Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа курса внеурочной деятельности «Учись быть читателем»

 Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа курса внеурочной деятельности  «Учись быть читателем»

 

Номинация  «Дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности».

Срок реализации программы: 2 года

Сведения о составителе:

Дзюба Татьяна Алексеевна

библиотекарь

Адрес ОУ: 658325

п.Усть-Юган квартал 2-1 дом 40

Нефтеюганский район

ХМАО-Югра

Тел.: 8(3463)316020

 

Программа курса внеурочной деятельности «Учись быть читателем»

 

Пояснительная записка

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы внеклассных мероприятий «Учись быть читателем» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.  Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Цель программы – создание условий для формирования потребности в самостоятельном систематическом  чтении.

Задачи: способствовать расширению общего кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; научить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, развивать образное мышление, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и коммуникативные умения; способствовать формированию  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;научить ориентироваться в библиотечном пространстве; воспитывать любовь к книге, к чтению, бережное от­ношение к книгам, развитие навыков компьютерной грамотности средствами ИКТ-технологий.

Основной формой работы являются внеурочные занятия: занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — экскурсии,  игры - комбинации с чтением и беседами; игры- путешествия; экскурсии; литературные викторины, конкурсы; чтение литературных произведений, их обсуждение, занятия - практикумы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на  33 часа для учащихся 1 класса, 34 часа  для разновозрастной группы 2-3классов.

Условия реализации программы

 

Ключевым условием успешной реализации программы «Учись быть читателем» является отбор детской литературы для чтения по следующим критериям: литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста; используемые произведения не изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения; учебный материал должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста

Наличие материально-технического оснащения, оборудования: книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей); технические средства (ПК, мультимедийная система, CD и DVD диски с записями литературных произведений, сказок, детских песенок, мультфильмов); канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки); дидактический материал (схемы, тесты, карточки).

 

Ресурсы  реализации программы

 

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять их потенциал – ключевая задача руководителя.

Кадровый ресурспрограммы в норме, если:к реализации программы привлечен педагог (библиотекарь), владеющий способами и средствами  организации художественно-познавательной деятельности;уровень квалификации педагогического работника(библиотекаря) соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся;  педагог(библиотекарь) сам работает по программе непрерывного педагогического образования.

Организационный  ресурспредполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации.Важным организационным ресурсомявляется создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи.

Информационные ресурсы включают информацию о детях, о содержании внеурочного образования, его организации и методике.Информационно-методический ресурс реализации программы состоит из:количественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения библиотеки, поддерживающей организацию внеурочной деятельности;комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами; качественных характеристик школьного сервера, школьного сайта, внутренней и внешней сети.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Воспитательные результаты художественно-познавательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов- приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся в области истории книги, строения книги; умение выбрать книгу и читать ее.

Второй уровень результатов  - возрастание  интереса к литературе, к чтению;  понимание учеником, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир  художественной и познавательной литературы  при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение  кругозора и познавательного интереса воспитанников; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия – опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности задругих, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.

 

Ожидаемые предметные  результаты реализации программы

 

Школьник научится:

  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений
  • давать элементарную характеристику литературным произведениям.
  • понимать текст и его интерпретировать;
  • воспринимать художественное произведение как искусство слова;
  • размышлять и фантазировать;
  • воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;
  • читать вслух и про себя;              
  • научится  самостоятельной читательской деятельности.
  • самостоятельно работать со справочной литературой (энциклопедии, словари, справочники); осуществлять поиск книг в библиотеке;
  • самостоятельно работать с книгой как с источником информации.

Учащиеся будут знать:что такое библиотека; структуру книг; разделы фонда библиотеки;  виды печатных изданий;  нетрадиционные носители информации (аудио, видео, читательский формуляр, картотека, библиографические указатели).

 

Ожидаемые метапредметные результатыреализации программы

Ученик научится:

искать:опрашивать окружение;консультироваться у учителя;получать информацию;

думать:устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;уметь противостоять неуверенности и сложности;занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:уметь работать в группе;принимать решения;улаживать разногласия и конфликты;договариваться;  разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:использовать новые технологии информации и коммуникации;стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы, защита проектов. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся тестирование, игры, предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, за­гадки, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Знания учащихся оцениваются при проведении праздников, дети поощряются словесно, материально (призы, грамоты, дипломы).  Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

 

Учебно-методическая литература

 

  1. Багаева М.А. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки. – Волгоград, 2011.
  2. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 классы. /Сост. Е.В.Илдаркина. – 2-е изд. – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2007.
  3. Библиотечные уроки. Выпуск 2: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 классы  – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2008.
  4. Гендина Н.И. и др. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. – М., 2008.
  5. Егорова А.А. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников. - Волгоград, 2009.
  6. Задорожная Е.В. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия. - Волгоград, 2010.
  7. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Биобиблиографический справочник. В 2-х частях. – М., 2002.
  8. Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия. – Волгоград, 2011.
  9. Чурикова З.А. и др. Путешествие в Читай-город: сценарии библиотечных уроков в 1-4 кл. – Волгоград, 2009.

 

 

Содержание курса.

 

1 год обучения.

Тема №1. Знакомство с библиотекой. Занятие – экскурсия. Знакомство с понятием «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читательский формуляр», правилами записи в библиотеку, условиями пользования библиотечными книгами.

Тема №2. Правила обращения с книгой.Знакомство с правилами бережного отношения к книге. Презентация «Правила обращения с книгой». Чтение стихотворений С.Маршака «Книжка про книжки», С.Михалкова «Калеки в библиотеке». Обсуждение стихотворений. Изготовление закладок в школьные учебники.

Тема №3. Библиотека – дом твоих друзей.Занятие – экскурсия в сельскую библиотеку.

Тема №4. Мой любимый сказочный герой.Прослушивание русских сказок в аудиозаписи. Рисование любимого сказочного героя.

Тема №5. Моя любимая  книга.Представление детьми своих любимых детских книг.

Тема №6. Гимн книге.Знакомство с историей возникновения бумаги, письменности, книги. Презентация «Гимн книге», выполненная в PowerPoint.

Тема №7. Как делают книгу.Знакомство с процессом изготовления книги в современное время, профессиями, занятыми в книгопечатании. Презентация «Как делают книгу», выполненная в PowerPoint. Изготовление книжки-малышки.

Тема №8. Кто рисует в книге?Знакомство с книжной графикой, её особенностями. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторовЕ. И. Чарушина, В. Г. Сутеева и книгами, которые они иллюстрировали. Громкие чтения произведений  Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева. Просмотр видеоролика по сказке В.Г.Сутеева «Под грибком». Презентация «Художники - иллюстраторы», выполненная в PowerPoint.

Тема №9. Вести со всей планеты.Знакомство с кругом периодических изданий для младших школьников.

Тема №10. Истории Снеговика.Знакомство с литературными произведениями о зиме.

Тема №11. Проделки Снежной королевы. Чтение стихотворений, рассказов о новогодних праздниках.

Тема №12. Веселый Новый год. Знакомство с традициями празднования Нового года в разных странах. Презентация «Веселый Новый год», выполненная в PowerPoint.

Тема №13. Путешествие в Книгоград. Праздник «Посвящение в читатели». Презентация «Путешествие в Книгоград», выполненная в PowerPoint.

Тема №14. Если книжка заболела. Повторение правил бережного отношения к книге. Проверка сохранности школьных учебников. Изготовление закладок. Мелкий ремонт книг.

Тема №15. Кто лучше знает стихи Агнии Барто. Знакомство со стихотворением «Медвежонок – невежа». Обсуждение стихотворения. Просмотр видеороликов по произведениям А.Барто. Прослушивание  стихов поэтессы в аудиозаписи.

Тема №16. Сказки народов Севера. Знакомство со сказками народов ханты и манси: «Гордый олень», «Два брата». Просмотр мультфильма по сказке «Бабушка и внук». Отгадывание народных загадок. Решение кроссвордов. Иллюстрирование понравившихся эпизодов.

Тема №17. Здравствуйте, птицы! Знакомство с литературными произведениями о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Просмотр видеоролика. «Раненая птица». Викторина «Птицы нашего края».

Тема №18. Веселый день с Сергеем Михалковым. Знакомство с веселыми стихами С.Михалкова «Прививка», «Веселый турист», «Фантазер», «Изобретатели» и др. Игра «Мы- веселые читатели».

Тема №19.

Читаем рассказы В.Осеевой. Знакомство с рассказами В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья». Обсуждение произведений. Игра «Уроки этикета».

Тема №20. Звездный сын Земли. Знакомство с рассказом Л.Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». Составление устного отзыва о книге. Аппликация «К звездам».

Тема №21. В мире профессий. Знакомство со стихотворением В.Маяковского «Кем быть?».  Рассказ детей о профессиях родителей.  Отгадывание загадок на тему «Профессии». Рисование «Моя будущая профессия».

Тема №22. Ребятам о зверятах. Знакомство с произведениями В.Бианки «Кто чем поет», «Хвосты», «Лесная газета». Просмотр видеороликов по произведениям.  Презентация «Мое животное». Иллюстрирование понравившегося эпизода.

Тема №23. Солнечная светлость книжной премудрости. Занятие – праздник. Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов. Вручение читательских билетов. Концерт. Выставка творческих работ воспитанников.

 

2 год обучения.

 

Тема №1. Вводное занятие. «Чудесная страна биб­лиотека». Беседа, повторение понятий «библиотека», «библиотекарь», «формуляр», «абонемент», «читальный зал» и др.

Тема №2. «Чудо, имя которому – книга». Повторение и закрепление  правил обращения с книгой, правил поведения в библиотеке. Просмотр и обсуждение мультфильма «Гришкины книжки», видеоролика «Как обращаться с книгой». Выполнение мини-проекта «Закладка – в каждый учебник».

Тема №3. Зачем нужны книги. Беседа-диалог о пользе книги, чтения. Анкетирование обучающихся «Какой я читатель», анализ анкет.

Тема №4. Мой читательский паспорт.  Знакомство с понятиями «паспорт», «биография», «права читателя», «обязанности читателя».Выполнение мини-проекта «Мой читательский паспорт».

Тема №5. Как правильно выбирать и читать книги.Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг. Знакомство с понятием «рекомендательный список», правилами составления рекомендательного списка.Выполнение мини – проекта «Составление рекомендательного списка».

Тема №6. Поговорим о наших мамах. Знакомство с литературными произведениями о маме, их выразительное чтение.  Заучивание одного стихотворения наизусть. Конкурс чтецов. Выполнение проекта «Подарок маме».

Тема №7.«Гардероб» для книги.Элементы книги. Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: «книжный блок», «переплёт», «обложка», «суперобложка», «титульный лист», «иллюстра­ции», «форзац».Викторина по основным элементам книги. Показ элементов книги в различных изда­ниях.Просмотр и обсуждение видеороликов «Структура книги»,  «Справочный аппарат книги». Разгадывание тематического кроссворда. Изучение памятки «Структура книги». Итоговое тестирование по теме занятия.

Тема №8.«Кто рисует ваши книги».  Художественное оформление книги. Иллюстрации. Виды иллюстраций. Знакомство детей с художниками-иллюст­раторами. Показ мультимедийной презентации. Просмотр мультфильма по сказке В. Суте­ева «Кто сказал “Мяу”». Создание иллюстраций к любимой книге. Выполнение проекта «Сборник иллюстраций».

Тема №9.  Как написать отзыв на книгу.Советы биб­лиотекаря. Знакомство с понятиями «отзыв на книгу», «устный отзыв», «письменный отзыв». План составления письменного и устного отзыва. Выполнение мини – проекта «Отзыв на любимую книгу».

Тема №10.Ратный подвиг родного народа. Знакомство с ратной историей России на страницах художественных произведений. Литературное слушание разножанровых произведений о ратных подвигах русского народа. Выразительное чтение стихотворений. Разучивание наизусть по выбору детей.

Тема №11.Твои   первые  энциклопедии,   словари, справочники. Знакомство учащихся с понятием «спра­вочная литература».  Типы, виды справочной литературы. Энциклопедии для младших школьников. Алгоритм самостоя­тельного поиска нужного материала.Просмотр энциклопедий из серии «Я познаю мир», «Что такое? Кто такой?». Практическая работа по самостоятельному поиску информации.

Тема №12.Золотая полка нашего класса.Знакомство с понятием «книжная выставка». Какие бывают выставки? Для чего нужны книжные выставки?Выполнение мини-проекта «Оформление книжной выставки».

Тема №13.Дневник чтения. Знакомство с понятием «дневник чтения», правилами ведения дневника.Оформление дневника чтения, закрепление навыка ведения дневника.

Тема №14.Книги, которые я выбираю. Повторение понятия «рекомендательный список»,  правила составления рекомендательного списка. Выполнение мини-проекта «Составление списка летнего чтения».

Тема №15. Мы – читатели! Творческая встреча. Занятие – праздник. Разгадывание загадок, ребусов, игры, шутки, розыгрыши. Концерт. Презентация творческих проектов.

 

Учебно-тематический план

 

1 класс.

33 часа, 1 час в неделю

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Знакомство с библиотекой

1

Знакомство с понятием «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читательский формуляр», правилами записи в библиотеку, условиями пользования библиотечными книгами.

Разгадывание загадок. Чтение сказки «Телефон» К.Чуковского по ролям.

2

Правила обращения с книгой

2

Знакомство с правилами бережного отношения к книге. Презентация «Правила обращения с книгой».

Чтение стихотворений С.Маршака «Книжка про книжки», С.Михалкова «Калеки в библиотеке». Обсуждение стихотворений. Изготовление закладок в школьные учебники.

3

Библиотека – дом твоих друзей

1

 

Занятие – экскурсия в сельскую библиотеку

4

Мой любимый сказочный герой

1

Сказка как литературный жанр. Бытовые, волшебные сказки, сказки о животных.

Прослушивание русских сказок в аудиозаписи. Рисование любимого сказочного героя.

5

Моя любимая  книга

1

 

Представление детьми своих любимых детских книг.

6

Гимн книге

1

Знакомство с историей возникновения бумаги, письменности, книги.

Презентация «Гимн книге», выполненная в PowerPoint.

7

Как делают книгу

2

Знакомство с процессом изготовления книги в современное время, профессиями, занятыми в книгопечатании.

Презентация «Как делают книгу», выполненная в PowerPoint. Изготовление книжки-малышки.

8

Кто рисует в книге?

3

Знакомство с книжной графикой, её особенностями. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева и книгами, которые они иллюстрировали.

Громкие чтения произведений  Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева. Просмотр видеоролика по сказке В.Г.Сутеева «Под грибком». Презентация «Художники - иллюстраторы», выполненная в PowerPoint.

9

Вести со всей планеты

2

Знакомство с кругом периодических изданий для младших школьников.

Просмотр детских журналов. Изучение рубрик журналов. Чтение статей. Разгадывание загадок, ребусов.

10

Проделки Снежной королевы

1

 

Чтение, обсуждение рассказов о новогодних праздниках, разучивание стихотворений.

11

Веселый Новый год

1

Знакомство с традициями празднования Нового года в разных странах.

Презентация «Веселый Новый год», выполненная в PowerPoint.

12

Истории Снеговика

1

Знакомство с литературными произведениями о зиме.

Громкие чтения, развитие навыка выразительного чтения.

13

Если книжка заболела

2

Повторение правил бережного отношения к книге.

Проверка сохранности школьных учебников. Изготовление закладок. Мелкий ремонт книг.

14

Кто лучше знает стихи Агнии Барто

2

Знакомство со стихотворением «Медвежонок – невежа».

Обсуждение стихотворения. Просмотр видеороликов по произведениям А.Барто. Прослушивание  стихов поэтессы в аудиозаписи.

15

Путешествие в Книгоград

1

 

Праздник «Посвящение в читатели». Презентация «Путешествие в Книгоград», выполненная в PowerPoint.

16

Сказки народов Севера

2

Знакомство со сказками народов ханты и манси: «Гордый олень», «Два брата».

Просмотр мультфильма по сказке «Бабушка и внук». Отгадывание народных загадок. Решение кроссвордов. Иллюстрирование понравившихся эпизодов.

17

Здравствуйте, птицы!

1

Знакомство с литературными произведениями о птицах.

Отгадывание загадок о птицах. Просмотр видеоролика. «Раненая птица». Викторина «Птицы нашего края»

18

Звездный сын Земли

2

Знакомство с рассказом Л.Обуховой «Как мальчик стал космонавтом».

Обсуждение  книги. Аппликация «К звездам»

19

Веселый день с Сергеем Михалковым

1

Знакомство с веселыми стихами С.Михалкова «Прививка», «Веселый турист», «Фантазер», «Изобретатели» и др.

Игра «Мы - веселые читатели»

20

Читаем рассказы В.Осеевой

1

Знакомство с рассказами В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья».

Обсуждение произведений.

21

В мире профессий

1

Знакомство со стихотворением В.Маяковского «Кем быть?». 

Рассказ детей о профессиях родителей.  Отгадывание загадок на тему «Профессии». Рисование «Моя будущая профессия».

22

Ребятам о зверятах

2

Знакомство с произведениями В.Бианки «Кто чем поет», «Хвосты», «Лесная газета».

Просмотр видеороликов по произведениям.  Презентация «Мое животное». Иллюстрирование понравившегося эпизода.

23

Солнечная светлость книжной премудрости

1

 

Занятие – праздник. Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов. Вручение читательских билетов. Концерт. Выставка творческих работ воспитанников.

 

 

2 - 3 класс.

34 часа, 1 час в неделю

 

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Чудесная страна биб­лиотека

1

Повторение понятий «библиотека», «библиотекарь», «формуляр», «абонемент», «читальный зал».

Разгадывание кроссвордов, ребусов, игры с буквами и словами.

2

Чудо, имя которому – книга

2

Повторение и закрепление  правил обращения с книгой, правил поведения в библиотеке.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Гришкины книжки», видеоролика «Как обращаться с книгой». Проверка сохранности школьных учебников. Обращение к родителям.  Выполнение мини-проекта «Закладка – в каждый учебник». Соблюдение правил техники безопаснос­ти при работе с ножницами и клеем.

3

Зачем нужны книги

1

Диалог о пользе книги, чтения.

Анкетирование обучающихся «Какой я читатель», анализ анкет.

4

Мой читательский паспорт

2

Знакомство с понятиями «паспорт», «биография», «права читателя», «обязанности читателя».

Выполнение мини-проекта «Мой читательский паспорт».

5

Как правильно выбирать и читать книги

3

Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг. Знакомство с понятием «рекомендательный список», правилами составления рекомендательного списка.

Выполнение мини – проекта «Составление рекомендательного списка».

6

Поговорим о наших мамах

3

Знакомство с литературными произведениями о маме.

Выразительное чтение литературных произведений о маме. Заучивание одного стихотворения наизусть. Конкурс чтецов. Подготовка к праздничному концерту, посвященному Дню матери России. Выполнение проекта «Подарок маме».Соблюдение правил техники безопаснос­ти при работе с ножницами и клеем.

7

«Гардероб» для книги.

4

Элементы книги. Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: «книжный блок», «переплёт», «обложка», «суперобложка», «титульный лист», «иллюстра­ции», «форзац».

Викторина по основным элементам книги. Показ элементов книги в различных изда­ниях.Просмотр и обсуждение видеороликов «Структура книги»,  «Справочный аппарат книги». Разгадывание тематического кроссворда. Изучение памятки «Структура книги». Итоговое тестирование по теме занятия.

8

Кто рисует ваши книги

3

Художественное оформление книги. Иллюстрации. Виды иллюстраций. Знакомство детей с художниками-иллюст­раторами.

Просмотр мультфильма по сказке В. Суте­ева «Кто сказал “Мяу”». Создание иллюстраций к любимой книге. Выполнение проекта «Сборник иллюстраций». Соблюдение правил техники безопаснос­ти при работе с ножницами и клеем.

9

Как написать отзыв на книгу

2

Знакомство с понятиями «отзыв на книгу», «устный отзыв», «письменный отзыв». План составления письменного и устного отзыва.

Выполнение мини – проекта «Отзыв на любимую книгу».

10

Ратный подвиг родного народа

2

Знакомство с ратной историей России на страницах художественных произведений

Литературное слушание разножанровых произведений о ратных подвигах русского народа. Выразительное чтение стихотворений. Разучивание наизусть по выбору детей.

11

Твои   первые  энциклопедии,   словари, справочники

3

Знакомство учащихся с понятием «спра­вочная литература».  Типы, виды справочной литературы. Энциклопедии для младших школьников. Алгоритм самостоя­тельного поиска нужного материала.

Просмотр энциклопедий из серии «Я познаю мир», «Что такое? Кто такой?». Практическая работа по самостоятельному поиску информации.

12

Золотая полка нашего класса

2

Знакомство с понятием «книжная выставка». Какие бывают выставки? Для чего нужны книжные выставки?

Выполнение мини-проекта «Оформление книжной выставки».

13

Дневник чтения

2

Знакомство с понятием «дневник чтения», правилами ведения дневника.

Оформление дневника чтения, закрепление навыка ведения дневника.

14

Книги, которые я выбираю

3

Повторение понятия «рекомендательный список»,  правила составления рекомендательного списка

Выполнение мини-проекта «Составление списка летнего чтения».

15

Мы – читатели!

1

Творческая встреча

Занятие – праздник. Разгадывание загадок, ребусов, игры, шутки, розыгрыши. Концерт. Презентация творческих проектов.