Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Программа дополнительной предметной деятельности по О.О. познавательное развитие кружка "Истоковедение"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учтреждение

Детский сад № 210

 Программа дополнительной предметной деятельности по ОО познавательное развитие

Кружка «Истоковедение»

МБДОУ д/c № 210

На 2015-2015 учебный год

Оглавление.

Введение…………………….……………………………………3

1.Целевой раздел…………………………………………………………4

1.1.Пояснительная записка…………………………………4

1.2 Планируемые результаты………………………………5

2. Содержательный раздел………………………………………….5

2.1Содержательная основа программы……………………5

2.2Содержание курса……………………………………… 7

2.3.Взаимодействие взрослых с детьми……………………10

3.Организационный раздел………………………………………. 11

3.1. Кадровые условия реализации программы…………11

3.2 Материально-техническое обеспечение программы…11

          3.3 Порядок проведения кружка……………………………11

3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы…………………………………………………………. 12

3.5 Перечень литературных  источников …………………...12

Введение.

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин (далее – Программа) существенно наполняет  образовательные области:

 «Социально -коммуникативная» «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.

Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Цель курса «Истоковедение» в детском саду– введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

Задачи программы.

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для созданияединого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания ипедагогических технологий.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– присоединение семьи к детскомусаду ;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

«Истоковедение» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.

- младшая(3-4 года)

- средняя (4 - 5 лет)

- старшая (5-6 лет)

- подготовительная к школе группа (6-7 лет)

1.2 Планируемые результаты.

Результаты реализации программы:

1.первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системысоциокультурных категорий и ценностей;

2.развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение,договариваться, приходить к согласию и т.д.)

3.развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основенравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов)

4.развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)

5.развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивныхконтактов).

6.Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено

единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых

педагогических технологий.

2. Содержательный раздел

2.1Содержательная основа программы.

Система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостноепредставление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются,подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого,настоящего и будущего.

Группа

                                                    Задачи

Младшая группа

(3-4 года)

Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками

социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга».

Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать

окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение.

Воспитание доверия ко взрослым и сверстникам, формирование ощущения

собственной значимости.

Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять

свое отношение к услышанному)

Средняя группа

(4 - 5 лет)

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей

социокультурной среды и деятельности человека в ней.

Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе

формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие

способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть

благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким

людям.

Старшая группа

(5-6 лет)

Первоначальное прочувствованное восприятие  детьми ценностей

внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость).

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и

сверстниками.

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать

эмоциональное состояние других людей.

Развитие первичной рефлексии и идентификации.

Создание условий для формирования адекватной самооценки

Подготовительная

к школе группа (6-7

лет)

Первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего

механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных

ценностей российской цивилизации.

Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и

личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение

понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями,

участвовать в общем деле).

Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

 

 

2.2Содержание курса

ТЕМА

 

Название

тренинга/

Активные

формы обучения

Младшая группа

Слово

Любимое имя

Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь.

Именины.

Ангел-храниетель

«Ласковое имя»/

Ресурсный круг

Доброе слово

Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

«Доброе слово»/

Ресурсный круг

Ласковая песня

Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня.

Нежность. Надежда.

Праздничная песня.

«Колыбельная

песня»/

Ресурсный круг

Праздничная песня

Рождество.

Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и

близких.

«Рождественская

елочка»/

Ресурсный круг

 

Образ

Любимый образ

Мама. Любовь. Доброта. Забота.

«Мамочка моя»/

Ресурсный круг

Образ  света

Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

«Позови

солнышко»/

Ресурсный круг

Добрый мир

Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло.

Покров и защита. Доверие.

«Добрый мир»/

Ресурсный круг

Книга

Добрая книга

Книга -связь слов и образа. Первая книга. Живое слово.

«Добрая книга»/

Ресурсный круг

Домашнее тепло

Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота.

Мир. Счастье.

«Домашнее

тепло»/

Ресурсный круг

Любимая книга

Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость

от встречи с книгой.

«Моя любимая/

книга»

Ресурсный круг

Средняя  группа

Родной очаг

Дружная семья

Родные люди.

Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте

«Дружная семья»/

Ресурсный круг

Домашнее тепло

Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота.

Мир. Счастье.

«Домашнее

тепло»/

Ресурсный круг

Дорога добра

Родной дом - начало всех путей и дорог.Какие из них можно

назвать добрыми? Добрый пример и похвала - основание доброго опыта

«Дорога добра»/

Ресурсный круг

Сказочный лес

Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь,

являясь частью этого мира? Сказочные образы.

«Сказочный лес»/

Ресурсный круг

Добрая забота

Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

«Добрая забота»/

Ресурсный круг

Праведный труд

Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу

приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

«Чему доброму

научили вас

взрослые?/

Ресурсный круг

Любимая сказка

Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети

любят сказки?

 

«Моя любимая

сказка»/

Ресурсный круг

Благодарное

слово

идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь.

Душевное тепло. Любимая игрушка

«Благодарное

слово»/

Ресурсный круг

Светлый

праздник

Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Святая Троица.

«Доброе слово

березке»/

Ресурсный круг

Старшая группа

Вера

Верность родной

земле

Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и

воины - защитники Земли Русской. Благодарная память.

Верность и вера.

«За что люди

благодарны

защитникам

Земли Русской?

"Защитники

Отечества"/

Ресурсный круг

Радость

послушания

Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение.

Послушание. Душевный покой

Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение.

Послушание. Душевный покой

Надежда

Светлая надежда

Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в

сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда

дружит с верой?

«Рождественское

чудо»/

Ресурсный круг

Доброе согласие

Общая надежда. Крепкая дружба. Умейсказать и умей

выслушать.

«Построим дом»/

Работа в паре

Любовь

Добрые друзья

Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие.

Взаимопомощь.

«Добрые друзья»/

Работа в паре

Добрые дела

Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому.

«Добрые дела»/

Работа в паре

Мудрость

Мудрое слово

Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера,

надежда, людовь - правила мудрости

«Кого можно

назвать мудрым»/

Ресурсный круг

 

Мудрые люди

Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и

правды. Мудрый наказ.

«Мудрость рядом

с нами»/

Ресурсный круг

Подготовительная к школе группа

Традиции образа

Светлый образ

Благочестивые родители. Светлый отрок. Вера. Молитва.

Защитник Земли Русской.

« О преподобном

Сергии

Радонежском»/

Ресурсный круг

Чудотворный

образ

Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость.

«Светлый образ»/

Работа в паре

Традиции дела

Семейные

традиции

Связь поколений. Семейныйпраздник. Радушие и гостеприимство

«Традиции нашей

семьи»/

Работа в паре

Книга- праздник

души

Праздник праздников. Весна и Праздник. Путь книги.

Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать

книги"

«Книга - праздник

души»/

Работа в паре

До свидания,

детский сад!

Школа,

здравствуй!

 

"Слово

благодарности

тем, кто помог

детям вырасти

умными и

добрыми"/

Работа в паре с

делегированием

 

 

2.3.Взаимодействие взрослых с детьми.

Совместная образовательная деятельность  проходит через все виды детскойдеятельности:

1.Игровая деятельность

2 Конструирование из различных материалов

3 Изобразительная деятельность

4 Коммуникативная деятельность

5 Музыкальная  деятельность

6 Восприятие художественной литературы

7Двигательная деятельность

8Самообслуживание и элементы бытового труда

Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения :Работа в паре;Работа в микрогруппе ;Ресурсный круг.Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха,получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия дляформирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной

отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденциюинтеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.

3.Организационный раздел.

3.1. Кадровые условия реализации программы.

Для обеспечения эффективной педагогической деятельности необходимо создание базы квалифицированных кадров. Для этого педагоги  которые проводят занятия ,прошли специализированные курсы по программе « Социокультурные истоки».

3.2 Материально-техническое обеспечение программы.

Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями осуществляется в системе в течении всего учебного года. Для этого по программе для дошкольного образования разработан следующий инструментарий:

-комментарий к программе;

-содержание курса по возрастам ;

-планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики;

-методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет»

-комплект из 17 книг  для развития детей 3-7 лет;

- методические рекомендации и комментарии к проведению занятий с родителями;

-планы занятий с родителями детей 3-7 лет;

-методическое пособие «Активные формы обучения родителей».

3.3 Порядок проведения кружка.

Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.

Кружок организуют и проводят воспитатели, работающие с группами  детей разного возраста.

Продолжительность занятий детей не превышает 15 минут, для младшего возраста и 30 для детей старшего возраста. 

Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, в вечернее время, с 15:30 до 16.45.младший возраст  с 15:30 до 16:00 старший дошкольный возраст.

3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы.

Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ.

Совершенствовать и систематизировать работу с родителями.

Сохранить накопленный опыт.

 

3.5 Перечень литературных  источников.

Литература

  1. Иванищева Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения. Череповец, 2004.
  2. Кузьмин И.А. Истоковедение 3-4. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2001.
  3. Кузьмин И.А. Истоковедение 5. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2005.