ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОСТРОВА»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом пионеров и школьников»
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
«ВОЛШЕБНЫЕ ОСТРОВА»
педагог дополнительного образования
высшей категории
Ахметшина Л.И.
Пояснительная записка
1.Структура программы
Программа «Волшебные острова» состоит из трех блоков и приложения: 1.Концептуальный блок.
2.Содержательный блок.
3.Управленческий блок.
4.Приложение.
2.Актуальность программы
Лето – это время для развития творческого потенциала совершенствование личностных взаимосвязей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечения, игры, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лето – период благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами между детьми. Предлагаемая трактовка назначения летних каникул сориентирована на реализацию программы в летний период смены в Детском оздоровительно-образовательном центре «Мечта».
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования.
Это:
- оздоровление воспитанников;
-образовательная деятельность;
- трудовая деятельность;
- организация досуга.
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации детей и подростков.
Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; предусмотрена вариативность кружковой деятельности; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.
Сроки реализации программы: лето 2015года-лето 2016 года
Жизнедеятельность в центре построена на основе программы «Волшебные острова».Данная программа предполагает работу кружковой деятельности по следующим направленностям:
-художественно-эстетическая;
-научно-техническая;
-естественно-научная;
-физкультурно-спортивная;
-социально-педагогическая
Возраст детей, находящихся в центре: от 7до 17 лет.
Концептуальные основания программы
Изменение ценных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества.Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированностигражданской ответственности,гражданской позиции у подрастающего поколения ,потребности в духовно-нравственном совершенствовании,уважения к историко-культурному наследию нашего края.
Основная деятельность центра направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.Оздоровительно-образовательный центр «Мечта», учитывая его специфическую деятельность,может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.Погружая ребенка и подростка в атмосферу центра, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности,ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью,вызывающей положительную оценку в глазах других людей;повысить самооценку; выйти на новый уровень общения,где нет места агрессии и грубости.Находясь в центре дети и подростки ежедневно включаются в оздоровительно-образовательный процесс, для которого характерны:упорядоченный ритм жизни, режим питания,закаливания, режим занятий творческих объединений«островков».
Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Цель:Организация досуговой деятельности детей и подростков,обеспечение активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха
Задачи:
1.Организовать комплексное оздоровление детей и подростков, сочетая его с содержанием.
2.Обеспечить полноценный отдых детей и подростков, основанный на содержание островков, с учетом интересов и пожеланий детей и пожеланий.
3.Организовать многообразную общественно-полезную трудовую деятельность, способствующую социализации детей и подростков, сочетая ее с содержанием островков.
4.Создать условия для приобретения детьми и подростками умений в различных областях деятельности (спорт, танцы, изобразительное творчество, художественный труд, актерское мастерство, экология, музыкально-вокальное творчество)
Ожидаемый результат работы центра:
1.Укрепление и оздоровление детей и подростков.
2.Развитие у детей и подростков интереса к занятиям в творческих объединениях«Кукольный театр», «Фантазия», «Башкирский фольклор», «Танцевальный», «Мастерилка», «Гармония», «Юный техник», «Росток», «Шахматы», «Волшебная палитра», «Школа Лидера».
3.Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения,общения,культуры,досуга.
3. Озеленение и благоустройство территории центра.
«Сюжет» программы летнего отдыха центра:
Содержание программы «Волшебные острова» спланировано в рамках функционированияДетского оздоровительно-образовательного центра «Мечта». В течение нескольких смен дети,подростки и взрослые «путешествуют» по шестиостровкам, наполняя этот путь содержанием согласно названиям:
1.«Островок веселых мастеров»(художественно- эстетическая направленность, куда входят: декоративники, хореографы, музыканты,театралы).
2. «Островок очумелых ручек» (научно-техническая направленность).
3. «Островок патриотов» (туристско-краеведческая направленность).
5. «Зеленый островок»(естественно-научная направленность).
6. «Островок интеллектуалов» (социально-педагогическая направленность).
С началом сменыостровки приводят детей на «Волшебный остров».
На «Волшебном острове» имеются:
1. «Островок веселых мастеров», где дети и подростки имеютвозможность поучаствовать в выставках, играх, конкурсах, концертах, показать свои творческие способности.
2. «Островок здоровья», где дети и подростки имеют возможность попробовать свои силы, укрепить свое здоровье.Занимаются пропагандой здорового образа жизни. Оказывают помощь в организации работы фито-бара, организуют конкурсы по сбору лекарственных трав, организуют лектории,конкурсы,викторины.
3. «Зеленый островок», где «жители островка» оставляют свой добрый след – благоустраивая территорию центра, сажая деревья и цветы.
4. «Островок очумелых ручек», где дети и подростки изготавливают сувениры, реквизиты к играм, конкурсам.
5. «Островок патриотов», где каждый житель может изучить историю своей Малой родины, побывать в музеях района, галереи, посетить достопримечательности Миякинского района, встретиться со знаменитостями нашего района.
6. «Островок интеллектуалов» - выпуск листовок,газет, проведение мероприятий, игр, тренингов, разучивание игр с детьми младшего возраста.
В начале смены все дети делятся на отряды – «островки», в которые входят дети разных возрастов. У каждого «островка» свои комнаты, своя эмблема. Каждый «островок» выбирает название, оформляет своикомнаты.
Участие отряда («островка») в мероприятиях будет отмечаться в «окнах» большого дома, который оформили дети в начале смены.
В течение смены каждый «островок» оформляет свой альбом – летопись отряда. В нем освещается каждый прожитый отрядом день; наиболее яркие мероприятия, которые понравились, запомнились детям.
Итогом смены будет организация и проведение «Ярмарки» на «Волшебном острове». Дети смогут приобрести сувениры, сделанные своими руками, а также посмотретьвыставку, концерт, подготовленный своими силами.
В начале смены в центре будет «посажено» «Дерево настроения».
Каждый день, вечером, дети и подростки крепят на ветках:
- плод – день прошел полезно, плодотворно;
- цветок – довольно неплохо;
- зеленый листок – день не очень понравился;
- желтый – день прошел зря.
В конце смены «Дерево настроения» приобретает неповторимую окраску смены. Это позволит сделать вывод о том, насколько полно удалось удовлетворить интересы и потребности детей.
Организация оздоровления детей
Задачи:
- Включить формы деятельности, отражающие «Островок здоровья» - «В здоровом теле здоровый дух».
- Провести витаминизацию питания детей.
- Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности (ПТБ).
- Вести санитарно-просветительскую работу через выпуск санитарных бюллетеней, проведение санитарных минимумов.
Содержание:
Оздоровительный блок включает следующие мероприятия:
1.Санитарные минимумы с детьми и взрослыми,направленные на закрепление санитарно-гигиенических знаний, навыков, а также соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2.Спортивные мероприятия и утренняя гимнастика, обеспечивающие повышению общего тонуса организма.
3.Санитарно-просветительская работа, предусматривающая выпуск санитарных бюллетеней по медицинским, актуальным для данного времени темам (например, отравление грибами, ягодами; тепловой и солнечный удар и пр.).
4.Работа психолога по проведению тренингов, психологических игр и прочего.
С целью поддержания благоприятных санитарных условий в жилых помещениях организуются конкурсы: «Лучшая кровать», «Лучшаякомната», «Самый ответственный дежурный» и др. Итоги заносятся в экран соревнований и учитываются при подведении общих итогов каждую неделю.
ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
июнь
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
1 |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно 8.00-8.20 |
Воспитатели, мед.персонал |
2 |
Витаминизация питания |
Ежедневно в соответствии с меню |
Фельдшер |
3 |
Спортивные и развлекательные мероприятия на тему «Здоровье» |
По плану досуговых мероприятий |
Организатор, начальник лагеря, воспитатели |
4 |
Беседы детей с мед.работниками «Я хочу знать о…» |
По плану досуговых мероприятий |
Мед.персонал |
5 |
Выпуск санитарных бюллетеней |
2 раза в месяц |
Мед.персонал |
6 |
Беседы психолога с детьми (тренинги, игры и пр.) |
По спец.договоренности |
Начальник лагеря, директор школы |
7 |
Сбор лекарственного сырья |
По плану досуговых мероприятий |
Воспитатели, мед.персонал |
Организация досуга
Задачи:
- Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
- Включать формы досуговой деятельности, отражающие суть островков: «Островок веселых мастеров», «Чудеса вокруг нас», «Хочу все знать».
- Организовать деятельность кружков: «Кукольный театр», «Фольклорный», «Фантазия», «Танцевальный», «Мастерилка», «Волшебная палитра», «Гармония», «Школа лидера», «Юный техник», «Росток», «Шахматы»,«Спортивные игры».
- Содержание:
Досуговый блок включает в себя следующие направления:
- Досуговые мероприятия, КТД центра дополнительного образования детей и др.
- Работа творческих объединений проводится по расписанию.
- 5 дней в неделю по 1-2 кружка в день(по 2 часа) – это позволит одному и тому же ребенку посещать не 1 кружок. Детям предлагаются кружкиразной направленности. Занятия проводятся по учебно-тематическому плану и по расписанию.
- Музыкальный работник проводит подготовку музыкальных номеров к мероприятиям 6 часов в неделю (по 2 часа в каждой группе), ведет кружок «Фольклорный» - 2 часа в неделю.
В целом, организация досуга спланирована с учетом половозрастных особенностей, потребностей, интересов воспитанников.
Обязательными являются мероприятия, отражающие работу по профилактике вредных привычек, нарушений техники безопасности на воде, в лесу, на дороге и пр.
ПЛАН ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
1 |
«Великое переселение на Волшебный остров» |
Организатор, педагоги до |
2 |
«Здравствуй – лето!» открытие 1 смены «В каждом рисунке – солнце» (рисунки на асфальте) |
Организатор, педагоги до |
3 |
Клуб выходного дня приглашает на поляну. Игра «Счастливый случай» |
Организатор |
6 |
«Чудеса вокруг нас» (работа творческих объединений, «Островок веселых мастеров») |
Организатор, педагоги до |
7 |
Объединение «Гармония». Игра «Угадай мелодию»(песни военных лет) |
Организатор, педагоги до |
8 |
«Островок здоровья». Веселые старты |
Организатор, педагоги до |
9 |
Операция «Чистота вокруг нас» |
Педагоги до |
10 |
Игра «Зарница» |
Организатор,педагоги до |
11 |
Вечер памяти героев Великой Отечественной войны |
Организатор, педагоги до |
12 |
Башкирские праздники и обряды |
Организатор, педагоги до |
13 |
«А у нас сегодня гости …» (труженики тыла, воины- интернационалисты) |
Организатор,педагоги до |
14 |
Познавательная игра «Что?Где?Когда?» |
Организатор, педагоги до |
15 |
Акция «Башкортостан – родина моя» |
Организатор |
16 |
«Островок патриотов». Игра «Путешествие на колеснице времени» (состязания) |
Педагоги до |
20 |
Зеленый островок «Операция цветник» |
Организатор, педагоги до |
21 |
«А у нас сегодня гости …» (ГИБДД,инспекторпо пожарной безопасности) |
Организатор, педагоги до |
23 |
Поездка в Музей имениМинигалиХабибулловича Губайдуллина |
Организатор,педагоги до |
25 |
«Товарищеская встреча по футболу» |
Воспитатели,педагоги до |
26 |
День памяти. Митинг |
Организатор |
31 |
День-сюрприз. «Островок веселых мастеров» (работа творческих объединений) |
Организатор, педагоги до |
32 |
Концерт для друзей |
Педагоги до |
33 |
«Островки здоровья,патриот» приглашают на мини-турслет. Подготовка к закрытию смены |
Организатор, воспитатели, педагоги до |
36 |
«Ярмарка- концерт», закрытие лагерной смены |
Организатор, педагоги до |
Организация трудовой деятельности
Задачи:
- Включать формы трудовой деятельности, отражающие суть «островков». Выбирать объекты труда, исходя из половозрастных и психофизических особенностей детей.
- Организовать соревнования в детских коллективах на основе сотрудничества и соуправления.
- При подведении итогов выполнения трудовых заданий основываться на принципах гласности, объективности, систематичности.
- Соблюдать охранительный режим, оптимальную нагрузку через индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам.
- Соблюдать правила техники безопасности и основ безопасной жизнедеятельности.
Содержание:
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- четкое распределение времени;
- мотивирование;
- создание положительного эмоционального настроя(«ситуация успеха»);
- подведение итогов.
2. Общественно-полезная трудовая деятельность, включающая в себя:
- повседневную заботу о чистоте, озеленении и благоустройстве закрепленного участка;
- трудовые десанты: «Живи, родник», «Зеленый чистыйучасток». Операции: «Уют», «Чистюля» и др.
3. Самообслуживающий труд:
- ремонт личных вещей (пришивание пуговиц, петелек, накладывание заплат и др.);
- уход за одеждой и обувью (мелкая стирка и утюжка вещей);
- дежурство в столовой, в лагере.
ПЛАН ТРУДОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ИЮНЬ
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
2 |
Уборка закрепленных территорий в лагере |
Ежедневно |
Воспитатели,педагоги ДО |
3 |
Дежурство в жилых помещениях и на ответственных постах |
Ежедневно |
Воспитатели |
4 |
Проведение инструктажа по ОТ и ТБ |
По мере необходимости |
Воспитатели, начальник лагеря |
5 |
Операция «Чистюля» |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
6 |
Озеленение территории ДООЦ «Мечта» (ремонт и закладка клумб) |
В течение месяца |
Воспитатели, педагоги ДО |
7 |
Трудовые десанты: «Чистый родник»,«Зеленый чистый участок» |
По плану досуговых мероприятий |
Организатор, воспитатели,педагоги ДО |
8 |
Уход за одеждой и обувью |
Ежедневно |
Воспитатели |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«Волшебный остров»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Разработка программы профильной смены |
до 20.05 |
Зам.директора |
4 |
Подготовка материально-технического обеспечения, Т.С.О. |
до 30.05 |
Зам.директора, начальник лагеря |
5 |
Проведение «пятиминуток» с воспитателями, организатором, педагогами до |
еженедельно |
начальник лагеря зам.директора |
6 |
Подготовка уголков соревнований, отрядных уголков |
до 30.05 - (1 смены)
|
Организатор, воспитатели, педагоги до |
7 |
Работа по плану блоков: «оздоровление», «организация досуга», «организация трудовой деятельности» |
|
Сотрудники профильной смены |
Материально-техническое обеспечение
- Спортзал.
- Актовый зал.
- Библиотека.
- Кабинеты для проведения занятий.
- ТСО (видео, ТВ, аудио).
- Художественные средства, игры, настольные игры и др.
- Сельскохозяйственный инвентарь.
- Спортивная площадка.
Учебно-методическое обеспечение
- Программа «Волшебный островок».
- Образовательные программы дополнительного образования.
- Методическая литература по проведению различных мероприятий.
- Журналы «Классный журнал», «Воспитание школьников» и др.
- Подборка сценариев (см. в библиотеке).
Приложение №1
Диагностика интересов, потребностей учащихся
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
- В какие игры вы любите играть?
- Каким видом спорта вы занимаетесь?
- Какие телепередачи вы любите?
- Чем бы вы хотели заняться летнем лагере?
Приложение №2
Предлагаемый алгоритм анализа эффективности реализации программы
- Достижение цели, реализация задач программы.
- Оценка эффективности пребывания детей в лагере.
- Анализ условий, повлиявших на степень реализации программы. На основании чего сделан такой вывод о смене?
- Удовлетворенность кадрами: вожатский состав, воспитатели, другие кадры (муз.работник, психолог, физ.работник). осуществление кружковой, секционной работы. Рекомендации по награждению.
- Удовлетворенность организацией питания детей.
- Удовлетворенность взаимодействиями с субъектами ЕОК при реализации программы летнего отдыха. Проблемы, предложения.
Наличие и анализ комплекса оздоравливающих процедур.