Программа лагеря "Олимпиец -2018"
МАОУ "СОШ № 140" города Перми
Программа лагеря "Олимпиец -2018"
Федосеева Лариса Михайловна учитель начальных классов
Кислицына Елена Сергеевна учитель начальных классов
Информационная карта программы
Полное названиепрограммы |
Программа детского летнего лагеря дневного пребывания детей «Олимпиец- 2018» |
Авторы – составители программы |
Кислицына Елена Сергеевна Федосеева Лариса Михайловна |
Форма организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей |
Лагерь дневного пребывания |
Участники программы |
Учащиеся МАОУ «СОШ № 140» г. Перми в возрасте от 7-11 лет. |
Цель программы |
Основной целью организации процесса в лагере является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
Задачи программы |
|
Ожидаемыерезультаты от реализации программы |
|
Срок и этапы реализации программы |
|
Введение
Вы ничему не можете научить человека,
Вы только можете помочь ему открыть это в себе.
Галилей
Летние каникулы – период значительного расширения опыта ребёнка, время творческого освоения новой информации и развития, формирования новых умений и способностей. Речь идёт о способностях и умениях, которые составляют основу характера, общения, коммуникации. Две ценности лежат в основе философии каникул – свобода и интерес. Они тесно связаны: свобода (состояние, когда ребёнок видит реальные возможности осуществления им личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) является условием самореализации ребёнка, а ситуация свободной реализации стимулирует интерес (готовность выбрать и осуществить личностно значимую деятельность и тем самым испытать свои способности в избранной сфере). Интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребёнком определённой свободы поведения и действия. Творчество и совместность становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса личности ребёнка в педагогике детского лагеря с дневным пребыванием.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций.
Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье – бесценный дар природы, источник счастья.
Программа предусматривает обязательное проведение утренней зарядки, гигиенических процедур, солнечных и воздушных ванн, спортивных мероприятий, подвижных игр на свежем воздухе, организацию походов, экскурсий, бесед о здоровом образе жизни, включение в ежедневный рацион детей витаминов, фруктов и овощей.
В целях обеспечения безопасности жизни школьников в программу включены беседы-инструктажи о правилах поведения детей на дорогах, в лесу, во время поездок, походов и экскурсий, в моменты проведения различных игр, в период трудовой деятельности. Запланирована учебно-практическая работа по выполнению и соблюдению правил пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание спортивных занятий (под руководством учителей физкультуры) и различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки. Спортивные занятия проводятся один раз в день в соответствии с планом работы.
Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью и спортивными мероприятиями, четким режимом жизнедеятельности и питания.
Цель программы: укрепление здоровья, реализация двигательного и творческого потенциала участников смены.
Задачи программы:
1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
2. Реализация социального заказа общества, потребностей семьи, интересов и потребностей ребенка в сфере свободного времени через аспект физической культуры и спорта.
3. Изучение и учет познавательных, личных интересов, склонностей, способностей детей для осуществления личностно-ориентированного и развивающего обучения.
4. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития ребенка через включение в разнообразие деятельности интеллектуального, творческого, спортивного характера, помощь в развитии индивидуальных способностей детей.
5. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей, отдыхающих в лагере.
6. Организация содержательного досуга детей и подростков.
7. Формирование у детей и подростков навыков общения и толерантности.
8. Укрепление здоровья детей.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
1. Безусловная безопасность всех мероприятий;
2. Учет особенностей каждой личности;
3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2018 года из числа учащихся 1-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 58человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 18 дней.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- концерты, фестивали, акции.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на апрель-июнь 2018 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – март – май 2018 г.
II этап. Организационный – 01.06. 2018 г.
III этап. Основной – 01.06 по 27.06 2018г.
IV этап. Заключительный – 27.06. 2018 г.
Основные формы реализации программы.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Олимпиец - 2018» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, гражданина и патриота своей Родины, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные направления и виды деятельности.
Направления и виды деятельности
Основной вид деятельности: физкультурно-оздоровительная.
Программа выполняет следующие функции:
Оздоровительная |
направлена на отдых и укрепление здоровья через подвижные игры, спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе. |
Социально-досуговая |
находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми. |
Воспитывающая |
формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций. |
Развивающая |
активизация резервных возможностей организма. |
Обучающая |
развитие познавательных и организаторских качеств: внимания, фантазии, памяти. |
Развлекательная |
создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на первый взгляд (трудовой десант, уборка территории) в увлекательные приключения.
|
Основные блоки программы
Программа имеет блочно-модульную структуру
1 блок - оздоровительные и профилактические мероприятия, приобщение к здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика (разминка) проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Медицинский контроль в начале и конце смены.
2 блок - спортивный:
- спортивно-физкультурные мероприятия;
- участие в лагерных соревнованиях.
3 блок - развлекательно-познавательный.
Заочные путешествия, викторины, подвижные игры, конкурсы на спортивную тематику, просмотр фильмов о спорте, походы на природу.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры, походы и поездки – еще и воспитанию дружбы.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – март - май
Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря дневного пребывания детей «Олимпиец-2018»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запускпрограммы«Олимпиец-2018»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- сплочениеотрядов;
- формирование законов и условий совместной деятельности;
- подготовку к дальнейшей работе по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы - июнь.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведениимероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье.
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап –27 июня 2018г.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем.
Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Кадровый ресурс:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря,
- заместитель директора по ВР;
- учитель физической культуры.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).
Материально-технический ресурс:
|
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кабинеты |
Классныйкабинет |
Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал |
Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) |
Материальнаябаза школы |
Физ. руководитель |
Спортивнаяплощадка |
Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания |
Материальнаябаза школы |
Физ. руководитель |
Пришкольныйучасток |
Занятия на природе, изготовление гербариев |
Материальнаябаза школы |
Воспитатели, администрациялагеря |
Актовый зал |
Праздничные экологические мероприятия и концерты |
Материальнаябаза школы |
Воспитатели, администрациялагеря |
Медкабинет |
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Материальнаябаза школы |
Медицинскийработник |
Школьнаябиблиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности |
Материальнаябазашколы |
Библиотекарь |
Школьнаястоловая |
Завтрак, обед. |
Фонд социального страхования, местный бюджет |
Заведующаяпищеблоком |
Методическийкабинет |
Творческаямастерскаявоспитателей. |
Материальнаябазашколы |
Воспитатели |
Комнатыгигиены |
Туалет, раздевалка |
Материальнаябазашколы |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений (разучивание новых технических и тактических приёмов игры в баскетбол, футбол).
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-
нравственных норм.
9. Личностный спортивный рост участников смены.
Режим работы лагеря «Олимпиец – 2018»
- 9.00- Встреча детей.
- 9.00-9.15- Зарядка (проводит воспитатель)
- 9.15-9.20- Утренняя линейка (объявление плана работы на день)
- 9.20-9.30- "Минутки здоровья"(проводит воспитатель)
- 9.30-10.00- Завтрак
- 10.00-13.30- "Твори!Выдумывай!Пробуй!"
- 13.30-14.00- Обед
- 14.00-14.25- Игры, конкурсы, соревнования, творческие мероприятия
- 14.25-14.45 – Линейка по итогам дня.
- 14.45-15.00- Уборка помещения лагеря, подведение итогов дня
Календарный план работы смены:
Дни |
Мероприятия |
Тематика дня |
1-й день 01.06.2018 |
|
Кто любит спорт, тот здоров и бодр. |
2-й день 04.06.2018 |
|
Где здоровье - там и красота |
3-й день 05.06.2018 |
|
Двигайся больше - проживешь дольше. |
4-й день 06.06.2018 |
|
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда. |
5-й день 07.06.2018 |
|
Кто встал до дня, тот днем здоров. |
6-й день 08.06.2018 |
- спартакиада (мальчики) - прыгалки – скакалки (девочки)
|
Если хочешь быть здоров - закаляйся. |
7-й день 09.06.2018 |
|
Чистота - залог здоровья. |
8-й день 13.06.2018
|
|
Гимнастика удлиняет молодость человека |
9-й день 14.06.2018 |
|
Движение это жизнь. |
10-й день 15.06.2018 |
«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
|
Каждый кузнец своего здоровья |
11-й день 18.06.2018 |
|
Кто пешком ходит тот долго живет |
12-й день 19.06.2018 |
|
Быстрого и ловкого болезнь не догонит! |
13-й день 20.06.2018 |
«Как снять усталость с ног»
|
Кто спортом занимается, тот силы набирается. |
14-й день 21.06.2018 |
|
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. |
15-й день 22.06.2018 |
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
|
|
16-й день 25.06.2018 |
|
И смекалка нужна, и закалка важна. |
17-й день 26.06.2018 |
|
|
18-й день 27.06.2018 |
|
Здоровому все здорово. |
Приложение 1.
Законы и правила лагеря
"Олимпиец - 2018" |
- Закон хозяина
Школа наш дом, мы хозяева в нем.
Чистота, порядок, уюти покой, прежде всего зависят отнас.
- Закон точности
Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя
- Закон поднятой руки
Наверху увидел руку – в зале тишина, ни звука!
Уважай других и себя, слушай собеседникаи воспитателя.
- Каждый в ответе зато, что с ним происходит.
Сначала подумай, потом действуй.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Не стесняйся спросить совета или помощи.
- Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности!
Приложение 2.
Права
Олимпийцев |
- Право безопасности жизни.
- Право свободного общения.
- Права уважения личности.
- Право на информацию
- Право творческого созидания.
- Право на инициативу
- Право познания.
- Право быть счастливым
- Право свободы выбора деятельности.
- Право на ошибку.