Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

 

Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет

 

Шепетко Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

 

 

Пояснительная записка

Фольклор уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.

Актуальность.Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления воспитанниково народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность звуковой палитры народныхпопевок даёт возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании музыкально-поэтических текстов развивают голос. Повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счёте освоить национальный характер самовыражения.

В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

  • комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
  • духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
  • опыт традиционного воспитания и народную этику;
  • народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
  • систему празднично-обрядовой деятельности;
  • фольклорно-этнографические тексты.

Содержаниеучебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в тот или иной календарный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и является образовательной в области «Искусство». Основывается на совокупности учебных программ по предметам: «Народный календарь» (К.В. Орлова, О.А. Федотовская), «Народные игры» (О.А. Федотовская), «Народная игрушка» (О.А. Федотовская), «Фольклор и этнография» (С.В. Балуевская, О.А. Федотовская), «Народная хореография» (О.А. Федотовская), «Класс фольклорного ансамбля» (О.А. Федотовская).

Новизна настоящей программы состоит в концептуальном подходе к охвату осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара. В течение двух лет дети изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Для достижения поставленной цели решается ряд задачвоспитательной, образовательной и развивающей направленности.

Обучающая задача – знакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; разучивать музыкально-поэтические тексты; способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.

Развивающая задача – развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Воспитательная задача – воспитывать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

Определение цели, задач и содержания изучаемого курса по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:

  • учёт возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
  • доступности;
  • межпредметных связей;
  • наглядности;
  • системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение установок «от простого – к сложному», «от частного – к общему»;
  • дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребёнка, предполагающих реализацию индивидуальности воспитанников.

Дополнительная образовательная программа разработана для занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет).

Срок реализации программы два года. Кружок проводится 1 раз в неделю, в вечернее время. Длительность кружковых занятий 30 минут.

Психолого-педагогические особенности развития детей, участвующих в реализации программы.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности ярко проявляются взаимоотношения детей. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Развитиевоображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, обладают высоким уровнем по­знавательного и личностного развития.

Условия реализации программы

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, межгрупповые.

По способу организации занятий можно выделить следующие:

  • тематические (традиционные) занятия;
  • комбинированные занятия;
  • занятия – театрализованные представления;
  • репетиции;
  • праздники (вечоры), по возможности вместе с родителями;
  • экскурсии (выставки, музеи);
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:

  1. Беседа по изучаемой теме;
  2. Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара);
  3. Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);
  4. Дикционные упражнения (скороговорки);
  5. Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);
  6. Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;
  7. Подведение итогов, обобщение.

Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на занятии.

Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы проведения диагностики:

- творческие зачёты;

- тестирование;

- анкетирование;

- отчетные концерты.

Участники реализации программы: педагог – обучающиеся – родители.

Обязательным для всех является участие в праздниках и вечёрках, которые наполняются традиционным содержанием и проводятся в строго определённые сроки (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.). Здесь происходит практическая реализация и закрепление полученных на занятиях знаний. Важно то, что таким образом дети участвуют в сохранении и восстановлении народных обычаев и праздников, становятся носителями своей родной культуры. Родители также принимают непосредственное участие и в подготовке: шьют народные костюмы, готовят традиционные угощения для чаепитий и атрибуты праздника. Также с родителями осуществляется постоянный контактнародительских собраниях и индивидуальных консультациях говорится о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны.Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит поддержке и развитию эмоциональной и духовной близости.

Примерный учебно-тематический план

Первый год обучения

Цель:ознакомить с народным календарём, дать элементарные навыки образования по фольклору.

Задачи:

- обучающая: выявить индивидуальные особенности ребенка; показать результат ближней и дальней перспективы; освоить репертуар, предусмотренный программой.

- развивающая: развить интерес к народным традициям; развить и закрепить мотивацию к заинтересовавшей деятельности.

- воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, доброжелательность, вежливость и культуру поведения;привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.

 

Название темы

Количество занятий

Время, затраченное на занятия

Общее количество затраченного времени

 

Вводное занятие

1

30 минут

30 минут

1.

«Осень, осень, гости недель восемь»

8

30 минут

4 часа

2.

«Зазимье пришло, засидки принесло»

6

30 минут

3 часа

3.

Подготовка к зимним Святкам

3

30 минут

1 час

30 минут

4.

«Зимняя сказка»

2

30 минут

1 час

5.

«А мы Масленку дожидали»

3

30 минут

1 час

30 минут

6.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе

7

30 минут

3 часа

30 минут

7.

«Весна красна, тёплоелетечко»

3

30 минут

1 час

30 минут

 

Экскурсии

2

30 минут

1 час

 

Итоговое занятие

1

30 минут

30 минут

 

ИТОГО:

36

 

18 часов

Содержание программы

Первый год обучения

Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой двух лет обучения. Знакомство с историей предмета.

Практика:знакомство с детьми и детей друг с другом (игры с названием имени).

Тема 1. «Осень, осень, гости недель восемь»

Теория:Осенние праздники народного календаря:

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Переход от осени к зиме. Взаимосвязь природы и человека.

Пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

Практика:Открытое занятие для родителей «Батюшка Покров, покрой земельку снежком, дом теплом, нас добром».Считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зазимье пришло, засидки принесло»

Теория:

- «На что и клад, коли в семье лад»: семейные традиции, уклад семейной жизни, рождение детей.

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»: женский труд и рукоделия, русский традиционный народный костюм.

- «Кузьминки – об осени поминки» 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика:игры, пестушки, потешки, колыбельные.

Тема 3. Подготовка к зимним Святкам

Теория:

- 25 декабря Спиридон-солнцеворот;

- 7 января Рождество Христово. 

Традиции и обычаи  этих праздников; «ряженые», колядовщики.

Практика:разучивание колядок, святочных игр, хороводов, гаданий; изготовление атрибутики, колядование по творческим объединениям Центра.

Тема 4.«Зимняя сказка»

Теория: пословицы, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Сказки о животных и волшебные сказки.

Практика: обыгрывание сказки на выбор..

Тема 5. «А мы Масленку дожидали»

Теория: название дней масленичной недели;

- 15 февраля Сретенье. Зима с весной встретится, перелом зимы.

Практика: масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Масленицу провожаем, Христова дня дожидаем».

Тема 6. Великий Пост. Подготовка к Пасхе

Теория: значение Поста, особенности постового времени, постная еда, поступки хорошие и плохие (грехи), рукоделия и ремёсла.

- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- «Верба хлёст,бьёт до слёз». Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- «Дорого яичко ко Христову дню». Значение праздника Пасхи, традиции пасхального столования.

Практика:заклички, духовные стихи, Пасхальный тропарь.

Тема 7. «Весна красна, тёплоелетечко»

Теория:

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Ой, весна-красна!».

Экскурсии:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень, осень, гости недель восемь»;

- Шатурский краеведческий музей. Экспозиция  «Народный быт»;

Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».

Прогнозируемые результаты первого года обучения

Знания

Умения

- основные праздники народного календаря;

- несколько образцов загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен

 

- организовать жеребьёвку и игру без помощи взрослых;

- выполнять ритмические, дикционные, дыхательные упражнения;

- слушатьпри пении другого поющего;

- выполнять плясовой шаг «с притопом»;

- исполнять освоенные игровые,  песенные и плясовые формы.

 

Примерный учебно-тематический план

Второй год обучения

Цель:сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного  календаря), основы исполнительских навыков.

Задачи:

- образовательная: освоить знанияпо народной культуре в целом (интенсивное освоение народных традиций);

- развивающая: развивать музыкальные способности детей, исполнительскую деятельность.

- воспитательная: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к традициям русского народа;

 

 

 

 

Название темы

Количество занятий

Время, затраченное на занятия

Общее количество затраченного времени

 

Вводное занятие

1

30 минут

30 минут

1.

«Осень – перемен восемь»

8

30 минут

4 часа

2.

«Зимушка-зима»

9

30 минут

4 часа

30 минут

3.

«Скоро сказка сказывается…»

2

30 минут

1 час

4.

«Дорогая наша Масленица»

3

30 минут

1 час 30 минут

5.

Великий пост. Пасха Христова.

7

30 минут

3 часа

30 минут

6.

«Весна-красна, что нам принесла?»

3

30 минут

1 час 30 минут

 

Экскурсии

2

30 минут

1 час

 

 

Итоговое занятие

1

30 минут

30 минут

 

 

ИТОГО:

36

 

18

 

             

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие

Теория:Правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой  второго года обучения.

Практика:повторение изученного материала за первый год обучения. Календарный круг.

Тема 1. «Осень – перемен восемь»

Теория: пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября.

Практика: считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зимушка-зима»

Теория:- «Не красна изба углами, а красна пирогами»: уклад семейной жизни, семейные традиции.

- «Не скучай работой, а скучай заботой»: народные промыслы; элементы русского традиционного народного костюма, их значение и функции.

- 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика:хороводные игры, плясовые песни. Занятие - вечерина с родителями «Кузьминки – об осени поминки».Подготовка к Святкам.

Тема 3. «Скоро сказка сказывается…»

Теория: ознакомление с повествовательными жанрами фольклора: сказка, духовный стих, поучительная быль.

Практика:колядки, обыгрывание сказки на выбор.

Тема 4. «Дорогая наша Масленица»

Теория: название и обычаи каждого дня.

Практика: подготовка и проведение масленичной недели. Масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Ты прощай, прощай, Масленка».

Тема 5. Великий Пост. Пасха Христова

Теория:  традиции Поста и празднования Пасхи, нормы и правила нравственного поведения.

- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- Пасха Христова.

Практика:былины, духовные стихи, пасхальный тропарь.

Тема 6. «Весна-красна, что нам принесла?»

Теория: приметы весны, весенние праздники

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Загануть ли семь загадок?».

Экскурсии:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень – перемен восемь»;

 - Шатурский краеведческий музей. Крестьянский зал;

Итоговое занятие-праздник для родителей«Разгар весны - предлетье».

Прогнозируемые результаты второго года обучения

Знания

Умения

- знать содержание и назначение праздников народного календаря;

- большое количество загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок,закличек, считалок, плясовых песен.

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- правильно петь «на опоре»;

- петь в унисон и с элементами двухголосия без сопровождения;

- исполнять более сложные игровые, песенные и плясовые формы.

Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

п/п

Раздел программы

 

Форма организации

Форма проведения

Способы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие

Лекции, игровые занятия

коллективная

Рассказ о занятиях кружка, рассматривание фотографий, знакомство с детьми – игры с названием имени

Входящая диагностика

2.

«Осень, осень, гости недель восемь»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия,открытое занятие для родителей

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о праздниках народного календаря данного периода; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры

Открытое занятие для родителей

3.

«Зазимье пришло, засидки принесло»

Занятия тематические,лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа о семейных традициях, женском труде, русском традиционном народном костюме; пестушки, потешки, колыбельные, игры

Устный опрос

4.

Подготовка к зимним Святкам

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, праздник

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о традициях и обычаях святочного периода; разучивание колядок, святочных игр, хороводов; изготовление атрибутики; колядование

Устный опрос

5.

«Зимняя сказка»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции,

театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Разучивание пословиц, загадок  про зиму, снег, вьюгу, метель; сказки о животных и волшебные сказки; обыгрывание сказки на выбор

Устный опрос

6.

«А мы Масленку дожидали»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о традициях каждого дня масленицы, его название; масленичные песни, игры, хороводы

Занятие- праздник

7.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ об особенностях постового времени, хороших и плохих поступках, рукоделиях и ремёслах; заклички; знакомство с духовными стихами, Пасхальным тропарём

Тематическая диагностика (Пасхальный кроссворд)

8.

«Весна красна,тёплоелетечко»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о весенних  и предстоящих летних праздниках; весенние игры и хороводы; разучивание летних песен и хороводов

Тематический опрос

9.

Экскурсии

Экскурсии

коллективная

Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения

Коллективное

сочинение

10.

Итоговое занятие

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Концертное исполнение освоенного материала

Концерт для родителей

Второй год обучения

п/п

Раздел программы

 

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие

Лекции, игровые занятия

коллективная

Беседа о земледельческом календарном круге; повторение ранее освоенного материала

Входящая диагностика

2.

«Осень – перемен восемь»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об осенних праздниках народного календаря; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры

Открытое занятие для родителей

3.

«Зимушка-зима»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об укладе семейной жизни; рассказ об элементах русского костюма; рассматривание иллюстраций; хороводные игры, плясовые песни

Устный опрос

4.

«Скоро сказка сказывается..»

Занятия тематические, репетиции, театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Слушание повествовательных жанров фольклора; разучивание колядок, обыгрывание сказки на выбор

Устный опрос

5.

«Дорогая наша Масленица»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об обычаях и названии каждого дня масленичной недели; подготовка к ней  и проведение; масленичные песни, игры, хороводы

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова.

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальнаягрупповая

Беседа о постовом времени, нравственном поведении; былины, духовные стихи, Пасхальный тропарь

Тематическая диагностика

 

 

«Весна-красна, что нам принесла?»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа о весенних праздниках и  приметах, о предстоящих летних праздниках; весенние хороводы, игры, летние песни и хороводы

Тематический опрос

8.

Экскурсии

Экскурсии

коллективная

Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения

Коллективное

сочинение

9.

Итоговое занятие

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Концертное исполнение освоенного материала

Концерт для родителей

Методическое сопровождение программы

Программно-методическое сопровождение программы включает в себя следующее:

  • Авторские методики:

- разработка тем программы;

- составление конспектов занятий.

  • Диагностические материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы.
  • Образно-иллюстративный материал:

- наглядные пособия;

- тематические слайды;

- дидактический и иллюстративный материал по темам занятий.

  • Методическая литература по предмету.
  • Литература для детей и родителей.
  • Дидактический материал:

- Анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания;

- Примерный репертуар;

- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой;

- Работа с родителями;

- Конспекты занятий;

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

- музыкальный зал;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

- аудио (cd) магнитофон, аудиокассеты, cd диски с записями фольклорного материала;

-dvdпроигрыватель и dvd  диски с записями фольклорного материала;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.

Список литературы

Для педагога

  1. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1994
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  3. Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа народной культуры. – Екатеринбург, 1999
  4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003
  5. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста. – М., 2006
  6. Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  7. Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
  8. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда, 2001
  9.  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., НИИ школьных технологий, 2006
  11. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. – Вологда, 2002
  12. Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009

Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей

  1. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2001
  3. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
  4. Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда, 2009
  5. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994
  6. Народный костюм Вологодской области. – Вологда, 1990
  7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001
  8. Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, 1995
  9. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994
  10. При солнышке тепло, при матери добро. – М., 1979
  11. Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весёлая, ситцевая игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда, 2009
  12. Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  13. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995
  14. Твой русский костюм /Этноклуб «Параскева», Шангина И.И. – Санкт-Петербург, 1997
  15. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 2001
  16. Шашуков Н.Л. Цвет ума народного. – Сокол, 1995
  17. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Приложение 1:

Вопросы к пасхальному кроссворду:

  1. Что является символом Пасхи? (Яйцо)
  2. Как называется сладкая пасхальная выпечка? (Кулич)
  3. Как называется праздник, во время которого освящаются в церкви куличи и крашенные яйца? (Пасха)
  4. Из какого молочного продукта приготовлена пасха? (Творог)
  5. Как называют человека, ведущего в церкви пасхальную службу? (Батюшка)
  6. Что звонит в пасхальные дни, создавая торжественное праздничное настроение у прихожан в церкви? (Колокола).

Приложение 2:

Примерный репертуар

Репертуар опубликован, см.:

  • Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  • Г. Парадовская От Рождества до Святой Пасхи.  – М., 2002
  • Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  • Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  • Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  • Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995

Приложение 3:

Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой

См. публикацию: Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Приложение 4:

Конспект занятия-праздника «Масленица»

Цель: воссоздать целостную картину традиционного народного празднования Масленицы.

Задачи:

- обучающая: изучить народные традиции праздника Масленицы, показать возможные формы досуга на основе фольклорных традиций;

- развивающая: развивать творческие способности, мыслительную деятельность, быстроту реакции, воображение, артистичность.

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

Оборудование: две шапки, снежки, тексты загадок, таблички с названиями продуктов, балалайка, блины и сладости для чаепития.

Ход занятия

Вот и закончилась зима. Отгуляли в январе Святки, встретили Рождество, Старый Новый год, Крещение, ещё были праздники. А сейчас пришло время Масленицу встречать.

Что вы знаете о празднике Масленица? (ответы детей)

Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». В каждый день Масленицы пекут блины и каждый день Мю недели имеет своё название:

*первый день – понедельник- «встреча». Само слово говорит за себя - Масленицу встречают. Заливают водой горки. М. называют «катальницей», потому что в этот праздник нужно кататься с гор, кататься на лошадях. А ещё звать, закликать солнышко, чтобы стало тепло, таял снег… Давайте вместе позовём солнышко

Закличка «Солнышко-вёдрышко»

*вторник – «заигрыш» - начинается веселье. Ходят друг к другу в гости, семья – к семье, родственники – к родственникам. Устраивают праздничный пир в «складчину», где каждый приносит своё угощение на общий стол (как мы с вами).

*среда – «лакомка». Также готовят всяческие лакомства, блины, пироги. Даже поговорка есть такая «Не бывает М. без блинов, как именин без пирогов». А не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Докучные сказки:

  1. Жили-были два гуся… Вот и сказка вся!
  2. Пришёл медведь к броду, бултых в воду. Уж он кис, кис, кис

Уж он мок, мок, мок. Выкис, вымок, вылез, высох. Встал на колоду, бултых в воду…

  1. Плавал и плавал у плотины карась. Сказка моя уже началась…

*четверг – «широкий» (разгул) – праздник в самом разгаре. Поют, пляшут, играют. А я вам загадки загадаю.

Загадки.

Девочки наши споют частушки:

  1. Балалаечка-гитара                         4. Я  иду, они стоят,

Утешеньице моё.                                    Четыре ёлочки подряд.

Балалайке сделать ножки,                     Ёлочка за ёлочкой,

Балалаечка пойдёт.                         Люблю мальчишку с      чёлочкой                                                         

  1. Я ходила на базар,               5. Скоро Масленка проходит

Видела Мирона.                                    Впереди Великий пост.

У Мирона на носу                        Сидит кошка на окошке,

Каркала ворона.                                    Вышивает себе хвост.

     3. На столе лежит арбуз,                           6. Если б не было  воды,

         На арбузе муха.                                     Не было бы кружки.

  Муха злится на арбуз,                         Если б не было девчат,

Что не лезет в брюхо.                            Кто бы пел частушки.

*пятница «тёщины блины» - едут в гости к тёще ( родственникам мамы, к бабушке, маминой маме). Проверим, какие хозяйки наши девочки, как помогают дома мамам. Нужны для конкурса две девочки.

Конкурс «Испеки блины» (отобрать набор продуктов, из которых затваривают тесто для блинов:

Картофель, молоко, перец, мука, блины, соль, масло, морковь, сахар, яйцо, лук ).

*суббота – «золовкины посиделки». Едут в гости к папиным родственникам. Проверим на ловкость наших мальчиков.

Конкурс «Шапочки». Выбираем двух мальчиков. Задача: сорвать шапку у своего соперника, стоя на правой ноге, левую держать рукой. Три раза.

*воскресенье – проводы Масленицы. Прощёное воскресенье.

Гуляют, поют песни, водят хороводы, веселятся. М.- проводы зимы, встреча весны. Строят снежную крепость. Делятся на две команды. Команда в крепости – зима, нападающая команда – весна. Взятие снежного городка, снежной крепости. Обязательно должна победить команда?... Весна! Проводят кулачные бои. Участвуют в них только мужчины.

Состязание «Стенка на стенку». Мальчики делятся на две команды. Зацепляемся под локти и по команде пытаемся грудью перетолкать противника на его сторону. Три попытки.

Игра в снежки типа «Взятие снежного городка». Все делимся на две команды, за 15 секунд перекидать снежки на противоположную сторону (за черту). У кого снежков осталось меньше – та команда победила.

На Масленицу  играют в «Горелки».

Вечером символично прощаются с зимой – сжигают чучело М., поют длинные лирические песни и прощальные песенки:

Поём «Масленицу провожаем»

Такие слова в песне, потому, что назавтра – с понедельника после М. начинается Великий пост. Что вы знаете про это особое время? (ответы детей)

Великий пост длится 7 недель, в это время не едят продукты животного происхождения. Но основная цель поста – думать о душе, делать добрые дела, не ругаться, не обижать  друг друга… Закончится Великий пост и будет другой великий праздник Пасха.

Когда масленичный костёр горит, кричат:

«Масленица, прощай, Христов день посылай!»

«Молоко горит, масло горит!»

«Масленица прокаталась, через год она обещалась!»

Прогорит масленичный  костёр, и все друг у друга прощенья просят, так как воскресенье называется «Прощёное»: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виновата перед тобой». А в ответ нужно сказать: «Бог простит». И тоже попросить прощения, потом три раза поцеловаться в щёку.

Вот так и проходит масленичная неделя. Сегодня среда – «лакомка». Давайте поиграем и пойдём за праздничный стол.

Игры на выбор: «Растяпа», «Золотые ворота», «Кот и мышь», «У дядюшки Трифона».

Чаепитие с родителями.

Конспект занятия «Народные игры»

Цель: практическое обучение народным играм, правилам игры.

Задачи:

- обучающая: разучить несколько народных игр, считалок;

- развивающая: многостороннее личностное развитие ребёнка (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое и т. д.)

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

Оборудование: необходимое количество стульев для участников игр, колечко.

Ход занятия

  1. Беседа о народных играх:

- Мы с вами сегодня разучим игры русского народа, в которые играли наши бабушки и  дедушки, прабабушки и прадедушки.

В русских народных играх существуют правила игры. Как вы думаете, каковы эти правила?

- …

- Одно из правил – выбор водящего не по назначению, а по считалке. Другое правило – лежачего не бьют. И ещё одно правило – борьба или битва до первой крови.

- Существуют различные типы игр: игры с предметами;   приуроченные к определённому этапу народного календаря (святочные,  масленичные); уличные игры и игры в помещении; ролевые игры…

2.  Разучивание поэтических текстов и напевов считалок:

«Соломинка, ярёминка», «Конь ретивый».

  1. Разучивание игры «Мигалки»: ставим стулья по кругу (по количеству вдвое меньше, чем количество игроков); распределяемся парами: один садится на стул, другой встаёт за ним; один из стульев свободен от сидящего, но стоящий за ним есть; он мигает одному из сидящих; сидящий, заметив это, перебегает к нему на свободный стул. Задача стоящего сзади – задержать руками своего убегающего. 
  2. Разучивание игры «Прянишна доска»: все сидят на стульях спина к спине, водящий ходит вокруг игроков, пока поётся песенка. Песенка закончилась, он касается коленки игрока, напротив которого остановился. Оба бегут в разные стороны(водящий – куда шёл, туда и бежит; другой – в противоположную сторону), чтобы занять освободившееся место. Кто занял, тот остаётся, кому не хватило места – тот водящий.
  3. Разучивание игры «Хороню я золото»: по считалке выбираем водящего – раздавать колечко, и того, кто смотрит – кому положили колечко. Пока поётся песенка, колечко нужно положить одному из игроков. Другой водящий наблюдает – кому положили колечко. Если угадал – он раскладывает колечко, если не угадал – водит ещё раз  (до тех пор, пока не угадает); а раскладывает тот, у кого было колечко.
  4. Подводим итог занятия: какие народные игры и считалки  разучили; повторяем поэтические и музыкальные тексты данных образцов.