тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

 ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия№6 города Тихорецка

Муниципального образования Тихорецкий район

 

Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок "Педагогический  поиск" Номинация -дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

 ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы

 

Учитель

Исаева Т.А.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Программа  «Хоровой класс»  расчитанна на 4 года обучения.  

         Предназначена для общеобразовательных учреждений. Разработана на основе методик вокального  воспитания детей

В.Попова, В.Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной. А также типовой программы для детских музыкальных школ.

            Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.  

 Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.

Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.

Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.

Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.

Цель программы: Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.

Задачи: обучающие:

•Сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.).

•Научить детей формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе.

•Познакомить детей с основами музыкальной грамотыи хоровой литературой.

развивающие:

•Расширить музыкальный кругозор учащихся.

•Развить у детей голосовой диапазон и тембровую окраску.

•Развить у учеников мелодический и гармонический слух

•Развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства.

•Способствовать развитию у учащихся образного мышления.

•Развить у детей аналитическое отношение к исполнительству, как ксвоему, так и других.

воспитательные:

•Воспитать у учащихся чувство коммуникабельности и ответственности.

•Воспитать у детей черты характера (доброту, волю, дисциплинированность, трудолюбие) через концертную работу.

Адресность программы.

Программа обучения вхоре адресована мальчикам и девочкам младшего школьного возраста 7-11 лет.

Срок реализации программы.

Программа обучения в хоре рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения –  34 часа

4 год обучения – 34 часа

Условия набора.

В младший хор принимаются дети младшего школьного возраста (7 – 11лет), обладающие чувством ритма и интонирующие, в удобном для них диапазоне (по результатам прослушивания).

Режим занятий:

1 раз в неделю по 1 часу 34 часа в год

·     Формы организации занятий.

Занятия проводятся с группой учащихся, а также по звеньям и индивидуально. Учебно-воспитательный процесс по программе осуществляется в форме традиционных занятий, сводных репетиций и занятий по партиям. Возможно совместное проведение сводных репетиций с участием всех возрастных групп  и создание общего хора. Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Ожидаемый результат.

По окончании полного курса обучения учащийся:

Будет свободно управлять голосовым аппаратом.

Приобретет уверенные навыки хорового исполнительства.

Накопит разно-жанровый репертуар.

Овладеет:

анализом исполнительского мастерства;

музыкально-теоретическими знаниями;

нотной грамотой на уровне, который позволяет петь двух-, трёхголосные партитуры.

Приобретет возможность продолжения образования в специальных музыкальных учебных заведениях.

У учащихся сформируются коммуникативные качества, ответственность, черты характера (доброта, воля, дисциплинированность, трудолюбие).

Способы проверки ожидаемого результата:

наблюдения педагога

Формы подведения итогов реализации программы:

Программой предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная (октябрь, декабрь, март) в форме опроса либо зачета, концерта, открытого занятия, хоровой олимпиады;

итоговая (апрель, май)в форме зачёта  либо конкурса, концерта, индивидуального опроса, открытого занятия, фестиваля.

Учебно-тематический план.

 

Раздел программы

теория

практика

всего

1 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

4

5

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

5

6

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

2 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

3 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

4 год

1

Начальная диагностика.

 

2

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

1

3

Информация о композиторах.

1

 

1

4

Вокально - хоровая работа.

 

 

 

4.1

Исполнение народной музыки.

1

5

6

4.2

Исполнение классических произведений.

1

5

6

4.3

Исполнение современных произведений.

1

4

5

4.4

Учебно - тренировочный материал.

1

5

6

5

Промежуточная и итоговая аттестация.

 

2

2

6

Культурно - досуговые мероприятия.

 

5

5

Итого:

6

28

34

 

Содержание 1 и 2 года обучения

 

1. Начальная диагностика.

 Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

  Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3. Информация о композиторах.

 Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.

4. Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Понятия: дирижерский жест.

Практика.

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом.

4.2 Исполнение классических произведений.

 Теория:

Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия: дирижерский жест.

 Практика:

Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория:Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия:

дирижерский жест.

Практика.

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в  унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение;  работа над  созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.4 Учебно - тренировочный материал.

Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.

Знакомство с первыми навыками  диафрагмально-рёберного дыхания.

Практика:

Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение. Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного  дыхания. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 1-2 года обучения (Приложение 1).

5. Промежуточная и итоговая аттестация.

Практика:

Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо  открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо  открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

6. Культурно - досуговые мероприятия.

Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и т.д.

Ожидаемый результат. К концу 1 и 2 годаобучения вмладшем хоре ребенок:

Будет знать основы хорового пения,

  2. Получит навыки правильного вокального дыхания,

      3.  Получит навыки формирования гласных звуков,

      4. Получит навыки произнесения согласных звуков,

       5 Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха,

       6  Овладеет понятием дирижерского жеста,

       7 Расширит музыкальный кругозор.

       8 Получит навыки чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре, слушая и опираясь на более крепкие голоса старших товарищей.

       9 Овладеет элементами сценической культуры.

 

Содержание 3-го года обучения

 

1.Начальная  диагностика.

Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

 Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3.Информация о композиторах.

Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.

4. Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Знакомство с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика:

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.2 Исполнение классических произведений. Теория:

Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика:

Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория: Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с

партитурой. Дирижерский жест.

Практика:

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.

4.4 Учебно - тренировочный материал.

Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.

Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания.

Практика:

Пение в унисон и с элементами двухголосия. Пение в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки нижнереберного диафрагмального дыхания. Умение петь естественным, легким звуком. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 3 года обучения (Приложение 2).

  5. Промежуточная и итоговая аттестация.

   Практика:

Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

              6. Культурно - досуговые мероприятия.

              Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и др.

Ожидаемый результат. К концу 3года обучения в младшем хоре ребенок:

-                       Приобретет навыки хорового пения, вокально-хорового дыхания, навыки формирования гласных звуков,

-                       Получит развитие артикуляционного аппарата.

-                       Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.

-                       Будет понимать дирижерский жест.

-                       Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом.

-                       Познакомится с понятием «партитура».

-                       Расширит музыкальный кругозор.

Получит навыки сценической культуры.

 

Содержание 4 года обучения

 

1 .Начальная диагностика.

 Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3. Информация о композиторах.

Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор,  произведение которого предложено для разучивания.

4.Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Работа с партитурой.

Дирижерский жест.

Практика.

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.2                       Исполнение классических произведений.

Теория:                                                                    

средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.

Практика:

Пение классических произведений  русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста.

Формирование    звуковосприятия основных функций классической гармонии.

Создание художественного образа   музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория: средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.

 Практика:

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в  унисон, возможно эпизодически двухголосное пение, работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.

4.4                  Учебно - тренировочный материал.

Теория:певческая установка; пение естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Тембровая окраска. Закрепление навыков диафрагмально-рёберного дыхания. Головной резонатор. Артикуляция.

 Практика:

Пение в унисон и с элементами двухголосного пения.  Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ФА (СОЛЬ) второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки диафрагмально-рёберного дыхания. Умение петь естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Развитие тембра. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 4  года обучения (Приложение 3).

 

5                                               Промежуточная и итоговая аттестация.

 Практика:

Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады.  Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.

6                                     Культурно - досуговые мероприятия.

Практика:

Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, фестивалях, хоровых олимпиадах и т.д.

 

Ожидаемыйрезультат.

К концу 4 года обучения в младшем хоре ребенок:

 

•                   Получит развитие артикуляционного аппарата.

•                   Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.

•                   Будет понимать дирижерский жест,

•                   Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом, фрагментарно а капелла.

•                   Научится работать с партитурой.

•                   Будет знать основы хорового пения, правила вокально-дыхательной системы, способы формирования гласных звуков.

•                   Расширит музыкальный кругозор.

•                   Овладеет элементами сценической культуры.


  

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Для качественного развития творческой деятельности юных любителей пения программой предусмотрено:

·      Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

·      В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

·      Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

·      Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, концерты, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие хоровым пением и обсуждением результата.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

 

 

 

 

Перечень используемой методической продукции

·                                        Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова: упражнения (артикуляционная гимнастика и др.)

·                                         дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

·                                        «Образно-речевые упражнения для учащихся младшего хора». Методическое пособие. Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Карпова О.Б.( Приложение 4)

·                                        Методические разработки по теме «Русская народная песня»

·                                        Методические разработки беседы по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой  помогает  укрепить здоровье»

·                                        Методические разработки по теме «Духовная музыка»

·                                        Методические разработки бесед о русских композиторах

·                                        Методические разработки бесед о классической музыке

·                                        Методические разработки бесед о современных композиторах

 

 

Дидактический материал

·         Портреты русских, зарубежных, русских композиторов

·         Подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»

·         Подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»

·         Подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка»

Электронно-образовательные ресурсы

·         CD диски с записями  образцов высокого хорового исполнительства

·         CD диски с записями  образцов классической и народной музыки

·         CD диски с записями минусовок отдельных песен , составленных и отобранных по определённым темам самостоятельно

·         Презентация по теме «Русские композиторы»

·         Презентация по теме «Духовная музыка»

·         Видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства

·         Видеофильмы о жизни и творчестве композиторов

·         Презентации к русским  народным песням

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы

 

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

-учебный кабинет площадью не менее 40 м2

-фортепиано или рояль (электронное пианино, синтезатор)

-хоровые станки

-стулья

-стол для педагога

-шкаф для хранения нот

-диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о  жизни и творчестве великих композиторов

-компьютер

-экран

-проектор

-нотная доска

-ксерокс для копирования партитур (принтер)

-записи фонограмм к песням

 

Список литературы для педагога:

 

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.

 

2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.

 

3. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.

 

4. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.

 

5. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.

 

6. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.

 

7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.

 

8. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.

 

9. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.

 

10. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.

 

11. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.

 

12. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.

 

13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.

 

14. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с.

 

15. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С.

 

16.. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

 

Приложение 1.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни: «Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.;

«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.;

«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.;

«Во поле береза стояла» канон р.н.п.;

«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.;

Зарубежные композиторы-классики:

И.Брамс «Божья коровка»; И.С.Бах «За рекою старый дом»;

Русские композиторы-классики:

А.Гречанинов «Петушок»;

А.Лядов «Забавная»,

 

Советские композиторы:

Л.Балабанов «Ласковая сказка»;

Ю.Чичков «Самая счастливая», «Песенка следопытов»,

«Что такое Новый год?», «Родная песенка», «Мама»;

Современные композиторы:

С.Плешак. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или

маленькая песенная симфония;

В.Фадеев «У канавки две козявки», «Робин Бобин

Барабек», «Маленький гром»; сборник «Про котов, собак и

кошек»;

Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения Буратино»;

Е.Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по Лондону Кэт»,

«Утро в зоопарке», «Мауси и котауси» и др.

Я.Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.;

В.Сапожников «Однажды жирафа свалилась со шкафа»

цикл песен-сценок;

 

Приложение 2.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни

«В сыром бору тропина» р.н.п. канон;

«Музыканты» немецкая н.п. канон;

«Много песен мы споем» венгерская н.п.;

«Вышли дети в садик» польская н.п.;

Зарубежные композиторы-классики:

Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»;

Русские композиторы-классики:

А.Лядов  «Окликание дождя»;

Советские композиторы:

Э.Левина «Веселая песенка»;

Е.Адлер «Песенка Вальса», «Песня Лезгинка», «Песня

Летки-енки»;

А.Долуханян «В первый класс!», «Зимняя песенка»;

М.Иорданский «Здравствуй, лето красное!»;

Современные композиторы:

И.Тульчинская «Вилли-Винки»;

С.Крупа-Шушарина «Именины Паука», «Лягушачий

концерт», «Новогодняя песенка», «Ерундеево царство»,

«Мистер Джек», «Витязь, извинитесь!» и др.;

О.Хромушин «Песенка про иностранные языки»;

М.Парцхаладзе «Барабанщик-воробей», «Овечка» и др.

Р.Паулс «Добрая зима», «Восковой замок», Колыбельная»;

Ж.Металлиди «Песня о веселом человеке», «Ах, как я

стараюсь»;

Г.Струве «Моя Россия», «Что мы Родиной зовем», «Веселая

песенка», «Песенка о гамме», «Белка», «Здравствуй, лето!»,

«Жила-была девочка», «Новогодний хоровод» и др.

 

Приложение 3.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Народные песни:

«Сел комарик на дубочек» белорусская н.п.;

Томас Корганов «Где ты, колечко?» сборник обработок

греческих и датских песен для детей;

«Песня о песенке» финская н.п.;

«We wish you a merry Christmas» английская

Рождественская песня и другие.

Зарубежные композиторы-классики:

Р.Шуман «Тихий вечер, синий вечер»

Русские композиторы-классики:

                               П.И.Чайковский «Весна»;

М.Ипполитов-Иванов «Кукареку, петушок» и другие произведения.

Советские композиторы:

Е.Крылатов «Заводные игрушки» и другие произведения;

В.Шаинский «Мир похож на цветной луг»;

А.Островский «До, ре, ми, фа, соль...»;

Г.Гладков «Родина»;

В.Сариев «Праздник лета»

и другие сборники.

Современные композиторы:

В.Алексеев «К нам пришла зима», «Песенка-капель»,

«Слон и чарльстон»;

Т.Островская «Мама»;

Л.Марченко «Осенний бал», «Мальчик-хулиганчик»;

С.Баневич «Солнышко проснется», «Спасибо»;

М.Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок»,

«Старушка и Пират», «Ладушки-ладошки», «Новый год» и

др. произведения;

А.Журбин «Смешной человечек», «Веселый лягушатник» и

др. произведения;

В.Берковский «Чудак»

и другие произведения.

 

  Эффективность и результаты (за последние 3 года);

В 2013 году по рекомендации министерства образования, в нашей гимназии в рамках внеурочной деятельности для ребят начальной школы была организована хоровая студия «Домисолька»

В результате использования данной программы хоровой коллектив «Домисолька», в котором занимаются 65 учащихся 1-4 классов,  на  протяжении  последних  трех  лет     является  победителями  и  призёрами   конкурсов    различного уровня:  В 2014 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань», :  В 2016 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань».В 2017 году лауреат 3 степени на Ассамблеи хоров России «Поём для мира» во всероссийском детском центре «Орлёнок».