Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа лагеря "Олимпиец -2018"

МАОУ "СОШ № 140" города Перми

 

Программа лагеря "Олимпиец -2018"

 

Федосеева Лариса Михайловна учитель начальных классов

Кислицына Елена Сергеевна учитель начальных классов

 

 

 

Информационная карта программы

 

Полное  названиепрограммы

Программа  детского летнего  лагеря дневного пребывания детей «Олимпиец- 2018»

Авторы – составители программы

Кислицына Елена Сергеевна

Федосеева Лариса Михайловна

Форма организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей

 Лагерь дневного пребывания

Участники программы

Учащиеся МАОУ «СОШ № 140» г. Перми  в возрасте от 7-11 лет.

 Цель программы

Основной целью организации процесса в лагере  является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и

 дарований, творческой активности с учетом собственных интересов,  наклонностей и возможностей.

Задачи программы

  • проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
  • развитие творческих способностей школьников;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование у школьников навыков общения;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

 

Ожидаемыерезультаты от реализации программы

  1. Укрепление общего  здоровья воспитанников, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

Срок и этапы реализации программы

  1. Подготовительный – март-май 2018
  2. Организационный – 1 июня 2018
  3. Основной – 01.06 - 27.06.2018
  4. Заключительный – 27.06.2018
 

 

Введение

Вы ничему не можете научить человека,

Вы только можете помочь ему открыть это в себе.

Галилей

 

Летние каникулы – период значительного расширения опыта ребёнка, время творческого освоения новой информации и развития, формирования новых умений и способностей. Речь идёт о способностях и умениях, которые составляют основу характера, общения, коммуникации. Две ценности лежат в основе  философии каникул – свобода и интерес. Они  тесно связаны: свобода (состояние, когда ребёнок видит реальные возможности осуществления им личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) является условием самореализации ребёнка, а ситуация свободной реализации стимулирует интерес (готовность выбрать и осуществить личностно значимую деятельность и тем самым  испытать свои способности  в избранной сфере). Интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий  поиск и  достижение ребёнком  определённой свободы поведения и действия. Творчество и совместность становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса личности ребёнка в педагогике детского лагеря с дневным пребыванием.

 Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая  деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций. 
   Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей.       

Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях.

        Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
      Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье – бесценный дар природы, источник счастья.

Программа предусматривает обязательное проведение утренней зарядки, гигиенических процедур, солнечных и воздушных ванн, спортивных мероприятий, подвижных игр на свежем воздухе, организацию походов, экскурсий, бесед о здоровом образе жизни, включение в ежедневный рацион детей витаминов, фруктов и овощей.

 В целях обеспечения безопасности жизни школьников в программу включены беседы-инструктажи о правилах поведения детей на дорогах, в лесу, во время поездок, походов и экскурсий, в моменты проведения различных игр, в период трудовой деятельности. Запланирована учебно-практическая работа по выполнению и соблюдению правил пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.

Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание спортивных занятий (под руководством учителей физкультуры) и различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки. Спортивные занятия проводятся один раз в день в соответствии с планом работы.

Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.

 

         Новизна данной программы заключается в том,   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью и спортивными мероприятиями, четким режимом жизнедеятельности и питания.

Цель программы: укрепление здоровья, реализация двигательного и творческого потенциала участников смены.

Задачи программы:

1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

2. Реализация социального заказа общества, потребностей семьи, интересов и потребностей ребенка в сфере свободного времени через аспект физической культуры и спорта.

3. Изучение и учет познавательных, личных интересов, склонностей, способностей детей для осуществления личностно-ориентированного и развивающего обучения.

4. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития ребенка через включение в разнообразие деятельности интеллектуального, творческого, спортивного характера, помощь в развитии индивидуальных способностей детей.

5. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей, отдыхающих в лагере.

6. Организация содержательного досуга детей и подростков.

7. Формирование у детей и подростков навыков общения и толерантности.
         8. Укрепление здоровья детей.

 

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:


         1. Безусловная безопасность всех мероприятий;

2. Учет особенностей каждой личности;

3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;

       5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

 

Участники программы

Лагерь комплектуется на лето 2018 года из числа учащихся 1-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 58человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

 

Формы и режим занятий

Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 18 дней.

 

 

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

 

- тематические экскурсии;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- беседы, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.

- концерты, фестивали, акции.

 

Сроки и этапы реализации программы:

         Программа рассчитана на апрель-июнь 2018 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – март – май 2018 г.

II этап. Организационный – 01.06. 2018 г.

III этап. Основной – 01.06 по 27.06 2018г.

IV этап. Заключительный – 27.06. 2018 г.

Основные формы реализации программы.

Летний лагерь с дневным пребыванием детей  «Олимпиец - 2018» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, гражданина и патриота своей Родины, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

В основу реализации программы заложены разнообразные направления и виды деятельности.

Направления и виды деятельности

Основной вид деятельности: физкультурно-оздоровительная.

Программа выполняет следующие функции:

 

Оздоровительная 

направлена на отдых и укрепление здоровья через подвижные игры, спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе. 
 

Социально-досуговая 

находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми. 
         

Воспитывающая

 формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций.

Развивающая 

активизация резервных возможностей организма. 

Обучающая 

развитие познавательных и организаторских качеств: внимания, фантазии, памяти. 

Развлекательная 

создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на первый взгляд (трудовой десант, уборка территории) в увлекательные приключения. 

 


         

Основные блоки программы

 

Программа имеет блочно-модульную структуру 
    
         1 блок - оздоровительные и профилактические мероприятия, приобщение к здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика (разминка) проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Медицинский контроль в начале и конце смены.


         2 блок - спортивный:
        - спортивно-физкультурные мероприятия; 
        - участие в лагерных соревнованиях.

 

3 блок - развлекательно-познавательный.

Заочные путешествия, викторины, подвижные игры, конкурсы на спортивную тематику, просмотр фильмов о спорте, походы на природу.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры, походы и поездки  – еще и воспитанию дружбы.

 

Механизм реализации программы

 

I этап. Подготовительный – март - май

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего   лагеря дневного пребывания детей «Олимпиец-2018»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

 

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запускпрограммы«Олимпиец-2018»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • сплочениеотрядов;
  • формирование законов и условий совместной деятельности;
  • подготовку к дальнейшей работе по программе.

 

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы - июнь.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в  себе, в окружающем мире;
  • помогают в проведениимероприятий;
  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
  • развивают способность доверять себе и другим;
  • укрепляют свое здоровье.
  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

 

 IV. Заключительный  этап –27 июня 2018г.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем.

 

 

Методическое обеспечение программы:

Учебные и методические пособия:

       научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы)

Материалы из опыта работы:

Дидактические материалы:
 - Бланки анкет.
 - Инструкции по обработке анкет и тестов.

- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:

 - Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.

 

 Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно-правовой ресурс:

         Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

 

 

Кадровый ресурс:

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря,
  • заместитель директора по ВР;
  • учитель физической культуры.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).

 

Материально-технический ресурс:

 

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классныйкабинет

Материальная база школы:

 закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды)

Материальнаябаза

школы

Физ.

руководитель

Спортивнаяплощадка

Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания

Материальнаябаза

школы

Физ.

руководитель

Пришкольныйучасток

Занятия на природе, изготовление гербариев

Материальнаябаза

школы

Воспитатели, администрациялагеря

Актовый

зал

Праздничные экологические мероприятия и концерты

Материальнаябаза

школы

Воспитатели, администрациялагеря

Медкабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальнаябаза

школы

Медицинскийработник

Школьнаябиблиотека

Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности

Материальнаябазашколы

Библиотекарь

Школьнаястоловая

Завтрак, обед.

Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующаяпищеблоком

Методическийкабинет

Творческаямастерскаявоспитателей.

Материальнаябазашколы

Воспитатели

Комнатыгигиены

Туалет, раздевалка

Материальнаябазашколы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2.  Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

3.  Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

 4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

 5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

 6. Приобретение новых знаний и умений (разучивание новых технических и тактических приёмов игры в баскетбол, футбол).

 7. Расширение кругозора детей.

8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-

нравственных норм.

 9.  Личностный спортивный рост участников смены. 

 

Режим работы лагеря «Олимпиец – 2018»

  • 9.00- Встреча детей.
  • 9.00-9.15- Зарядка (проводит воспитатель)
  • 9.15-9.20- Утренняя линейка (объявление плана работы  на день)
  • 9.20-9.30- "Минутки здоровья"(проводит воспитатель)
  • 9.30-10.00- Завтрак
  • 10.00-13.30- "Твори!Выдумывай!Пробуй!"
  • 13.30-14.00- Обед
  • 14.00-14.25- Игры, конкурсы, соревнования, творческие мероприятия
  • 14.25-14.45 – Линейка по итогам дня.
  • 14.45-15.00- Уборка помещения лагеря, подведение итогов дня                          

 

Календарный план работы смены:

Дни

Мероприятия

Тематика дня

1-й день

01.06.2018

  • Открытие лагерной смены : «Лето –это маленькая жизнь»;
  • Знакомство с распорядком дня;
  • Инструктаж по ТБ.
  • Игрынасвежемвоздухе.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

2-й день

04.06.2018

  • Минутка здоровья    «В здоровом теле-здоровый дух»
  • «Защитим землю от пожаров…»   конкурс рисунков
  • Подвижныеигры

Где здоровье - там и красота

3-й день

05.06.2018

  • Минутка здоровья «Книги о здоровье»
  • Интеллектуальная игра «Спорт,спорт,спорт»
  • Подвижныеигры

Двигайся больше - проживешь дольше.

4-й день

06.06.2018

  • Минутказдоровья «СтранаВитаминия»
  • Творческиемастерские.
  • «За здоровьем к растениям»
  • Игра «ПотропеБерендея»

 

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

5-й день

07.06.2018

  • Минутка здоровья «Солнечный ожог.  Первая   помощь при ожоге»
  • «Так играли в старину» - игра
  • Конкурс«На лучшую игру»
  • Народныеигры

Кто встал до дня, тот днем здоров.

6-й день

08.06.2018

  • Минутказдоровья     «Закаливание»
  • Творческиемастерские
  • «Турниринопланетян»

- спартакиада (мальчики)

- прыгалки – скакалки (девочки)

  • Подвижныеигры

 

 

 

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

 

7-й день

09.06.2018

 

  • Минутка здоровья  «Гигиена человека»
  • «КВН» - игровая программа
  • Подвижныеигры.

Чистота - залог здоровья.

 

8-й день

13.06.2018

 

 

  • Познавательная программа «Это ты, моя Россия»;
  • Литературная страничка  «Читаем о Родине»;
  • Викторина « Наша малая Родина»

 

Гимнастика удлиняет молодость человека

9-й день

14.06.2018

  • Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»;
  • КТД «Ты –это я, а я – это ты»
  • Турнир «Пионербол»
  • КТД «Деньтворческихмастерских»
  • Подвижныеигры

Движение это жизнь.

10-й день

15.06.2018

  • Минутказдоровья

«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

  • Творческие мастерские. Викторина «Путешествие по сказкам»
  • «Сказочные наряды» клуб модельеров
  • .Подвижныеигры

Каждый кузнец своего здоровья

 

 

11-й день

18.06.2018

  • Минутка здоровья «Домашние животные и наше здоровье»
  • Творческиемастерские
  • « По лесным тропинкам» -игра 
  • « Первенство лагеря по футболу» -
  • .Подвижныеигры

 

Кто пешком ходит тот долго живет

12-й день

19.06.2018

  • Минутказдоровья  «Закаливание»
  • Творческиемастерские
  • «Последнийгерой» - игра
  • « Чем бы заняться…»    (занимательные тесты, микро – тренинги, игры)
  • Подвижныеигры

Быстрого и ловкого болезнь не догонит!

 

13-й день

20.06.2018

  • Минутказдоровья

«Как снять усталость с ног»

  • Творческиемастерские
  • «Богатырскиепотешки» - спортивныйпраздник
  • Шашечныйтурнир

 

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

14-й день

21.06.2018

  • Минутка здоровья  «Гигиена в доме»
  • Творческая  мастерская  «Я в спортсмены бы пошел..»
  • «Караоке по-русски» (конкурс исполнителей (песни о спорте)
  • Игры

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

15-й день

22.06.2018

  • Минутказдоровья

«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.

  • Творческиемастерские
  • Игра «Зарница»
  • Линейка памяти

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

 

16-й день

25.06.2018

  • Минутка здоровья   «Куда пропал аппетит?»
  • «Что? Где? Когда?» игровая программа
  • Викторина «Что мы знаем о спорте»
  • Подвижные игры

И смекалка нужна, и закалка важна. 

17-й день

26.06.2018

  • Минутка здоровья  «Если что то вдруг в пути приключилось…»
  • Комический футбол;
  • Библиотечный час «Спорт это жизнь»;
  • Конкурс рисунков  «Летние виды спорта»

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

18-й день

27.06.2018

  • Конкурс «Самый, самый»;
  • Празник закрытия лагерной смены
  • «Звёздный город детства» - фестиваль (концерт, выставка, презентация фотоальбома)

 

Здоровому все здорово.

 

Приложение 1.

Законы и правила лагеря 

"Олимпиец - 2018"

 

  1. Закон хозяина

Школа наш дом, мы хозяева в нем.

Чистота, порядок, уюти покой, прежде всего зависят отнас.

 

  1. Закон точности

Время дорого у нас, берегите каждый час.

Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя

 

  1. Закон поднятой руки

Наверху увидел руку – в зале тишина, ни звука!

Уважай других и себя, слушай собеседникаи воспитателя.

 

  1. Каждый в ответе зато, что с ним происходит.

Сначала подумай, потом действуй.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Не стесняйся спросить совета или помощи.

 

  1. Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности!

Приложение 2.

Права

 

Олимпийцев

 

  • Право безопасности жизни.                                 
  • Право свободного общения.
  • Права уважения личности.                         
  • Право на информацию
  • Право творческого созидания.                  
  • Право на инициативу
  • Право познания.                                          
  • Право быть счастливым
  • Право свободы выбора деятельности.      
  • Право на ошибку.