Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ» ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

 

ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ» ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

 

заместитель директора по ВР

Дмитренко Н.В.

 

 

Номинация: программы, реализуемые в условиях временного детского объединения (программы каникулярного отдыха)

 

Срок реализации программы: реализуется в течение лагерной смены, 15 дней

 

Эффективность и результаты: общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, развитие коммуникативных способностей и толерантности.

 

Составитель: Дмитренко Н.В., заместитель директора по ВР

 

Пояснительная записка

Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях лагеря с дневным пребыванием на базе школы, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразия общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе средней школы № 4. В нем отдыхают учащиеся 6-17 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка - время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, медсестра, учреждения дополнительного образования.

Цель программы летнего лагеря с дневным пребыванием  - создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего - активного общения с природой.
  2. Привлечение к активным формам деятельности учащихся «группы риск»а.
  3. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
  4. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельности;
  5. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  6. Утверждение в сознании школьников нравственной культурной ценности.
  7. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  8. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  9. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и т.д.

 

Сроки и условия пребывания

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 15 дней, с 5 по 23 июня.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. Оптимальное количество детей в отряде – 25 человек.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности осуществляют воспитатели из числа учителей школы.

 

Принципы

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации  в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально­психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.
  1. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 

Направления деятельности лагеря с дневным пребыванием:

  • Экологическое направление
  • Художественно - эстетическое направление
  • Трудовая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • Патриотическое направление
  • Профилактическая работа

 

 

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «СОШ № 4».

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе,  привития любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни, на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

 

 

Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации данной программы ожидается:

- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение ежедневных планёрок.

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

 

Этапы реализации программы

  1. этап. Подготовительный - апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора г о воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  1. этап. Организационный - июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

      Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Каникулы»;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. этап. Практический - июнь

      Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

- работа творческих мастерских.

  1. этап. Аналитический - июль

      Основной деятельностью этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 

Содержание программы

Лагерная смена проводится в рамках игры.

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек - маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра - «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик - символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки - дети - веселятся. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.

Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Символ дня

  • Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
  • Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
  • Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений.
  • Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия.
  • Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления.
  • Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования.
  • Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие с фантазию детей. 
  •  

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.

Красный цвет - классный день!

Оранжевый - очень хороший день!

Зеленый - день как день.

Синий - скучный день.

Организационно-педагогическая деятельность:

 

  1. Комплектование штата лагеря кадрами.
  2. Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей.
  3. Совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся.
  4. Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.
  5. Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом. Оздоровительная работа».

 

Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере дневного пребывания на базе школы является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены  следующие мероприятия:

  1. Ежедневный осмотр детей медицинским работником.
  2. Утренняя гимнастика.
  3. Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток).
  4. Организация пешеходных экскурсий.
  5. Организация здорового питания детей.
  6. Организация спортивно-массовых мероприятий.
  7. Подвижные  игры на свежем воздухе.

 

Работа по сплочению коллектива воспитанников

 

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  1. Огонёк «Расскажи мне о себе».
  2. Коммуникативные игры на знакомство.
  3. Игры на выявление лидеров.
  4. Игры на сплочение коллектива.

 

      Диагностика

 

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском  коллективе:

-  анкетирование;

-  беседы в отряде;

-  планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).

Итоговая

диагностика

Анкетирование.

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»).

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

 

 

Профилактические мероприятия и мероприятия это предупреждению
чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

 

Инструктажи

  1. Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей

при прогулках и походах», «Правила при поездках в транспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности  при укусе клещом», «Правила поведения на водных объектах», «Правила безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры», «Правила дорожного движения», «Профилактика правонарушений».

Беседы

  1. Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие

в страну Витаминию», «Как беречь глаза?».

  1. Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
  2. Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома»,

«Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

Работа по развитию творческих способностей детей

  1. Оформление отрядных уголков, стенных газет.
  2. Ярмарка идей и предложений.
  3. Конкурсы рисунков на асфальте.
  4. Коллективно-творческие дела.

 

Мероприятия на развитие творческого мышления

  1. Загадки, кроссворды, ребусы.
  2. Викторины.
  3. Конкурсные программы.
  4. Интеллектуальные игры.
  5. Выставки поделок, рисунков.

 

Физкультурно-оздоровительная работа

 

 Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • утренняя гимнастика (проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в проветриваемых помещениях);
  • спортивные игры на спортивной площадке;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»);
  • динамические паузы;
  • физкультминутки;
  • теоретические занятия по комплексу ГТО;
  • спортивные соревнования.

 

Спортивные игры способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.

Экологическое направление

 

Задачи экологической деятельности:

- воспитать бережное отношение к природе;

      -  повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,

- повысить уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

- экологический десант;

- викторины по вопросам экологии;

- экологические акции;

- познавательные игры.

 

Художественно - эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их - значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей часты о педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

 

Задачи эстетической деятельности:

- пробуждать в детях чувство прекрасного;

- формировать навыки культурного поведения и общения;

- прививать детям эстетический вкус.

 

    Формы работы:

- посещение кинотеатров, музеев;

- конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»;

- изобразительная деятельность;

- конкурсные программы;

- игровые творческие программы;

- концерты;

- праздники.

- выставки, ярмарки.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной: деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

 

Трудовое воспитание - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Основные формы работы:

- бытовой самообслуживающий труд;

- общественно значимый труд.

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей

ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создание уюта.

     Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

- пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;

- формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

- формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

- возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы;

- кинолекторий;

- беседа;

- тематические мероприятия.

Система самоуправления лагеря

Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.

Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.

                           Форум - орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни  лагеря. Это линейка и общее собрание лагеря.

Экран дня - стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

Рейтинг - результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.

СМИ лагеря - это корреспонденты, готовящие репортажи о событиях лагеря.

Элементы системы самоуправления лагеря

Функции

Час отряда

Собрание отряда н (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)

Форум лагеря

Общее собрание лагеря, утренняя и вечерние линейки (достижений, постановка задач на предстоящий период, освещение деятельности в СМИ лагеря)

Дела лагеря

Все общелагерные, отрядные, индивидуа льные дела и кружковая работа

СМИ лагеря

Информационный центр лагеря, центр воображаемой «Паутины»