Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"
ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж
Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"
социальный педагог Батагова Любовь Олеговна
педагог Новикова Светлана Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ
Программа ориентирована на студентовколледжа, юношей и девушек с 15 лет, имеющих неполное и полное среднее образование. Она определяет концепцию и пути реализации системы мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов
Цель:Воспитание у студентов патриотического мировоззрения, потребности активно жить и развиваться на родной земле, связывать свои мечты о будущем с Россией, проявлять к ней любовь и верность, стремиться охранять ее честь и достоинство, беречь ее культурные и природные богатства, делами и поступками укреплять ее могущество и независимость.
Задачи:
-создание психолого-педагогических условий для повышения патриотической
и историко-культурной компетентности студентов;
- осуществление комплекса мероприятий по усилению эффективности работы педагогов по данному направлению путем внедрения современных инновационных методик и технологий;
- развитие единой непрерывной системы патриотического воспитания студентов путем консолидации в решении поставленных задач педагогического коллектива, родителей и самих студентов;
- формирование комплексного подхода к духовно-нравственному становлению студентов, утверждение в сознании и чувствах студентов представлений об общечеловеческих ценностях, создание прочных духовно-нравственных ориентиров, способствующих запуску процессов самовоспитания личности.
- усиление культурно-исторического контекста воспитания, формирующего понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и современном мире.
Принципы программы:
- компетентность в воспитании патриотизма;
- личностно-ориентированный подход;
- региональный компонент;
- принцип исторической преемственности.
Содержание деятельности:
На каждом курсе реализуется определенный аспект патриотического воспитания студентов:
I курс: «От малого к Великому»
II курс: «Чем помочь тебе, Россия»
III курс: «Освобождать и защищать»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» и рассчитана на реализацию в условиях профессионального училища в течение 3-х лет обучения студентов
с I по IIIкурс.
Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы историко-политического, правовогообразования, патриотического и нравственного воспитания, которые реализуются через учебное время и внеклассную работу.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Мы живем в удивительное время. Многострадальная история России не знала таких длительных периодов мирного существования, без масштабных кровопролитных войн. Выросло уже несколько поколений россиян, знающих о войне только по фильмам и компьютерным играм. И все чаще можно услышать от молодых людей мнение, что про войну давно пора забыть, что нам уже ничто не угрожает и можно спокойно жить в свое удовольствие. Но, это спокойствие обманчиво. Если нам на голову не падают бомбы, это вовсе не значит, что враждебные силы оставили попытки покорить наш свободолюбивый народ. Просто война, как и все общество тоже эволюционирует, в наше время она ведется не в окопах, а в душах людей. Западные идеологи не прекращают попыток развалить нашу государственность, размыть моральные устои, превратить нас в рабов чуждых идеологий – национализма, потребительства, вседозволенности. Противостоять угрозам, которые предлагает нам современный мир, анализировать и фильтровать колоссальный поток информации, иметь идеологический иммунитет,может только человек, обладающий самым совершенным оружием – знанием собственной истории и любовью к родной стране.
Вследствие этого объективно возникла острая необходимость в совершенствовании системы патриотического воспитания студентов, формировании принципиально нового подхода к педагогическому и воспитательному процессу.
Изменилось мышление современных подростков, уровень их информированности и независимости. Система не должна следовать за ними, тормозить их активность, изобиловать непреложными догматами. Основной задачей этой программы является расширение диапазонов понятия патриотизма, усиление культурно-гуманитарного и социально-активного направлений воспитания личности, более глубокого понимания исторической миссии России, основанной на принципах миролюбия и толерантности. (Недостаточно сказать учащимся, что наш народ миролюбив и не собирается ни с кем воевать, нужно чтобы они сами пришли к этому выводу на основе глубоких знаний истоков российского государства, истории присоединения к нему территорий и народов и т.п.) Важнейшим аспектом воспитания патриота и гражданина нашей великой страны является также активная личностная позиция, вовлеченность в демократические процессы, происходящие в обществе и позитивные молодежные движения (волонтерство, природоохранные инициативы, краеведческие проекты и т.д.). Иными словами, необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, был эмоциональными и интеллектуальными корнями связан с родной землей, со своим домом, городом, страной. Тогда он ни по чьему-то приказу, а по собственному глубокому осознанию национальной идентичности, по зову сердца, не только не захочет никуда уезжать из России, но и ее никому в обиду не даст.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Реализация Программы призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у студентов высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания;
- воспитанию у студентов любви к своей «малой» Родине, родному краю и его замечательным людям;
- формированию ответственного понимания учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- внедрению новых форм работы с целью повышения эффективности патриотического воспитания;
- повышению уровня воспитанности и нравственности студентов, воспитанию социальной и межэтнической толерантности.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя работу с пед.коллективом, студентами и их родителями.
№№ п/п |
Наименование мероприятий |
Цель мероприятий |
Ответственные |
Сроки |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
||
I. Работа с инженерно-педагогическими работниками |
||||||
1 |
Проведение педагогического совета по реализации программы с повесткой дня «Гражданско-патриотическое воспитание студентов: проблемы и пути их решения |
Ознакомление с программой, введение в проблему, обсуждение программы |
Зам.директора по УВР, социальный педагог |
сентябрь |
||
2 |
Проведение научно-практических конференций |
Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания |
Зам.директора по УВР, социальный педагог |
ноябрь-апрель |
||
3 |
Практиковать в работе использование мультимедийных средств представления информации о формах и методах патриотического воспитания (презентации, фото- и видеоматериалы) |
Усиление акцента на формировании гражданско-патриотической и нравственной позиции |
Пед.коллектив |
в течение года |
||
4 |
Создание и пополнение информационного банка Федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания |
Повышение эффективности работы с законодательной базой и упрощение ее своевременной актуализации |
Социальный педагог |
в течение года |
||
5 |
Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы
|
Создание банка необходимых материалов для выполнения программы |
Библиотекарь |
в течение года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
||
6 |
Обобщение опыта работы педагогов на темы: «Патриотизм XXI века:
|
Повышение эффективности процесса воспитания патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности |
Зам.директора по УВР
|
июнь |
||
7 |
Проведение совещаний для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования |
Повышение квалификации по вопросам гражданско-патриотического воспитания |
Зам.директора по УВР
|
в течение года |
||
8 |
Проведениесеминара-практикума для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»
|
Повышение компетентности по вопросам гражданско-патриотического воспитания |
Зам.директора по УВР
|
в течение года |
||
II. Работа с родителями |
||||||
1 |
Родительские собрания-консультации |
Помощь родителям по вопросам, требующим педагогической, правовой, методической поддержки |
Мастера п/о и классные руководители специалисты
|
сентябрь |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
2 |
Цикл консультацийпо вопросам патриотического воспитания: «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей». |
Обмен опытом семейного воспитания, поиск и выбор способов индивидуального подхода к подросткам по вопросам гражданственности, патриотизма, необходимости защищать Родину, выявление отношения родителей квзаимодействию образовательного учреждения и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
в течение года |
|
3 |
Предоставление информации о досуговых центрах Ярославля к сведению родителей студентов |
Занятие досуга студентов для предотвращения противоправных действий |
Мастера п/о и классные руководители |
сентябрь |
|
4 |
Привлечение родителей к участию в проведении училищных мероприятий, посвященных юбилейным, праздничным и памятным датам (9 мая, 8 марта, 23 февраля, «День пожилого человека», «День согласия и примирения» и т.п.) |
Привлечь внимание родителей к творческому воспитанию детей |
Мастера п/о и классные руководители |
в течение года |
|
III. Работа со студентами |
|||||
I курс |
|||||
|
Культурно-историческое направление |
|
|
|
|
1 |
Конкурс презентаций, посвященных Дню Славянской письменности и культуры «Бесценный дар Кирилла и Мефодия» |
Повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений. |
Мастера п/о и классные руководители преподаватель дитературы |
май |
|
2 |
Научно-практическая конференция «Без прошлого нет будущего» История зарождения Руси. Легенды и археологические сенсации |
Осознание студентами нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
ноябрь |
|
3 |
Конкурс исследовательских работ по теме «Святые земли русской» |
Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;
|
Мастера п/о и классные руководители
|
По плану группы |
|
4 |
Тематический вечер Чудеса Ярославского края. Уникальные природные объекты, сказки, мифы, предания |
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине |
Мастера п/о и классные руководители
|
апрель |
|
|
Военно-патриотическое направление |
|
|
|
|
1 |
Конкурс рисунков, презентаций, фотографий, коллажей с использованием компьютерной графики на тему «Война далекая и близкая». |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
В течение года |
|
2 |
Конкурс сочинений «Мои родные и близкие в годы войны» для создания семейных родословных |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители преподаватель литературы
|
В течение года |
|
3 |
Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне |
Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания
|
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
Ежегодно Апрель-май |
|
4 |
Участие в городском шествии «Бессмертного полка» |
Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания
|
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
Ежегодно май |
|
|
Гражданско-правовое направление |
|
|
|
|
1 |
Интеллектуально-познавательная игра «Я имею право» |
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развития социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;
|
Мастера п/о и классные руководители представители ОП
|
сентябрь |
|
2 |
Конкурс плакатов по экологии «Я голосую за жизнь» |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители специалисты
|
декабрь |
|
3 |
Конкурс плакатов по борьбе с вредными привычками «Горькие плоды сладкой жизни» |
Снижение уровня правонарушений и вредных привычек студентов средствами патриотического воспитания. |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
февраль |
|
4 |
Экоярмарка «Из грязи – в князи». Конкурс поделок из бросового материала, пластика, мусора |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
март |
|
II курс |
|||||
|
Культурно-историческое направление |
|
|
|
|
1 |
Литературно--музыкальный вечер, посвященный войне 1812 года «Эскадрон гусар летучих» |
Выяснить, что учащиеся знают о войне 1812 и дать им возможность рассказать об этом событии |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
декабрь |
|
2 |
Открытый урок, посвященный Дню народного единства и сохранению русской государственности (1612 г.) |
Воспитать чувство толерантности через знание культуры других народов |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
ноябрь |
|
3 |
Конкурс презентаций«Под белой мантией»: Великие русские врачи 19 века. Открытия и судьбы» |
Расширение круга знаний о знаменитых людях России |
Мастера п/о и классные руководители
|
октябрь |
|
4 |
Семинар «Век величайших открытий» Русские изобретатели, их роль в развитии мировой цивилизации |
Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну
|
Мастера п/о и классные руководители
|
январь |
|
|
Военно-патриотическое направление |
|
|
|
|
1 |
Урок мужества, посвященный участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф (1986г. Чернобыль) |
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
апрель |
|
2 |
Проведение урока Мужества, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда |
Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
Январь |
|
3 |
Гагаринский урок-диспут «Космос – не место для войн» |
Расширение круга знаний о знаменитых людях России |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
апрель |
|
4 |
Организация экскурсии в музеи города с целью ознакомления с экспозициями по истории Великой Отечественной войны. |
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
В течение года |
|
|
Гражданско-правовое направление |
|
|
|
|
1 |
Турнир знатоков прав: «Я патриот» посвященные Дню Конституции РФ |
Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина |
Мастера п/о и классные руководители
|
декабрь |
|
2 |
Фотоконкурс на тему ЗОЖ «Дороги, которые мы выбираем |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители представители медицины
|
июнь |
|
3 |
Экологические фотоконкурсы: Красота родной природы: пейзажи, макросъемка) • Животные и человек: в одном кадре должны быть люди и животные (птицы или насекомые) • Городские цветы: клумбы в парках, крупно бутоны, цветущие деревья |
Развитие творческого мышления учащихся |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
В течение года |
|
III курс |
|||||
|
Культурно-историческое направление |
|
|
|
|
1 |
Тематический вечер «На благо отечества» Третьяков, Мамонтов, Морозов. Великие меценаты. История русской благотворительности |
Расширение круга знаний о знаменитых людях России |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
сентябрь |
|
2 |
Урок-дискуссия «Люблю отчизну я» В чем русская национальная идея или чем гордится современный россиянин |
Развитие национального самосознания студентов в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры. |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
май |
|
3 |
«Красота, творимая руками» Урок-презентация по истории ярославских народных ремесел |
Развитие интереса к русским традициям и промыслам. |
Мастера п/о и классные руководители
|
июнь |
|
|
Военно-патриотическое направление |
|
|
|
|
|
Литературно-музыкальный вечер Горячие слёзы Афганистана» - посвящённое событиям в Афганистане. |
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
февраль |
|
|
Урок-диспут «Терроризм - глобальная проблема человечества», посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом. |
Формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
декабрь |
|
|
Участие в добровольческом движении и проведение акции: «Ветеран живет рядом» в целях оказания помощи одиноким ветеранам войны, труженикам тыла, ветеранам труда |
Активизация студенческой инициативы по оказанию помощи, нуждающимся в их заботе
|
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
май |
|
|
Гражданско-правовое направление |
|
|
|
|
|
Встречи студентов с работниками правоохранительных органов: «Что значит быть законопослушным гражданином?» |
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека
|
с работниками правоохранительных органов |
По плану колледжа |
|
|
Беседа о последствиях принятия участия в несанкционированных митингах и демонстрациях |
Формировать культуру проявления гражданской позиции |
работники правоохранительных органов |
По плану колледжа |
|
|
Экологические семинары на темы: «Охрана природы в нашей и зарубежных странах»,«Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», «Молодежь и борьба за чистую Землю»; |
Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
В течение года |
|
|
Участие в городских акциях и экологических десантах по уборке мусора, очистке прибрежных территорий рек и ручьев, природных парков и лесных зон |
Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу |
Мастера п/о и классные руководители социальный педагог
|
В течение года |
|
Список использованных документов и источников информации
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Социально-патриотическая программа городского поселения Краснозаводск «Память не уходит в отставку!» на 2013 год;
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,А.П.Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4
- Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6
- Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7.
- Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан – важнейшая основа единства общества // Народное образование. - 2005. – № 4.
- Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8.
- Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение /Сборник материалов конференции. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2002.
- Байкова В. Философия Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. – 2003. – № 2.
- Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. – М.: Перспектива, 2003.
- Орлов О. Рекомендации по планированию военно–патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 5.
- http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся.