Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи  у детей 5-7 лет

Муниципальное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи  у детей 5-7 лет

 

Составитель: учитель-логопед Захарова Е.В.

 

 

Пояснительная записка

   Программа по преодолению фонетико-фонематического   недоразвития     речи у детей 5-7 лет составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, с учётом  современных образовательных стандартов и требований,  на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

    Актуальность программы. По данным отечественных и зарубежных исследований, фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одной из наиболее частых форм нарушений в онтогенезе. 
    В возрасте 5-7 лет дети должны правильно произносить звуки родного языка, у них формируют­ся тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для освоения письма и чтения в школьный период.

    Однако,  в последнее время,  значительно увеличивается количество детей, имеющих выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недо­статков речи.     Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

     Нарушения речи все чаще сопряжены с  проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.  

     Раннее их выявление, проведение целенаправленного обу­чения  позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью под­готовить их к обучению в школе.

     Научно - педагогическая обоснованность. Изучением фонетико-фонематических процессов занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма. Дети, имеющие в структуре речевого дефекта нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, нуждаются в специальном логопедическом воздействии. Выбор путей коррекции определяется состоянием фонетико-фонематических процессов, которое необходимо выявить, подобрать систему адекватных коррекционных приемов, и устранить имеющиеся дефекты, что и определило актуальность программы.

     Практическая значимость.  Данная программа может быть использована  для работы учителей - логопедов, воспитателей логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, в специальных детских учреждениях, а также родителям, имеющих детей с нарушениями речи.

    Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.   Для того чтобы успешно заниматься коррекцией фонетико-фонематического недоразвития необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому при составлении программы учитывались внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, а также межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

 

Цели и задачи программы

 

       Цель программы: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.

       Задачи:

-    способствовать устранению дефектов звукопроизношения;

- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам;

-  совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;

- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;

-     развивать психические функции, общую и мелкую моторики.

 

Характеристика детей

с фонетическим недоразвитием речи

 

    Фонетическое недоразвития речи (дислалия) — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.       Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

     Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:

1 ) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

2) звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с межзубный с;

1) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л нау)

     Замены звуков могут быть следующими:

а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д): дамат— гамак);

б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным: взрывным т: тумка — сумка, тапоги - сапоги);

в) замена звуков, одинаковых по способу образования, по разгонных по участию органов артикуляции (замена язычного (ф) губно-зубным: фофна - сосна);

г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка - бабушка);

д) замена звуков, одинаковых, по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени.

   В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

  1. Сигматизм недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
  2. Ротацизм – недостатки произношения звуков р и рь.
  3. Ламбацизм – недостатки произношения звуков л и ль.
  4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм -----звуки к и кьгаммацизм – звуков г и гь; хитизм — звуков хи хь; йотацизм – звука й.
  5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б- п, д- т, ф – в, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха.
  6. Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном к замене их парными твердыми: например, д'— д. п'—п, р'—р и т.д. (тота -тетя, Анута — Анюта, пат — пять).

 

Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

   Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

   Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

   Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

   Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

Структура программы:

        Программа рассчитана на 25 часов и предполагает 50 занятий с интенсивностью 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 мин. в зависимости от возраста детей,  с перерывом не менее 10 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

        На индивидуальные занятия зачисляются дети старшего дошкольного возраста 5 до 7 лет, не посещающие логопедические группы дошкольных образовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной речи:

  • фонетическое недоразвитие речи;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи 

      При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

    Родители ребёнка после каждого занятия закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

 

                                 Учебно-тематический план

 

Этапы работы

Тема

Кол-во часов (акад.)

Планируемые результаты

1

Постановка звука

 

3

Сформированность навыка произнесения изолированного звука.

2

Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

3

Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных.

3

 

Автоматизация звука в словах

3

Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных.

4

 

Автоматизация звука в предложениях

3

Автоматизация  звука в предложениях.

5

 

Автоматизация звуков в связной речи

3

Закрепление звука в спонтанной речи.

6

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

Работа проводится по необходимости

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам.

7

 

Дифференциация звуков в слогах

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в слогах.

8

 

Дифференциация звуков в словах

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в словах.

9

 

Дифференциация звуков в предложениях

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в предложениях

    10

 

Дифференциация звуков в связной речи

2

Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи.

    11

 

Итого:

25

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Кол-во занятий

Тема

Задачи

6

Постановка звука

Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений.

Развивать целенаправленную воздушную струю.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Формировать навык правильного произношения звука.

Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам. 

Развивать мелкую и общую моторику

6

Автоматизация звука в слогах:

  • прямых
  • обратных
  • со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука в словах:

  • с прямым слогом
  • с обратным слогом
  • со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

Развивать слуховое внимание, память.

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука

в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний.

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука в связной речи

Пересказывать тексты с использованием иллюстраций.

Развивать воображение и творческую фантазию.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация изолированных звуков

Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в слогах:

  • прямых
  • обратных
  • со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в словах 

  • с прямым слогом
  • с обратным слогом
  • со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

Развивать слуховое внимание, память.

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний.

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в связной речи

Пересказывать тексты с использованием иллюстраций.

Развивать воображение и творческую фантазию.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

Итого:50

 

Программа не является статичной по своему характеру. Темы и количество занятий могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

 

Ресурсное обеспечение программы:

 

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.:  «Просвещение» 2008г.

3. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» — С-Пб.: Библиополис, 1994.

4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно» - М.: Просвещение, 1991.

5. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа».

6. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми».  - М.: Просвещение,   1981.

7. В.В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004г.

8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.

9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.

 

 

Эффективность и результаты реализации программы

 

 

Учебный год

Зачислено на логопедические занятия детей

Выпущено всего детей

 

Структура нарушений выпущенных

С чистой речью

Со значительным улучшением речи

С улучшением речи

2015-2016

15

15

9

5

1

2016-2017

15

15

11

4

-

2017-2018

17

17

13

4

-

Итого

47

47

33 (70%)

13 (28%)

1 (2%)