Программа «Одарённые дети»
МБОУ ДО «Детско-юношеский центр»
Юргинского муниципального района Кемеровской области
ПРОГРАММА «Одарённые дети»
Разработала: Снигирева Татьяна Анатольевна, методист
Содержание
1.Паспорт программы «Одарённые дети».....................................................3 |
2.Обоснование актуальности программы.......................................................6 |
3.Пояснительная записка.............................................................................8 |
4.Содержание программы............................................................................12 |
4.1 Концептуальные положения программы..................................................12 4.2 Методы и формы работы с одарёнными обучающимися............................15 4.3 Требования к педагогу……………………………………………………..............................16 4.4 Модель одаренного ребенка………………………………………………...........................16 |
5.Мероприятия по реализации программы…………………………………........................18 |
6.Литература…………………………………………………………………….....................................22 |
1.Паспорт программы
Наименование Программы |
«Одаренные дети» |
Основание для разработки программы
|
Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"Устав учреждения. |
Разработчик программы |
Снигирева Т.А., методист МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» |
Цель и задачи программы |
Основная цель:
Основные задачи:
|
Сроки и этапы реализации программы |
2017-2020 гг. Организационный этап (2017 – 2018 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Этап реализации (2018-2019 гг.): непосредственная работа с одаренными детьми. На этом этапе планируется организация и проведение мероприятий: конкурсов, выставок, конференций, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Завершающий этап (2019-2020гг.): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. |
Ожидаемые результаты программы |
После реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:
|
Организация контроля за исполнением программы |
Координацию работ и контроль за исполнением программы осуществляет администрация МБОУ ДО «Детско-юношеский центр». |
2. Обоснование актуальности программы
Одним из учреждений дополнительного образования детей в Юргинском муниципальном районе является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее ДЮЦ). Образовательная деятельность ДЮЦ осуществляется на 10 территориях Юргинского муниципального района, в которых сконцентрированы образовательные учреждения: п.с. Арлюк, с. Верх-Тайменка, д. Зеледеево, п. Заозерный, д. Зимник, п. с. Юрга 2, с. Проскоково, д. Талая, п. Юргинский, с. Поперечное.
В ДЮЦ обучаются 1253 детей и молодежи в возрасте до 18 лет. Дети дошкольного возраста составляют 9% от общего числа детей, младшего школьного возраста - 34 %, среднего школьного - 49 %, старшего школьного возраста - 8%. Основной контингент составляют учащиеся 1-8 классов. Содержание образования в ДЮЦ строится на основе учебного плана и дополнительных общеобразовательных программ, содержание которых постоянно обновляется в соответствии современных требований.
Содержание образования в ДЮЦ имеет ряд особенностей:
- не регламентируется стандартами, оно определяется интересами самих детей, их родителей, педагогов;
- предоставляет каждому ребенку широкий выбор деятельности в различных областях: художественной, спортивной, экологической, технической и других;
- содержание процесса имеет комплексный потенциал - обучающий, воспитательный, развивающий;
- образовательный процесс состоит из различных дополнительных общеобразовательных программ, которые предоставляют возможность ребенку самостоятельно выбирать такой вид деятельности, который в данный момент для него наиболее интересен, педагога, обучающей программы, возможности их менять;
- особое место занимает индивидуальная или коллективная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, соревнования, выставки;
- занятия ведутся в разновозрастных, разного численного состава объединениях;
- численный состав объединений определяется в соответствии с педагогической направленностью вида деятельности;
- расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей;
- имеется возможность индивидуальной работы с детьми, личностно-ориентированный подход предусматривает отслеживание личностного роста и достижений каждого ребенка.
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности учащихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр».
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных, талантливых, способных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Личностно-деятельный характер образовательного процесса МБОУ ДО «Детско-юношеского центр» позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:
- между значением для успешной самореализации одаренных детей признания их успехов и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия обучающихся в конкурсах и фестивалях разных уровней;
- между потребностями обучающихся в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные педагоги недостаточно владеют педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» необходима программа, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
3. Пояснительная записка
Цель Программы: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- провести диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- развивать способности и творческий потенциал одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области художественной направленности, туристко-краеведческой направленности, технической направленности, социально-педагогической направленности, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- продолжить работу по ведению портфолио одаренных детей;
- организовать работу с педагогическими кадрами по повышению их квалификации в области работы с одаренными детьми.
Сроки:
Внедрение Программы работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2017 – 2020 гг. Вместе с тем МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления, развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Участники Проекта:
Учащиеся и педагоги дополнительного образования, родители, администрация МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».