Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Программа по модулю Интеллектуально - познавательное воспитание

КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Александра Павловича Калабина» г. Заринск Алтайский край

 

Программа по модулю

Интеллектуально - познавательное воспитание

 

Дюбенко Нина Васильевна  

 

 

Содержание.
1.Пояснительная записка
2.Актуальность Программы
3.Цель, задачи
4.Методы и формы работы с детьми
5.Содержание деятельности
6.Ожидаемые результаты
7.Механизмы отслеживания результатов
8.Критерии
 
Пояснительная записка
Основной целью деятельности учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание благоприятных социально – психологических условий для полноценного развития, успешного обучения и эффективной социализации воспитанников детского центра в социуме. Это невозможно без интеллектуального развития.   
Программа по формированию развития интеллекта представляет собой нормативный документ, содержащий в себе следующие разделы:
  1. Актуальность программы.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Педагогические принципы построения программы.
  4. Направления программы:
  5. Приложение.
Программа рассчитана на 3 года (с 2020 по 2023год). Занятия будут проводиться один раз в неделю, согласно перспективному плану на год. Продолжительность занятия 35 – 45 минут. Занятия будут проводиться в групповой форме в трех возрастных группах: младший школьный возраст (7 – 10 лет), средний школьный возраст (11 – 14 лет), старший школьный возраст (15 – 18 лет). В содержание занятий входит диагностика, анализ поведения, опросники, задания творческого характера, что позволяет развивать не только интеллект, но и эмоциональные и волевые психические процессы.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка может осуществляться один раз в полгода в соответствии с результатами анализа ее выполнения.
 
Актуальность Программы.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неожиданные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые влияния, рожденные требованиями времени, ни проникали в жизнь ребенка, как бы ни менялись программы и учебники в школе, формирование культуры интеллектуальной деятельности воспитанников всегда было и остается одной из основных воспитательных задач.
Интеллектуально - познавательное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и должно происходить в воспитательных занятиях в детском центре. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогаетосознанию своего мира, своих возможностей, своего эмоционального и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания ребенка при взаимодействии с окружающей средой, стремление к самосовершенствованию. Воспитание интеллекта у детей требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, внимания, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к дальнейшей социализации в жизни воспитанника.
 
Цель и задачи.
Цель: Гармоничное развитие личности ребенка через формирование познавательного интереса к интеллектуальному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
  1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка через интеллектуальные игры;
  2. Развивать и активизировать познавательный интерес, творческое развитие через выполнение интеллектуальных заданий;
Воспитательные:
  1. Создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей для раскрытия их интеллектуальных способностей.
  2. Помочь формированию таких черт характера как сопереживание, взаимопомощь, доброта.
  3. Способствовать формированию коммуникативных способностей.
Развивающие:
  1. Развивать у детей умение организовывать различные виды игр;
  2. Формировать устойчивую потребность к саморазвитию через телевизионные и компьютерные игры.
  3. Расширять знания детей об окружающем через чтение художественной литературы и периодической печати.
 
                                Методы и формы работы с детьми.
Интеллектуальные игры, творческие конкурсы, тренинги, участие в городских, краевых викторинах, экскурсии в музеи, в городскую библиотеку, на выставки, посещение театра, чтение художественной литературы, часы общения с интересными людьми, ролевые игры, игры и викторины по примеру телевизионных, экономические игры.
Результативность работы по программе определяется через использование измеряемых параметров усвоения содержания программы, это:
- развитие позитивного общения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- работать с текстом, разгадывать ребусы, составлять кроссворды;
- уметь использовать дополнительные источники для пополнения своих знаний;
- уметь принимать и применять правила игр, достойно проигрывать и выигрывать.
 
                                                   2 год. Тема: «В мире природы».
 
Возрастная группа
Тема
Теория
Практика
Всего часов
7 – 10 лет
1.«Веселый мир природы» - беседа - диалог
0,5
0,5
1
 
2.Игра «Лесные заморочки»
 
1
1
 
3.Экскурсия  «В страну природы и здоровья»
 
1
1
 
4.Практическое занятие – «Уход за комнатными растениями
 
1
1
 
5.Игра «Цветы – радость жизни»
 
1
1
 
6.Практическое занятие - «Птичьи столовые».
 
1
1
 
7.Рассказ о народных приметах, о погоде.
1
 
1
 
8.Природа в пословицах, поговорках и народных приметах(с рисунками детей).
 
1
 
 
9.Игра викторина «Я познаю мир»
 
1
1
11 – 14 лет
1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог
1
 
1
 
2.Викторина «Удивительное рядом»
 
1
1
 
3.КВН «Пернатые друзья»
 
1
1
 
4.Выступление – рассказ «Каждое дерево интересно»
 
1
1
 
5.Экскурсия «В страну природы и здоровья»
 
1
1
 
6.Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты
 
1
1
 
7.Практическое занятие «Подарок птицам»
 
1
1
 
8.«Целебные источники» - рассказ с просмотром видеофильма.
 
1
1
 
9.Игра викторина «Я  познаю мир»
 
1
1
15 – 18 лет
1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог
0,5
0,5
1
 
2.Игра - путешествие «Планета – дом»
 
1
1
 
3.Викторина «Удивительное рядом»
0,5
0,5
1
 
4.«Водные ресурсы» -игра
 
1
1
 
5.Сочинение «О своем любимом дереве»
 
1
1
 
6.Экскурсия в страну природы и здоровья
 
1
1
 
7.Выпуск коллажа «Сохраним природу»
 
1
1
 
8.Рассказ «Мое поведение в природе» с выпуском листовки
 
1
1
 
9.Игра – викторина «Я познаю мир»
0,5
0,5
1
 
 
                                            Ожидаемые результаты:
  1. Сформировать эстетическое восприятие природы.
  2. Развить наблюдательность, любознательность, интерес у детей в экологической среде.
  3. Должны усвоить нормы поведения в природе, конструировать кормушки, ухаживать за комнатными растениями, проявлять заботу, внимание к животным.
Должны знать
Должны уметь
-сезонные изменения в жизни растений и животных, их особенности жизни и поведения;
-комнатные растения, их разнообразие, правила полива и ухода за ними;
- водные ресурсы, связь с человеком и их охрана.
-устанавливать взаимосвязь природы между природой и обществом;
-предвидеть последствия своего поведения в природе;
-ухаживать за комнатными растениями, животными;
-оценивать природные ресурсы с позиции нравственных норм.
- познавать ценности экологической среды
 
 
                                       3 год. Тема: «В мире интересного»
Возрастная группа
Тема
Теория
Практика
Всего часов
7 – 10 лет
1.Игра – викторина «В мире интересного»
2.Занятие «С  чего начинается Родина»
3.Беседа «Что в имени моем?» с практическими заданиями.
4.Ролевое моделирование «Ты один дома»
5.Игра  «Что? где? Когда?»
6.Разгадивание кроссвордов, шарад.
7.Просмотр видеофильма с обсуждением «Школа хороших манер»
8.Игра – лото «Земля и её обитатели»
9.Устный журнал «Как появились обычные вещи»
0,5
0,5
0,5
 
 
 
 
 
0,5
 
 
 
 
 
 
0,5
0,5
0,5
 
1
 
1
1
0,5
 
1
1
1
1
1
 
1
 
1
1
1
 
1
1
Среднее
 
11 - 14
1.Практикум  с просмотром видеофильма «Наш дом - целый мир.»
2.Викторина сто тысяч почему
3.Игра « Что? Где? Когда?»
4.Практическое занятие «Теледруг и теленедруг»
5.Беседа с элементами практики о спорте «Что движет мою жизнь»
6.Игра – викторина «В мире интересного»
7.Познавательное занятие «Путешествие по городу Огня»
8.Игра «Счастливый случай»(кроссворды, шарады )
9.Практическое занятие «Почему снег блестит?»(поделки, опыты)
0,5
 
 
 
 
 
0,5
 
 
0,5
 
0,5
 
1
1
1
 
0,5
 
1
0,5
 
1
 
1
1
 
1
1
1
 
1
 
1
1
 
1
 
1
 
 
 
 
Старшие
 
15-18
 
1.Игра – викторина «В мире интересного»
2. Занятие «Где кончается вселенная?»
3.Игра «Что? Где? Когда?»
4.Практическое занятие «Мы в мире вещей»
5.Беседа за круглым столом с обсуждением видеофильма «Культура спорта»
6.Игра «Сто к одному»
7.Занятие «В мире интересных профессий»
8.Интелектуальные игры «Известно ли вам»
9.Составление математических  головоломок.
 
0,5
 
 
 
 
 
 
 
0,5
 
0,5
 
1
 
1
1
 
 
0,5
 
1
1
 
1
 
 
1
 
 
 
1
 
1
 
1
1
 
 
1
 
1
1
 
1
 
 
1
 
                                                             Ожидаемые результаты:
- социализация  личности   ребенка  через активизацию познавательного  интереса.
-развитие   мотивации  к   познавательной   деятельности.
-сформировать    знания о  природе, обществе, человеке.     
 
 
Должны знать
Должны уметь
-об исторических  эпохах жизни людей, о  земле ,  космосе ,окружающих предметах.
-элементарные правила поведения в мире  природы и людей.
-доступные способы   изучения  общества,  природы (наблюдение, опыты, записи)
-работать в команде, правильно выражать   свои чувства,  рассуждать,  делать  умозаключения в соответствии  с   законами   логики.
-бережно  относиться к окружающим  предметам
-проявлять познавательную   активность   к сближению  друг с другом  с  окружающим миром.
                                                                                        
 
                    Механизмы   отслеживания   результатов:
1. Педагогические наблюдения.
2. Опрос,  тестирование,  анкетирование.
3. Проверочные задания.
4.Викторины.
5. Практические задания.
 
                                        Заключительный этап
Окончательные выводы  делаются в  течение последующих  лет. За это  время  должны реализоваться  задачи дальнейшей  перспективы  воспитанник  должен  научиться  проявлять  любознательность, интерес к окружающей среде  через чтение  художественной  литературы, периодическую  печать, телевизионные  программы, интернет. Понимать  необходимость в получении новых знаний об  окружающем  мире, ценности памятников культуры,  экологии,  использовать  их в дальнейшей жизни, быть  эрудированным. Источником  сведений для  такого анализа  могут  быть встречи  переписка в интернете, приезд в гости и т.п.
Показатели
          Критерии
 
1б.         2б.         3б.           
В мире литературы
1.Уметь пользоваться книгами,  библиотекой.
2.Уметь ремонтировать  книги, знает структуру книги.
3.Умеет  пользоваться дополнительными источниками  для обогащения знаний
 
 
 
В мире     природы
1.Умеет  ухаживать  за  растениями  и  животными  2.Умеет отслеживать  изменение  в  экологической  среде
3. Умеет  поддерживать  чистоту,  порядок в окружающей природной среде .
 
 
 
 
В мире    интересов
1. Умеет  самостоятельно  проявлять  интерес  к познавательной  деятельности.
2. Умеет использовать интеллектуальные игры для расширения своего кругозора.
3.Умеет логически рассуждать, делать выводы.
 
 
 
 
 
1 балл – данное качество не проявляется
2 балла – данное  качество  проявляется редко
3 балла -  данное  качество проявляется самостоятельно  или  под  контролем  воспитателя.