Программа художественной направленности для делей с ОВЗ
МКУ ДО "ЦДТ "Радуга" г. Еманжелинск Челябинская область
Программа художественной направленности для делей с ОВЗ
Крячкова Галина Валерьевна
педагог дополнительного образования первой категории
Информационная карта
дополнительной общеразвивающей программы «Фантазёр»
Организация-исполнитель: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Руководитель учреждения: Светлана Владимировна Мелёхина
ФИО, должность автора: Галина Валерьевна Крячкова, педагог дополнительного образования первой категории
Адрес электронной почты: raduga-1262@mail.ru
Тип программы: адаптированная
Направленность деятельности: художественная
Способ освоения содержания программы: творческий, репродуктивный
Продолжительность освоения программы: 3 года
Образовательная область: художественное творчество
Целевые группы: количество - 10 человек, возраст – 7-14 лет, социальный статус – школьники.
Уровень освоения: общекультурный
Возрастной уровень: начальный, основной
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- 1 год обучения
- 2 год обучения
- 3 год обучения
- Календарный учебный график
- 1 год обучения
- 2 год обучения
- 3 год обучения
- Планируемые результаты
- Оценка эффективности программы.
- Материально-техническое обеспечение
- Список литературы
1.Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья.
Инвалидность у детей Ханжин Е.В. определяет как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями". Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированный на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики.Особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности ребенка. Таким образом, исходя из вышесказанного, важной задачей в работе с
семьями, имеющими детей с ОВЗ является социализация родителей и детей,
выведение этих семей из стен квартир в общество сверстников, вовлечение их в активную детскую жизнь.
Цель программы: Помочь учащимся адаптироваться к условиям и требованиям современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.
Задачи:
Обучающая:
- Научить работать с тканью, бумагой, нитью, бисером, природным и бросовым материалом.
- Закрепить навыки и умения в области прикладного искусства.
Развивающая:
- Развитие мышления, внимания, художественной памяти.
Познавательная:
Формирование целостного представления о видах прикладного искусства.
Мотивационная:
- Развитие у детей желания познавать и творить.
- Развитие творческого потенциала.
Социально - педагогическая:
- Содействовать адаптации детей к жизни в динамичном обществе.
- Формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в социуме.
Эстетическая:
- Развивать художественный вкус, чувство меры.
- Учить видеть красоту окружающего мира.
Воспитательная:
- Воспитывать нравственные, патриотические чувства.
Программа подразумевает многоступенчатость обучения в зависимости от возможностей и индивидуального маршрута ребенка, сохраняя дидактический принцип «от простого к сложному».
На первом году обучения дается несложный материал - азы, на втором - изготавливаются более сложные работы, третий год обучения - даются сложные работы по изготовлению + работы выполняются самостоятельно.
Режим занятий зависит от возрастных и психофизических возможностей обучающегося. Ориентировочный режим работы по программе:
- Первый год обучения: 2 часа в неделю, всего 72 часа
- Второй год обучения: 2 часа в неделю, всего 72 часа
- Третий год обучения: 2 часа в неделю, всего 72 часа
Программа «Фантазер» для детей с ОВЗ задает «индивидуальный образовательный маршрут» для развития ребенка.
Программа дает свободный выбор в том или ином направлении деятельности прикладного искусства:
- Вязание
- Бисероплетение
- Вышивка
- Работа с природным и бросовым материалом
- Папье-маше
- Оригами
- Работа с нитью
- Работа с бумагой
- Работа с пластилином и многое другое
У ребенка с ОВЗ, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни. Многие дети не имеют представления о своих возможностях, так как воспитываются в условиях повышенной опеки и низкой требовательности. Представления ребенка о себе неадекватны. Многие из них не имеют базовых навыков, таких как как ремонт одежды, приготовление пищи, навыков общения со здоровыми людьми. Многие дети ни разу не побывали в музее, театре, на выставках.
Ограниченный круг общения и замкнутая среда, отсутствие возможности накопить жизненно важный опыт накладывают отпечаток на личность ребенка. Осознание зависимости от здоровых людей способствует формированию иждивенчества.
Особенно важно сформировать взаимоотношения детей - инвалидов с миром здоровых людей. Позиция «Ты мне должен помогать, потому, что я -инвалид» не подходит для долговременных отношений между людьми. Если ребенок- инвалид не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то он обречен во взрослой жизни на социальное одиночество.
С детьми с ОВЗ нужно быть предельно внимательным и осторожным в обучении. Особое внимание при работе необходимо уделять психофизической разгрузке, поэтому занятие строится с обязательными перерывами для проведения физминуток и минуток отдыха.
Физкультминутка:
- «Мы играли и считали - наши пальчики устали,
Мы немного отдохнём и опять считать начнём» - выполняем упражнения руками и пальчиками, стоя около столов.
- Игры: «Большие - маленькие» - сели, встали.
- «Самолеты» - руки вверх, вниз.
- Зарядка для глаз. Закрываем глаза и описываем глазами круг, глазки вверх, вниз, вправо, влево.
Занятия с детьми проходят как в группах, так и индивидуально на основании заключения и рекомендаций врачей о возможной психофизической нагрузки и по просьбе родителей..
Частая смена деятельности не утомляют детей. Занятие проходят с учетом возрастных особенностей детей.
Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают.
Воспитанники быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.
Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.
У ребенка-инвалида, который не занимается дополнительно, не происходят наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни. Занятия с детьми с ОВЗ проводятся индивидуально на основании заключения и рекомендаций врачей о возможной психофизической нагрузки и по просьбе родителей..
2. Содержание программы
2.1. Цель и задачи первого года обучения:
- Сформировать целостное представление о видах прикладного искусства.
- Познакомить детей с различными технологиями рукоделия.
- Содействовать адаптации детей к жизни в динамичном общении.
- Научить изготавливать аппликации из пластилина и цветной бумаги.
- Вовлечь родителей в проведение конкурсов, игровых программ.
- Развивать уровень мышления, внимания, художественный вкус, память.
Учебный план 1 года обучения
(2 часа в неделю.)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Аппликация из семян |
9 |
2 |
7 |
|
3 |
Аппликация из пластилина |
10 |
2 |
8 |
|
4 |
Аппликация из цветной бумаги |
16 |
6 |
10 |
|
5 |
Работа с гофробумагой |
14 |
4 |
10 |
|
6 |
Изготовление подарков, поздравительных открыток. |
12 |
1 |
11 |
|
7 |
Проведение конкурсов, соревнований, игровых программ с участием детей и родителей. |
8 |
2 |
6 |
|
8 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
9 |
Итого |
72 |
18 |
54 |
|
2.2. Цель и задачи второго года обучения:
- Развивать у детей желание познавать и творить.
- Формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в социуме.
- Научить делать аппликацию из крупы, мозаику из пластилина, выполнять более сложные работы.
- Научить делать работы из соленого теста
- Учить видеть красоту окружающего мира.
Учебный план 2 года обучения
(2 часа в неделю.)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
|
2 |
Аппликация из крупы |
8 |
1 |
7 |
|
3 |
Мозаика из пластилина |
11 |
1 |
10 |
|
4 |
Работа с салфетками |
10 |
3 |
7 |
|
5 |
Лепка из солёного теста |
12 |
4 |
8 |
|
6 |
Работа с ватой и ватными дисками |
9 |
2 |
7 |
|
7 |
Изготовление подарков, поздравительных открыток |
6 |
- |
6 |
|
8 |
Проведение совместных с родителями праздников, игровых программ |
6 |
- |
6 |
|
9 |
Подготовка и участие в конкурсах |
6 |
2 |
4 |
|
10 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
|
11 |
ИТОГО |
72 |
15 |
57 |
|
2.3. Цель и задачи третьего года обучения:
- Развивать творческий потенциал. Учить творить.
- Научить работать с бисером, пайетками, придумывать свои способы изготовления работы.
- Закрепить навыки, умения, знания в области прикладного искусства.
- Развивать чувство меры, вкуса, цвета.
Учебный план 3 года обучения
(2 часа в неделю.)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
12 |
2 |
10 |
|
3 |
Бисер. |
24 |
4 |
20 |
|
4 |
Квиллинг. |
14 |
3 |
11 |
|
5 |
Изготовление подарков, поздравительных открыток |
6 |
- |
6 |
|
6 |
Проведение совместных с родителями праздников, игровых программ |
4 |
- |
4 |
|
7 |
Подготовка и участие в конкурсах |
8 |
2 |
6 |
|
8 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
|
9 |
ИТОГО |
72 |
15 |
57 |
|
3. Календарный учебный график
3.1. Календарно учебный график 1 года обучения
№ п/п
|
Месяц |
Число |
Время проведения занятия
|
Форма занятия
|
Кол-во часов
|
Тема занятия
|
Место проведения
|
Форма контроля |
1. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Вводное занятие |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
Аппликация из семян |
|||||||
2. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Семена, используемые в аппликации. Способы обработки и хранения семян. Использование разнообразной крупы в аппликации
|
ЦДТ «Радуга» |
|
3 |
|
|
|
Комбинированное |
3 |
Цыплёнок из крупы и семян с использованием шаблона |
ЦДТ «Радуга» |
|
4. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Панно «весна» из семян. Выбор фона и семян для панно. Наброски в карандаше |
ЦДТ «Радуга» |
|
5. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сборка и оформление панно. |
ЦДТ «Радуга» |
|
Аппликация из пластилина |
||||||||
6. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Виды пластилина. Свойства пластилина. Способы выполнения фона для аппликации. Смешивание пластилина для получения новых нужных оттенков Техника безопасности во время работы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
7. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Берёза. Наброски эскиза |
ЦДТ «Радуга» |
|
8. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы с использованием пластилиновых жгутиков |
ЦДТ «Радуга» |
|
9. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Панно « Аквариумные рыбки». Наброски эскиза |
ЦДТ «Радуга» |
|
10. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
Аппликация из цветной бумаги |
||||||||
11. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Виды и свойства бумаги. Виды аппликации. Техника безопасности. |
ЦДТ «Радуга» |
|
12. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Закладка для книг. |
ЦДТ «Радуга» |
|
13. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Предметная аппликация. Работа по шаблонам. Цветы из кругов. Обводим и вырезаем круги по шаблонам. |
ЦДТ «Радуга» |
|
14. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сборка цветов и оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
15. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
«Ваза с цветами» обрывная аппликация. Обводим шаблон вазы, обклеиваем вазу.
|
ЦДТ «Радуга» |
|
16. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Вырезание цветов и оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
17. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Аппликация «Фруктовые деревья», складывание бумаги, вырезание деревьев. |
ЦДТ «Радуга» |
|
18. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Работа с шаблонами (фрукты, листья), склеивание. Оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
Работа с гофробумагой |
||||||||
19. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Основные свойства и особенности гофробумаги. Основные требования при выполнении работ. Техника безопасности |
ЦДТ «Радуга» |
|
20. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Заготовка квадратиков. Складывание квадратов в лепестки.
|
ЦДТ «Радуга» |
|
21. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Заготовка квадратиков. Складывание квадратов в листочки, сборка цветка |
ЦДТ «Радуга» |
|
22. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Объёмная аппликация из гофры(цветок) |
ЦДТ «Радуга» |
|
23. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Объёмная аппликация из гофры(цветок) |
ЦДТ «Радуга» |
|
24. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Панно « сказочное дерево» |
ЦДТ «Радуга» |
|
25. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Панно « сказочное дерево» |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
Изготовление подарков, поздравительных открыток. |
||||||||
26. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Ко дню пожилого человека. |
ЦДТ «Радуга» |
|
27. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К празднику «Новый год». |
ЦДТ «Радуга» |
|
28. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Ко дню «Святого Валентина». |
ЦДТ «Радуга» |
|
29. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Ко дню защитника Отечества. |
ЦДТ «Радуга» |
|
30. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К международному женскому дню. |
ЦДТ «Радуга» |
|
31. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Ко дню Победы. |
ЦДТ «Радуга» |
Беседа |
Подготовка и участие в конкурсах |
||||||||
32. |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Выбор технологии |
ЦДТ «Радуга» |
|
33. |
|
|
|
Практическое занятие. |
6 |
Выполнение работ |
ЦДТ «Радуга» |
Выставка работ. |
34. |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Итоговое занятие. |
ЦДТ «Радуга» |
|
3.2. Календарный учебный график 2 года обучения
№ п/п
|
Месяц |
Число |
Время проведения занятия
|
Форма занятия
|
Кол-во часов
|
Тема занятия
|
Место проведения
|
Форма контроля |
|
1 |
|
|
|
Беседа. |
2 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем, правила поведения на занятиях. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
Аппликация из крупы |
|||||||||
2 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Использование крупы в аппликации. Виды и свойства круп.Техника безопасности при работе с крупами. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
3 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Подсолнухи из круп |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
4 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Панно « Лес», наброски эскиза. Выбор круп. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
5 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
|
Мозаика из пластилина |
|||||||||
6 |
|
|
|
Беседа. |
1 |
Свойства пластилина Способы деления пластилина на равные части |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
7 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
« Золотая рыбка» наброски эскиза. Раскатывания шариков из пластилина |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
8 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Раскатывания шариков из пластилина. Оформление работы |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
9 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сказочный герой (по выбору) Перевод картинки. Раскатывание шариков |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
10 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Раскатывание шариков. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
11 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
|
Работа с салфетками |
|||||||||
12 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Виды и свойства салфеток. Аппликация из салфеток |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
13 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Одуванчики из салфеток |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
14 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Одуванчики из салфеток |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
15 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Цветы из жгутиков |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
16 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Цветы из жгутиков |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
Лепка из солёного теста |
|||||||||
17 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Способ изготовления теста. Хранение, сушка, покраска теста. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
18 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Лепка и оформление медальона. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
19 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сушка и покраска медальона. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
20 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
«Божья коровка на листочке». Изготовление листочка и коровки. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
21 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
«Божья коровка на листочке». Изготовление листочка и коровки. Оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
22 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сушка и покраска работы. |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
|
Работа с ватой и ватными дисками |
|||||||||
23 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Способы получения ваты. Свойства и применения ваты и ватных дисков. Техника безопасности при работе |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
24 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Зайка из ватных дисков |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
25 |
|
|
|
Комбинированное |
1 |
Аппликация « Дед Мороз» с использованием ваты (по шаблону). Выбор фона, обведение шаблона. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
26 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Аппликация « Дед Мороз». Накатывание шариков из ваты |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
27 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа. |
|
Изготовление подарков, поздравительных открыток |
|||||||||
28 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К празднику нового года |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
29 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К Международному женскому дню. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
30 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Ко дню Победы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
Проведение совместных с родителями праздников, игровых программ |
|||||||||
31 |
|
|
|
Игра |
2 |
Путешествие по сказкам |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
32 |
|
|
|
Соревнования |
2 |
Мы вместе |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
33 |
|
|
|
Праздничное мероприятие |
2 |
К Международному женскому дню. |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
Подготовка и участие в конкурсах |
|||||||||
34 |
|
|
|
Беседа. |
2 |
Выбор технологии |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
35 |
|
|
|
Практическое занятие. |
6 |
Выполнение работ |
ЦДТ «Радуга» |
Участие в выставке |
|
36 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Итоговое занятие |
ЦДТ «Радуга» |
|
|
3.3. Календарно учебный график 3 года обучения
№ п/п
|
Месяц |
Число |
Время проведения занятия
|
Форма занятия
|
Кол-во часов
|
Тема занятия
|
Место проведения
|
Форма контроля |
||
1 |
|
|
|
Беседа. |
2 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, правила поведения на занятиях. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
Пайетки. |
||||||||||
2 |
|
|
|
Беседа. |
2 |
Виды пайеток. Техника безопасности. Применение пайеток. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
3 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Дерево из пайеток. Плетение веточек. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
4 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение веточек. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
5 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение веточек. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
6 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сборка веточек, дерева. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
7 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление работы |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа |
||
Бисер. |
||||||||||
8 |
|
|
|
Беседа. |
1 |
История бисероплетения. Виды бисера. Правила техники безопасности. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
9 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Жучок из бисера и бусин. Подбор материала, плетение лапок. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
10 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение лапок. Сборка жучка. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
11 |
|
|
|
Комбинированное |
3 |
Виды жгутов. Плетение мозаичного жгута. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
12 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение мозаичного жгута |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
13 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение мозаичного жгута |
ЦДТ «Радуга» |
Беседа |
||
14 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Фиалки из бисера. Материалы, используемые в работе. Подбор бисера. Составление схемы. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
15 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение лепестков. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
16 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение лепестков. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
17 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение листьев. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
18 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Плетение листьев. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
19 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сборка цветка. Оформление работы. |
ЦДТ «Радуга» |
Самостоятельная работа |
||
20 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Квиллинг. История возникновения квилинга. Техника скручивания бумаги. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
21 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Цыплёнок. Заготовка элементов, сборка цыплёнка. |
|
|
||
22 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Бабочка. Заготовка элементов, сборка бабочки. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
23 |
|
|
|
Комбинированное |
2 |
Картина с цветами. Выбор фона. Наброски эскиза. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
24 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Нарезка полосок. Скручивание лепистков. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
25 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Сборка цветов. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
26 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Оформление картины. |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
Изготовление подарков, поздравительных открыток |
||||||||||
28 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К празднику нового года |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
29 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Ко дню Защитника Отечества |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
30 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
К Международному женскому дню.
|
ЦДТ «Радуга» |
|
||
Проведение совместных с родителями праздников, игровых программ |
||||||||||
31 |
|
|
|
Игра |
2 |
Веселый светофор |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
32 |
|
|
|
Праздничное мероприятие |
2 |
Моя мама лучшая на свете |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
Подготовка и участие в конкурсах |
||||||||||
33 |
|
|
|
Беседа. |
2 |
Выбор технологии |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
34 |
|
|
|
Практическое занятие. |
6 |
Выполнение работ |
ЦДТ «Радуга» |
Участие в выставке |
||
35 |
|
|
|
Практическое занятие. |
2 |
Итоговое занятие |
ЦДТ «Радуга» |
|
||
4.Планируемые результаты
Планируемые результаты-1 год обучения
Дети должны:
- Уметь складывать бумагу разными способами.
- Уметь склеивать бумагу.
- Уметь вырезать из сухих листьев различные формы, наклеивать.
- Работать с пластилином, выполнять несложные работы.
Планируемые результаты -2 год обучения
Дети должны:
- Уметь складывать бумагу разными способами.
- Выполнять ромбовидные, многослойные работы из салфеток.
- Уметь приготовить соленое тесто для поделок.
- Развить мелкую моторику рук при помощи пластилина и ваты
Планируемые результаты- 3 год обучения
Дети должны:
- Уметь делать объемные работы из пайеток.
- Выполнять работы из бисера.
- Выполнять сложные работы самостоятельно из бисера, по схеме.
- Овладеть техникой квиллинга.
5.Оценка эффективности программы.
Оценкой эффективности выполнения программы являются:
- результаты районных, городских выставок.
- хорошая посещаемость объединения.
- заинтересованность детей в данном направлении.
- Учебное обеспечение программы
- Дидактический иллюстративный материал
- Учебная литература
- Папка с шаблонами по темам программы
- Образцы готовых изделий
- Подборка материалов по краеведческой тематике
Методическое обеспечение программы
Организация педагогического процесса по программе предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Методы: репродуктивный, вербальный, практический, метод
упражнений, аналогии, иллюстративный метод, частично поисковый метод.
Практическое учебное занятие есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методом обучения, планируемая и регулируемая педагогом. Каждой системе средств, приемов и методов обучения соответствует своя организационная форма. При этом используются:
- беседа;
- показ;
- практическое задание;
- занятие-игра;
- экскурсии;
- выставки
- комбинированные занятия
Исходя из психофизиологических особенностей детей, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:
- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы - интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;
- развивать способность к самостоятельности;
- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;
- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.
От начала до конца обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. Соответственно, и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания.
Результативность освоения программы - индивидуального образовательного маршрута - оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.
В образовательной работе используются следующие общепедагогические принципы:
- системность
- доступность
- сотрудничество
- связь теории с практикой
На занятиях в объединении используются следующие методы:
Словесный метод обучения (рассказы, беседы, объяснение). Устное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение помогают учащимся логически правильно и грамотно мыслить, осмысливать проблему, установить практическое ее
значение, формулировать выводы. Словесные методы тесно связаны с наглядными. (предусматривает последовательность работы педагога и деятельности учащихся).
Наглядный метод обучения основывается на привлечении учащихся к самостоятельности, творческой активности, к формированию собственной оценки изучаемого материала.
Метод показа технологических приемов формирует в сознании учащихся образец трудовых действий (приемов, способов, процессов), которые они должны освоить.
Практическая работа преследует цель: применение знаний, навыков, умений; развитие творческих способностей.
Учебные игры стимулируют практические навыки, развивают воображение и интуицию. Урок-игра лучше помогает детям усвоить пройденный материал. Игра наиболее эффективна в сочетании с другими методами и средствами обучения.
Экскурсия дает возможность углубить и расширить горизонт интересов учащихся. Экскурсия помогает формировать такие качества, как дружба, взаимопонимание.
Выставки декоративно-прикладного творчества способствуют вовлечению детей в данный вид деятельности и развитию у них интереса.
6.Материально-техническое обеспечение программы
Данная программа реализуется при условии доступности детей с ОВЗ в здание образовательной организации (пандусы, удобная мебель для занятий, наличие лекционного материала в электронном виде).
Для занятий необходимы:
Кабинет для занятий декоративно-прикладным творчеством 1
Столы 4
Стулья 15
Шкафы для инструментов, материалов, УМК 1
Стеллажи для экспонатов 1
Стенды для экспозиций 4
Наборы для декоративно-прикладного творчества 10
7.Список литературы.
1.Л.В.Базулииа И.В Новикова «Бисер»/ В.Н.Куров - Ярославль.: Академия развития. Академия Холдинг, 2002г.-224с
2.Л.А.Божко. «Бисер для девочек» /С.А.Порхаев - М.: Мартин 2007г. - 104с.
3.Н.М.Васильева. Программа для детей с особыми педагогическими потребностями «Открывая сердца»/ЦДТ»Радуга, 2009г.
4.Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 2класс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
5.Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению Зкласс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
6. Е.В.Данкевич. А.И. Григорьева «Бисерное рукоделие. Энциклопедия для девочек»/ Е.В.Данкевич. А.И.Григорьева. - М.: Астрель; СПб: Сова, 2100г.- 128с
7. К.Б.Доуэли. «Цветы из бисера: композиция для интерьера, одежды, прически.» / Пер. с англ. - М.: Ниоло-Пресс, 2008г. - 128с.
8.С.В.Колесник «Азбука мастерства. 1класс. / -Саратов: Лицей, 2004г.- 64с.
9.Н.Л.Ликсо «Бисер» / Н.Л.Ликсо - Минск: Харвест, 2100г -256с.
10.Е.А.Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебное пособие для учащихся 1 класса.» /Н.В.Виноградова, В.Д.Симоненко - М.:Винтано- Графф, 002г -112с.
11.Т.Н. Проснякова. «Цветы. Энциклопедия технологий прикладного творчества.» / Самара. «Фёдоров» 2007г. - 48с.
12.С.В.Соколова «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры.»/ С.Соколова - М.: Эксмо; СПб Домино, 2007г. - 352с.
13.Е.А.Ступак. «Оригами. Подарки к праздникам.» / Е.Ступак - М.: Айрис- пресс, 2007г. - 106с.
14. Н.И Фуникова, Н.П.Пакилева «Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.» / Под. Ред. В.В Садырина; -Челябинск.: ИИУМЦ
15.Л.В.Юртакова «Квилинг: создаём компазицию из бумажных лент» / Л.Юртакова, А.Юртакова. - М.: Эксмо, 2012г. - 64с.