Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"

ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж 

Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"

социальный педагог Батагова Любовь Олеговна

педагог Новикова Светлана Геннадьевна

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа ориентирована на студентовколледжа, юношей и девушек с 15 лет, имеющих неполное и полное среднее образование. Она определяет концепцию и пути реализации системы мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов

Цель:Воспитание у студентов патриотического мировоззрения, потребности активно жить и развиваться на родной земле, связывать свои мечты о будущем с Россией, проявлять к ней любовь и верность, стремиться охранять ее честь и достоинство, беречь ее культурные и природные богатства, делами и поступками укреплять ее могущество и независимость.

Задачи:
-создание психолого-педагогических условий для повышения патриотической
и историко-культурной компетентности студентов;

- осуществление комплекса мероприятий по усилению эффективности работы педагогов по данному направлению путем внедрения современных инновационных методик и технологий;

- развитие единой непрерывной системы патриотического воспитания студентов путем консолидации в решении поставленных задач педагогического коллектива, родителей и самих студентов;

- формирование комплексного подхода к духовно-нравственному становлению  студентов, утверждение в сознании и чувствах студентов представлений об общечеловеческих ценностях, создание прочных духовно-нравственных ориентиров, способствующих запуску процессов самовоспитания личности.

- усиление культурно-исторического контекста воспитания, формирующего понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и современном мире.

 

Принципы программы:

- компетентность в воспитании патриотизма;

- личностно-ориентированный подход;

- региональный компонент;

- принцип исторической преемственности.

 

Содержание деятельности:

На каждом курсе реализуется определенный аспект патриотического воспитания студентов:

I курс: «От малого к Великому»

II курс: «Чем помочь тебе, Россия»

III курс: «Освобождать и защищать»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа  разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» и рассчитана на реализацию в условиях профессионального училища в течение 3-х лет обучения студентов
с I по IIIкурс.

Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы историко-политического, правовогообразования, патриотического и нравственного воспитания, которые реализуются через учебное время и внеклассную работу.

 

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

Мы живем в удивительное время. Многострадальная история России не знала таких длительных периодов мирного существования, без масштабных кровопролитных войн. Выросло уже несколько поколений россиян, знающих о войне только по фильмам и компьютерным играм. И все чаще можно услышать от молодых людей мнение, что про войну давно пора забыть, что нам уже ничто не угрожает и можно спокойно жить в свое удовольствие. Но, это спокойствие обманчиво. Если нам на голову не падают бомбы, это вовсе не значит, что враждебные силы оставили попытки покорить наш свободолюбивый народ. Просто война, как и все общество тоже эволюционирует, в наше время она ведется не в окопах, а в душах людей. Западные идеологи не прекращают попыток развалить нашу государственность, размыть моральные устои, превратить нас в рабов чуждых идеологий – национализма, потребительства, вседозволенности. Противостоять угрозам, которые предлагает нам современный мир, анализировать и фильтровать колоссальный поток информации, иметь идеологический иммунитет,может только человек, обладающий самым совершенным оружием – знанием собственной истории и любовью к родной стране.

Вследствие этого объективно возникла острая необходимость в совершенствовании системы патриотического воспитания студентов, формировании принципиально нового подхода к педагогическому и воспитательному процессу.

Изменилось мышление современных подростков, уровень их информированности и независимости. Система не должна следовать за ними, тормозить их активность, изобиловать непреложными догматами. Основной задачей этой программы является расширение диапазонов понятия патриотизма, усиление культурно-гуманитарного и социально-активного направлений воспитания личности, более глубокого понимания исторической миссии России, основанной на принципах миролюбия и толерантности. (Недостаточно сказать учащимся, что наш народ миролюбив и не собирается ни с кем воевать, нужно чтобы они сами пришли к этому выводу на основе глубоких знаний истоков российского государства, истории присоединения к нему территорий и народов и т.п.) Важнейшим аспектом воспитания патриота и гражданина нашей великой страны является также активная личностная позиция, вовлеченность в демократические процессы, происходящие в обществе и позитивные молодежные движения (волонтерство, природоохранные инициативы, краеведческие проекты и  т.д.). Иными словами, необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, был эмоциональными и интеллектуальными корнями связан с родной землей, со своим домом, городом, страной. Тогда он ни по чьему-то приказу, а по собственному глубокому осознанию национальной идентичности, по зову сердца, не только не захочет никуда уезжать из России, но и ее никому в обиду не даст.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Реализация Программы призвана способствовать:

  • развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у студентов высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания;
  • воспитанию у студентов любви к своей «малой» Родине, родному краю и его замечательным людям;
  • формированию ответственного понимания учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • внедрению новых форм работы с целью повышения эффективности патриотического воспитания;
  • повышению уровня воспитанности и нравственности студентов, воспитанию социальной и межэтнической толерантности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя работу с пед.коллективом, студентами и их родителями.

№№

п/п

Наименование

мероприятий

Цель мероприятий

Ответственные

Сроки

1

2

3

4

6

I. Работа с инженерно-педагогическими работниками

1

Проведение педагогического

совета по реализации программы

с повесткой дня «Гражданско-патриотическое воспитание студентов: проблемы и пути их решения

Ознакомление с программой, введение

в проблему, обсуждение программы

Зам.директора по УВР, социальный педагог

сентябрь

2

Проведение научно-практических конференций

Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора по УВР, социальный педагог

ноябрь-апрель

3

Практиковать в работе использование

мультимедийных средств представления информации о формах и методах патриотического воспитания

(презентации, фото- и видеоматериалы)

Усиление акцента на формировании гражданско-патриотической

и нравственной позиции

Пед.коллектив

в течение года

4

Создание и пополнение информационного банка Федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания

Повышение эффективности работы

с законодательной базой и упрощение

ее своевременной актуализации

Социальный педагог

в течение года

5

Формирование комплекта литературы

патриотической направленности для библиотеки школы

 

Создание банка необходимых материалов для выполнения программы

Библиотекарь

в течение года

             

 

 

1

2

3

4

6

6

Обобщение опыта работы педагогов на темы:  «Патриотизм XXI века:
формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии»

 

Повышение эффективности процесса воспитания патриотизма на уроках и

во внеурочной деятельности

Зам.директора

по УВР

 

июнь

7

Проведение совещаний для классных руководителей   «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования

Повышение квалификации по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора

по УВР

 

в течение года

8

Проведениесеминара-практикума для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

 

Повышение компетентности по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора

по УВР

 

в течение года

II. Работа с родителями

1

Родительские собрания-консультации
с привлечением необходимых специалистов.

Помощь родителям по вопросам, требующим педагогической, правовой, методической поддержки

Мастера п/о

и классные руководители

специалисты

 

 

 

сентябрь

             

 

 

 

1

2

3

4

6

2

Цикл консультацийпо вопросам  патриотического воспитания: «Гражданин воспитывается с детства»,  «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей».

Обмен опытом семейного воспитания,

поиск и выбор способов индивидуального подхода к подросткам по вопросам гражданственности, патриотизма, необходимости защищать Родину, выявление отношения родителей квзаимодействию образовательного учреждения и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

в течение года

3

Предоставление информации

о досуговых центрах Ярославля

к сведению родителей студентов

Занятие досуга студентов для предотвращения противоправных

действий

Мастера п/о

и классные руководители

сентябрь

4

Привлечение родителей к участию

в проведении училищных мероприятий, посвященных юбилейным, праздничным и памятным датам (9 мая, 8 марта, 23 февраля, «День пожилого человека», «День согласия и примирения» и т.п.)

Привлечь внимание родителей

к творческому воспитанию детей

Мастера п/о

и классные руководители

в течение года

III. Работа со студентами

I курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Конкурс презентаций, посвященных Дню Славянской письменности и культуры «Бесценный дар Кирилла и Мефодия»

Повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений.

Мастера п/о

и классные руководители

преподаватель дитературы

май

2

Научно-практическая конференция «Без прошлого нет будущего»

История зарождения Руси. Легенды и археологические сенсации

Осознание студентами нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

ноябрь

3

Конкурс исследовательских работ по теме «Святые земли русской»

Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;

 

Мастера п/о

и классные руководители

 

По плану группы

4

Тематический вечер Чудеса Ярославского края. Уникальные природные объекты, сказки, мифы, предания

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине

Мастера п/о

и классные руководители

 

апрель

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

1

Конкурс рисунков, презентаций, фотографий, коллажей с использованием компьютерной графики на тему «Война далекая и близкая».

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

2

Конкурс сочинений «Мои родные и близкие в годы войны» для создания семейных родословных

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители преподаватель литературы

 

В течение года

3

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне

Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Ежегодно

Апрель-май

4

Участие в городском шествии «Бессмертного полка»

Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Ежегодно

май

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

1

Интеллектуально-познавательная игра «Я имею право»

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развития социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;

 

Мастера п/о

и классные руководители представители ОП

 

сентябрь

2

Конкурс плакатов по экологии «Я голосую за жизнь»

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители специалисты

 

декабрь

3

Конкурс плакатов по борьбе с вредными привычками «Горькие плоды сладкой жизни»

Снижение уровня правонарушений  и вредных привычек студентов средствами патриотического воспитания.

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

февраль

4

Экоярмарка «Из грязи – в князи». Конкурс поделок из бросового материала, пластика, мусора

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

март

II курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Литературно--музыкальный вечер, посвященный войне 1812 года «Эскадрон гусар летучих»

Выяснить, что учащиеся знают о войне 1812 и дать им возможность рассказать об этом событии

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

декабрь

2

Открытый урок, посвященный Дню народного единства и сохранению русской государственности (1612 г.)

Воспитать чувство толерантности через знание культуры других народов

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

ноябрь

3

Конкурс презентаций«Под белой мантией»: Великие русские врачи 19 века. Открытия и судьбы»

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители

 

октябрь

4

Семинар «Век величайших открытий»

Русские изобретатели, их роль в развитии мировой цивилизации

Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну

 

Мастера п/о

и классные руководители

 

январь

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

1

Урок мужества, посвященный участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф (1986г. Чернобыль)

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

апрель

2

Проведение урока Мужества, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Январь

3

Гагаринский урок-диспут  «Космос – не место для войн»

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

апрель

4

Организация экскурсии в музеи города с целью ознакомления с экспозициями по истории Великой Отечественной войны.

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

1

Турнир знатоков прав: «Я патриот» посвященные Дню Конституции РФ

Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина

Мастера п/о

и классные руководители

 

декабрь

2

Фотоконкурс на тему ЗОЖ «Дороги, которые мы выбираем

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители представители медицины

 

июнь

3

Экологические фотоконкурсы:

 Красота родной природы: пейзажи, макросъемка)

• Животные и человек: в одном кадре должны быть люди и животные (птицы или насекомые)

• Городские цветы: клумбы в парках, крупно бутоны, цветущие деревья
• Природа победила: дерево, случайно выросшее на крыше, цветок, пробивший асфальт и т.д.
• Чудеса природы: радуга, ливень, ветер, необыкновенное небо и т.д.

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

III курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Тематический вечер «На благо отечества»

Третьяков, Мамонтов, Морозов. Великие меценаты. История русской благотворительности

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

сентябрь

2

Урок-дискуссия «Люблю отчизну я»

В чем русская национальная идея или

чем гордится современный россиянин

Развитие национального самосознания студентов в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры.

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

май

3

«Красота, творимая руками» Урок-презентация по истории ярославских народных ремесел

Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Мастера п/о

и классные руководители

 

июнь

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

 

Литературно-музыкальный вечер Горячие слёзы Афганистана» - посвящённое событиям в Афганистане.

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

февраль

 

Урок-диспут «Терроризм - глобальная проблема человечества», посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

декабрь

 

Участие в добровольческом движении и проведение акции: «Ветеран живет рядом» в целях оказания помощи одиноким ветеранам войны, труженикам тыла, ветеранам труда

Активизация студенческой инициативы по оказанию помощи, нуждающимся в их заботе

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

май

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

 

Встречи студентов с работниками правоохранительных органов: «Что значит быть законопослушным гражданином?»

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека

 

с работниками правоохранительных органов

По плану колледжа

 

Беседа о  последствиях принятия участия в несанкционированных митингах и демонстрациях

Формировать культуру проявления гражданской позиции

работники правоохранительных органов

По плану колледжа

 

Экологические семинары на темы: «Охрана природы в нашей и зарубежных странах»,«Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», «Молодежь и борьба за чистую Землю»;

Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

 

Участие в городских акциях и экологических десантах по уборке мусора, очистке прибрежных территорий рек и ручьев, природных парков и лесных зон

Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

           

 

 

Список использованных документов и источников информации

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  2. Социально-патриотическая программа городского поселения Краснозаводск «Память не уходит в отставку!» на 2013 год;
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,А.П.Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
  4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4
  5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6
  6. Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7.
  7. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан – важнейшая основа единства общества // Народное образование. - 2005. – № 4.
  8. Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8.
  9. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение /Сборник материалов конференции. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2002.
  10. Байкова В. Философия Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. – 2003. – № 2.
  11. Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. – М.: Перспектива, 2003.
  12. Орлов О. Рекомендации по планированию военно–патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 5.
  13. http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc -  Программа  гражданско - патриотического  воспитания обучающихся.