тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

 ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия№6 города Тихорецка

Муниципального образования Тихорецкий район

 

Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок "Педагогический  поиск" Номинация -дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

 ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы

 

Учитель

Исаева Т.А.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Программа  «Хоровой класс»  расчитанна на 4 года обучения.  

         Предназначена для общеобразовательных учреждений. Разработана на основе методик вокального  воспитания детей

В.Попова, В.Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной. А также типовой программы для детских музыкальных школ.

            Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.  

 Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.

Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.

Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.

Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.

Цель программы: Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.

Задачи: обучающие:

•Сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.).

•Научить детей формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе.

•Познакомить детей с основами музыкальной грамотыи хоровой литературой.

развивающие:

•Расширить музыкальный кругозор учащихся.

•Развить у детей голосовой диапазон и тембровую окраску.

•Развить у учеников мелодический и гармонический слух

•Развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства.

•Способствовать развитию у учащихся образного мышления.

•Развить у детей аналитическое отношение к исполнительству, как ксвоему, так и других.

воспитательные:

•Воспитать у учащихся чувство коммуникабельности и ответственности.

•Воспитать у детей черты характера (доброту, волю, дисциплинированность, трудолюбие) через концертную работу.

Адресность программы.

Программа обучения вхоре адресована мальчикам и девочкам младшего школьного возраста 7-11 лет.

Срок реализации программы.

Программа обучения в хоре рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения –  34 часа

4 год обучения – 34 часа

Условия набора.

В младший хор принимаются дети младшего школьного возраста (7 – 11лет), обладающие чувством ритма и интонирующие, в удобном для них диапазоне (по результатам прослушивания).

Режим занятий:

1 раз в неделю по 1 часу 34 часа в год

·     Формы организации занятий.

Занятия проводятся с группой учащихся, а также по звеньям и индивидуально. Учебно-воспитательный процесс по программе осуществляется в форме традиционных занятий, сводных репетиций и занятий по партиям. Возможно совместное проведение сводных репетиций с участием всех возрастных групп  и создание общего хора. Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Ожидаемый результат.

По окончании полного курса обучения учащийся:

Будет свободно управлять голосовым аппаратом.

Приобретет уверенные навыки хорового исполнительства.

Накопит разно-жанровый репертуар.

Овладеет:

анализом исполнительского мастерства;

музыкально-теоретическими знаниями;

нотной грамотой на уровне, который позволяет петь двух-, трёхголосные партитуры.

Приобретет возможность продолжения образования в специальных музыкальных учебных заведениях.

У учащихся сформируются коммуникативные качества, ответственность, черты характера (доброта, воля, дисциплинированность, трудолюбие).

Способы проверки ожидаемого результата:

наблюдения педагога

Формы подведения итогов реализации программы:

Программой предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная (октябрь, декабрь, март) в форме опроса либо зачета, концерта, открытого занятия, хоровой олимпиады;

итоговая (апрель, май)в форме зачёта  либо конкурса, концерта, индивидуального опроса, открытого занятия, фестиваля.

Учебно-тематический план.

 

Раздел программы

теория

практика

всего

1 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

4

5

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

5

6

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

2 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

3 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

4 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

 

Содержание 1 и 2 года обучения

 

1. Начальная диагностика.

 Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

  Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3. Информация о композиторах.

 Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.

4. Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Понятия: дирижерский жест.

Практика.

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом.

4.2 Исполнение классических произведений.

 Теория:

Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия: дирижерский жест.

 Практика:

Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория:Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия:

дирижерский жест.

Практика.

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в  унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение;  работа над  созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.4 Учебно - тренировочный материал.

Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.

Знакомство с первыми навыками  диафрагмально-рёберного дыхания.

Практика:

Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение. Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного  дыхания. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 1-2 года обучения (Приложение 1).

5. Промежуточная и итоговая аттестация.

Практика:

Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо  открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо  открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

6. Культурно - досуговые мероприятия.

Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и т.д.

Ожидаемый результат. К концу 1 и 2 годаобучения вмладшем хоре ребенок:

Будет знать основы хорового пения,

  2. Получит навыки правильного вокального дыхания,

      3.  Получит навыки формирования гласных звуков,

      4. Получит навыки произнесения согласных звуков,

       5 Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха,

       6  Овладеет понятием дирижерского жеста,

       7 Расширит музыкальный кругозор.

       8 Получит навыки чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре, слушая и опираясь на более крепкие голоса старших товарищей.

       9 Овладеет элементами сценической культуры.

 

Содержание 3-го года обучения

 

1.Начальная  диагностика.

Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

 Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3.Информация о композиторах.

Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.

4. Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Знакомство с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика:

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.2 Исполнение классических произведений. Теория:

Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика:

Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория: Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с

партитурой. Дирижерский жест.

Практика:

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.4 Учебно - тренировочный материал.

Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.

Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания.

Практика:

Пение в унисон и с элементами двухголосия. Пение в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки нижнереберного диафрагмального дыхания. Умение петь естественным, легким звуком. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 3 года обучения (Приложение 2).

  5. Промежуточная и итоговая аттестация.

   Практика:

Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

              6. Культурно - досуговые мероприятия.

              Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и др.

Ожидаемый результат. К концу 3года обучения в младшем хоре ребенок:

-                       Приобретет навыки хорового пения, вокально-хорового дыхания, навыки формирования гласных звуков,

-                       Получит развитие артикуляционного аппарата.

-                       Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.

-                       Будет понимать дирижерский жест.

-                       Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом.

-                       Познакомится с понятием «партитура».

-                       Расширит музыкальный кругозор.

Получит навыки сценической культуры.

 

Содержание 4 года обучения

 

1 .Начальная диагностика.

 Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3. Информация о композиторах.

Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор,  произведение которого предложено для разучивания.

4.Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Работа с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика.

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.2                       Исполнение классических произведений.

Теория:                                                                    

средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.

Практика:

Пение классических произведений  русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста.

Формирование    звуковосприятия основных функций классической гармонии.

Создание художественного образа   музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория: средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.

 Практика:

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в  унисон, возможно эпизодически двухголосное пение, работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.4                  Учебно - тренировочный материал.

Теория:певческая установка; пение естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Тембровая окраска. Закрепление навыков диафрагмально-рёберного дыхания. Головной резонатор. Артикуляция.

 Практика:

Пение в унисон и с элементами двухголосного пения.  Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ФА (СОЛЬ) второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки диафрагмально-рёберного дыхания. Умение петь естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Развитие тембра. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 4  года обучения (Приложение 3).

 

5                                               Промежуточная и итоговая аттестация.

 Практика:

Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады.  Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

6                                     Культурно - досуговые мероприятия.

Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, фестивалях, хоровых олимпиадах и т.д.

 

Ожидаемыйрезультат.

К концу 4 года обучения в младшем хоре ребенок:

 

•                   Получит развитие артикуляционного аппарата.

•                   Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.

•                   Будет понимать дирижерский жест,

•                   Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом, фрагментарно а капелла.

•                   Научится работать с партитурой.

•                   Будет знать основы хорового пения, правила вокально-дыхательной системы, способы формирования гласных звуков.

•                   Расширит музыкальный кругозор.

•                   Овладеет элементами сценической культуры.


  

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Для качественного развития творческой деятельности юных любителей пения программой предусмотрено:

·      Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

·      В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

·      Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

·      Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, концерты, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие хоровым пением и обсуждением результата.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

 

 

 

 

Перечень используемой методической продукции

·                                        Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова: упражнения (артикуляционная гимнастика и др.)

·                                         дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

·                                        «Образно-речевые упражнения для учащихся младшего хора». Методическое пособие. Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Карпова О.Б.( Приложение 4)

·                                        Методические разработки по теме «Русская народная песня»

·                                        Методические разработки беседы по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой  помогает  укрепить здоровье»

·                                        Методические разработки по теме «Духовная музыка»

·                                        Методические разработки бесед о русских композиторах

·                                        Методические разработки бесед о классической музыке

·                                        Методические разработки бесед о современных композиторах

 

 

Дидактический материал

·         Портреты русских, зарубежных, русских композиторов

·         Подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»

·         Подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»

·         Подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка»

Электронно-образовательные ресурсы

·         CD диски с записями  образцов высокого хорового исполнительства

·         CD диски с записями  образцов классической и народной музыки

·         CD диски с записями минусовок отдельных песен , составленных и отобранных по определённым темам самостоятельно

·         Презентация по теме «Русские композиторы»

·         Презентация по теме «Духовная музыка»

·         Видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства

·         Видеофильмы о жизни и творчестве композиторов

·         Презентации к русским  народным песням

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы

 

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

-учебный кабинет площадью не менее 40 м2

-фортепиано или рояль (электронное пианино, синтезатор)

-хоровые станки

-стулья

-стол для педагога

-шкаф для хранения нот

-диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о  жизни и творчестве великих композиторов

-компьютер

-экран

-проектор

-нотная доска

-ксерокс для копирования партитур (принтер)

-записи фонограмм к песням

 

Список литературы для педагога:

 

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.

 

2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.

 

3. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.

 

4. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.

 

5. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.

 

6. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.

 

7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.

 

8. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.

 

9. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.

 

10. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.

 

11. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.

 

12. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.

 

13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.

 

14. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с.

 

15. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С.

 

16.. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

 

Приложение 1.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни: «Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.;

«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.;

«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.;

«Во поле береза стояла» канон р.н.п.;

«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.;

Зарубежные композиторы-классики:

И.Брамс «Божья коровка»; И.С.Бах «За рекою старый дом»;

Русские композиторы-классики:

А.Гречанинов «Петушок»;

А.Лядов «Забавная»,

 

Советские композиторы:

Л.Балабанов «Ласковая сказка»;

Ю.Чичков «Самая счастливая», «Песенка следопытов»,

«Что такое Новый год?», «Родная песенка», «Мама»;

Современные композиторы:

С.Плешак. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или

маленькая песенная симфония;

В.Фадеев «У канавки две козявки», «Робин Бобин

Барабек», «Маленький гром»; сборник «Про котов, собак и

кошек»;

Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения Буратино»;

Е.Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по Лондону Кэт»,

«Утро в зоопарке», «Мауси и котауси» и др.

Я.Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.;

В.Сапожников «Однажды жирафа свалилась со шкафа»

цикл песен-сценок;

 

Приложение 2.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни

«В сыром бору тропина» р.н.п. канон;

«Музыканты» немецкая н.п. канон;

«Много песен мы споем» венгерская н.п.;

«Вышли дети в садик» польская н.п.;

Зарубежные композиторы-классики:

Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»;

Русские композиторы-классики:

А.Лядов  «Окликание дождя»;

Советские композиторы:

Э.Левина «Веселая песенка»;

Е.Адлер «Песенка Вальса», «Песня Лезгинка», «Песня

Летки-енки»;

А.Долуханян «В первый класс!», «Зимняя песенка»;

М.Иорданский «Здравствуй, лето красное!»;

Современные композиторы:

И.Тульчинская «Вилли-Винки»;

С.Крупа-Шушарина «Именины Паука», «Лягушачий

концерт», «Новогодняя песенка», «Ерундеево царство»,

«Мистер Джек», «Витязь, извинитесь!» и др.;

О.Хромушин «Песенка про иностранные языки»;

М.Парцхаладзе «Барабанщик-воробей», «Овечка» и др.

Р.Паулс «Добрая зима», «Восковой замок», Колыбельная»;

Ж.Металлиди «Песня о веселом человеке», «Ах, как я

стараюсь»;

Г.Струве «Моя Россия», «Что мы Родиной зовем», «Веселая

песенка», «Песенка о гамме», «Белка», «Здравствуй, лето!»,

«Жила-была девочка», «Новогодний хоровод» и др.

 

Приложение 3.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни:

«Сел комарик на дубочек» белорусская н.п.;

Томас Корганов «Где ты, колечко?» сборник обработок

греческих и датских песен для детей;

«Песня о песенке» финская н.п.;

«We wish you a merry Christmas» английская

Рождественская песня и другие.

Зарубежные композиторы-классики:

Р.Шуман «Тихий вечер, синий вечер»

Русские композиторы-классики:

                               П.И.Чайковский «Весна»;

М.Ипполитов-Иванов «Кукареку, петушок» и другие произведения.

Советские композиторы:

Е.Крылатов «Заводные игрушки» и другие произведения;

В.Шаинский «Мир похож на цветной луг»;

А.Островский «До, ре, ми, фа, соль...»;

Г.Гладков «Родина»;

В.Сариев «Праздник лета»

и другие сборники.

Современные композиторы:

В.Алексеев «К нам пришла зима», «Песенка-капель»,

«Слон и чарльстон»;

Т.Островская «Мама»;

Л.Марченко «Осенний бал», «Мальчик-хулиганчик»;

С.Баневич «Солнышко проснется», «Спасибо»;

М.Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок»,

«Старушка и Пират», «Ладушки-ладошки», «Новый год» и

др. произведения;

А.Журбин «Смешной человечек», «Веселый лягушатник» и

др. произведения;

В.Берковский «Чудак»

и другие произведения.

 

  Эффективность и результаты (за последние 3 года);

В 2013 году по рекомендации министерства образования, в нашей гимназии в рамках внеурочной деятельности для ребят начальной школы была организована хоровая студия «Домисолька»

В результате использования данной программы хоровой коллектив «Домисолька», в котором занимаются 65 учащихся 1-4 классов,  на  протяжении  последних  трех  лет     является  победителями  и  призёрами   конкурсов    различного уровня:  В 2014 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань», :  В 2016 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань».В 2017 году лауреат 3 степени на Ассамблеи хоров России «Поём для мира» во всероссийском детском центре «Орлёнок».