ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия№6 города Тихорецка
Муниципального образования Тихорецкий район
Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок "Педагогический поиск" Номинация -дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности
ПРОГРАММА «ХОРОВОЙ КЛАСС» для младшего хора общеобразовательной школы
Учитель
Исаева Т.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Хоровой класс» расчитанна на 4 года обучения.
Предназначена для общеобразовательных учреждений. Разработана на основе методик вокального воспитания детей
В.Попова, В.Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной. А также типовой программы для детских музыкальных школ.
Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.
Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.
Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.
Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.
Цель программы: Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.
Задачи: обучающие:
•Сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.).
•Научить детей формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе.
•Познакомить детей с основами музыкальной грамотыи хоровой литературой.
развивающие:
•Расширить музыкальный кругозор учащихся.
•Развить у детей голосовой диапазон и тембровую окраску.
•Развить у учеников мелодический и гармонический слух
•Развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства.
•Способствовать развитию у учащихся образного мышления.
•Развить у детей аналитическое отношение к исполнительству, как ксвоему, так и других.
воспитательные:
•Воспитать у учащихся чувство коммуникабельности и ответственности.
•Воспитать у детей черты характера (доброту, волю, дисциплинированность, трудолюбие) через концертную работу.
Адресность программы.
Программа обучения вхоре адресована мальчикам и девочкам младшего школьного возраста 7-11 лет.
Срок реализации программы.
Программа обучения в хоре рассчитана на 4 года обучения.
1 год обучения – 34 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
4 год обучения – 34 часа
Условия набора.
В младший хор принимаются дети младшего школьного возраста (7 – 11лет), обладающие чувством ритма и интонирующие, в удобном для них диапазоне (по результатам прослушивания).
Режим занятий:
1 раз в неделю по 1 часу 34 часа в год
· Формы организации занятий.
Занятия проводятся с группой учащихся, а также по звеньям и индивидуально. Учебно-воспитательный процесс по программе осуществляется в форме традиционных занятий, сводных репетиций и занятий по партиям. Возможно совместное проведение сводных репетиций с участием всех возрастных групп и создание общего хора. Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.
Ожидаемый результат.
По окончании полного курса обучения учащийся:
Будет свободно управлять голосовым аппаратом.
Приобретет уверенные навыки хорового исполнительства.
Накопит разно-жанровый репертуар.
Овладеет:
анализом исполнительского мастерства;
музыкально-теоретическими знаниями;
нотной грамотой на уровне, который позволяет петь двух-, трёхголосные партитуры.
Приобретет возможность продолжения образования в специальных музыкальных учебных заведениях.
У учащихся сформируются коммуникативные качества, ответственность, черты характера (доброта, воля, дисциплинированность, трудолюбие).
Способы проверки ожидаемого результата:
наблюдения педагога
Формы подведения итогов реализации программы:
Программой предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная (октябрь, декабрь, март) в форме опроса либо зачета, концерта, открытого занятия, хоровой олимпиады;
итоговая (апрель, май)в форме зачёта либо конкурса, концерта, индивидуального опроса, открытого занятия, фестиваля.
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел программы |
теория |
практика |
всего |
1 год |
||||
1 |
Начальная диагностика. |
|
2 |
2 |
2 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
|
1 |
3 |
Информация о композиторах. |
1 |
|
1 |
4 |
Вокально - хоровая работа. |
|
|
|
4.1 |
Исполнение народной музыки. |
1 |
4 |
5 |
4.2 |
Исполнение классических произведений. |
1 |
5 |
6 |
4.3 |
Исполнение современных произведений. |
1 |
5 |
6 |
4.4 |
Учебно - тренировочный материал. |
1 |
5 |
6 |
5 |
Промежуточная и итоговая аттестация. |
|
2 |
2 |
6 |
Культурно - досуговые мероприятия. |
|
5 |
5 |
Итого: |
6 |
28 |
34 |
|
2 год |
||||
1 |
Начальная диагностика. |
|
2 |
2 |
2 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
|
1 |
3 |
Информация о композиторах. |
1 |
|
1 |
4 |
Вокально - хоровая работа. |
|
|
|
4.1 |
Исполнение народной музыки. |
1 |
5 |
6 |
4.2 |
Исполнение классических произведений. |
1 |
5 |
6 |
4.3 |
Исполнение современных произведений. |
1 |
4 |
5 |
4.4 |
Учебно - тренировочный материал. |
1 |
5 |
6 |
5 |
Промежуточная и итоговая аттестация. |
|
2 |
2 |
6 |
Культурно - досуговые мероприятия. |
|
5 |
5 |
Итого: |
6 |
28 |
34 |
|
3 год |
||||
1 |
Начальная диагностика. |
|
2 |
2 |
2 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
|
1 |
3 |
Информация о композиторах. |
1 |
|
1 |
4 |
Вокально - хоровая работа. |
|
|
|
4.1 |
Исполнение народной музыки. |
1 |
5 |
6 |
4.2 |
Исполнение классических произведений. |
1 |
5 |
6 |
4.3 |
Исполнение современных произведений. |
1 |
4 |
5 |
4.4 |
Учебно - тренировочный материал. |
1 |
5 |
6 |
5 |
Промежуточная и итоговая аттестация. |
|
2 |
2 |
6 |
Культурно - досуговые мероприятия. |
|
5 |
5 |
Итого: |
6 |
28 |
34 |
|
4 год |
||||
1 |
Начальная диагностика. |
|
2 |
2 |
2 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
|
1 |
3 |
Информация о композиторах. |
1 |
|
1 |
4 |
Вокально - хоровая работа. |
|
|
|
4.1 |
Исполнение народной музыки. |
1 |
5 |
6 |
4.2 |
Исполнение классических произведений. |
1 |
5 |
6 |
4.3 |
Исполнение современных произведений. |
1 |
4 |
5 |
4.4 |
Учебно - тренировочный материал. |
1 |
5 |
6 |
5 |
Промежуточная и итоговая аттестация. |
|
2 |
2 |
6 |
Культурно - досуговые мероприятия. |
|
5 |
5 |
Итого: |
6 |
28 |
34 |
Содержание 1 и 2 года обучения
1. Начальная диагностика.
Практика:
Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.
2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория:
Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.
3. Информация о композиторах.
Теория:
Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.
4. Вокально - хоровая работа.
4.1 Исполнение народной музыки.
Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Понятия: дирижерский жест.
Практика.
Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом.
4.2 Исполнение классических произведений.
Теория:
Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия: дирижерский жест.
Практика:
Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.
4.3 Исполнение современных произведений.
Теория:Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия:
дирижерский жест.
Практика.
Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.
4.4 Учебно - тренировочный материал.
Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.
Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания.
Практика:
Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение. Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.
Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 1-2 года обучения (Приложение 1).
5. Промежуточная и итоговая аттестация.
Практика:
Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.
6. Культурно - досуговые мероприятия.
Практика:
Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и т.д.
Ожидаемый результат. К концу 1 и 2 годаобучения вмладшем хоре ребенок:
Будет знать основы хорового пения,
2. Получит навыки правильного вокального дыхания,
3. Получит навыки формирования гласных звуков,
4. Получит навыки произнесения согласных звуков,
5 Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха,
6 Овладеет понятием дирижерского жеста,
7 Расширит музыкальный кругозор.
8 Получит навыки чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре, слушая и опираясь на более крепкие голоса старших товарищей.
9 Овладеет элементами сценической культуры.
Содержание 3-го года обучения
1.Начальная диагностика.
Практика:
Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.
2.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория:
Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.
3.Информация о композиторах.
Теория:
Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.
4. Вокально - хоровая работа.
4.1 Исполнение народной музыки.
Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Знакомство с партитурой.
Дирижерский жест.
Практика:
Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.
4.2 Исполнение классических произведений. Теория:
Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с партитурой.
Дирижерский жест.
Практика:
Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.
4.3 Исполнение современных произведений.
Теория: Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Знакомство с
партитурой. Дирижерский жест.
Практика:
Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Навыки работы с партитурой. Восприятие дирижерского жеста.
4.4 Учебно - тренировочный материал.
Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.
Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания.
Практика:
Пение в унисон и с элементами двухголосия. Пение в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки нижнереберного диафрагмального дыхания. Умение петь естественным, легким звуком. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.
Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 3 года обучения (Приложение 2).
5. Промежуточная и итоговая аттестация.
Практика:
Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.
6. Культурно - досуговые мероприятия.
Практика:
Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, хоровых олимпиадах, фестивалях и др.
Ожидаемый результат. К концу 3года обучения в младшем хоре ребенок:
- Приобретет навыки хорового пения, вокально-хорового дыхания, навыки формирования гласных звуков,
- Получит развитие артикуляционного аппарата.
- Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.
- Будет понимать дирижерский жест.
- Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом.
- Познакомится с понятием «партитура».
- Расширит музыкальный кругозор.
Получит навыки сценической культуры.
Содержание 4 года обучения
1 .Начальная диагностика.
Практика:
Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.
2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория:
Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.
3. Информация о композиторах.
Теория:
Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.
4.Вокально - хоровая работа.
4.1 Исполнение народной музыки.
Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Работа с партитурой.
Дирижерский жест.
Практика.
Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.
4.2 Исполнение классических произведений.
Теория:
средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.
Практика:
Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста.
Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии.
Создание художественного образа музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.
4.3 Исполнение современных произведений.
Теория: средства создания художественного образа. Работа с партитурой. Дирижерский жест.
Практика:
Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в унисон, возможно эпизодически двухголосное пение, работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Разбор партий по партитуре. Понимание дирижерского жеста.
4.4 Учебно - тренировочный материал.
Теория:певческая установка; пение естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Тембровая окраска. Закрепление навыков диафрагмально-рёберного дыхания. Головной резонатор. Артикуляция.
Практика:
Пение в унисон и с элементами двухголосного пения. Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ФА (СОЛЬ) второй октавы. Овладение певческой установкой: свободное мягкое дыхание через нос, раскрытие головного резонатора, развитие дыхания без подъема плеч, навыки диафрагмально-рёберного дыхания. Умение петь естественным, легким звуком в сочетании с наполненностью. Развитие тембра. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования- залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.
Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в течение 4 года обучения (Приложение 3).
5 Промежуточная и итоговая аттестация.
Практика:
Промежуточная аттестацияпроводится в октябре, декабре, марте в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, хоровой олимпиады. Итоговая аттестация проводится в мае в форме контрольного занятия либо открытого занятия, индивидуального опроса, зачета, учебного концерта, фестиваля.
6 Культурно - досуговые мероприятия.
Практика:
Детские филармонии, учебные концерты, праздничные концерты, встречи с дружественными коллективами, творческие вечера, участие в городских концертах и смотрах, фестивалях, хоровых олимпиадах и т.д.
Ожидаемыйрезультат.
К концу 4 года обучения в младшем хоре ребенок:
• Получит развитие артикуляционного аппарата.
• Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха.
• Будет понимать дирижерский жест,
• Получит навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом, фрагментарно а капелла.
• Научится работать с партитурой.
• Будет знать основы хорового пения, правила вокально-дыхательной системы, способы формирования гласных звуков.
• Расширит музыкальный кругозор.
• Овладеет элементами сценической культуры.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для качественного развития творческой деятельности юных любителей пения программой предусмотрено:
· Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
· В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
· Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
· Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, концерты, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие хоровым пением и обсуждением результата.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Перечень используемой методической продукции
· Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова: упражнения (артикуляционная гимнастика и др.)
· дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
· «Образно-речевые упражнения для учащихся младшего хора». Методическое пособие. Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Карпова О.Б.( Приложение 4)
· Методические разработки по теме «Русская народная песня»
· Методические разработки беседы по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает укрепить здоровье»
· Методические разработки по теме «Духовная музыка»
· Методические разработки бесед о русских композиторах
· Методические разработки бесед о классической музыке
· Методические разработки бесед о современных композиторах
Дидактический материал
· Портреты русских, зарубежных, русских композиторов
· Подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»
· Подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»
· Подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка»
Электронно-образовательные ресурсы
· CD диски с записями образцов высокого хорового исполнительства
· CD диски с записями образцов классической и народной музыки
· CD диски с записями минусовок отдельных песен , составленных и отобранных по определённым темам самостоятельно
· Презентация по теме «Русские композиторы»
· Презентация по теме «Духовная музыка»
· Видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства
· Видеофильмы о жизни и творчестве композиторов
· Презентации к русским народным песням
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
-учебный кабинет площадью не менее 40 м2
-фортепиано или рояль (электронное пианино, синтезатор)
-хоровые станки
-стулья
-стол для педагога
-шкаф для хранения нот
-диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о жизни и творчестве великих композиторов
-компьютер
-экран
-проектор
-нотная доска
-ксерокс для копирования партитур (принтер)
-записи фонограмм к песням
Список литературы для педагога:
1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.
2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.
3. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.
4. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.
5. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.
6. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.
8. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.
9. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.
10. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.
11. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.
12. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.
13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.
14. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с.
15. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С.
16.. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.
Приложение 1.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Народные песни: «Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.;
«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.;
«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.;
«Во поле береза стояла» канон р.н.п.;
«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.;
Зарубежные композиторы-классики:
И.Брамс «Божья коровка»; И.С.Бах «За рекою старый дом»;
Русские композиторы-классики:
А.Гречанинов «Петушок»;
А.Лядов «Забавная»,
Советские композиторы:
Л.Балабанов «Ласковая сказка»;
Ю.Чичков «Самая счастливая», «Песенка следопытов»,
«Что такое Новый год?», «Родная песенка», «Мама»;
Современные композиторы:
С.Плешак. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или
маленькая песенная симфония;
В.Фадеев «У канавки две козявки», «Робин Бобин
Барабек», «Маленький гром»; сборник «Про котов, собак и
кошек»;
Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения Буратино»;
Е.Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по Лондону Кэт»,
«Утро в зоопарке», «Мауси и котауси» и др.
Я.Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.;
В.Сапожников «Однажды жирафа свалилась со шкафа»
цикл песен-сценок;
Приложение 2.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Народные песни
«В сыром бору тропина» р.н.п. канон;
«Музыканты» немецкая н.п. канон;
«Много песен мы споем» венгерская н.п.;
«Вышли дети в садик» польская н.п.;
Зарубежные композиторы-классики:
Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»;
Русские композиторы-классики:
А.Лядов «Окликание дождя»;
Советские композиторы:
Э.Левина «Веселая песенка»;
Е.Адлер «Песенка Вальса», «Песня Лезгинка», «Песня
Летки-енки»;
А.Долуханян «В первый класс!», «Зимняя песенка»;
М.Иорданский «Здравствуй, лето красное!»;
Современные композиторы:
И.Тульчинская «Вилли-Винки»;
С.Крупа-Шушарина «Именины Паука», «Лягушачий
концерт», «Новогодняя песенка», «Ерундеево царство»,
«Мистер Джек», «Витязь, извинитесь!» и др.;
О.Хромушин «Песенка про иностранные языки»;
М.Парцхаладзе «Барабанщик-воробей», «Овечка» и др.
Р.Паулс «Добрая зима», «Восковой замок», Колыбельная»;
Ж.Металлиди «Песня о веселом человеке», «Ах, как я
стараюсь»;
Г.Струве «Моя Россия», «Что мы Родиной зовем», «Веселая
песенка», «Песенка о гамме», «Белка», «Здравствуй, лето!»,
«Жила-была девочка», «Новогодний хоровод» и др.
Приложение 3.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ В ТЕЧЕНИЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Народные песни:
«Сел комарик на дубочек» белорусская н.п.;
Томас Корганов «Где ты, колечко?» сборник обработок
греческих и датских песен для детей;
«Песня о песенке» финская н.п.;
«We wish you a merry Christmas» английская
Рождественская песня и другие.
Зарубежные композиторы-классики:
Р.Шуман «Тихий вечер, синий вечер»
Русские композиторы-классики:
П.И.Чайковский «Весна»;
М.Ипполитов-Иванов «Кукареку, петушок» и другие произведения.
Советские композиторы:
Е.Крылатов «Заводные игрушки» и другие произведения;
В.Шаинский «Мир похож на цветной луг»;
А.Островский «До, ре, ми, фа, соль...»;
Г.Гладков «Родина»;
В.Сариев «Праздник лета»
и другие сборники.
Современные композиторы:
В.Алексеев «К нам пришла зима», «Песенка-капель»,
«Слон и чарльстон»;
Т.Островская «Мама»;
Л.Марченко «Осенний бал», «Мальчик-хулиганчик»;
С.Баневич «Солнышко проснется», «Спасибо»;
М.Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок»,
«Старушка и Пират», «Ладушки-ладошки», «Новый год» и
др. произведения;
А.Журбин «Смешной человечек», «Веселый лягушатник» и
др. произведения;
В.Берковский «Чудак»
и другие произведения.
Эффективность и результаты (за последние 3 года);
В 2013 году по рекомендации министерства образования, в нашей гимназии в рамках внеурочной деятельности для ребят начальной школы была организована хоровая студия «Домисолька»
В результате использования данной программы хоровой коллектив «Домисолька», в котором занимаются 65 учащихся 1-4 классов, на протяжении последних трех лет является победителями и призёрами конкурсов различного уровня: В 2014 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань», : В 2016 году лауреат 3 степени краевого фестиваля-конкурса «Поющая Кубань».В 2017 году лауреат 3 степени на Ассамблеи хоров России «Поём для мира» во всероссийском детском центре «Орлёнок».