообразности. Необходимым условием организации жизнедеятельности лагеря мы считаем создание среды «растящей и питающей личность», что предполагает отражение общечеловеческих культурных ценностей в содержании, формах и методах работы с детьми.
3. Принцип самореализации. Жизнедеятельность лагеря организована таким образом, что личное участие кадета в общелагерных мероприятиях позволяет ему раскрыть, развить и реализовать имеющиеся потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы.

 Тип лагеря, на базе которого реализуется программа, – летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей.

Время и место проведения: лагерь проводится в июне 2017 года в МБОУ «Кадетская школа имени генерал-майора милиции В.А,Архипова» г.Чебоксары Чувашской Республики.

 Продолжительность смены: 21 день.


Участники программы – дети от 7 до 14 лет.


            Будут сформированы  взводы с целью организации отрядов, имеющих равный потенциал. Это должно способствовать созданию ситуации успеха и помочь  каждому ребёнку в самореализации своих творческих способностей, знаний, умений и практических навыков через личное участие в различных мероприятиях лагеря.

Взводы взаимодействуют между собой с целью обеспечения комплексного подхода в организации жизнедеятельности лагеря, обмена информацией между кадетами, что будет способствовать развитию личностных качеств подростков, приобретению жизненных навыков.
  

Разработан механизм обратной связи:

Цветовой опросник «Букет настроения», «Лепестки», «Строим дом» – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Дети раскрашивают лепестки цветка, кирпичики домика в соответствующий настроению цвет. Это итог дня. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Рейтинг  смены определяется через проведение анкетирования на начало работы смены и её окончание.             


                                                Режим работы лагеря:

8.30 – 8.45

«Вы пришли – мы очень рады!» (Прием детей в лагерь)

 

8.45 – 9.00

«Чтобы быть весь день в порядке,

Надо делать нам зарядку»

 

9.00 – 9.15

«Пора, пора на линейку, детвора!»

 

9.15 – 9.45

«Нас столовая зовёт:

Каша вкусная нас ждет»

 

9.45 – 10.45

«Лучше лагеря нет места на свете –

Знают воспитатели, знают и дети.

И если ты час этот будешь в отряде,

Будет всем весело, будут все рады!»

 

10.45 – 13.00

«Лишь услышав зов игры,

Быстро на улицу выбежим мы.

Ждет нас много забав интересных,

Соревнований, прогулок чудесных!»

 

13.00 – 13.30

«Время обеда настало, и вот

Бодро отряд наш к столовой идет.»

 

13.00 – 14.00

«Вместе с отрядом сил не жалей,

Пой, танцуй, рисуй и клей!»

 

14.00 – 14.30                   

«Расставаться нам пора, что ж, до завтра, детвора!»

 

 

(Подведение итогов дня, оформление уголков)

 

 

                                            Кадровое обеспечение:

  • Начальник лагеря - определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
  • Воспитатели - организуют активный отдых учащихся, работу по подготовке к мероприятиям, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность детей;
  • Тренер -  проводит спортивные мероприятия, соревнования, турниры, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность детей;
  • Старшая вожатая - организует воспитательные мероприятия в лагере, отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей;
  • Школьный врач – оказывает необходимую медицинскую помощь, осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
  • Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

   Начальник и воспитатели  отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

 

                                      Материальное обеспечение:

     Программа финансируется из бюджетных средств и средств родителей.

 

 

         В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

      Обязанности командира отряда:

-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;

-следить за выполнением режимных моментов;

-отвечать за одно из направлений работы.                                       

                                  

                                      Ожидаемые результаты:

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2. Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных интересов.

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.

5. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул дома.

6. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

                                Условия реализации программы

В процессе совместной заинтересованности в общем деле происходит:

- воспитание ответственности, сопричастности к общим делам взвода;

- формирование социальной и гражданской активности;

- органическое сочетание различных видов деятельности;

- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.

- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);

- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.  

                                  

                                        Этапы реализации программы.


1. Мотивационный этап


   Мотивация педагогических коллективов к организации и проведению летней оздоровительной кампании в условиях пришкольного лагеря, консультации с методистами управления образования, специалистами городских учреждений и организаций, привлекаемых к работе лагеря, установление контактов с социальными партнерами, информирование родителей о целесообразности пребывания в лагере.


2. Организационный этап


   Разработка программы и плана мероприятий, формирование учебно-методической и материально-технической базы лагеря, подбор и расстановка кадров, комплектование лагерной смены детским контингентом, знакомство с родителями и детьми, проведение методических планерок и инструктажей.


3. Конструктивный этап


   Открытие лагерной смены, знакомство детей и родителей с планом работы, распорядком дня, знакомство с территорией лагеря, воспитательским коллективом и обслуживающим персоналом, инструктажи с детьми по противопожарной безопасности, технике безопасности. Организация деятельности лагеря: проведение занятий с детьми, мероприятий, конкурсов, коллективных дел, социально-полезных акций, спортивных состязаний и т.д.


4. Рефлексивный этап

 

   Подведение итогов лагеря среди воспитательского коллектива, кадет и родителей, их анкетирование, поощрение участников смены, анализ реализации программы, размещение информации по итогам работы лагеря на сайт школы.


                                                     Содержание программы

   Главным лозунгом Программы является девиз:

«Мне повезло – я родился в России».

   Программа представляет из себя цепь мероприятий, объединенных в следующие направления:

  1. «Я – житель планеты Земля».

    Сущность направления:  формирование отношения к природе как к общему дому. Общение с природой как отдых и наслаждение жизнью. Природа как «психотерапевт». В ходе реализации мероприятий дети привлекаются к практической работе по сохранению красоты и богатства природы  (ежедневный уход за цветами, кустарниками, очистка территории школы от мусора).

  1. «Здоровье и его охрана».          

   Сущность направления:  реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий, связанных  с привитием детям стремления вести здоровый образ жизни. В ходе реализации мероприятий дети осознают значение физических упражнений, познают особенности своего организма, способы профилактики простудных заболеваний и нарушения зрения, приобщаются к культуре гигиены.

  1. «Человек без роду – что дерево без корней». 

  Сущность направления:  воспитание любви к «малой родине», знакомство с традициями семьи, школы, города, изучение истории страны через историю семьи. Реализация мероприятий предполагает участие в ней бабушек и дедушек, мам и пап.

  1. «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим».

   Сущность направления:  знакомство с народными традициями и обычаями, воспитание уважения к окружающим людям, к старости, формирование умения взглянуть на мир глазами наших предков, разучивание русских и чувашских народных детских игр, состязаний, забав.

  1. «Служить России».

   Сущность направления:  формирование российского патриотизма, чувства гордости за свою страну. Воспитание уважения и почтительного отношения к символам Российской государственности, к защитникам страны, патриотического отношения к школе и родному городу. В рамках направления реализуются мероприятия, связанные с привитием детям стремления служить Родине, осознанием школьниками своей причастности к истории народа и  осмыслением понятий – честь, долг, ответственность, гордость, гражданственность.

  1. «Жизнь дана на добрые дела».

   Сущность направления:  предусматривается проведение ряда добрых дел, акций, воспитание бережного отношения к ближним.

Календарно-тематический план основных мероприятий

пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей.

№п/п

Дата

Мероприятия

1

1 июня

- организационные мероприятия по приему детей, распределение по отрядам и размещение;

- праздник «Здравствуй, солнечное лето».

2

2 июня

- праздник здоровья «Чтоб расти нам сильными» (изучаем особенности своего организма, сказка, игры, пословицы о здоровье);

- «Кадеты на старте!» (спортивные игры);

3

3 июня

- праздник «Кадет с природою на ты» (утренник о лекарственных травах, мастерим поделки из природного материала.)

- выставка поделок, трудовой десант по уборке территории школы, посадка цветов.

4

5 июня

- беседа с врачом «Нету глаз в запасе лишних» (о бережном отношении к глазам; разучивание упражнений для снятия напряжения с глаз);

- «За здоровьем на спортплощадку» (соревнования по мини-футболу, пионерболу);

5

6 июня

- игра с элементами ориентирования на местности «Найди флаг».

- музыкальный час.

6

7 июня

- «Дню рождения А.С. Пушкина посвящается…» - день русских народных сказок; литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина;

- прогулка в парк;

7

8июня

- занятие «Представляем свое дерево рода»;

- игротека на свежем воздухе «Игры наших пап и мам».

8

9  июня

- утренник «Тепло домашнего очага»

- путешествие в мир музыкальных народных инструментов;

9

10 июня

-          викторина «Что рассказывают русские сказки о жизни наших предков?»

- беседа «Славной истории строки» (из истории школы);

10

13 июня

- утренник «Символы России», посвящается Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации: «Я» в семье, семья в моем «Я».

- музыкальный час «Разучиваем песни наших бабушек»

11

14 июня

- малая Кадетская Олимпиада на приз директора школы

- конкурс рисунков на асфальте Любимой школе посвящаю»;

12

15июня

День безопасности:

Встреча с представителем МЧС, экскурсия в пожарную часть, учебная эвакуация, викторина по ОБЖ.

13

16 июня

- смотр строя и песни «Хорош в строю – силен в бою»

- беседа «Великие полководцы России». 

14

17 июня

- утренник «Символы Чувашии»;

- музыкальный час «Разучиваем песни военных лет»

15

19 июня

- акция «День доброго сердца»

- олимпиада по дворовым подвижным играм

16

20 июня

-игротека на свежем воздухе «Мама, папа, я – спортивная семья»;

- конкурс рисунков «Мои обязанности дома».

17

21 июня

- конкурс стихов о войне;

- военно-спортивная игра «Зарничка».

18

22 июня

- Поход в лес. Как вести себя в лесу? (Задания: сделать фотографии, зарисовки; уборка леса от мусора, сбор лекарственных трав);

- составление гербария (конкурс).

19

23июня

- занятие «Растения и животные предсказывают погоду»;

- выставка домашних животных «Братья наши меньшие»;

- экологический десант «Чистый двор».

20

26 июня

- праздник «В гостях у Василисы Премудрой»;

- музыкальный час «Ура! Каникулы!»;

21

27 июня

Закрытие лагерной смены:

Концертная программа «Лето даром не пропало» (представление взводов: «Чему нас лагерь научил»)

Подведение итогов смены, награждение.

*Тематическое планирование допускает корректирование основных мероприятий в соответствии с мероприятиями, проводимыми районом, городом.

                                                       Список литературы

  1. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с.
  2. Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.–64 с.
  3. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры. – изд. 2-е, испр./ авт.-сост. Видякин М.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с.
  4. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000.- 199 с.
  5. Уроки мужества (Методические рекомендации) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 68 с.

 

Смотреть презентацию