Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа "Музыкальная палитра" по дополнительной образовательной услуге "Обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано)"

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 г. Комсомольска-на-Амуре

Программа "Музыкальная палитра" по дополнительной образовательной услуге "Обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано)"

Потькалова Марина Владимировна

воспитатель

 

Аннотация

на программу «Музыкальная палитра»

по дополнительной образовательной услуге

«Обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано)»

для детей старшего дошкольного возраста

на 2017-2018 учебный год

Данная программа представляет собой систему образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальном инструменте (фортепиано). Она является результатом изучения специальной литературы по организации работы по предоставлению дополнительных образовательных услуг, анализа современных педагогических технологий, обобщения опыта работы с детьми по данному направлению в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В программе представлено содержание работы, формы и методы  организации занятий по обучению дошкольников игре на фортепиано. Программа адресована музыкальным руководителям ДОУ, владеющим методикой обучения игры на фортепиано, и может быть использована в подготовке детей для поступления в детскую музыкальную школу.

Заведующий МДОУ детский сад № 78         О.А. Баршаева

 

 

Содержание

Пояснительная записка                                                                       с. 3-6

Учебно-тематический план и содержание занятий                               с. 7

Перспективно-календарный план занятий с. 8-11

Список воспитанниковс. 12

Результативность                                                                                         с. 13-14

Список использованной литературы                                                         с. 15

Пояснительная записка

Музыка  есть неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она является могучим источником мысли. В. Сухомлинскийотмечал, что «без музыкального воспитанияневозможно полноценное умственное развитие ребёнка».

Музыкальное искусство, непосредственно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии: совершенствует и развивает чувства, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность. Музыкальное воспитание способствует активации высших функций мозга и абстрактного мышления.

Вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов. Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ванХауве, Н.А.Ветлугина, И.Г.Лаптев, В.Я. Ковалёв,В.Н.Кунцевич,Е.Р. Ремизовскаяи др. отмечали, что у детей с дошкольного детства воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.Современные исследования показалисвязь между обучением игре на фортепиано и общими жизненными навыками у детей: дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники.

Игра на фортепиано требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке; повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки), так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Данные дети имеют большую проворность, чем остальные. У них раньше развиваются математические способности, пространственное мышление, манипуляция абстрактными звуковыми фигурами.Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного мозга, центра речи, способствуют интеграции деятельности мозга.

Возможность организации в МДОУ дополнительной образовательной услуги «Обучение игре на музыкальных инструментах»предусмотрена уставом образовательного учреждения и лицензией на право осуществления образовательной деятельности.Услуга имеетхудожественно-эстетическую направленность и предоставляется на платной основе. Она призвана помочь ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке и ощутить радость творчества

Услуга осуществляется по программе «Музыкальная палитра», в основу которой положена концепция развивающего обучения. Программа обучения детей игре на музыкальном инструменте (фортепиано) является модифицированной, в её основе лежат методические пособия по методике преподавания игры на фортепиано А. Алексеева, М.Е. Беловановой, А.В.Егоровой,В.В. Крюковой, Н.Г. Кононова, Г.М. Цыпиной, Т.Б. Юдовиной-Гальпериной и пр.

Обучение игре на фортепиано – целенаправленный педагогический процесс, направленный на получение детьми навыков владения инструментом и освоение нотной грамоты. На занятиях дети знакомятся с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть «предложения» и«фразы». Они учатся при помощи звуков передавать разные настроения музыкальной фразой, что способствует  развитию эстетической восприимчивости.

Процесс обучения проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио, чтопозволяет обогатитьпознавательную сферу воспитанников, способствуетприобщению к мировой музыкальной культуре, раннему формированию у нихмузыкальных способностей и музыкально-эстетического вкуса, развитию у них фантазии, интереса к музыке и любознательности, овладению навыками музицирования.

Цель данной программы – развитие у детей творческих основ и элементарных исполнительских навыков  игры на фортепиано.

Основные задачи программы:

  1. Освоение музыкальной грамоты;
  2. Обучение игре на фортепиано (постановка игрового аппарата, изучение клавиатуры, умение ориентироваться в нотном тексте);
  3. Целенаправленное развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитие творческих задатков;
  4. Подготовка к поступлению в детскую музыкальную школу.

При реализации поставленных задач мы опирались на основные принципы дошкольной педагогики: научности, активности и сознательности, непрерывности, систематичности и последовательностив обучении, взаимодействияпедагога с родителями воспитанника, индивидуального подхода,как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации.

Условия, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Методические:

- наличие программы, сопутствующейметодической литературы;

- нотный материал для начальной ступени обучения;

- дидактические пособия для занятий с детьми (нотный стан, длительность нот, клавиатура фортепиано и пр.);

- иллюстративный материал, набор карточек с индивидуальным заданием по темам;

- методические разработки и рекомендации.

  1. Материально-технические:

- наличие музыкального зала с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам,

- хорошо настроенного музыкального инструмента (фортепиано),

- удобный стул и подставки на стул и под ноги с учётом разного роста детей.

3. Кадровые: музыкальное образование и уровень квалификации педагога соответствуют требованиям ФГОС ДО.

4. Организационно-административные условия:

 - систематическая настройка инструмента;

- свободный доступ в зал (для проведения занятий).

Поскольку успехи по обучению ребёнка игре на фортепиано зависят не только  от его природных способностей, но и от тех условий, в которых живёт ребёнок в семье, то особая роль отводится совместной работе музыкального руководителя и семьи. Взаимодействие с семьёй является одним из условий успешности обучения ребёнка. Родители должны иметь полную информацию о проведении занятий, результативности работы, придерживаться систематичности и последовательности в обучении ребёнка, быть заинтересованы в его успешности.

Программа «Музыкальная палитра» разработана с учётом знаний детской психологии. В ней учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка 6-7 лет.Обучение игре на фортепиано – длительный по времени, многогранный и сложный процесс, требующий от ребёнка познавательных и волевых усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу. Дети, которые берут уроки игры на фортепиано, учатся преодолевать трудности, обретают уверенность при  достижении определенных положительных результатов, что даёт им уверенность в своих силах. В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы.  С её помощью детям прививается культура и музыкальная компетенция дляуспешной социализации в жизни.

При обучении игре на фортепиано используются следующие основные формы занятий с обучающимися: индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте) и игра в ансамбле (с педагогом).Занятия построены в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В процессе обучения игре используются методыактивизации слуха и обращения к музыкальному восприятию ребенка. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д. Во время обучения проверяется наличие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Впоследствии ведутся переговоры с родителями о целесообразности занятий музыкой.

Срок реализации программы 1 год (с 01.11.2017 по 25.05.2017 г.). Она реализуется в условиях музыкального зала детского сада. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут. Общее число занятий в год – 50 занятий (1 полугодие – 14 часов, 2 полугодие – 36 часов).

Ребёнок, прошедший полный курс программы, в конце года будет:

  • Знать:о музыке, как виде искусства, о жанрах, стилях музыки, о композиторах, внесших вклад в развитие мировой музыкальной культуры,начальные теоретические знания музыкальной грамоты;
  • Уметь:слышать, понимать и анализировать музыку, определять жанр, подбирать на слух и «читать» ноты с листа;
  • Освоит:правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте фортепиано, начальные навыки владения инструментом и ансамблевой игры.

У него будут воспитан: интерес к музыкальным занятиям,эмоциональное восприятие музыки, стремление передать характер музыкального произведения в своем исполнении и культура поведения.

У него будет развит: элементарный звуковысотный слух, ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения) и элементарное чувство ритма.

 

Список воспитанников:

 

Фамилия и имя ребёнка

1

Чурбанова Виктория  – подготовительная группа

2

Чера Захар  – подготовительная группа

3

Михайлова Каролина – подготовительная группа

Время проведения занятия: понедельник, среда  11.00 – 11.30

Перспективный план  и содержание занятий

Донотный период– начальныйэтап обучения (6 часов). Его основная задача - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие ребенка.

Он включает в себя:знакомство с инструментом, его клавиатурой и названием нот, работу над посадкой и приобретение начальных навыков игры на фортепиано, первоначальных музыкально - теоретических знаний, развитие музыкального мышления.

При первоначальном знакомстве с инструментом ребёнку:

- рассказывается об истории возникновения клавишных инструментов;

- объясняется, почему фортепиано – это и пианино, и рояль;

-показывается внутреннее устройство пианино, что звук инструмента, зависит от нажатия, даже от того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит.

Первые нажатия – это возможность познакомить ребёнка с регистрами и октавами инструмента. Основное для него условие – это правильное нажатие. Будущий пианист должен знать: чем нажать клавишу (кончиком пальца), как нажать (почувствовать «дно» клавиши), как снять звук (кистью). Тогда ребёнок уже с первого занятияпочувствует себя «играющим». Правильное нажатие на клавишу достигается с помощью специальных упражнений. Благодаря им ребёнок усвоит навыки звукоизвлечения и технические навыки игры.

Первыми произведениями в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки со словами, помогающими подстроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации. В дальнейшем, для активизации слухового восприятия, используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру. В итоге ребенок будет иметь представления о музыке, как виде искусства; о жанрах; о композиторах, создающих музыку.

Нотный период – второй этап обучения (44 часа), на котором ребёнок познаёт азы нотной грамоты. Ребёнок осваивает игру на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками, обучается игре разными штрихами, знакомится с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками, знаками альтерации. К концу периода он научится слышать, понимать и анализировать музыку, определять жанр.

На занятиях также используются ансамбли с педагогом. Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма, элементов полифонического слышания, а также наладить личностный контакт педагога с обучающимся.

Учебно-тематический план

1. Знакомство с клавиатурой, регистрами, с внутренним устройством фортепиано, педалями, динамикой

2. Звуки. Знакомство с высокими и низкими звуками, игра песенок –попевок, состоящих из одного звука.

3. Звуки длинные и короткие.Игра с ритмическим рисунком.

4. Ритм. Игры на развитие чувства ритма, с использованием бубна.

5-6. Клавиатура. Знакомство с черными и белыми клавишами, их расположением на фортепиано, игры на запоминание клавиш.

7-8. Клавиши До, Ре, Ми. Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

9-10. Клавиши Фа. Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

11-12. Клавиши Соль, Ля. Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

13-14. Клавиша Си. Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок.

15. Нотоносец. Ключи. Нотки Соль, Фа. Знакомство с нотным станом, нотной тетрадью, скрипичным ключом, написанием скрипичного ключа и ноток Соль и Фа.

16-17. Играем по нотам. Нотка ДоИсполнение песенок-попевок с нотой До по нотам, нахождение её среди других нот.

18-19. Играем по нотам. Нотки Ре и Си.Исполнение песенок-попевок с нотами Ре и Си по нотам, нахождение их среди других нот.

20-22. Длительности нот. Знакомство с различными длительностями нот. Четвери, Восьмые, Половинные, Целые ноты, их написание, работа с нотной тетрадью.

23-24. Нотки Ля и Ми. Исполнение песенок-попевок с нотами Ля и Ми по нотам, нахождение их среди других нот.

25-26. Длительности нот. Закрепление длительностей нот, их счет и написание. Игры с пальчиками.

27-28. Нотки Фа и Соль.Исполнение песенок-попевок с нотами Фа и Соль по нотам, нахождение их среди других нот.

29. Знаки альтерации. Знакомство с написанием и изменением звучания при диезах и бемолях. Знакомство с бекаром.

29. Нотки на добавочной линейке. Игры с нотами, ноты на добавочной линейке, их написание и название.

30-31. Игра с клавишами. Нахождение правильной клавиши соответствующими пальцами.

32-33. Паузы. Счет, написание пауз, работа в нотной тетради, разыскивание пауз в нотах.

34-35. Играем 2, 3 и 4 пальцами.Разучивание по нотам детских песенок, используя 2, 3 и 4 пальцы правой руки.

36-37. Интервал терция.Беседа об интервале, игра одновременно двумя пальцами интервала терция

38-39. Нотки Ля, Си, До. Исполнение песенок-попевок с нотами Ля, Си, Допо нотам, нахождение их среди других нот.

40. Играем 1, 2, 3 и 4 пальцами.Разучивание по нотам детских песенок, используя1, 2, 3 и 4 пальцы правой руки.

41. Динамические оттенки.Продолжить подробно знакомить с оттенками, обозначением их в нотах, подвижные игры.

42. Играем всеми пальцами.Разучивание музыкального произведения одной рукой.

43. Нотки До, Ре, Ми левой рукой.Учимся играть левой рукой.

44. Штрихи.  Беседа о штрихах и о том, как они обозначаются в нотах. Работа с нотной тетрадью.

45. Играем стаккато. Пробуем играть стаккато. Музыкальные игры.

46. Играем легато.Приемы исполнения легато. Игра с угадыванием приема извлечения звука на фортепиано

47. Играем нон легато.Приемы исполнения нон легато. Разучивание репертуара.

48. Нота с точкой. Обозначение ноты с точкой в нотах, счет, беседа о долготе звука. Работа с нотной тетрадью.

49. Играем двумя руками.Слушание музыкального произведения, выбор, разучивание двумя руками.

50. Работа над репертуаром.  Игра двумя руками. Отработка пальцев, штрихов, пауз, динамических оттенков.

Выступление перед родителями. Показ полученных знаний.

Итого: 50 занятий (50 часов)

Список использованной литературы:

  1. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей. – М., АСТ, 2015.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М. Просвещение, 1983.
  3. Каплунова, И. Новоскольцева И. Ладушки / Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -  СПб., Композитор, 2005.
  4. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. Просвещение,  1990.
  5. Малахова  Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2011.  
  6. МеталлидиЖ. и ПерцовскаяА. Сольфеджио для дошкольной группы. - СПб., Композитор 2001г.
  7. Цынин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 2001.
  8. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. – М., АСТ, 2012.