Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа летней лагерной смены "Тропою Тимура"

МБОУ СОШ №2 "Спектр" города Бердска Новосибирской области

Программа летней лагерной смены "Тропою Тимура"

Ганжа Ирина Викторовна учитель

Казак Ольга Владимировна учитель

Потехина Елена Михайловна учитель

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

         В настоящее время  происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни общества. В течение длительного времени в нашей стране отмечалось разрушение нравственных ценностей. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию в России нравственного кризиса.  

         В современном обществе смыты нравственные ориентиры. Подрастающее поколение все чаще обвиняют в бездуховности, агрессивности, безверии. В связи с этим проблема нравственного развития школьников носит актуальный характер.

         Развитие основных черт нравственного облика ребенка необходимо активно проводить в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятия и категории, принятые ребенком в этом возрасте, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности.

        Нравственность занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение людей и их взаимоотношения. Формирование нравственных представлений, принципов, норм, традиций - это единственный регулятор человеческих отношений.

        В младшем школьном возрасте дети, в оценках, даваемых себе и другим людям, в своем поведении, начинают руководствоваться определенными нравственными нормами, учатся следовать им в различных ситуациях. У них формируются способность к нравственной саморегуляции и устойчивые моральные представления. Рождаются мотивы поступков: дети  добровольно отказываются от удовольствия, жертвуют чем-то для них ценным ради окружающих.

       Одним из действенных инструментов развития нравственных ценностей у младших школьников является волонтерская деятельность. Она влияет на нравственное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению детей. 

       В младшем школьном возрасте необходимо развивать нравственные ценности. Не сформированные своевременно нравственные ориентации ребенка не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

 

       Истина гласит, что только физически здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и нравственно устойчивого в своем развитии.

      Современное педагогическое мышление направляет свое обостренное внимание к использованию системного подхода в обучении, развитии  и воспитании школьников. Педагог вынужден решать ежедневно новую задачу, сталкиваясь с новой ситуацией или с ее  новой  модификацией. Он творит, общаясь с растущей и формирующейся личностью ребенка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.  Проведение ЛДП обусловлено необходимостью:

  • летней занятости учащихся;
  • укрепления здоровья воспитанников средствами организации отдыха и общения детей,
  • развития творческих способностей,
  • формирования духовно-нравственных ценностей.

       Процесс нравственного развития и воспитания должен быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных качеств школьников: доброта, сердечность, милосердие, сострадание, порядочность, отзывчивость, щедрость. Для этого необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, познавательную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми, оказания посильной помощи нуждающимся в этом людям.

       Социально-экономические условия, в которых мы сейчас находимся, делает наших детей прагматичными, и чтобы организовать их на бесплатную работу, необходимо затратить определенные усилия. Роль добровольческого труда, всегда возрастала в периоды, сложные для общества и страны. Далеко не каждый человек способен стать добровольцем, но в силу таких особенностей как стремление человека помогать нуждающемуся, попавшему в беду, добровольчество может достаточно успешно развиваться в сочетании со стремлением к самореализации своих собственных интересов. Волонтерская помощь - один из важных методов добровольной социальной работы.

Волонтерская деятельность в ЛДП по программе «Команда Тимура» предполагает работу  по трем направлениям:

1. Помним и чтим.

2. Заботимся и помогаем.

3. Пропагандируем, приносим радость.

В своей деятельности волонтеры и добровольцы ЛДП намерены руководствоваться следующими заповедями:

-Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

-Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

-Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

-Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

        Программа ЛДП «Тропою Тимура» составлена с учетом интересов и психолого-возрастных  особенностей детей младшего школьного возраста для решения выше обозначенных проблем.

 

ЦЕЛЬ

Создание благоприятных условий для укрепления физического, духовно-нравственного здоровья детей и организации досуга во время летних каникул.

  •  

 

- Формирование у отдыхающих здорового образа жизни,

- содействие нормальному физическому развитию,

- включение детей в различные виды деятельности с учетом их способностей, возможностей и интересов,

- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно–творческой и поисковой деятельности,

- приобщение детей к добровольной социальной работе в лагере,

- организация активного развивающего досуга,

- развитие нравственных качеств, инициативы и самостоятельности школьников,

- совершенствование организаторских навыков и умений детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Пропаганда здорового образа жизни,

- укрепление физического здоровья детей,

- приобретение учащимися практических навыков добровольной социальной помощи окружающим,

- проявление умений и навыков правильного духовно-нравственного поведения в обществе,

- способность понять и сопереживать человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации,

- проявление инициативы и самостоятельности при выполнении практических дел по оказанию социальной помощи нуждающимся,

- положительное  отношение  к трудовой деятельности, проявление  потребности работать в коллективе,

- проявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов детей в различных видах деятельности,

- активное участие отдыхающих в различных мероприятиях развивающего досуга,

- создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия,

 - приобретение организаторских навыков и умений у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

        Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;

- Сан ПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

- Постановление администрации  города Бердска от 29.01.2018 №172 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2018 году»;

- Приказы МКУ УОиМП от 29.03.2018г. №0069р «Об экспертизе программ организации летнего оздоровления, отдыха и занятости детей и мониторинге эффективности их реализации»;

- Приказы МБОУ СОШ №2 «Спектр» от 12.03.2018г. №91 «Об открытии лагеря дневного пребывания»; от 12.03.2018г. №92 «Об утверждении штатного расписания и списка сотрудников лагеря дневного пребывания «Солнечный город»».

 

СРОКИ СМЕНЫ

 

По продолжительности программа является краткосрочной, т. к. реализуется в течение одной смены: 04.06.2018г. – 28.06.2018г. Продолжительность пребывания в лагере – 18 дней.

 

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ

 

Основной состав лагеря – это учащиеся МБОУ СОШ №2 «Спектр» в возрасте 7–10 лет. При комплектовании контингента отдыхающих особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям из категории «группа риска», а также детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.     

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

     Физическая активность детей в эти годы выступает как предпосылка психического развития ребенка. Это потребность здорового, развитого организма в движении, в физических нагрузках, в преодолении всевозможных препятствий, в стремлении получить похвалу самому себе, как  компенсацию за напряжение.

     Этот возраст является сензитивным  для формирования мотивации к обучению, усвоения социальных норм, развития  навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных коммуникаций.

 

 МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

 

1

МБОУ СОШ №2 «Спектр»

2

Городской парк

3

Городской музей

4

Кинотеатр «Орион»

5

Городской ДК

6

Монумент славы

7

СЮН

8

ДШИ «Берегиня»

9

Городская библиотека

10

Бассейн «Зеленый остров»

11

12

13

ДООЦТ «Юность»

ДХШ «Весна»

БДМШ им.Свиридова

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

  • МКУ УОиМП,
  • МБОУ ДОД «Городской Центр Детского Творчества»,
  • ГПКиО, ГЦКиД,
  • Бердский историко-художественный музей,
  • Кинотеатр «Орион»,
  • Развлекательное агентство «Фантазия»,
  • СЮН,
  • ДООЦТ  «Юность»,
  • ДШИ «Берегиня»,
  • БДМШ им.Свиридова,
  • ДХШ «Весна»,
  • Центральная детская библиотека,
  • Студия «РОБОТЕКС»,
  • Бассейн «Зеленый остров», ООО «Кристалл»,
  • Сеть мобильных кинотеатров «3D Вектор» (г. Новосибирск),
  • Развлекательное агентство «Мульти-пульти» (г. Новосибирск),
  • Театр «Киндер-Сюрприз» (г. Новосибирск),
  • Театр «Радуга» (г. Новосибирск),
  • Театр «Сердце детям» (г. Новосибирск),
  • Студия лепки «JumpingClay” (г. Новосибирск).

 

 

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Принцип демократизации.  Создание условий для развития активности, инициативы и творчества в процессе изучения учебного материала и применения их на практике. Формирование в группе хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций.
  2. Принцип гуманизации. Создание ситуации успеха, способствование формированию у ребёнка положительной Я-концепции. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  3. Принцип дифференциации. Знание и учёт  индивидуальных психологических особенностей воспитанников, определение задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов воспитательной работы.
  4. Принцип комплексности. Обеспечение взаимосвязи всех форм обучения, воспитания и отдыха, чередование учебной деятельности детей с культурным, содержательным отдыхом.
  5. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере  является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  6. Принцип  дифференциации  воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

-активное участие детей во всех видах деятельности.

7. Принцип  творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

8. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

9. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ДЕТЕЙ

 

1

Дети «группы риска»

2

Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

28ч

3

Дети, находящиеся «под опекой»

4

Дети из многодетных семей

12ч

5

Дети из неблагополучных  семей.

6

Дети из неполных семей

7

Дети из малоимущих семей

15ч

 

2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ: открытое разновозрастное объединение детей 7-10 лет.

Количество отрядов – 8. Численность детей в отрядах – 12-13 ч. Общая численность ЛДП  – 100 ч.

 

ДЕВИЗ ЛАГЕРЯ: «Возьми свое сердце, зажги его смело!

                             Отдай его людям, чтоб вечно горело!»

 

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

      Одна из основных задач воспитателя в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту. Для этого нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое.

     Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему. Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

- уметь спланировать работу,

- правильно распределить обязанности среди участников дела,

- не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

  1. Для создания органов самоуправления педагогу необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.
  2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.
  3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.
  4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда, таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.
  5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.
  6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

     Лето – благодатное время для проектной деятельности. Для детей это новое увлекательное дело, летнее приключение. В лагере мы создаем неформальную образовательную среду, помогаем детям в их самообразовании и самоорганизации, подталкиваем развитие их и познавательных, и творческих способностей, нравственных качеств. Следующие проекты включены в программу летнего лагеря:

  • книга «Тропою Тимура» о добровольной социальной и волонтерской работе в лагере в период летнего отдыха,  
  • добровольческая акция «Мы ищем наших героев»,
  • добровольческая акция в детском саду «Поиграй с  малышами»,
  • добровольческая акция «Озелени школьный двор»,
  • волонтерская акция «Помоги другу»,
  • добровольческая акция «Убери свой двор»,
  • добровольческий десант «Чистота родного города»,
  • профилактическая акция «В здоровом теле   … »,
  • марафон добрых дел «Помоги ближнему»,
  • добровольческая акция «Полечи книжки»,
  • добровольческая акция «Защита проекта - «Сбережем Мир!»,
  • добровольческая акция «Мы за мир!»,
  • благотворительная акция - помощь животным приюта «Надежда»,
  • добровольческая акция «ГТО. Готов к труду и обороне!»,
  • марафон «100 добрых дел»,
  • добровольческая акция «Моя семья»,
  • волонтерская акция «Когда все дома»,
  • добровольческая акция «Подари улыбку!»,
  • добровольческая акция «Подари песню».

 

МЕТОДИКА КТД

 

   Коллективно творческое дело это:

- дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях,

- коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и педагогов, у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий,

- творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

   

 Отличительные признаки КТД:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

- его социальный характер (для кого это нужно?),

- высокая мотивация создателей.

 

   КТД - форма работы, которая направлена на:

- развитие творческих способностей,

- развитие интеллектуальных способностей,

- реализацию коммуникационных потребностей,

- обучение правилам и формам совместной работы.

 

   Главные принципы КТД:

- воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

 

Роли ребят по подготовке какого-либо дела:

- участник,            - генератор идей,        - организатор.

Организация КТД имеет следующие этапы:

  1. Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла. Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).
  2. Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива. .
  3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
  4. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
  5. Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.
  6. Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

 

3. РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

Элементы режима дня

Время пребывания детей

 

Сбор детей, зарядка

8.30 - 9.00

Горн  трубит: пора,  пора!
С  добрым  утром, детвора!
И  тотчас  же  по  порядку
Все  ребята  -  на зарядку!

Утренняя линейка

9.00 - 9.15

Пора-пора  на  линейку,  детвора!

Завтрак

9.15 - 10.00

Все  за  стол! Узнать  пора,
Чем  богаты  повара.

Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций, КТД

10.00–12.00

Кто-то  любит  танцевать, 
Кто-то  петь  и  рисовать,
Только  бездельники  маются,
А  все  ребята  занимаются!

Оздоровительные процедуры

12.00-13.00

Обед

13.00-14.00

Но  у  всех,  смешливых  даже,
За  столом серьезный  вид,
За  обедом  виден  сразу
Наш  ребячий  аппетит.

Свободное время. Дневной сбор. Итоговая линейка.   Уход домой

14.00-14.30

Тише мыши, кот на крыше…

 

 

 

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Главная идея программы

 Каждая минута жизни – твой ШАНС сделать доброе дело!

 Каждый человек, встретившийся на твоем пути – твой ШАНС помочь ближнему.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Учебно-познавательная деятельность

  •  Выставки детских работ
  •  Встречи с интересными людьми
  •  Конкурсы, викторины
  •  Квесты
  •  Инсценировки
  •  Беседы
  •  Игровые развлекательные программы
  •  Интерактивные программы
  •  Экскурсии
  •  Отрядные дела
  •  Просмотр фильмов, спектаклей
  •  Утренние и дневные  линейки

2. Спортивная деятельность

  • Турниры спортивные
  • «Весёлые старты»
  •  Таежные ловушки
  •  Игры на свежем воздухе
  •  Спортивные соревнования
  •  Полоса препятствий
  •  Бассейн

3. Трудовая деятельность

  • Трудовые операции «Без труда нет добра»
  • Операция «Уют»: «Главней всего – погода в доме»
  • Дежурство по лагерю, звену, звездочке
  • Важные профессии «Солнечного города» - беседы, встречи
  • Прикладное творчество, мастер-классы
  • Выставки детских работ

4. Мероприятия по безопасности жизнедеятельности

    По противопожарной безопасности

  • Тематические беседы –  «Огонь друг – огонь враг»,

                                                     «Спички детям не игрушка»,

                                                     «Гром и молния».

  • Конкурс детских рисунков.
  • Оформление стенда по противопожарной безопасности.

По профилактике нарушений ПДД:

  • в течение сезона беседы, игры, оформление стенда.

Мероприятия в области защиты при  чрезвычайных ситуациях

   Беседы:

  • Если заблудился в лесу.
  • Ядовитые укусы.
  • Экипировка и подготовка к походу.
  • Действия по сигналу «Внимание! Всем!».
  • Ядовитые грибы и растения.
  • Правила поведения у воды и на воде.
  • Ребенок на улице.
  • Один дома.
  • Злая собака.
  • Гром и молния.

    Викторины:

  • Тушить или бежать?
  • Знай и умей!
  • Это может случиться со мной!
  • Что? Где? Когда?
  • Если случилась беда …

Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений

  • Анкета «Цветик – семицветик».
  • Беседа «Нравственность – основа личности».
  • «Не бойся быть добрым» - библиотечный час.
  • Сказка «О табаке и рыбке» - инсценировка (П. Синявский).
  • Устный юмористический журнал «Вредные привычки».
  • «Твори добро» - конкурс добрых дел.
  • «Благодарительный марафон».
  • КВН «Помоги соседу».
  • Анкета «Наши отношения».

 

 

ПЛАН-СЕТКА

Лагерная смена «Тропою  Тимура»,  посвященная году ДОБРОВОЛЬЦА и ВОЛОНТЕРА  в России

 (по мотивам  произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)

 

Девиз лагерной смены:   «Возьми свое сердце, зажги его смело!

                                           Отдай его людям, чтоб вечно горело!»

 

Тропа героев

 

СТАРТ  4 июня

 День 1.

Улица Комсомольская

5 июня

День 2.

Поляна Звёздная

6 июня

День 3.

Пик славы

7 июня

День 4.

Мостик Дружбы

8 июня

День 5.

Привал Игровой

«Здравствуйте,

а вот и мы!»

«Будь готов!

Всегда готов!»

«В гостях у

Пушкина А.С.»

«Вместе весело шагать…»

«Возьмёмся за руки, друзья!»

Знакомство в звеньях, звездочках, семьях  «Ты, он, она, я - настоящая семья!» (название отряда, девиз, речёвка, эмблема, гимн, правила…).

 

КТД «Погружение в тему лагеря «Тропа Тимура» (проектная деятельность).

 

Посвящение в тимуровцев «Команда Тимура» (клятва, эмблема, символы).

 

Беседа с фельдшером.

Инструктажи по ТБ.

 

Знакомство с героем «Кто ты, Тимур?» Просмотр фильма «Тимур и его команда».

Медосмотр. Входная диагностика.

Открытие лагерной смены «Тропою Тимура».

 

Игровая развлекательная программа «Звонкое лето» (агентство «Фантазия»).

 

Квест-экскурсия в городском музее «Наше пионерское детство».

 

Фотогалерея «Октябрята. Пионеры. Комсомольцы».

 

Просмотр спектакля ростовых кукол «Каникулы в России».

 

Встречи с интересными людьми.

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Просмотр спектакля «Конек-Горбунок» новосибирского театра «Заводной апельсин» в ДК.

 

Выставка рисунков «Сказочные герои».

 

Библиотечный час  «Игра-викторина «Герои сказок А.С. Пушкина».

 

Городская акция «Парк Пушкина».

 

Добровольческая акция «Мы ищем наших героев».

 

Бассейн

 

 

 

Концерт в музшколе «Здравствуй, лето!».

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Музыкальный час «Пионерские песни».

 

Спортивный час «Команда Тимура».

 

Добровольческая акция в детском саду «Поиграй с  малышами».

 

Добровольческая акция «Озелени школьный двор».

 

Просмотр фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

 

 

Выпуск буклета этических советов «Тимуровец»

 

Флеш-моб «Игры наших родителей».

 

Час нравственности «Мы в ответе за…».

 

Волонтерская акция

«Помоги другу».

 

Добровольческая акция «Убери свой двор».

 

Профилактическая акция «В здоровом теле   … »

 

 

Кинотеатр «Орион».

 

 

 

 

Тропа  добровольцев

 

11 июня

День 6.

Родник

«Живой источник»

12 июня

 

 

13 июня

День 7.

Яма Чудес

14 июня

День 8.

Переправа

Добрых дел

15 июня

День 9.

Остров Приключений

«Люблю тебя,

 моя Россия!»

ДЕНЬ РОССИИ

«В гостях у сказки»

 

«Спешите делать добро!»

«Мы немножко пошалим!»

Конкурс патриотического чтения «Люблю тебя, моя Россия!

 

Просмотр детского спектакля «Тук-тук. Кто там?» коллектива музыкальной школы.

 

Квест-игра  «Российский  серпантин».

 

Библиотечный час «Люблю тебя, моя Россия!».

 

Экскурсия в исторический парк «Россия – моя история!»

 

Кинотеатр «Орион».

 

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ.

Просмотр спектакля «Голый король» новосибирского театра «Первый» в ДК.

 

Выставка рисунков  «Милый сердцу край».

 

Кругосветка «Волонтеры и добровольцы».

 

Бассейн

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

 

 

 

 

Цирковая программа «Милые животные».

 

Марафон добрых дел «Помоги ближнему».

 

«Навигаторы добрых дел»:

 

-Добровольческая акция «Поиграй с малышами».

 

-Добровольческая акция «Полечи книжки».

 

-Добровольческая акция «Убери территорию».

 

-Добровольческая акция «Защита проекта - «Сбережем Мир!»

 

-«Благодарительный марафон».

 

-Благотворительная акция - помощь животным приюта «Надежда».

 

Просмотр фильма новосибирской студии «Краски» «Остров исправлений» в ДК.

 

Кругосветка «Шиворот-навыворот».

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Музыкальный час «Пионерские песни».

 

Спортивный час «Команда Тимура».

 

Стенгазета

 «А в нашем лагере…»

 

 

Промежуточная  диагностика.

 

 

 

 

 

Тропа  талантов

 

18 июня

День 10.

Берег Надежды

19 июня

День 11.

Залив Испытаний

20 июня

День 12.

Возвышенность Семейная

21 июня

День 13.

Привал Талантов

22 июня

День 14.

Костёр памяти

«По морям,

по волнам, нынче здесь, завтра там…»

«Быстрее! Выше! Сильнее!»

 

«7Я-сила моя!»

«Минута славы»

 

«Это было недавно,

это было давно!»

 

Линейка «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»

 

Работа почты «Вести со всей планеты».

 

Кругосветка «Робинзоны».

 

Игровая программа «Дорожный переполох» по ПДД в ГПКиО.

 

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Слёт «Юные спортсмены».

 

Веревочный лагерь «Таежные ловушки».

 

Добровольческая акция «ГТО. Готов к труду и обороне!».

 

«Веселые старты»

 

«Полоса препятствий».

 

Марафон «100 добрых дел».

 

 

 

Просмотр спектакля «Мама Кот» новосибирского театра «Первый» в ДК.

 

Добровольческая акция «Моя семья».

 

Волонтерская акция «Когда все дома».

Встречи с интересными семьями.

 

Бассейн

 

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

 

Научное представление «Шоу высоких напряжений».

 

Аукцион знаний «Угадай-ка!».

 

Интеллектуальная игра «Интуиция».

Творческий конкурс «Минута славы».

 

Добровольческая акция «Подари улыбку!».

 

Кинотеатр «Орион».

 

Торжественная линейка «Час Гайдара».

 

Библиотека. Урок памяти «Тревожный рассвет».

 

Добровольческая акция «Подари песню» (в гостях ансамбль «Свечечка»).

 

Участие в городской акции  «Свеча Памяти».

 

Выпуск плакатов «Мы – за мир!».

 

Добровольческая акция «Мы за мир!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропа  успехов

 

25 июня

День 15.

Равнина творчества

26 июня

День 16.

Мыс Затей

27 июня

День 17.

Лужайка «Солнечная»

ФИНИШ  28 июня

День 18.

Вершина Аплодисментов

 

 

 

«Тимур

и его команда»

 

«Жизнь дана

на добрые дела!»

 

«Доброта, имя тебе-ЧЕЛОВЕК!»

 

«Как здорово,

что все мы здесь сегодня собрались!»

Мастер – класс «Очумелые ручки» (центр «100 друзей»).

 

Изготовление поделок из природного материала «Поделки-не безделки!».

 

КТД «РВС: разведай, выясни, сообщи».

 

 

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Беспроигрышная лотерея «Команда Тимура».

 

Игровая программа «Сундук  развлечений».

 

Творческий конкурс «Чудо в перьях».

 

Итоговая диагностика.

Интерактивная игра «Лазертаг».

 

Фотоконкурс «Наш край родной!».

 

Устный журнал «Я познаю мир».

 

Бассейн

 

 

Танцчас «Буги-вуги».

 

Развлекательно – игровая  программа «Команда Тимура».

 

Добровольческий десант «Чистота родного города».

 

Чествование успешных и талантливых, героических и решительных «Юных тимуровцев».

 

Флеш–моб «До свидания, лагерь!».

           

 

Девиз лагерной смены:   «Возьми свое сердце, зажги его смело!

                                           Отдай его людям, чтоб вечно горело!»

 

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

I. Подготовительный этап:

– подбор кадров;

– комплектование отрядов, разработка документации.

II. Организационный этап:

– знакомство;

– выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап: реализация основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации  – организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в  себе, в окружающем мире;

– помогают в проведении  мероприятий;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, оформляют отрядные летописи.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

– Отрядные комнаты – 5,

- игровые комнаты – 1,

- душевые комнаты – 2,

- туалетные комнаты – 4,

- раздевалка – 1,

- актовый зал – 1,

- спортивный зал – 2,

- столовая – 1,

- интерактивная доска – 5,

- мультимедийное оборудование – 5,

- музыкальный центр – 1,

- магнитофон – 1,

- компьютеры – 5,

- принтер – 1,

- настольные дидактические игры (конструктор «Лего», пазлы, шахматы, шашки), спортивный инвентарь, книжный фонд, игротека, видеотека, фонотека, телевизор.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

1. Организация летнего отдыха детей.

2. Прием заявлений от родителей.

3. Комплектование групп (отрядов).

4. Составление плана мероприятий.

5. Индивидуальные консультации  педагогических работников (ведение документации, должностные обязанности).

6. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий.

7. Составление отчетной документации, табель, отчет по питанию.

8. Анкетные измерители, индивидуальные беседы с детьми, блиц-опрос.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

 

      Формируя педагогический коллектив для работы на летней оздоровительной площадке, руководство школы ставит перед собой цель: подобрать педагогов толерантных, грамотных, эрудированных, умеющих «зажечь», повести за собой, профессионалов своего дела.

      Средний возраст педагогических работников – 48 лет, из них имеют высшую квалификационную категорию – 60%, первую – 40%;

      Всего задействовано – 26 работников школы:

- руководитель ЛДП – 1 человек;

- педагоги-организаторы – 2 человека;

- воспитатели-педагоги – 13 человек;

- физкультурный работник – 1 человек;

- преподаватель ритмики – 1 человек;

- психолог – 1 человек,

- социальный педагог – 1 человек,

- обслуживающий персонал и кухонные работники – 5 человек,

- медицинский работник – 1 человек.

     

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

 

  • метод игры (игры отбираются  в соответствии с поставленной целью);
  • методы театрализации (реализуется через костюмирование, инсценирование, исполнение,  ритуалы, символику и традиции лагеря);
  • методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);
  • метод коллективной творческой деятельности (КТД),
  • проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: индивидуальная работа детей; групповая деятельность в отрядах, семьях; коллективные творческие дела и спортивные мероприятия.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- активные: участие в творческих, интеллектуальных, спортивных делах, конкурсах, игровых программах, акции, инсценировки,  экскурсии, поездки, детские выступления, отрядные дела, оформление наглядного материала;

- пассивные: беседы, просмотры передач, фильмов, спектаклей, выступлений, знакомство с тематическими стендами, выставками.

 

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ   ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕ ЖИЗНИ  ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Инструктажи для детей

«Правила пожарной безопасности»,

«Правила поведения детей при прогулках и походах»,

«Правила при поездках в автотранспорте»,

«Правила безопасности на дорогах»,

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,

«Правила безопасности при  терактах»,

«Правила по предупреждению кишечных заболеваний»,

«Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»,

«Инструктаж о ежедневном осмотре тела, о кровососущих насекомых».

 

Беседы

-  Беседы на медицинские темы: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,  «Как беречь глаза?», «Как защититься от клеща».

-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».

-  Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:

«Один дома»,

«Безопасность в доме»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

«Правила поведения и безопасности человека на воде»,

«Меры доврачебной помощи»,

«Беседы об антинаркотической и антиалкогольной зависимости».

 

ПЛАН ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

1.Четкое соблюдение режима дня в период с 08.30 до 14.30

2. Физическая подготовка:

- утренняя гимнастика (повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия);

- спортивные мероприятия (способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей);

- оздоровительные пятиминутки  (физ. минутки)

3. Питьевой режим – ООО «Чистая вода», бутилированная вода, питьевой фонтанчик.

4. Закаливание:

- профилактика плоскостопия (хождение босиком по траве, песку)

- воздушные солнечные ванны,

- обливание ног теплой водой после прогулки.

5. Медикаментозное оздоровление: (витаминизация 2 раза в день):

- поливитамины «Ревит» - 1 шт. x 1 раз в день,

-для ЧДБ (часто и длительно болеющих) адаптогены - экстракт  элеутерококка (из расчёта 1 капля на год жизни).

6. Плавание в бассейне: один раз в неделю

7. Сбалансированное здоровое питание: 2х – разовое :

- мясные продукты,

- рыбные продукты,

- молочные продукты,

- кисло-молочные продукты,

- овощи,

- фрукты,

- соки, витаминные напитки (шиповник, лимонный час).

8. Ежедневный осмотр на наличие кровососущих насекомых, клещей.

9. Регулярное проветривание.

10. Своевременное чередование труда и отдыха.

11. Смена видов активной и пассивной деятельности.

12. Контроль здоровья детей фельдшером:

- масса тела,

- роста тела,

- сила мышечной массы.

13. Санитарно-просветительская работа с родителями и детьми:

- гигиена тела, чистота белья, одежды,

- тепловой удар,

- клещевой энцефалит,

- укусы насекомых,

- мы за здоровый образ жизни,

- ожирение,

- рациональное питание,

- выпуск листка здоровья.

 

 

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Диагностику ЛДП (входную, пошаговую и итоговую) проводит психолог МБОУ СОШ №2 «Спектр», в содействии и осуществлении постоянного сотрудничества с начальником ЛДП, педагогами-организаторами, воспитателями.

 

Диагностика

Входная диагностика

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- входное анкетирование;

- цветовые «домики настоений»;

- беседы в отрядах;

-планерки педагогов, воспитателей, педагогов-организаторов и администрации ЛДП.

Педагогический анализ оргпериода

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря: «домики настроений».

Беседы на отрядных сборах.

Педагогический анализ основного периода ЛДП.

Методика «Выбор».

Итоговая диагностика

Итоговое анкетирование родителей и детей.

Творческий отзыв: рисунок « Вместе мы отряд».

Беседы в отрядах.

Цветопись: «домики настроений».

Педагогический анализ итогового периода ЛДП

 

При возникновении конфликтных и кризисных ситуаций в отряде психолог проводит коммуникационные тренинги и индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с детьми, отдыхающими в ЛДП при МБОУ СОШ №2 «Спектр».

 

Кризисы развития коллектива

  • 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
  • 6 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
  • 8 день – Кризис нелюбви (свечка).
  • 12 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
  • 16 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
  • 17 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

 

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

  1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

  • ребята мало знают друг друга;
  • нет общих интересов;
  • нет общих дел;
  • отсутствует авторитетный центр;
  • группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

 

  1. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

 

  1. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.

Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

 

  1. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  • в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  • дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  • во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  • у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  • большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  • члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  • приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  • хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  • не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

 

  1. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

 

Целостный подход к организации воспитательного процесса ЛДП предполагает:

  • адекватность деятельности каждого педагога общей цели – единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;
  • установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), информационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативной связи (общение) связи управления и самоуправления;
  • гуманистический стиль отношений;
  • разумную дисциплину и порядок;
  • возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
  • демократические принципы управления детским коллективом.

 

Признаками устойчивого коллектива в ЛДП можно считать:

  • постоянную бодрость, готовность детей к действию;
  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • дружеское единение его членов;
  • ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
  • активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
  • привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.

 

ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Педагогический анализ детского коллектива ЛДП (орг.период, основной период, итоговый период)

  1. Количество детей (всего, мальчики, девочки)
  2. Социальная карта (дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети под опекой, дети из неполных семей)
  3. Индивидуальные особенности детей по состоянию здоровья, физическое развитие.
  4. Общие показатели состояния детского коллектива (доминирующая потребность, мотивы, уровень общения, принятие детьми основной идеи смены, программы ЛДП)
  5. Характеристика межличностных отношений (группировки детей, дети, влившиеся в коллектив, наличие лидеров, скрытые лидеры, исполнители, взаимоотношения в отряде). Позиция детей, взаимоотношение с педагогами. Преобладающее настроение.
  6. Наличие, структура, уровень развития органов самоуправления в ЛДП. Педагогическое содействие в отряде.
  7. Сформированность отрядных традиций.
  8. Анализ детского коллектива по А.Н. Лутошкину «Я в круге».
  9. Решение педагогом основных задач общения (воспитательных, организационных, познавательных, исследовательских).
  10.  Выводы (удачи, проблемы). Задачи для дальнейшей работы. Перспектива разрешения проблем.
  11.  Примерное перспективное планирование коллективной творческой деятельности.

 

    Воспитатели после проведения диагностики представляют «цветовые домики настроений» для всеобщего ознакомления отдыхающим на стенде лагеря.

    По итогам исследований психологом лагеря оформляется аналитическая справка с указанием результатов входной и итоговой диагностики (приложение №1-6).

    Начальник ЛДП составляет отчет по лагерной смене для представления педагогическому коллективу и в УО.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Входная  диагностика

 

Анкета

 

Дорогой друг!

Вот и начинается смена! Нам очень важно твое мнение о пребывании здесь

 

Напиши свою фамилию и имя_______________________________ Возраст______

1. 1)Впервые ли ты посетил этот лагерь?       Да            Нет     

    2)В каком еще ты был лагере? ________________________________________________________________

2. Как ты оказался здесь:

1)По собственному желанию

2) По желанию родителей

3)Посоветовали друзья

4)Другое

 

                   3. С каким настроением (состоянием) ты приехал в лагерь? Выбери три настроения, обоснуй свой выбор.

 

Радость

Удовольствие

Восторг

Предвкушение

Спокойствие

Грусть

Интерес

Волнение

Тревога

 Равнодушие

 Злость

Разочарование

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                          4. Чего ты ждешь от пребывания в лагере?

1)Подружиться с ребятами, найти друзей.

2)Приобрести новые знания, умения, развитие своих интересов, способностей.

3)Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.

4)Укреплять свое здоровье, улучшить физическую подготовку.

5)Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя

6)Просто отдохнуть, весело провести время.

7)Другое____________________________________________________________________________

                   

                   5.Если бы ты был директором лагеря какие мероприятия включил ты в программу смены?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Входная  диагностика

 

 

АНКЕТА

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  1. Твои ожидания от  лагеря?
  2. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  3. В каких делах ты хочешь участвовать?
  4. Какие кружки хочешь посещать?
  5. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
  6. Чему ты мог бы научить других?
  7. Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?
  8. Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?
  9. Умеешь ли ты брать интервью? готовить репортажи, телепрезентации? рисовать? танцевать? петь?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Текущая диагностика

 

Анкета «Допиши предложение»

 

 

Ф.И._________________________________________________ возраст____________

 

1.Самое яркое впечатление за эти дни у меня __________________________________________________________________________________________________

2.Из проведенных дел в отряде мне больше всего понравилось __________________________________________________________________________________________________

3. Из проведенных дел в лагере мне больше всего не понравилось

______________________________________________________________________________________________

4.Больше всего меня радует в лагере __________________________________________________________________________________________________

5.Больше я разочаровался в лагере __________________________________________________________________________________________________

Чувства, которые испытываю в ЛДПД

Инструкция: отметь «+» 5 чувств, которые ты испытываешь к пребыванию в ЛДПД

 

 

Чувства

Я испытываю

Основное чувство

Чувства

Я испытываю

Основное чувство

Спокойствие

 

 

Раздражение

 

 

Усталость

 

 

Сомнение

 

 

Скука

 

 

Обида

 

 

Радость

 

 

Чувство унижения

 

 

Уверенность в себе

 

 

Страх

 

 

Беспокойство

 

 

Тревога за будущее

 

 

Неудовлетворенность собой

 

 

Желание приехать сюда еще

 

 

Благодарность

 

 

Симпатия к учителям

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Теая диагностика

 

МЕТОДИКА «ВЫБОР»

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

                7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

                8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

______________________________________________________________________

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен,  2 – трудно сказать,

1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

 

/Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Итоговая диагностика

 

АНКЕТА

 

 

Дорогой друг!

Вот и заканчивается смена! Нам очень важно твое мнение о пребывании здесь

 

1. Напиши свою фамилию и имя_______________________________ Возраст______

 

2. С каким настроением (состоянием) ты уезжаешь лагеря? Выбери три настроения, обоснуй свой выбор.

 

Радость

Удовольствие

Восторг

Предвкушение

Спокойствие

Грусть

Интерес

Волнение

Тревога

 Равнодушие

 Злость

Разочарование

 

 

3. В отношении чего оправдались твои ожидания?

1)Подружиться с ребятами, найти друзей.

2)Приобрести новые знания, умения, развитие своих интересов, способностей.

3)Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.

4)Укреплять свое здоровье, улучшить физическую подготовку.

5)Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя

6)Просто отдохнуть, весело провести время.

7)Другое

8)Не оправдались

 

4.Хотел бы ты приехать еще раз в ЛДПД

да                              нет                                    не знаю

 

5. Твои предложения организаторам лагеря на следующий год.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Итоговая диагностика

 

АНКЕТА

 

  1. Что ты ожидал (а) от лагеря?
  2. Что тебе особенно понравилось в лагере?
  3. Самое важное событие в лагере?
  4. Что тебе не понравилось?
  5. В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?
  6. Было ли скучно в лагере?
  7. Ты пойдѐшь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?
  8. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
  9. Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  10. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятѐрки»до «двойки»).
  11. Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?
  12. Какие кружки ты посещал с интересом?
  13. Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?
  14. Чему ты научился в лагере?
  15. Что нового узнал?
  16. В каких проектах ты принял участие?
  17. В течение смены я (подчеркни верные утверждения):

-  подготовил и провел концертную программу,

- подготовил и провёл игру для дошкольников,

- подготовил репортаж для газеты,

- разработал проекты «Правила дорожного движения», «Делим радость пополам», ….

- выступил с презентацией перед сверстниками, перед ребятами детского сада, - изготовил макеты кукол для кукольного представления,

- подготовил викторину по сказкам, …

- был участником выступлений …

-  ухаживал за растениями на пришкольном участке,

- дежурил в столовой и в отряде.