Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-7 лет
Муниципальное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-7 лет
Составитель: учитель-логопед Захарова Е.В.
Пояснительная записка
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-7 лет составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, с учётом современных образовательных стандартов и требований, на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Актуальность программы. По данным отечественных и зарубежных исследований, фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одной из наиболее частых форм нарушений в онтогенезе.
В возрасте 5-7 лет дети должны правильно произносить звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для освоения письма и чтения в школьный период.
Однако, в последнее время, значительно увеличивается количество детей, имеющих выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
Раннее их выявление, проведение целенаправленного обучения позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Научно - педагогическая обоснованность. Изучением фонетико-фонематических процессов занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма. Дети, имеющие в структуре речевого дефекта нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, нуждаются в специальном логопедическом воздействии. Выбор путей коррекции определяется состоянием фонетико-фонематических процессов, которое необходимо выявить, подобрать систему адекватных коррекционных приемов, и устранить имеющиеся дефекты, что и определило актуальность программы.
Практическая значимость. Данная программа может быть использована для работы учителей - логопедов, воспитателей логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, в специальных детских учреждениях, а также родителям, имеющих детей с нарушениями речи.
Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией фонетико-фонематического недоразвития необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому при составлении программы учитывались внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, а также межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.
Задачи:
- способствовать устранению дефектов звукопроизношения;
- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам;
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;
- развивать психические функции, общую и мелкую моторики.
Характеристика детей
с фонетическим недоразвитием речи
Фонетическое недоразвития речи (дислалия) — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:
1 ) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
2) звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с межзубный с;
1) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л нау)
Замены звуков могут быть следующими:
а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д): дамат— гамак);
б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным: взрывным т: тумка — сумка, тапоги - сапоги);
в) замена звуков, одинаковых по способу образования, по разгонных по участию органов артикуляции (замена язычного (ф) губно-зубным: фофна - сосна);
г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка - бабушка);
д) замена звуков, одинаковых, по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени.
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.
- Сигматизм недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
- Ротацизм – недостатки произношения звуков р и рь.
- Ламбацизм – недостатки произношения звуков л и ль.
- Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм -----звуки к и кь; гаммацизм – звуков г и гь; хитизм — звуков хи хь; йотацизм – звука й.
- Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б- п, д- т, ф – в, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха.
- Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном к замене их парными твердыми: например, д'— д. п'—п, р'—р и т.д. (тота -тетя, Анута — Анюта, пат — пять).
Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом
контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Структура программы:
Программа рассчитана на 25 часов и предполагает 50 занятий с интенсивностью 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 мин. в зависимости от возраста детей, с перерывом не менее 10 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
На индивидуальные занятия зачисляются дети старшего дошкольного возраста 5 до 7 лет, не посещающие логопедические группы дошкольных образовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной речи:
- фонетическое недоразвитие речи;
- фонематическое недоразвитие речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Родители ребёнка после каждого занятия закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Учебно-тематический план
№ |
Этапы работы |
Тема |
Кол-во часов (акад.) |
Планируемые результаты |
1 |
Постановка звука |
3 |
Сформированность навыка произнесения изолированного звука. |
|
2 |
Автоматизация звуков |
Автоматизация звука в слогах |
3 |
Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных. |
3 |
Автоматизация звука в словах |
3 |
Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных. |
|
4 |
Автоматизация звука в предложениях |
3 |
Автоматизация звука в предложениях. |
|
5 |
Автоматизация звуков в связной речи |
3 |
Закрепление звука в спонтанной речи. |
|
6 |
Дифференциация звуков |
Дифференциация изолированных звуков |
Работа проводится по необходимости 2 |
Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам. |
7 |
Дифференциация звуков в слогах |
2 |
Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах. |
|
8 |
Дифференциация звуков в словах |
2 |
Сформированность навыка дифференциации звуков в словах. |
|
9 |
Дифференциация звуков в предложениях |
2 |
Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях |
|
10 |
Дифференциация звуков в связной речи |
2 |
Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи. |
|
11 |
Итого: |
25 |
|
Календарно-тематическое планирование
Кол-во занятий |
Тема |
Задачи |
6 |
Постановка звука |
Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений. Развивать целенаправленную воздушную струю. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие. Формировать навык правильного произношения звука. Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам. Развивать мелкую и общую моторику |
6 |
Автоматизация звука в слогах:
|
Воспроизводить слоговые ряды. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация). Развивать мелкую и общую моторику. |
6 |
Автоматизация звука в словах:
|
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. Развивать слуховое внимание, память. Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Развивать мелкую и общую моторику. |
6 |
Автоматизация звука в предложениях |
Формировать связность и четкость высказываний. Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий. Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения. Развивать мелкую и общую моторику. |
6 |
Автоматизация звука в связной речи |
Пересказывать тексты с использованием иллюстраций. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мелкую и общую моторику. |
4 |
Дифференциация изолированных звуков |
Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация). Развивать мелкую и общую моторику. |
4 |
Дифференциация звуков в слогах:
|
Воспроизводить слоговые ряды. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие. Развивать мелкую и общую моторику. |
4 |
Дифференциация звуков в словах
|
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. Развивать слуховое внимание, память. Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Развивать мелкую и общую моторику. |
4 |
Дифференциация звуков в предложениях |
Формировать связность и четкость высказываний. Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий. Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения. Развивать мелкую и общую моторику. |
4 |
Дифференциация звуков в связной речи |
Пересказывать тексты с использованием иллюстраций. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мелкую и общую моторику. |
Итого:50 |
Программа не является статичной по своему характеру. Темы и количество занятий могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Ресурсное обеспечение программы:
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.: «Просвещение» 2008г.
3. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» — С-Пб.: Библиополис, 1994.
4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно» - М.: Просвещение, 1991.
5. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа».
6. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми». - М.: Просвещение, 1981.
7. В.В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004г.
8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.
Эффективность и результаты реализации программы
Учебный год |
Зачислено на логопедические занятия детей |
Выпущено всего детей |
Структура нарушений выпущенных |
||||
С чистой речью |
Со значительным улучшением речи |
С улучшением речи |
|||||
2015-2016 |
15 |
15 |
9 |
5 |
1 |
||
2016-2017 |
15 |
15 |
11 |
4 |
- |
||
2017-2018 |
17 |
17 |
13 |
4 |
- |
||
Итого |
47 |
47 |
33 (70%) |
13 (28%) |
1 (2%) |
||