Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет
МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область
Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет
Шепетко Татьяна Николаевна
музыкальный руководитель
Пояснительная записка
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.
Актуальность.Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления воспитанниково народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность звуковой палитры народныхпопевок даёт возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании музыкально-поэтических текстов развивают голос. Повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счёте освоить национальный характер самовыражения.
В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.
К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:
- комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
- духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
- опыт традиционного воспитания и народную этику;
- народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
- систему празднично-обрядовой деятельности;
- фольклорно-этнографические тексты.
Содержаниеучебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в тот или иной календарный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и является образовательной в области «Искусство». Основывается на совокупности учебных программ по предметам: «Народный календарь» (К.В. Орлова, О.А. Федотовская), «Народные игры» (О.А. Федотовская), «Народная игрушка» (О.А. Федотовская), «Фольклор и этнография» (С.В. Балуевская, О.А. Федотовская), «Народная хореография» (О.А. Федотовская), «Класс фольклорного ансамбля» (О.А. Федотовская).
Новизна настоящей программы состоит в концептуальном подходе к охвату осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара. В течение двух лет дети изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.
Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.
Для достижения поставленной цели решается ряд задачвоспитательной, образовательной и развивающей направленности.
Обучающая задача – знакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; разучивать музыкально-поэтические тексты; способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.
Развивающая задача – развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).
Воспитательная задача – воспитывать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.
Определение цели, задач и содержания изучаемого курса по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:
- учёт возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
- доступности;
- межпредметных связей;
- наглядности;
- системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение установок «от простого – к сложному», «от частного – к общему»;
- дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребёнка, предполагающих реализацию индивидуальности воспитанников.
Дополнительная образовательная программа разработана для занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет).
Срок реализации программы два года. Кружок проводится 1 раз в неделю, в вечернее время. Длительность кружковых занятий 30 минут.
Психолого-педагогические особенности развития детей, участвующих в реализации программы.
Дошкольный возраст (5-7 лет)
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности ярко проявляются взаимоотношения детей. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Развитиевоображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Условия реализации программы
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, межгрупповые.
По способу организации занятий можно выделить следующие:
- тематические (традиционные) занятия;
- комбинированные занятия;
- занятия – театрализованные представления;
- репетиции;
- праздники (вечоры), по возможности вместе с родителями;
- экскурсии (выставки, музеи);
- участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:
- Беседа по изучаемой теме;
- Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара);
- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);
- Дикционные упражнения (скороговорки);
- Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);
- Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;
- Подведение итогов, обобщение.
Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на занятии.
Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы проведения диагностики:
- творческие зачёты;
- тестирование;
- анкетирование;
- отчетные концерты.
Участники реализации программы: педагог – обучающиеся – родители.
Обязательным для всех является участие в праздниках и вечёрках, которые наполняются традиционным содержанием и проводятся в строго определённые сроки (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.). Здесь происходит практическая реализация и закрепление полученных на занятиях знаний. Важно то, что таким образом дети участвуют в сохранении и восстановлении народных обычаев и праздников, становятся носителями своей родной культуры. Родители также принимают непосредственное участие и в подготовке: шьют народные костюмы, готовят традиционные угощения для чаепитий и атрибуты праздника. Также с родителями осуществляется постоянный контактнародительских собраниях и индивидуальных консультациях говорится о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны.Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит поддержке и развитию эмоциональной и духовной близости.
Примерный учебно-тематический план
Первый год обучения
Цель:ознакомить с народным календарём, дать элементарные навыки образования по фольклору.
Задачи:
- обучающая: выявить индивидуальные особенности ребенка; показать результат ближней и дальней перспективы; освоить репертуар, предусмотренный программой.
- развивающая: развить интерес к народным традициям; развить и закрепить мотивацию к заинтересовавшей деятельности.
- воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, доброжелательность, вежливость и культуру поведения;привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.
|
Название темы |
Количество занятий |
Время, затраченное на занятия |
Общее количество затраченного времени |
|
Вводное занятие |
1 |
30 минут |
30 минут |
1. |
«Осень, осень, гости недель восемь» |
8 |
30 минут |
4 часа |
2. |
«Зазимье пришло, засидки принесло» |
6 |
30 минут |
3 часа |
3. |
Подготовка к зимним Святкам |
3 |
30 минут |
1 час 30 минут |
4. |
«Зимняя сказка» |
2 |
30 минут |
1 час |
5. |
«А мы Масленку дожидали» |
3 |
30 минут |
1 час 30 минут |
6. |
Великий Пост. Подготовка к Пасхе |
7 |
30 минут |
3 часа 30 минут |
7. |
«Весна красна, тёплоелетечко» |
3 |
30 минут |
1 час 30 минут |
|
Экскурсии |
2 |
30 минут |
1 час |
|
Итоговое занятие |
1 |
30 минут |
30 минут |
|
ИТОГО: |
36 |
|
18 часов |
Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие
Теория: правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой двух лет обучения. Знакомство с историей предмета.
Практика:знакомство с детьми и детей друг с другом (игры с названием имени).
Тема 1. «Осень, осень, гости недель восемь»
Теория:Осенние праздники народного календаря:
- Семён-летопроводец 14 сентября;
- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Переход от осени к зиме. Взаимосвязь природы и человека.
Пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.
Практика:Открытое занятие для родителей «Батюшка Покров, покрой земельку снежком, дом теплом, нас добром».Считалки, заклички и хороводные игры.
Тема 2. «Зазимье пришло, засидки принесло»
Теория:
- «На что и клад, коли в семье лад»: семейные традиции, уклад семейной жизни, рождение детей.
- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»: женский труд и рукоделия, русский традиционный народный костюм.
- «Кузьминки – об осени поминки» 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.
Практика:игры, пестушки, потешки, колыбельные.
Тема 3. Подготовка к зимним Святкам
Теория:
- 25 декабря Спиридон-солнцеворот;
- 7 января Рождество Христово.
Традиции и обычаи этих праздников; «ряженые», колядовщики.
Практика:разучивание колядок, святочных игр, хороводов, гаданий; изготовление атрибутики, колядование по творческим объединениям Центра.
Тема 4.«Зимняя сказка»
Теория: пословицы, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Сказки о животных и волшебные сказки.
Практика: обыгрывание сказки на выбор..
Тема 5. «А мы Масленку дожидали»
Теория: название дней масленичной недели;
- 15 февраля Сретенье. Зима с весной встретится, перелом зимы.
Практика: масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Масленицу провожаем, Христова дня дожидаем».
Тема 6. Великий Пост. Подготовка к Пасхе
Теория: значение Поста, особенности постового времени, постная еда, поступки хорошие и плохие (грехи), рукоделия и ремёсла.
- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).
- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.
- «Верба хлёст,бьёт до слёз». Вербное воскресенье и его традиции.
- Страстная седмица.
- «Дорого яичко ко Христову дню». Значение праздника Пасхи, традиции пасхального столования.
Практика:заклички, духовные стихи, Пасхальный тропарь.
Тема 7. «Весна красна, тёплоелетечко»
Теория:
- Красная горка – первый весенний праздник.
- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.
- Беседа о предстоящих летних праздниках.
Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Ой, весна-красна!».
Экскурсии:
- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень, осень, гости недель восемь»;
- Шатурский краеведческий музей. Экспозиция «Народный быт»;
Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».
Прогнозируемые результаты первого года обучения
Знания |
Умения |
- основные праздники народного календаря; - несколько образцов загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен
|
- организовать жеребьёвку и игру без помощи взрослых; - выполнять ритмические, дикционные, дыхательные упражнения; - слушатьпри пении другого поющего; - выполнять плясовой шаг «с притопом»; - исполнять освоенные игровые, песенные и плясовые формы. |
Примерный учебно-тематический план
Второй год обучения
Цель:сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного календаря), основы исполнительских навыков.
Задачи:
- образовательная: освоить знанияпо народной культуре в целом (интенсивное освоение народных традиций);
- развивающая: развивать музыкальные способности детей, исполнительскую деятельность.
- воспитательная: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к традициям русского народа;
|
Название темы |
Количество занятий |
Время, затраченное на занятия |
Общее количество затраченного времени |
||
|
Вводное занятие |
1 |
30 минут |
30 минут |
||
1. |
«Осень – перемен восемь» |
8 |
30 минут |
4 часа |
||
2. |
«Зимушка-зима» |
9 |
30 минут |
4 часа 30 минут |
||
3. |
«Скоро сказка сказывается…» |
2 |
30 минут |
1 час |
||
4. |
«Дорогая наша Масленица» |
3 |
30 минут |
1 час 30 минут |
||
5. |
Великий пост. Пасха Христова. |
7 |
30 минут |
3 часа 30 минут |
||
6. |
«Весна-красна, что нам принесла?» |
3 |
30 минут |
1 час 30 минут |
||
|
Экскурсии |
2 |
30 минут |
1 час |
|
|
|
Итоговое занятие |
1 |
30 минут |
30 минут |
|
|
|
ИТОГО: |
36 |
|
18 |
|
|
Содержание программы
Второй год обучения
Вводное занятие
Теория:Правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой второго года обучения.
Практика:повторение изученного материала за первый год обучения. Календарный круг.
Тема 1. «Осень – перемен восемь»
Теория: пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.
- Семён-летопроводец 14 сентября;
- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;
- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября.
Практика: считалки, заклички и хороводные игры.
Тема 2. «Зимушка-зима»
Теория:- «Не красна изба углами, а красна пирогами»: уклад семейной жизни, семейные традиции.
- «Не скучай работой, а скучай заботой»: народные промыслы; элементы русского традиционного народного костюма, их значение и функции.
- 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.
Практика:хороводные игры, плясовые песни. Занятие - вечерина с родителями «Кузьминки – об осени поминки».Подготовка к Святкам.
Тема 3. «Скоро сказка сказывается…»
Теория: ознакомление с повествовательными жанрами фольклора: сказка, духовный стих, поучительная быль.
Практика:колядки, обыгрывание сказки на выбор.
Тема 4. «Дорогая наша Масленица»
Теория: название и обычаи каждого дня.
Практика: подготовка и проведение масленичной недели. Масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Ты прощай, прощай, Масленка».
Тема 5. Великий Пост. Пасха Христова
Теория: традиции Поста и празднования Пасхи, нормы и правила нравственного поведения.
- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).
- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.
- Вербное воскресенье и его традиции.
- Страстная седмица.
- Пасха Христова.
Практика:былины, духовные стихи, пасхальный тропарь.
Тема 6. «Весна-красна, что нам принесла?»
Теория: приметы весны, весенние праздники
- Красная горка – первый весенний праздник.
- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.
- Беседа о предстоящих летних праздниках.
Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Загануть ли семь загадок?».
Экскурсии:
- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень – перемен восемь»;
- Шатурский краеведческий музей. Крестьянский зал;
Итоговое занятие-праздник для родителей«Разгар весны - предлетье».
Прогнозируемые результаты второго года обучения
Знания |
Умения |
- знать содержание и назначение праздников народного календаря; - большое количество загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок,закличек, считалок, плясовых песен. |
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; - правильно петь «на опоре»; - петь в унисон и с элементами двухголосия без сопровождения; - исполнять более сложные игровые, песенные и плясовые формы. |
Методическое обеспечение программы
Первый год обучения
№ п/п |
Раздел программы
|
Форма организации |
Форма проведения |
Способы |
Форма подведения итогов по теме |
1. |
Вводное занятие |
Лекции, игровые занятия |
коллективная |
Рассказ о занятиях кружка, рассматривание фотографий, знакомство с детьми – игры с названием имени |
Входящая диагностика |
2. |
«Осень, осень, гости недель восемь» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия,открытое занятие для родителей |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Рассказ о праздниках народного календаря данного периода; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры |
Открытое занятие для родителей |
3. |
«Зазимье пришло, засидки принесло» |
Занятия тематические,лекции, игровые занятия |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Беседа о семейных традициях, женском труде, русском традиционном народном костюме; пестушки, потешки, колыбельные, игры |
Устный опрос |
4. |
Подготовка к зимним Святкам |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, праздник |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Рассказ о традициях и обычаях святочного периода; разучивание колядок, святочных игр, хороводов; изготовление атрибутики; колядование |
Устный опрос |
5. |
«Зимняя сказка» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, театральное представление |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Разучивание пословиц, загадок про зиму, снег, вьюгу, метель; сказки о животных и волшебные сказки; обыгрывание сказки на выбор |
Устный опрос |
6. |
«А мы Масленку дожидали» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-праздник с родителями |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Рассказ о традициях каждого дня масленицы, его название; масленичные песни, игры, хороводы |
Занятие- праздник |
7. |
Великий Пост. Подготовка к Пасхе |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Рассказ об особенностях постового времени, хороших и плохих поступках, рукоделиях и ремёслах; заклички; знакомство с духовными стихами, Пасхальным тропарём |
Тематическая диагностика (Пасхальный кроссворд) |
8. |
«Весна красна,тёплоелетечко» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Рассказ о весенних и предстоящих летних праздниках; весенние игры и хороводы; разучивание летних песен и хороводов |
Тематический опрос |
9. |
Экскурсии |
Экскурсии |
коллективная |
Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения |
Коллективное сочинение |
10. |
Итоговое занятие |
Занятие-праздник для родителей |
коллективная |
Концертное исполнение освоенного материала |
Концерт для родителей |
Второй год обучения
№ п/п |
Раздел программы
|
Форма организации |
Форма проведения |
Методы и приёмы |
Форма подведения итогов по теме |
1. |
Вводное занятие |
Лекции, игровые занятия |
коллективная |
Беседа о земледельческом календарном круге; повторение ранее освоенного материала |
Входящая диагностика |
2. |
«Осень – перемен восемь» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Беседа об осенних праздниках народного календаря; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры |
Открытое занятие для родителей |
3. |
«Зимушка-зима» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Беседа об укладе семейной жизни; рассказ об элементах русского костюма; рассматривание иллюстраций; хороводные игры, плясовые песни |
Устный опрос |
4. |
«Скоро сказка сказывается..» |
Занятия тематические, репетиции, театральное представление |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Слушание повествовательных жанров фольклора; разучивание колядок, обыгрывание сказки на выбор |
Устный опрос |
5. |
«Дорогая наша Масленица» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, занятие-праздник с родителями |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Беседа об обычаях и названии каждого дня масленичной недели; подготовка к ней и проведение; масленичные песни, игры, хороводы |
Занятие- праздник |
6. |
Великий пост. Пасха Христова. |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия |
Коллективная, индивидуальнаягрупповая |
Беседа о постовом времени, нравственном поведении; былины, духовные стихи, Пасхальный тропарь |
Тематическая диагностика
|
|
«Весна-красна, что нам принесла?» |
Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Беседа о весенних праздниках и приметах, о предстоящих летних праздниках; весенние хороводы, игры, летние песни и хороводы |
Тематический опрос |
8. |
Экскурсии |
Экскурсии |
коллективная |
Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения |
Коллективное сочинение |
9. |
Итоговое занятие |
Занятие-праздник для родителей |
коллективная |
Концертное исполнение освоенного материала |
Концерт для родителей |
Методическое сопровождение программы
Программно-методическое сопровождение программы включает в себя следующее:
- Авторские методики:
- разработка тем программы;
- составление конспектов занятий.
- Диагностические материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы.
- Образно-иллюстративный материал:
- наглядные пособия;
- тематические слайды;
- дидактический и иллюстративный материал по темам занятий.
- Методическая литература по предмету.
- Литература для детей и родителей.
- Дидактический материал:
- Анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания;
- Примерный репертуар;
- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой;
- Работа с родителями;
- Конспекты занятий;
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
- музыкальный зал;
- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;
- аудио (cd) магнитофон, аудиокассеты, cd диски с записями фольклорного материала;
-dvdпроигрыватель и dvd диски с записями фольклорного материала;
- соответствующий реквизит для проведения праздников;
- народные костюмы для выступлений.
Список литературы
Для педагога
- Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1994
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
- Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа народной культуры. – Екатеринбург, 1999
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003
- Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста. – М., 2006
- Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
- Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
- На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда, 2001
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., НИИ школьных технологий, 2006
- Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. – Вологда, 2002
- Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009
Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей
- Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей / Сост. Е.И. Якубовская / № 1,2. – М., 1997
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2001
- Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
- Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда, 2009
- Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994
- Народный костюм Вологодской области. – Вологда, 1990
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001
- Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, 1995
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994
- При солнышке тепло, при матери добро. – М., 1979
- Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весёлая, ситцевая игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда, 2009
- Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
- Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995
- Твой русский костюм /Этноклуб «Параскева», Шангина И.И. – Санкт-Петербург, 1997
- Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 2001
- Шашуков Н.Л. Цвет ума народного. – Сокол, 1995
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004
Приложение 1:
Вопросы к пасхальному кроссворду:
- Что является символом Пасхи? (Яйцо)
- Как называется сладкая пасхальная выпечка? (Кулич)
- Как называется праздник, во время которого освящаются в церкви куличи и крашенные яйца? (Пасха)
- Из какого молочного продукта приготовлена пасха? (Творог)
- Как называют человека, ведущего в церкви пасхальную службу? (Батюшка)
- Что звонит в пасхальные дни, создавая торжественное праздничное настроение у прихожан в церкви? (Колокола).
Приложение 2:
Примерный репертуар
Репертуар опубликован, см.:
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
- Г. Парадовская От Рождества до Святой Пасхи. – М., 2002
- Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей / Сост. Е.И. Якубовская / № 1,2. – М., 1997
- Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
- Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
- Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995
Приложение 3:
Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой
См. публикацию: Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004
Приложение 4:
Конспект занятия-праздника «Масленица»
Цель: воссоздать целостную картину традиционного народного празднования Масленицы.
Задачи:
- обучающая: изучить народные традиции праздника Масленицы, показать возможные формы досуга на основе фольклорных традиций;
- развивающая: развивать творческие способности, мыслительную деятельность, быстроту реакции, воображение, артистичность.
- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру поведения;
Оборудование: две шапки, снежки, тексты загадок, таблички с названиями продуктов, балалайка, блины и сладости для чаепития.
Ход занятия
Вот и закончилась зима. Отгуляли в январе Святки, встретили Рождество, Старый Новый год, Крещение, ещё были праздники. А сейчас пришло время Масленицу встречать.
Что вы знаете о празднике Масленица? (ответы детей)
Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». В каждый день Масленицы пекут блины и каждый день Мю недели имеет своё название:
*первый день – понедельник- «встреча». Само слово говорит за себя - Масленицу встречают. Заливают водой горки. М. называют «катальницей», потому что в этот праздник нужно кататься с гор, кататься на лошадях. А ещё звать, закликать солнышко, чтобы стало тепло, таял снег… Давайте вместе позовём солнышко
Закличка «Солнышко-вёдрышко»
*вторник – «заигрыш» - начинается веселье. Ходят друг к другу в гости, семья – к семье, родственники – к родственникам. Устраивают праздничный пир в «складчину», где каждый приносит своё угощение на общий стол (как мы с вами).
*среда – «лакомка». Также готовят всяческие лакомства, блины, пироги. Даже поговорка есть такая «Не бывает М. без блинов, как именин без пирогов». А не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?
Докучные сказки:
- Жили-были два гуся… Вот и сказка вся!
- Пришёл медведь к броду, бултых в воду. Уж он кис, кис, кис
Уж он мок, мок, мок. Выкис, вымок, вылез, высох. Встал на колоду, бултых в воду…
- Плавал и плавал у плотины карась. Сказка моя уже началась…
*четверг – «широкий» (разгул) – праздник в самом разгаре. Поют, пляшут, играют. А я вам загадки загадаю.
Загадки.
Девочки наши споют частушки:
- Балалаечка-гитара 4. Я иду, они стоят,
Утешеньице моё. Четыре ёлочки подряд.
Балалайке сделать ножки, Ёлочка за ёлочкой,
Балалаечка пойдёт. Люблю мальчишку с чёлочкой
- Я ходила на базар, 5. Скоро Масленка проходит
Видела Мирона. Впереди Великий пост.
У Мирона на носу Сидит кошка на окошке,
Каркала ворона. Вышивает себе хвост.
3. На столе лежит арбуз, 6. Если б не было воды,
На арбузе муха. Не было бы кружки.
Муха злится на арбуз, Если б не было девчат,
Что не лезет в брюхо. Кто бы пел частушки.
*пятница «тёщины блины» - едут в гости к тёще ( родственникам мамы, к бабушке, маминой маме). Проверим, какие хозяйки наши девочки, как помогают дома мамам. Нужны для конкурса две девочки.
Конкурс «Испеки блины» (отобрать набор продуктов, из которых затваривают тесто для блинов:
Картофель, молоко, перец, мука, блины, соль, масло, морковь, сахар, яйцо, лук ).
*суббота – «золовкины посиделки». Едут в гости к папиным родственникам. Проверим на ловкость наших мальчиков.
Конкурс «Шапочки». Выбираем двух мальчиков. Задача: сорвать шапку у своего соперника, стоя на правой ноге, левую держать рукой. Три раза.
*воскресенье – проводы Масленицы. Прощёное воскресенье.
Гуляют, поют песни, водят хороводы, веселятся. М.- проводы зимы, встреча весны. Строят снежную крепость. Делятся на две команды. Команда в крепости – зима, нападающая команда – весна. Взятие снежного городка, снежной крепости. Обязательно должна победить команда?... Весна! Проводят кулачные бои. Участвуют в них только мужчины.
Состязание «Стенка на стенку». Мальчики делятся на две команды. Зацепляемся под локти и по команде пытаемся грудью перетолкать противника на его сторону. Три попытки.
Игра в снежки типа «Взятие снежного городка». Все делимся на две команды, за 15 секунд перекидать снежки на противоположную сторону (за черту). У кого снежков осталось меньше – та команда победила.
На Масленицу играют в «Горелки».
Вечером символично прощаются с зимой – сжигают чучело М., поют длинные лирические песни и прощальные песенки:
Поём «Масленицу провожаем»
Такие слова в песне, потому, что назавтра – с понедельника после М. начинается Великий пост. Что вы знаете про это особое время? (ответы детей)
Великий пост длится 7 недель, в это время не едят продукты животного происхождения. Но основная цель поста – думать о душе, делать добрые дела, не ругаться, не обижать друг друга… Закончится Великий пост и будет другой великий праздник Пасха.
Когда масленичный костёр горит, кричат:
«Масленица, прощай, Христов день посылай!»
«Молоко горит, масло горит!»
«Масленица прокаталась, через год она обещалась!»
Прогорит масленичный костёр, и все друг у друга прощенья просят, так как воскресенье называется «Прощёное»: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виновата перед тобой». А в ответ нужно сказать: «Бог простит». И тоже попросить прощения, потом три раза поцеловаться в щёку.
Вот так и проходит масленичная неделя. Сегодня среда – «лакомка». Давайте поиграем и пойдём за праздничный стол.
Игры на выбор: «Растяпа», «Золотые ворота», «Кот и мышь», «У дядюшки Трифона».
Чаепитие с родителями.
Конспект занятия «Народные игры»
Цель: практическое обучение народным играм, правилам игры.
Задачи:
- обучающая: разучить несколько народных игр, считалок;
- развивающая: многостороннее личностное развитие ребёнка (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое и т. д.)
- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру поведения;
Оборудование: необходимое количество стульев для участников игр, колечко.
Ход занятия
- Беседа о народных играх:
- Мы с вами сегодня разучим игры русского народа, в которые играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
В русских народных играх существуют правила игры. Как вы думаете, каковы эти правила?
- …
- Одно из правил – выбор водящего не по назначению, а по считалке. Другое правило – лежачего не бьют. И ещё одно правило – борьба или битва до первой крови.
- Существуют различные типы игр: игры с предметами; приуроченные к определённому этапу народного календаря (святочные, масленичные); уличные игры и игры в помещении; ролевые игры…
2. Разучивание поэтических текстов и напевов считалок:
«Соломинка, ярёминка», «Конь ретивый».
- Разучивание игры «Мигалки»: ставим стулья по кругу (по количеству вдвое меньше, чем количество игроков); распределяемся парами: один садится на стул, другой встаёт за ним; один из стульев свободен от сидящего, но стоящий за ним есть; он мигает одному из сидящих; сидящий, заметив это, перебегает к нему на свободный стул. Задача стоящего сзади – задержать руками своего убегающего.
- Разучивание игры «Прянишна доска»: все сидят на стульях спина к спине, водящий ходит вокруг игроков, пока поётся песенка. Песенка закончилась, он касается коленки игрока, напротив которого остановился. Оба бегут в разные стороны(водящий – куда шёл, туда и бежит; другой – в противоположную сторону), чтобы занять освободившееся место. Кто занял, тот остаётся, кому не хватило места – тот водящий.
- Разучивание игры «Хороню я золото»: по считалке выбираем водящего – раздавать колечко, и того, кто смотрит – кому положили колечко. Пока поётся песенка, колечко нужно положить одному из игроков. Другой водящий наблюдает – кому положили колечко. Если угадал – он раскладывает колечко, если не угадал – водит ещё раз (до тех пор, пока не угадает); а раскладывает тот, у кого было колечко.
- Подводим итог занятия: какие народные игры и считалки разучили; повторяем поэтические и музыкальные тексты данных образцов.