Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Программа по развитию художественного творчества и способностей детей старшего дошкольного возраста

Структурное подразделение детский сад "Журавушка" ГБОУ СОШ №2 с.Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

 

Программа по развитию художественного творчества и способностей детей старшего дошкольного возраста

 

коллектив педагогов:

Борисова Надежда Евгеньевна методист,

Убогова Людмила Анатольевна  воспитатель

 

 

Пояснительная записка
Программа направлена на развитие художественного творчества и способностей детей: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, фантазия и воображение, творческое мышление, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программе перед педагогами поставлена задача развития индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с окружающим миром и самим собой, с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
В нашем детском саду есть дети, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию фантазии, творческого воображения, мелкой моторики рук, представлений о предметах и явлениях окружающей жизни.
Современная система образования предъявляет к старшим дошкольникам достаточно высокие требования к умению не только творчески думать, но и воспроизводить свои замыслы. Важнейшей характеристикой и условием развития детей старшего дошкольного возраста как субъекта учебной деятельности является развитие фантазии и творческого воображения на дополнительных занятиях по развитию художественного творчества и способностей детей старшего дошкольного возраста. Известно, что старшие дошкольники используют в играх - «воображениях» простые предметы-заместители (например, простая коробка «превращается» в корабль), когда основное действие происходит в голове у ребёнка, т.е. он фантазирует. В будущем такие дети не утрачивают творческое мышление, и чаще становятся всесторонне развитыми, творческими, инициативными лидерами, способными быстро находить выход из любой ситуации, быстро адаптироваться в социуме. Воображая и фантазируя, дети старшего дошкольного возраста выходят за установленные рамки реального, достигают любых вершин. Чем сильнее развита их фантазия и воображение, творческое мышление, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и индивидуальнее их художественные произведения.
Чтобы воспитать всесторонне развитую творческую личность, мы решили разработать дополнительную образовательную программу, которая включает в себя различные виды деятельности направленные на стимулирующее развитие творческого мышления, произвольного воображения, фантазии и детского творчества; повышение уровня любознательности; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; создание условий для свободного выбора детьми, материалов, участников совместной деятельности.
Цель:
Развитие  творчества дошкольников, в процессе создания образов используя различные материалы и техники.
Задачи:
  1. Формировать  умение преобразовывать бумагу, ткань, пластилин, природный материал  различными приёмами;
  2. Развивать у дошкольников эстетическое восприятие,  художественный вкус,  фантазию, творческое воображение и мышление, умение видеть необычное в обычных предметах, подвижность образов воображения, умение отступать от шаблонного решения, придумывать разнообразные варианты одной и той же темы, создавать новое оригинальное произведение;
  3. Воспитывать духовно – нравственные и социокультурные ценности у дошкольников;
  4. Вызвать желание создавать  атрибуты  для сюжетно – ролевых игр, игр-драматизаций, использовать  детские поделки для оформления выставки, интерьера дошкольного учреждения.
Решение этих задач возможно при последовательной, комплексно – тематической, целенаправленной организации работы по преодолению проблемы развития фантазии, воображения, творческого мышления, способностей к творческой деятельности детей, как психического процесса, являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности.
Разрабатывая программу, мы руководствовались принципами амплификации (обогащение) детского развития, психологической комфортности, сотворчества и сотрудничества, индивидуально – личностного и игрового подхода, интеграции образовательных областей, культуросообразности (учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнение недостатков духовно – нравственного и эмоционального воспитания).
Отличительной особенностью данной программы является интеграция образовательных областей, сочетающая в себе художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие в построении образовательной деятельности; в отношении к детям, как к потенциальным художникам. В этих условиях одарённые найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.
Характеристика детей 6 – 7 лет
Психологической основой творческой деятельности является  воображение. Это важное новообразование, которое интенсивно формируется в старшем дошкольном возрасте. Воображение ориентирует ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе его изобразительной деятельности, и решает основные задачи – представление ожидаемого результата до его осуществления, интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Вначале ребенок не пытается поставить перед собой задачу вообразить или запомнить. Лишь иногда, совершенно неожиданно,  возникают отдельные побуждения к этому, как некое предчувствие возможного, но тут же угасают и исчезают.
Позже в  старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становиться управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушанным сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с творческим мышлением при решении творческих задач. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Дети старшего дошкольного возраста неосознанно создают образы воображения с помощью приёмов творческого воображения – см. таблицу 1.
Приёмы творческого воображения                
  Таблица 1
1.Агглютинация
Соединение различных, не соединяемых в повседневной жизни частей
2.Гиперболизация
Уменьшение или увеличение субъекта или отдельных его частей
3.Акцентирование
Какая-то часть, деталь  в создаваемом образе особо подчёркивается
 
Воображение, включаясь в мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста, позволяет в наблюдаемых явлениях, предметах (при рассматривании на занятиях по изобразительной деятельности) увидеть характерное, общее, помогает представить явления, предмет в виде обобщенного образа. Как уже было сказано, воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Чтобы развить воображение надо  накопить соответствующий эстетический опыт, расширить представления об окружающей действительности. В этом возрасте эстетический опыт приобретается путём личных наблюдений ребёнка и через взрослых, передающих ему свои знания.
            Основными особенностями творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, придумать разнообразные варианты одной и той же темы, создать новое оригинальное произведение.   
У старших дошкольников уже начинает формироваться критическое отношение к результатам, продукту своей творческой деятельности. Очень важно в этот период закрепить у них уверенность в том, что они «сумеют все». Чтобы дети не стремились к точному воспроизведению героя, предмета, явления  на бумаге. Главное, подчеркнуть в герое важные для юных художников качества через цвет, свет, форму, ритм и другие художественные средства, передать его индивидуальность. Тем самым дети старшего дошкольного возраста воплощают свой замысел, выражают свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и продукты деятельности ребенка  получается очень разными.
         Занятие проходит в форме тематической совместной непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции образовательных областей во второй половине дня. В первой части занятия раскрываются теоретические знания по теме, во второй части занятия дети в игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной, двигательной, коммуникативной, музыкально – художественной деятельности закрепляют полученные знания по теме.
         Тематическая совместная деятельность проводится четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 30 минут.
 
Ожидаемые результаты
  1. Способен к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально – смыслового опыта;
  2. Умеет создавать оригинальный продукт творческой деятельности;
  3. Умеет видеть необычное в обычных предметах, отступать от шаблонного решения, придумывать разнообразные варианты одной и той же темы;
  4. Знает 3 основные базовые формы оригами;
  5. Формируются творческие способности, художественный вкус, мелкая моторика рук.
Способ определения результативности
Мониторинг проводится 2 раза в год (1 неделя сентября и 5 неделя мая).
Начало года
  1. Умеет передавать в рисунке движения фигур.
  2. Владеет способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры и т.д.)
  3. Владеет композиционными умениями: умеет располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
  4. Умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.
  5. Умеет работать с разнообразными материалами для лепки, использует дополнительные материалы (крупа, природный материал и т.д.).
  6. Владеет основным приёмом техники «оригами» (1базовая форма).
  7. Умеет подбирать красивые сочетания бумаги и природного материала в несложных сюжетных композициях.
  8. Имеет предпосылки художественно – творческих способностей.
 
Конец года
  1. Умеет передавать в рисунке движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
  2. Владеет способами и приёмами рисования расширенного набора изобразительных материалов (гуашь, акварель, пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка), соединяет в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
  3. Владеет композиционными умениями: умеет размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план).
  4. Умеет создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
  5. Умеет работать с разнообразными материалами в лепке, рисовании, аппликации, использует дополнительные материалы (природный материал, ткань, крупа, прищепки).
  6. Владеет основным приёмом техники «оригами» (3 базовые формы).
  7. Владеет цветовым восприятием в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
  8. Имеет художественно – творческие способности.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения  художественно - эстетического направления (подготовительная группа)
Начало года
Ф. И. ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
Итог
1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1–8 – низкий уровень
8-16 – средний уровень
17-24 – высокий уровень
 
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
художественно - эстетического направления (подготовительная группа)
Конец года
Ф. И. ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
Итог
1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1–8 – низкий уровень
8-16 – средний уровень
17-24 – высокий уровень
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
  1. Проведение выставок детских работ.
  2. Театрализованная деятельность художественных произведений с использованием продукта творческой деятельности.
  3. Оформление сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий в групповой комнате.
  4. Участие в творческих фестивалях и конкурсах.
 
Учебно – тематическое планирование
Тема
Дата/
неделя
Вид
 деятельности
Совместная деятельность педагога с ребенком
 
 
 
Насекомые
 
 
Сентябрь
1
Мониторинг
Определение результативности
 
2
Поделка жук «Божья коровка»
Игра в кругу, рассказ воспитателя, показ слайдов, физкультминутка, викторина «Кто лишний», изготовление поделки, чтение сказки.
 
3
Аппликация «Насекомые»
Чтение отрывка из сказки, имитация движений, рассказ по картинке, физкультминутка, загадывание загадок, игра в слова, сочинение сказки, изготовление аппликации.
 
4
Рисование с элементом аппликации «Фантастический остров»
Конструирование по представлению, игра в кругу, изображение насекомого, рисование с элементом аппликации, оформление выставки для родителей.
 
 
Осень
Октябрь
 
1
Открытка с орнаментом из листьев
Сюрпризный момент, рассказ и показ техники натирания восковыми мелками, счет листьев, физкультминутка, изготовление открыток, хороводная игра, отправление посылки.
 
2
Рисование «Осенний натюрморт»
Рассматривание репродукций картин, беседа по картине, музыкальная физкультминутка, составление натюрморта из муляжей, рисование по теме.
 
3
«Осенние салфетки»
Рассматривание коллекций тканей, рассказ воспитателя, просмотр видео презентации, хороводная игра, классификация тканей по сезону, изготовление салфеток техникой печати краской по ткани.
 
4
Аппликация «Листья из волшебного леса»
Сюрпризный момент, складывание пазл, беседа по теме, физкультминутка, дидактическая игра, гимнастика для глаз, аппликация из природного материала с музыкальным сопровождением, чтение рассказа, выбор работ на конкурс.
 
 
Домашние животные и птицы
Ноябрь
1
Аппликация «Гуси»
Театрализованная импровизация, счет перьев, подвижная игра, составление предложений с заданными словами, изготовление аппликации.
2
Лепка «Дымковские животные»
Сюрпризный момент, рассматривание игрушек, физкультминутка, игра на соотнесение количества предметов, лепка животных, оформление выставки.
3
Рисование «Дом для поросенка»
Конструирование дома, рассказ воспитателя, физкультминутка, игра «Дострой дом», гимнастика для глаз, игра на образование слов, упражнение с карандашом, рисование дома.
4
Оригами «На нашем дворе»
Беседа, загадывание загадок, физкультминутка, изготовление  поделки, дополнение образа деталями, оформление сюжетно – ролевой игры, чтение произведения.
 
 
Зима
Декабрь
1
Рисование «Зимнее небо при закате солнца»
Рассматривание картин, физкультминутка, рассказ по памяти, рисование по мокрому листу.
2
Оригами «Снеговик»
Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, физкультминутка, составление предложений с заданными словами, гимнастика для глаз, сочинение сказки, артикуляционная гимнастика, изготовление оригами.
3
Елочные украшения из шишек
Хоровод вокруг елки, рассказ воспитателя, игра в кругу, дидактическое упражнение, физкультминутка, изготовление елочного украшения, украшение елки для кукол.
4
«Снежинка»
Хороводная игра, составление схемы превращения воды, снега, льда, гимнастика для глаз, чтение стихотворения, упражнение на соотнесение количества предметов с цифрой, вырезывание снежинок, раскрашивание снежинок по эмоциональному состоянию, украшение группы снежинками, конкурс «Лучшая снежинка группы».
 
 
Птицы
Январь
1
Рисование «Зимующие птицы»
Сюрпризный момент, упражнение «Узнай птицу, следы птиц», физкультминутка, дидактическое упражнение «Покажи штрихи»,  рисование птиц штрихами, отправление письма, чтение произведения.
2
Поделка «Рождественские птицы»
Сюрпризный момент, пение рождественских колядок, рассказ воспитателя, просмотр презентации, беседа, отгадывание загадок, физкультминутка, изготовление поделки, украшение Рождественской елки, обыгрывание сюжетно – ролевой игры «Рождественские посиделки».
3
Лепка «Калининские и дымковские птицы»
Загадка, сюрпризный момент, рассказ воспитателя, физкультминутка, дидактическое упражнение на соотнесение числа и цифры, лепка птиц, оформление выставки декоративно – прикладного искусства.
4
Оригами «Птицы»
Опытно - экспериментальная деятельность, физкультминутка, рассказ воспитателя, подвижная игра, игра «Пазлы», изготовление оригами, оформление уголка природы. 
 
Дикие животные
Февраль
1
Рисование фона Антарктиды
 
 
 
Аппликация «Пингвины»
Рассказ воспитателя, просмотр презентации, гимнастика для глаз, решение проблемной ситуации, прослушивание аудиозаписи, рисование придуманного сюжета.
Рассказ воспитателя, физкультминутка, развивающая игра на определение принадлежности следов, составление предложения со словом «пингвин», изображение животного пантомимой, изготовление аппликации, оформление зоны в группе.
 
2
Оригами «Кто живет в лесу?»
Загадывание загадок, рассказ воспитателя, физкультминутка, развивающая игра на соотнесение животного и жилища, игра «Постановка вопросов», изготовление оригами, чтение рассказа.
3
Аппликация «Львенок и черепаха»
Прослушивание аудиозаписи, загадывание загадки, рассказ воспитателя, просмотр презентации, физкультминутка, игра «Постановка вопросов», изготовление аппликации, игра на образование прилагательных.
4
Оригами «В зоопарке»
Беседа, физкультминутка, упражнение «Дорисуй животного», изготовление оригами, оформление выставки животных «Зоопарк», рассказ о животных детям младшей группы.
 
Весна
Март
1
Ароматные подушечки
Чтение стихотворения, пословиц, физкультминутка, счет цветов, игра «Изобретатель», изготовление ароматной подушечки.
2
Весенний подарок
Прослушивание аудиозаписи, рассказ воспитателя, физкультминутка, составление рассказа из личного опыта, пальчиковая гимнастика, изготовление поделки.
3
Аппликация
«Весенний букет»
Рассматривание картин, игра «Признаки весны», чтение заклички, словесная игра, физкультминутка, изготовление аппликации, оформление игры, участие в конкурсе.
4
Оригами «Цветы»
Отгадывание загадок, рассказ воспитателя, игра «Назови соседей числа», физкультминутка, изготовление оригами, оформление выставки.
 
Транспорт
Апрель
1
Рисование «Автомобиль остановился около дома»
Рассказ воспитателя, составление схемы расположения предметов, физкультминутка, рисование сюжета, игра «Построй фигуру», описание рисунка.
2
Оригами «Воздушный транспорт»
Сюрпризный момент, беседа, игра на ориентировку на листе бумаги, гимнастика для глаз, изготовление оригами, физкультминутка, чтение чистоговорки.
3
Панно из крупы
Игра в кругу, чтение басни, игра «Комплименты», «Постановка вопросов», упражнение «Отмерь крупу», пальчиковая игра, изготовление панно.
4
Оригами «Водный транспорт»
Беседа, рассматривание макета «Круговорот воды в природе», физкультминутка, словесная игра, экспериментальная деятельность, игра на внимание, изготовление оригами, оформление зоны в групповой комнате.
 
Человек
Май
1
Аппликация «Моя семья»
Оформление фотовыставки «Моя семья», рассказ воспитателя, составление рассказа из личного опыта, пальчиковая гимнастика, пословицы о семье, изготовление аппликации.
2
Лепка «Барыня»
Рассматривание дымковских изделий, рассказ воспитателя, дидактическое упражнение, решение задач, лепка кукол, оформление выставки декоративно – прикладного искусства.
3
Удивительная прищепка
Сюрпризный момент, загадывание загадки, рассказ воспитателя, счет прищепок, физкультминутка, экспериментальная деятельность, игра «Изобретатель», изготовление поделки, оформление выставки «Сказочные прищепки».
4
Мониторинг
Определение результативности
 
Содержание представлено в виде непосредственной образовательной деятельности, которая построена с учетом интеграции образовательных областей в форме игр, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
 
Литература:
  1. Баранов Е. В. От навыков к творчеству //– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
  2. Брыкина Е. К.  Творчество детей в работе с различными материалами // Москва «Педагогическое общество России», 2002г.
  3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги // Москва «Просвещение», 1992г.
  4. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов  // Москва «Айрис Прес Рольф» 2001г.
  5. Груздова И. В. Развитие творческих способностей дошкольника // Ростов на Дону, 2010г.
  6. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» // Москва «Педагогическое общество России», 2005 г.
  7. Комарова Т. Детское художественное творчество: М., 2005г.
  8. Кудрявцев В., Нестерова Е.  Развитие воображения как условие психологической готовности ребёнка к школе // Дошкольное воспитание.- 2006.- № 8. – С.45.
  9. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. – 2001г. - №1
  10.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002г.
  11.  Новикова И. В. «Аппликация из природного материала в детском саду» Ярославль «Академия развития», 2006г.
  12.  Сорвачёва Е. В. Развитие творческого воображения детей в процессе рисования // Арзамас. – 2012г.–интернет источник: http://www.maaam.ru/
  13.  Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Владос», 2002г.
Интернет источники: