Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа изучения города "С давних пор стоит на Каме чудо-городок"

ГБОУ "Лениногорская школа №14 для детей с ОВЗ" Республика Татарстан г.Лениногорск

 

Программа изучения города "С давних пор стоит на Каме чудо-городок"

 

Хакова Лилия Минехатовна

дефектолог

 

 

Пояснительная записка.
В основе данной программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился. Город Елабуга – частица прекрасной, богатой истории, самобытности и уникальности Татарстана. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за свою «Малую Родину». Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учениками исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Программа не только расширяет знания учащихся о своих корнях, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
 Цель программы: формирование и воспитание духовно-нравственной личности обучающегося, основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Елабуги, его традициям, памятникам истории и культуры, желание принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
образовательные: знакомство с историей возникновения и развития города Елабуги;
развивающие: развивать наблюдательность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного города;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь, чувство патриотизма, гордость за свой город; культуру труда и этику общения; бережное отношение к памятникам и памятным местам города.
Основные принципы, положенные в основу программы:
• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Новизна программы
Программа «С давних пор стоит на Каме чудо-городок»» основана на использовании новых форм работы с учащимися с использованием современных технологий обучения: создание обучающимися проектов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий. Исследовательская, творческо-интеллектуальная деятельность занимает одно из ведущих мест в программе. Именно она является одной из перспективных форм деятельности учащихся в рамках современного образовательного процесса, направленной на освоение общероссийской патриотической и демократической гражданской системы ценностей.
Актуальность
Воспитание гражданина – самая высокая задача любой образовательной системы актуальна на протяжении всей истории человечества. Особенно она важна в настоящее время, когда утрачены многие нравственные ориентиры, снижается уровень духовной культуры общества, утрачивается интерес к истории страны (возникает непонимание её закономерностей), обостряются противоречия между поколениями. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государственности и культуры, история города Елабуги хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения. Она может и должна быть важнейшим источником воспитания патриотов родного края и родного города и, в широком плане, патриотов Отечества. «В демократической России возможна только общенациональная идеология – любовь к Родине. Естественной основой патриотизма должна стать конкретная любовь к семье, родному дому, к местам, где родился и вырос человек, то есть к своей « Малой Родине» (В.В. Путин)
Предлагаемая программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая Елабугу, представляется  возможность сообщить учащимся  необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, литературы и искусства. Программа построена так, чтобы можно было использовать ее для развития меж предметных  связей. Она состоит из 4 основных разделов:
  1. «Здесь будет город заложен..» - ориентирующий на изучение природных условий, истории возникновения и последующей  судьбы города.
  2. «Что ни город-то норов», нацеливающий на получение знаний о быте и обычаях горожан , городских традициях и обычаях.
  3. «Поэзия в камне», помогающий лучше понять своеобразие архитектурного облика города в целом  и особенности конкретных городских построек.
  4. «Есть город, который мне снится во сне» - развивающий творческое воображение, знакомящий  с таким важным для городоведения понятием, как «душа города»
Разделы программы содержат конкретные темы для изучения. К каждой теме даны практические задания.
Одним из основополагающих принципов программы является принцип историзма, подразумевающий  рассмотрение изучаемых  явлений в развитии. Формирование исторического подхода важно для понимания проблем современности, составляющую часть жизни города. Используя полученные знания в области изучения  природных особенностей, исторической судьбы города, учащиеся смогут лучше разобраться в том, какие еще из нереализованных возможностей будут способствовать процветанию.  Не  менее важно выработать  у детей действенный подход  к изучаемым  явлениям, предполагающий посильное участие в охране памятников истории, культуры, решении экологических проблем.
Таким образом, программа не только формирует у учащихся навыки  и умения  самостоятельно подбирать, анализировать и систематизировать  собранный материал, пользоваться справочной литературой, делать элементарные обобщения, составлять на основе проведенных поисков  доклады, презентации, сообщения в письменной или устной форме, но и открывает широкие возможности для практической  деятельности.
Программа  создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации в творческой и исследовательской деятельности. Школьники приобретают навыки индивидуального, коллективного составления творческой работы по выработанному алгоритму.
Программа рассчитана  на 1 год обучения, 70 часов.
Программа.
1 раздел «Здесь будет город заложен…»
Раздел включает объем сведений, направленных на изучение истории города с момента первых поселений  до настоящего времени.
Вводное занятие. Беседа о краеведении, термин «краеведение».
Тема 1. Природные условия города.
Местоположение, территория, природа родного края, Республики Татарстан. Природные ресурсы, климат, почвы, внутренние воды республики. Природные ресурсы, климат, почвы, водная сеть Елабуги. Состав естественного растительного покрова, искусственные насаждения. Флора и фауна республики, города Елабуги.
Практические занятия. Работа по карте республики, города, района. Работа с Красной книгой РТ. Экскурсия в городской парк, на метеостанцию, биологический факультет Елабужского института (филиала) КФУ.
Тема 2.Первые следы пребывания человека.
Выбор места поселения в древности в зависимости от природных условий (близость к воде, естественная защищённость, выгодное расположение относительно существовавших  путей сообщения). Ананьинской могильник. Луговской могильник. Особенности Ананьинской культуры. Хозяйственная деятельность населения Ананьинской эпохи.
Практические занятия. Экскурсия в музей истории города (экспозиция по Ананьинской культуре)
Тема 3. Основание города.
Дальнейшее развитие получает мысль о взаимосвязи природных условий  и особенностей  городской жизни. Основание города.  Елабужское городище — историческая жемчужина Елабужского края. История изучения памятника. Легенды и были Елабужского городища. История Чертова городища. История села Трехсвятского. Происхождения названия «Елабуга» Елабуга – уездный центр. Указ Екатерины II  1780 года. Герб Елабуги. План города 1784г Екатерины II. План города Николая I 1846 года.
Практические занятия. Работа по книге И.В. Шишкина «История города» Экскурсия в музей истории города. Работа в библиотеке над материалами местной печати по краеведческой тематике.
Тема 4.История города.
Историческая судьба города Елабуги в контексте истории России.
-Акаевский бунт. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева на территории Елабужского уезда;
-Уездная Елабуга  и реформы Петра I,Екатерины II,Александра II;
- Елабуга и революция 1905-1907 гг., февральская революция 1917 г., гражданская война 1918-1920 гг.;
- Елабуга в период индустриализации и коллективизации;
-Елабуга в годы Великой Отечественной войны;
Полководцы — наши земляки (Л.А. Говоров, В.И. Чуйков). Герои Советского Союза (А.А. Гаврилов, Р.Х. Гайнуллин, П.И. Захаров, Г.Г. Романов, П.С. Сафронов). «Мишка-татар». Елабужанки — участницы Великой Отечественной войны.
-Тыловая Елабуга.
Перестройка на военный лад. «Все для фронта, все для победы!». Эвакуированные в Елабуге (В. Фок, С. Лемешев, М. Лозинский, В. Амбарцумян). Военнопленные в Елабуге.
-Современная жизнь города.
Развитие города на современном этапе. Елабуга нефтяников. От КамТЗ до Свободной экономической зоны. Особая экономическая зона «Алабуга».
Практические занятия.  Работа в библиотеке по изучению литературы о городе. Изучение периодической печати. Экскурсия в музей истории города.  Беседы  со специалистами различных учреждений. Экскурсия на Мемориал памяти, Аллею Славы. Презентация по выбранной теме.
Раздел II.  «Что ни город – то норов»
Многие явления города тесно связаны с культурными традициями народа и рассматривать их следует в историческом развитии.  В образе жизни жителей Елабуги много общего. Но культура повседневной жизни многолика, и отдельные ее черты сильно различаются в каждой группе населения, выделяемых по возрасту, социальной и профессиональной принадлежности, национальности, отношению к религии.
Тема 1.  Городское население
Городское население г. Елабуги: социальный состав, профессии, национальность, отношение к религии. Миграционные процессы в связи со строительством завода ЕЛАЗ.  Основные и подсобные занятия у различных групп населения,  домашние промыслы, массовые специальности города. Промыслы.
Тема 2.  Усадьба и жилище, городское хозяйство
Отличие городской усадьбы (жилой дом, двор, хозяйственные постройки) у различных этнических групп. Характер застройки и изменения по мере развития города; положение дома к улице; изменения во внутреннем убранстве домов и квартир елабужан на разных исторических этапах (планировка, размер, мебель, интерьер). Благоустройство жилища в прошлом и настоящем. Городское хозяйство и его влияние на быт горожан.
Практические занятия Работа с планом города1784г Екатерины II. Посещение  архитектурного отдела музея – заповедника, музея «Портомойня».  Экскурсия в музей истории города - экспозиция крестьянской избы. Экскурсия в музей И.И.Шишкина - экспозиции рабочего кабинета, гостиной, мастерской и жилой комнаты художника. Посещение Музея-усадьбы Надежды Дуровой.
Тема 3.  Одежда. Пища и утварь елабужан.
Одежда елабужан и жителей Елабужского уезда. Мужской, женский, детский костюм. Украшения. Одежда разных народов – мари, удмуртов, кряшен. Мода и традиции. Одежда домашнего и фабричного производства. Основные пищевые продукты. Пищевые запреты (у мусульман). Питание в будни, праздники, пост. Домашняя утварь.
Практические занятия Знакомство с исторической и художественной литературой. Экскурсия в музей истории города.  Подобрать описания старинных рецептов приготовления блюд, коллекцию открыток, другой изобразительный материал. Подготовить сообщение, презентацию «Национальный костюм»
Тема 4. Семья. Домашний быт. Семейные обычаи и обряды
Количество детей в семье. Права и обязанности членов семьи. Изменение положения женщин и детей в семье. Особенности досуга у различных групп горожан в прошлом и настоящем. Особенности заключения брака. Свадебные, родильные, погребальные обычаи горожан.
Практические занятия Изучение исторической и художественной литературы, периодической печати, беседы со старожилами города. Экскурсия в городской отдел ЗАГС.
Тема 5. Общественный быт
Зарождение и формы существования городского самоуправления. Центры городской общественной жизни. Типография в Елабуге. Библиотечное дело. Народные чтения. Елабужский театр в 1925-1928гг. и в настоящее время. Общественные формы проведения досуга у различных групп населения в прошлом и настоящем. Местные средства массовой информации. Городской стадион, Александровский парк.
Практические занятия Экскурсия в Дом культуры г. Елабуга. Экскурсия в редакцию газеты «Новая Кама». Прогулка по городскому парку, на стадион. Посещение Елабужского колледжа культуры и искусств.
Раздел III. «Поэзия в камне»
Раздел раскрывает объем знаний в области архитектуры и градостроительства.
Цель – научить ребят видеть, чувствовать и понимать красоту и гармонию в архитектуре, сформировать у них образ г. Елабуги,  увидеть его специфические особенности.
Тема 1. Город с высоты птичьего полета
Осмотр города с Чертова городища. Панорама города. Исторический центр города. Квартальная планировка города. Городской ландшафт.
Тема 2. Город глазами пешехода
Улица Казанская. Старые изображения улицы. Современное состояние. Изучение всех сооружений на данной улице (жилые дома, общественные здания и постройки). Улицы Набережная и Московская. Архитекторы Елабуги. Отдельные дома, особняки, учреждения. Авторы проектов. Стили архитектуры. Архитектурные термины.
Практические занятия
Сделать зарисовки зданий, фотоснимки. Получить консультации по архитектуре  города у специалистов  Елабужского музея - заповедника. Организация фотовыставки в школе. Подготовка мультимедийной презентации.
Раздел IV. «Есть город, который мне снится во сне»
В работе над этим разделом предстоит выявить произведения художественной литературы и изобразительного искусства, посвященные городу и имеющих к нему отношение. Проследить взаимосвязь образов, рожденных писателями и художниками, с действительностью, конкретными историческими памятниками города.
Тема 1. Образ города в художественной литературе
Поэты и писатели, родившиеся или связанные с Елабугой. Произведения, посвященные Елабуге. Писатели и поэты, связавшие свое творчество с темой родного города.
Профессор-археограф, археолог и филолог К. И. Невоструев;
Писатель, художник, путешественник Н. В. Пинегин;
Писатель Д. И. Стахеев (псевдоним Елабугин);
Надежда Дурова. Марина Цветаева.
Детский  писатель Отфрид Пройслер;
Писатель Станислав Романовский. Евгений Поспелов. Пётр Кропоткин. Александр Соколовский. Владимир Короленко.
Практические занятия
Работа с картотекой в городской библиотеке. Изучение произведений писателей, поэтов. Реферат, доклад, презентация  по творчеству писателя или поэта (на выбор).
Тема 2. Образ города в изобразительном искусстве
Известные художники, родившиеся или связанные с г. Елабугой. Художники, связавшие свое творчество с темой родного города. Взаимосвязь образов, созданных авторами с конкретными местами города или его окрестностей.
Жизнь и творчество И. И. Шишкина. Творчество елабужских художников – М. Косолапова,  Рогожина, Р. Нургалимова. Творчество Э. Бусовой.
Практические занятия
Посещение Мемориального дома-музей И.И. Шишкина — памятник истории и культуры федерального значения. Экскурсия в картинную галерею. Экскурсия в детскую художественную школу.
Тема 3. Виртуальная экскурсия по г. Елабуге
Елабуга заповедная. Елабужский государственный музей-заповедник. Улицы города (Казанская, Набережная, Большая Покровская, Малмыжская, территория Троицкого кладбища, улица Азина, улицы Чехова, Бехтерева, Чернышевского, Гафури). Музеи города (Мемориальный комплекс И.И. Шишкина, Художественная галерея им. И.И. Шишкина, Мемориальный комплекс Н.А. Дуровой, Мемориальный комплекс М.И. Цветаевой, Краеведческий комплекс, Выставочный зал, Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева, Художественный салон).
Работа по созданию виртуальной экскурсии. Подбор материала, фотографий. Создание плана экскурсии. Составление слайдов. Презентация экскурсии на итоговом занятии.
 
Список литературы:
 
Елабуга. Путеводитель. Издательство «Маматов», 2012 г.
Шишкин Н.И. История г. Елабуги с древнейших времен. Издательство «Маматов», 2014 г.
Шишкин И.В. История г. Елабуги. Москва, 1871 г.
История Елабуги: Интерактивное учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. Елабуга: ЕГМЗ; 2020.
Арсланов Л.Ш. Корепанов К.И. Археология и топонимия Елабужского края. Елабуга, 1991 г. 32 с.
Абзянов М.Д. Здравствуй, Елабуга. Казань, 1980 г.- 264 с.
Электронныйжурнал:   ttps://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=15922
Елабуга и елабужане. Сборник методических разработок внеурочных мероприятий для классных руководителей. Елабужский институт КФУ, 2022