Программа дополнительной предметной деятельности по О.О. познавательное развитие кружка "Истоковедение"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учтреждение
Детский сад № 210
Программа дополнительной предметной деятельности по ОО познавательное развитие
Кружка «Истоковедение»
МБДОУ д/c № 210
На 2015-2015 учебный год
Оглавление.
Введение…………………….……………………………………3
1.Целевой раздел…………………………………………………………4
1.1.Пояснительная записка…………………………………4
1.2 Планируемые результаты………………………………5
2. Содержательный раздел………………………………………….5
2.1Содержательная основа программы……………………5
2.2Содержание курса……………………………………… 7
2.3.Взаимодействие взрослых с детьми……………………10
3.Организационный раздел………………………………………. 11
3.1. Кадровые условия реализации программы…………11
3.2 Материально-техническое обеспечение программы…11
3.3 Порядок проведения кружка……………………………11
3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы…………………………………………………………. 12
3.5 Перечень литературных источников …………………...12
Введение.
Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин (далее – Программа) существенно наполняет образовательные области:
«Социально -коммуникативная» «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.
Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Цель курса «Истоковедение» в детском саду– введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.
Задачи программы.
Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для созданияединого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания ипедагогических технологий.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– присоединение семьи к детскомусаду ;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
«Истоковедение» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.
- младшая(3-4 года)
- средняя (4 - 5 лет)
- старшая (5-6 лет)
- подготовительная к школе группа (6-7 лет)
1.2 Планируемые результаты.
Результаты реализации программы:
1.первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системысоциокультурных категорий и ценностей;
2.развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение,договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3.развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основенравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов)
4.развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)
5.развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивныхконтактов).
6.Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено
единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых
педагогических технологий.
2. Содержательный раздел
2.1Содержательная основа программы.
Система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостноепредставление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются,подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого,настоящего и будущего.
Группа |
Задачи |
Младшая группа (3-4 года) |
Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение. Воспитание доверия ко взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному) |
Средняя группа (4 - 5 лет) |
Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям. |
Старшая группа (5-6 лет) |
Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей. Развитие первичной рефлексии и идентификации. Создание условий для формирования адекватной самооценки |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
Первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле). Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе. |
2.2Содержание курса
ТЕМА |
|
Название тренинга/ Активные формы обучения |
Младшая группа |
||
Слово |
||
Любимое имя |
Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины. Ангел-храниетель |
«Ласковое имя»/ Ресурсный круг |
Доброе слово |
Выражение любви к близким людям. Радость встречи. |
«Доброе слово»/ Ресурсный круг |
Ласковая песня |
Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность. Надежда. Праздничная песня. |
«Колыбельная песня»/ Ресурсный круг |
Праздничная песня |
Рождество. Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и близких. |
«Рождественская елочка»/ Ресурсный круг |
Образ |
||
Любимый образ |
Мама. Любовь. Доброта. Забота. |
«Мамочка моя»/ Ресурсный круг |
Образ света |
Солнышко. Свет. Тепло. Радость. |
«Позови солнышко»/ Ресурсный круг |
Добрый мир |
Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие. |
«Добрый мир»/ Ресурсный круг |
Книга |
||
Добрая книга |
Книга -связь слов и образа. Первая книга. Живое слово. |
«Добрая книга»/ Ресурсный круг |
Домашнее тепло |
Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье. |
«Домашнее тепло»/ Ресурсный круг |
Любимая книга |
Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой. |
«Моя любимая/ книга» Ресурсный круг |
Средняя группа |
||
Родной очаг |
||
Дружная семья |
Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте |
«Дружная семья»/ Ресурсный круг |
Домашнее тепло |
Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье. |
«Домашнее тепло»/ Ресурсный круг |
Дорога добра |
Родной дом - начало всех путей и дорог.Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала - основание доброго опыта |
«Дорога добра»/ Ресурсный круг |
Сказочный лес |
Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы. |
«Сказочный лес»/ Ресурсный круг |
Добрая забота |
Братья наши меньшие. Доброта. Забота. |
«Добрая забота»/ Ресурсный круг |
Праведный труд |
Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые? |
«Чему доброму научили вас взрослые?/ Ресурсный круг |
Любимая сказка |
Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки?
|
«Моя любимая сказка»/ Ресурсный круг |
Благодарное слово |
идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка |
«Благодарное слово»/ Ресурсный круг |
Светлый праздник |
Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Святая Троица. |
«Доброе слово березке»/ Ресурсный круг |
Старшая группа |
||
Вера |
||
Верность родной земле |
Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и воины - защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера. |
«За что люди благодарны защитникам Земли Русской? "Защитники Отечества"/ Ресурсный круг |
Радость послушания |
Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой |
Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой |
Надежда |
||
Светлая надежда |
Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой? |
«Рождественское чудо»/ Ресурсный круг |
Доброе согласие |
Общая надежда. Крепкая дружба. Умейсказать и умей выслушать. |
«Построим дом»/ Работа в паре |
Любовь |
||
Добрые друзья |
Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь. |
«Добрые друзья»/ Работа в паре |
Добрые дела |
Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому. |
«Добрые дела»/ Работа в паре |
Мудрость |
||
Мудрое слово |
Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, людовь - правила мудрости |
«Кого можно назвать мудрым»/ Ресурсный круг
|
Мудрые люди |
Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ. |
«Мудрость рядом с нами»/ Ресурсный круг |
Подготовительная к школе группа |
||
Традиции образа |
||
Светлый образ |
Благочестивые родители. Светлый отрок. Вера. Молитва. Защитник Земли Русской. |
« О преподобном Сергии Радонежском»/ Ресурсный круг |
Чудотворный образ |
Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость. |
«Светлый образ»/ Работа в паре |
Традиции дела |
||
Семейные традиции |
Связь поколений. Семейныйпраздник. Радушие и гостеприимство |
«Традиции нашей семьи»/ Работа в паре |
Книга- праздник души |
Праздник праздников. Весна и Праздник. Путь книги. Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать книги" |
«Книга - праздник души»/ Работа в паре |
До свидания, детский сад! Школа, здравствуй! |
|
"Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми"/ Работа в паре с делегированием |
2.3.Взаимодействие взрослых с детьми.
Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детскойдеятельности:
1.Игровая деятельность
2 Конструирование из различных материалов
3 Изобразительная деятельность
4 Коммуникативная деятельность
5 Музыкальная деятельность
6 Восприятие художественной литературы
7Двигательная деятельность
8Самообслуживание и элементы бытового труда
Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения :Работа в паре;Работа в микрогруппе ;Ресурсный круг.Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха,получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия дляформирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной
отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденциюинтеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.
3.Организационный раздел.
3.1. Кадровые условия реализации программы.
Для обеспечения эффективной педагогической деятельности необходимо создание базы квалифицированных кадров. Для этого педагоги которые проводят занятия ,прошли специализированные курсы по программе « Социокультурные истоки».
3.2 Материально-техническое обеспечение программы.
Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями осуществляется в системе в течении всего учебного года. Для этого по программе для дошкольного образования разработан следующий инструментарий:
-комментарий к программе;
-содержание курса по возрастам ;
-планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики;
-методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет»
-комплект из 17 книг для развития детей 3-7 лет;
- методические рекомендации и комментарии к проведению занятий с родителями;
-планы занятий с родителями детей 3-7 лет;
-методическое пособие «Активные формы обучения родителей».
3.3 Порядок проведения кружка.
Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Кружок организуют и проводят воспитатели, работающие с группами детей разного возраста.
Продолжительность занятий детей не превышает 15 минут, для младшего возраста и 30 для детей старшего возраста.
Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, в вечернее время, с 15:30 до 16.45.младший возраст с 15:30 до 16:00 старший дошкольный возраст.
3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы.
Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ.
Совершенствовать и систематизировать работу с родителями.
Сохранить накопленный опыт.
3.5 Перечень литературных источников.
Литература
- Иванищева Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения. Череповец, 2004.
- Кузьмин И.А. Истоковедение 3-4. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2001.
- Кузьмин И.А. Истоковедение 5. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2005.