Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 3-4 класс

МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» Белый Яр

 

Программа «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 3-4 класс

 

 

учитель начальных классов

Таркина Т.И.

 

Пояснительная записка

            Программа «Изобразительное искусство» была апробирована педагогами начальных классов МБОУ «Белоярская СОШ № 1».

Программа «Изобразительное искусство» рекомендуется для учащихся 3 – 4 классов и направлена на углубление изучения данного учебного предмета на федеральном уровне за счет курса внеурочной деятельности. Содержание программы предусматривает эстетическое восприятие предметов действительности, произведений изобразительного искусства,  а также  непосредственно художественную деятельность учащихся.

            В рамках федерального компонента учащиеся уже имеют представление о народном и декоративно-прикладном искусстве. Владеют техникой составления орнамента, имеют общее представление о жанрах искусства, о композиции, умеют работать с цветовой гаммой, имеют представление о произведениях изобразительного искусства и их авторах, умеют разъяснять содержание картины и говорить о её художественных достоинствах.

            Задачами этого курса является:

            - обеспечить целостное восприятие многообразия видов изобразительного искусства (народное искусство, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектуры;

            - активизировать творческую деятельность учащихся на основе народных традиций и связи искусства с жизнью;

            - способствовать формированию чувств национального достоинства, видеть и ценить мир искусства на примерах произведений художников родного края;

            - ознакомить с национальными традициями, и с национальным прикладным творчеством народов Сибири и Прикетья;

            - способствовать формированию творческого воображения, образного мышления, эстетического развития учащихся.

            Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование на темы (творческие работы, композиции), лепка из пластилина, художественное плетение из бисера, рисование с натуры (рисунок, живопись), беседы об изобразительном искусстве, словесное оформление восприятия произведений искусства, беседы об исторической связи прошлого и настоящего, экскурсии в краеведческий музей.

            Так как учащимся более близка и понятна русская культура, знакомство с декоративно-прикладным искусством начинается со славянской культуры.

            Символическое значение узоров, стилизованное изображение предметов растительного и животного мира, использование предметов как оберегов, все это имеет далекое славянское происхождение.

            Уроки по ознакомлению с национальным прикладным творчеством народов Севера и Сибири гармонично вписываются в общую структуру уроков по декоративному творчеству.

            Учащиеся 4 класса обобщают и систематизируют знания о видах изобразительного искусства и о жанрах живописи. Они приобретают навыки анализа произведений изобразительного искусства, восприятие картины, как наглядной иллюстрации к историческим событиям, которые можно описать словесно. А также дети учатся соотносить знания о видах изобразительного искусства и жанрах живописи с произведениями признанных мастеров.

            На произведениях местных художников (Плотников М.И. , Иванов А.Ф.) учащиеся расширяют представление о красоте своего края, по-новому воспринимают изображение знакомых пейзажей, знакомятся с культурой родного края, национальным колоритом, эпосом, бытом коренных народов Прикетья. Литературные произведения земляков (Вершинин Н.Я., Кузнецова О.Н.) помогают ближе понять значимость родной стороны для человека.

            Выполняя практические задания, учащиеся овладевают приемами построения композиции в соответствии с видом изобразительного искусства, используя знания о симметрии, ритме, применяют технику росписи, используют гармонию цветовых отношений, учатся перерабатывать форму и цвет объектов животного и растительного мира в декоративный, соблюдая пропорции и законы перспективы.

            Программа направлена на воспитание патриотических чувств к наследию русской культуры и культуры коренных народов Сибири, любви к родному краю.

            Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки, кисть, палочку, пластилин и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

            Работа по программе «Изобразительное искусство» предполагает разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся. Это и самостоятельная работа с творческим заданием, и  работа в паре, в группе, фронтально. Разнообразие форм деятельности позволяет активизировать учащихся, повысить интерес к получению знаний, воспитывает и развивает приемы сотрудничества учащихся между собой и с учителем.

            Программа «Изобразительное искусство» направлена на достижение следующих метапредметных результатов (универсальных учебных действий):

Обучающиеся научатся:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Работать по предложенному учителем плану;
  • Отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Пользоваться языком изобразительного искусства;
  • Слушать и понимать высказывания собеседников;
  • Согласованно работать в группе

            Данная программа рассчитана на 17 часов в 3 классе и на 17 часов в 4 классе. Уроки изобразительного искусства можно дифференцировать с уроками по трудовому обучению, с уроками чтения, развития речи. Учитель может отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, некоторые сведения опускать и дополнительно включать другие.

 

            Программа обеспечена следующим дидактическим материалом:

            1. Каталог Хантыйской коллекции Томского областного краеведческого музея,     2003г., электронная версия.

            2. «Томск исторический» Ю.Ротомская, видеофильм.

3. Эектронные версии слайдов по темам:

  • «Деревянное наследие Томска;
  • «Деревянное кружево Верхнекетья»;
  • Картины местных художников Плотникова. М.И. и Иванова А.Ф.;
  • Легенда про богатыря Итте в рисунках Плотникова М.И.

 

Программа

III класс (17 ч)

 

Декоративно-прикладное искусство в русском народном творчестве (8 ч)

 

Составление геометрического орнамента по мотивам славянского декоративно-прикладного искусства.

Принадлежность русского народа к предкам славянам. Русский национальный костюм. Простота покроя, украшения вышивкой, мехом, серебряной и золотой нитью. Рисунок в украшении как оберег от темных сил. Магическое значение чисел в геометрическом орнаменте. Изображение знака солнца, схема водных стихий, знак справедливости, лабиринта, спирали в украшениях одежды, предметов быта.

Составление орнамента из символических знаков.

Символы в славянском декоративно-прикладном искусстве.

Цветовая гамма в одежде русского народа. Природные красители. Ромб в орнаменте, как символ плодородия и женского начала в природе. Изображение священного дерева. Змей – символ времени, повторяемости, мудрости и осторожности. Птицы-павы: символ счастья и любви. Женская фигура: символ плодородия. Конь, олень: символ богатства в доме. Розетки разных видов в орнаменте.

Коллективная работа по составлению композиции.

Полотенце как вид русского народного искусства.

Полотенце как самый распространенный вид русского искусства в интерьере, в быту, в обрядах. Красота русской природы – это бесконечное количество сюжетов для вышивания.

Составление орнамента  из растительных элементов, Древа жизни, образов птиц, символических знаков.

Пояс – оберег, честь и слава.

Пояс – символ дороги, пути через разные преграды, как оберег от порчи и злых сил. Обряды, связанные с пояском. Пояс – необходимый элемент мужской одежды. Ременные пояса мужчин-воинов. Пояса повседневные и праздничные, для простых людей и для состоятельных. Украшения поясов, значение рисунков, как амулетов, приносящих удачу.

Эскиз пояса амулета.

Птицы в русском декоративно- прикладном творчестве.

Мифологическое изображение птиц в русском изобразительном и художественном творчестве. Изображение птиц на разных предметах быта, вышивках, в ткачестве, в украшениях жилища. Мотив птицы в городецкой росписи, в Полхов-Майдане, в узорах Северной Двины, в хохломской росписи, игрушках Дымки, в узорах Гжели.

Творческое изображение сказочной Жар-птицы.

Животный мир в народной символике и в декоративно-прикладном творчестве.

Образ животных в русском народном творчестве. Приметы, связанные с животными в жизни людей. Реальные знания людей о животных, их вымыслы и суеверия, связанные с образами животных. Изображения животных в оформлении предметов быта, одежды, в вышивках русских мастериц на полотенцах и скатертях, в украшении жилища.

Лепка животных по сюжетам русских сказок.         

Растительный мотив в народном декоративно-прикладном творчестве.

Использование природных растительных мотивов  в разных народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городец, Северная Двина, Полхов-Майдан, Жостово). Особенности росписи, цветовая гамма. Стилизация растительных форм.

Использование растительных декоративных элементов для росписи папье-маше.

Искусство русской игрушки.

Фантазия, изобретательность мастеров при изготовлении игрушек. Игрушки разных промыслов, сравнение их по форме, особенностям росписи, сюжету. Дымковские глиняные игрушки: сюжеты, цветовая гамма, лепные детали. Филимоновские свистульки: сюжет, узоры для росписи, цветовая гамма. Игрушки каргопольских мастеров.

Роспись глиняных игрушек, изготовленных на уроках трудового обучения.

Тематическое рисование ( 2ч )

Композиция из элементов растительного и животного мира.

Боровая птица глухарь - символ Верхнекетского района. Автор рисунка – местный художник Плотников М.И.

Как выглядит глухарь, чем питается, где обитает, поведение во время токования, почему получил такое название.

Особенности природы нашего края, её богатство, красота. Бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Плакат «Люблю тебя, мой край родной!».

Конь – верный друг и помощник человека.

Как попал конь на герб Томской области. Из истории развития извозного дела в Томской области. Значение коня для развития торговли, объединения разобщенных районов, перевозки грузов.

Изображение златогривого коня по мотивам русских сказок.

Рисование с натуры (1 ч)

Рисование с натуры и по представлению листочков, цветов и ягод. Эскиз коврика.

Сравнить по форме, цвету, пропорциям разные листья растений, ягоды, цветы и их лепестки. Значение природных мотивов в украшении одежды, предметов быта, жилища в русской культуре.

Составление эскиза коврика из растительных узоров.

Экскурсия в краеведческий музей (1 ч)

Сравнить предметы быта, одежду, орудия труда, жилище русских людей и коренных народов Прикетья.

Из чего сшита и как украшена одежда русских людей и эвенков, селькупов.

Коренные народы  Сибири (5 ч)

Коренные народы Сибири. Национальная одежда.

Освоение Сибири русскими людьми. Коренные народы Прикетья. Традиционные занятия  - рыболовство, оленеводство, охота. Национальная одежда, её особенности. Зимняя одежда народов севера и Сибири.

Украшения в одежде коренных народов Прикетья. Нагрудник.

Одежда, сшитая из оленьих шкур. Эвенкийский нагрудник, его назначение и украшение. Характерные орнаменты, зооморфные и растительноморфные мотивы орнамента.

Составление орнамента для нагрудного украшения.

Украшения из бисера.

Появление бисера в Сибири. Цветовая тональность в украшениях. Плетение из бисера современными мастерицами.

Составление эскиза и плетение украшения из бисера.

Сюжетно - тематическая композиция.

Значение оленей в жизни коренных народов Прикетья. Что получает от оленя человек, как ухаживает за ним, как использует.

Составление сюжетно - тематической композиции «Северный олень».

Знания и умения учащихся.

 

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

- некоторые славянские узоры, имеющие символическое значение;

- названия центров традиционных народных художественных промыслов России (Гжель, Городец, Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан, Дымка) и отличительные признаки художественной росписи в разных центрах народных промыслов;

- приемы реалистического и декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

- доступные сведения о некоторых славянских обрядах, быте  и жизни русского народа;

- отличительные особенности национальной одежды, украшений, традиционных занятиях коренных народов Сибири.

 

 должны уметь:

 

- составлять орнаменты и композиции с использованием символических рисунков;

- разрабатывать эскиз изделия и выполнять изделие по эскизу на основе национальных традиций;

- верно передавать в рисунке основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- решать художественно-творческие задачи на повтор, импровизацию по мотивам народных орнаментов;

- использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства (цвет, пятно, линии и др.);

- свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного орнамента.

 

Поурочно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Вид деятельности

Практическая работа

1

Составление геометрического орнамента по мотивам славянского декоративно-прикладного искусства.

Декоративное рисование

Орнамент из знаков и рисунков славянского декоративно-прикладного искусства

 

2

Символы в славянском декоративно-прикладном искусстве

Декоративное рисование

Групповая работа по составлению композиции с использованием символических рисунков. Украсить донце прялки.

3

Полотенце как вид русского народного искусства.

Декоративное рисование

Многоярусный орнамент для полотенца

4

Пояс – оберег, честь и слава.

Декоративное рисование

Эскиз пояса - амулета

5

Птицы в русском декоративно-прикладном искусстве.

Декоративное рисование

Сказочная птица

6

Составление композиции по мотивам природных форм.

Тематическое рисование

Плакат «Люблю тебя, мой край родной».

7

Животный мир в народной символике и в декоративно-прикладном творчестве.

Работа с пластилином

Лепка животных по мотивам русских народных сказок.

8

Конь – верный друг и помощник человека.

Тематическое рисование

Златогривый конь по мотивам русских сказок.

9

Рисование с натуры и по представлению листочков, цветов и ягод.

Рисование с натуры и по представлению

Композиция из природных растительных элементов. Узор для коврика.

10

Растительный мотив в народном декоративно-прикладном творчестве.

Декоративное рисование

Роспись растительными узорами изделий папье-маше.

11

Искусство русской игрушки.

Декоративное рисование

Роспись глиняных игрушек узорами известных  росписей.

12

Урок – экскурсия.

Экскурсия в краеведческий музей

 

 

13

Коренные народы Сибири

Урок - беседа

Одежда народов Севера и Сибири.

14

Украшения в одежде коренных народов Прикетья. Нагрудник.

Декоративное рисование

Орнамент для нагрудного украшения.

15-16

Украшения из бисера.

Плетение из бисера

Плетение из бисера украшения по составленному эскизу.

17

Сюжетно-тематическая

композиция «Северный олень»

Тематическое рисование

«Северный олень»

 

Программа

IV класс (17 часов)

Курс «Изобразительное искусство», 4 класс предназначен для решения следующих задач:

  • Конкретизировать знания о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи и соотносить эти знания с произведениями искусства.
  • Познакомить с культурным наследием своего родного края.
  • Вызвать эмоциональное отношение к произведениям, развивать способность видеть, чувствовать и понимать красоту.
  • Знакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников.
  • Развитие связной речи учащихся средствами изобразительного искусства.
  • Развивать умение ребёнка средствами рисунка (линий, пятен, форм) более или менее точно передавать свои зрительные наблюдения, внешний вид предметов и явлений окружающего мира.
  • Обучение анализу своих творческих работ и работ одноклассников.

Принцип построения курса.

Курс «Изобразительное искусство», 4 класс состоит из 2 разделов. В первом разделе происходит знакомство, углубление знаний  о различных видах изобразительного искусства, жанрах живописи. Рассматриваются такие жанры как: графика, живопись, пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, анималистический, исторический жанры. Знакомство с разными видами искусства происходит в процессе рассматривания произведений отечественной художественной культуры. В практической работе с детьми раскрываются основные средства художественной выразительности в различных сочетаниях в зависимости от содержания и задач творческой работы. На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей формируется интерес к собственной изобразительной деятельности.

Во втором разделе жанры живописи рассматриваются с учётом своеобразия культуры народов, проживающих в Сибири, исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни. Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания. С этой целью рассматриваются и практические художественно-творческие задания.

При проведении курса предполагается частичная интеграция с уроками развития речи, чтения, сибиреведения. Интегрированный подход здесь очень важен, так как позволяет осмыслить на новом уровне явления, с которыми учащиеся соприкасались ранее.

 

Содержание дисциплины и вид учебной работы

 

Виды изобразительного искусства .Графика.( 1 час)

Знакомство с разными видами изобразительного искусства: графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно-прикладным искусством. Рассматриваются основные признаки видов. Проводится практическая работа по их распознаванию.

 Жанры живописи.(9 часов).

Знакомство с жанрами: графика, живопись, пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, анималистический, исторический жанры. Работа проводится на основе анализа репродукций известных русских художников: Шишкина И.И., Саврасова А.К., Айвазовского И.К., Серова В.А., Хруцкого И.Ф., Кончаловского П.П., Ватагина В.А., Кукунова М., Сурикова В.И., Брюллова К.П., Васнецова В.М. При работе с этим разделом учебная деятельность разнообразна. Дети знакомятся приёмами и техникой выполнения пейзажа, законами композиции, рисованием с натуры и по представлению, с законами цветоведения.

Примерные задания: рисование фигуры человека по памяти или представлению, написание сочинения по картине Шишкина И. «Утро в сосновом лесу», рисование морского пейзажа, практическая рпбота по смешиванию красок (подбор телесного цвета),рисование портрета по представлению, рисунок снатуры, рисование животного по образцу.

Культурное наследие Сибири(6 часов)

Продолжается работа с жанрами живописи, но уже на основе культурного наследия Сибири. Учащиеся знакомятся с художниками Верхнекетья Плотниковым М, Ивановым А., узнают об истории возникновения Томска, об его исторических памятниках, самобытности деревянного зодчества. Также происходит знакомство с мифами Прикетья на основе серии картин Плотникова М

      «Самоедский эпос», с бытом  коренных народов.

 Примерные задания: рисование по памяти пейзажа «Родной уголок», коллективно –творческая работа с репродукциями на историческую тему, сюжетное рисование по тексту, рисование наличников, иллюстрирование сказок и легенд народов Севера.

Обобщение изученного.(1час).

В игровой форме повторение и обобщение изученного материала по курсу.

 

Поурочно- тематическое планирование.

 

Количество уроков

Тема урока

 Вид работы

1

1

1

 

1

 

1

 

1

1

2

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

1

 

1

 

1

Виды изобразительного искусства. Графика.

Живопись и её жанры.

Пейзаж. Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу.», «Рожь», «Корабельная роща».

Пейзаж. Айвазовский И. К.« Девятый вал»

 

Пейзаж в картинах художников Верхнекетья М. Плотникова и А. Иванова.

Портрет. Серов «Девочка с персиками»

Ещё раз о портрете.

Натюрморт. Хруцкий И.Ф. «Цветы и плоды».                                                                                                                                                        Кончаловский П.П. «Овощи».                                                                              Анималистический жанр. Художники- анималисты В.А. Ватагин, В.А. Серов, М. Кукунов

Быт народов Сибири.

 

Исторический жанр. Суриков В.И., Брюллов К.П.

 

 

Из истории Томска.

Деревянное зодчество Сибири.

Иллюстрирование сказок народов Сибири.

 

Мифы и легенды в рисунках.

 

Обобщение.

 

Практическая

Практическая

Сочинение

 

Рисование на тему

Рисование на тему

Практическая

 

Рисование натюрморта

Практическая

Сюжетное рисование

 

Урок-беседа, групповая работа

Урок-беседа

Практическая

Рисование на тему

Тематическое рисование

Урок-игра

 

 

Учащиеся к концу 4 класса должны уметь:

 

  • Различать виды изобразительного искусства.
  • Владеть элементарными навыками цветоведения и использования их в изобразительном искусстве.
  • Владеть простейшими закономерностями светотени, линейной и воздушной перспективы, композиции в произведениях живописи и графики.
  • Владеть  техникой выполнения рисунка простым карандашом и акварелью.
  • Уметь описать картину, применяя знания о  художественных средствах выразительности.
  • Понимать замысел художника и строить своё речевое высказывание на его основе.
  • Устанавливать соответствие между изобразительно – выразительными средствами в литературном, живописном произведениях.
  • Использовать искусствоведческие термины в беседе и сочинении по картине.
  • Анализировать и выражать подтекст картины и эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений.
  • Пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка.

 должны знать:

 

  • Виды изобразительного искусства.
  •  Жанры живописи.
  • Произведения известных русских художников, предусмотренные программой.
  • Доступные сведения о культурном наследии родного края ( Деревянное зодчество, мифы и легенды,  сказки народов Севера, художники Верхнекетья, поэты Томской области)
  • Технику выполнения рисунка простым карандашом и акварелью.

Используемая литература:

 

3 класс:

 

  1. Легенды и были  таежного края. И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев, А.И.Соловьев, Новосибирск «Наука», 1989г.
  2. Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в Диалоге Культур. Методическое пособие. Под ред. Вербицкой О.В., Иванченко С.В., Сайдамака Е.П., Чудновой Н.А., Васильченко Н.П., Томск, 2002г.
  3. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. Сост. Т.Н.Емельянова, М.В. Южанинова (Северная библиотека школьника), Москва, «Северные просторы», 2002г.
  4. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Народы Севера Земли. Москва, «Северные просторы», 1999г.
  5. Эвенкийские художественные изделия из меха и сукна. Школьный краеведческий музей Дома творчества юных, Белый Яр, Верхнекетского района. Составитель: Нечунаева Е. ,2000г.
  6. На Кети-реке. Вершинин Н.Я. Стихотворения. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2003г.
  7. Рассказы о Томске. Сергей Заплавный. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1980г.
  8. «Искусство детям». Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Издательство «Мозаики-Синтез» (Узоры Северной Двины, Филимоновские свистульки, Городецкая роспись, Жостовский букет, Цветочные узоры Полхов-Майдана, Золотая Хохлома)
  9. Славяне. Владимир Петрухин. Москва «Росмэн», 1999г.

 

 

4 класс:

 

  1. «Знаменитые русские художники», Санкт – Петербург, «Азбука – классика», 2001 г
  2. «Сочинения по картинам в начальных классах», В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова, Москва, 2002г
  3. «Рассказы о Томске»,
  4. «Любимый город», Новосибирск,Западно – Сибирское книжное издательство, 1979г
  5. «Земля Верхнекетская», издательство Томского университета, Томск, 1997г
  6. «Сибирь – твой дом», И.Е.Максимова, учебник сибиреведения для начальной школы, Томск «Курсив», 1998г
  7. «Арктика – мой дом», Москва «Северные просторы», 1999г
  8. «За синей птицей», Г. Небараковская, стихи, Томск, 2005г