Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Программа дополнительного образорвания "Спортивное ориентирование"

МБОУ ДО "Центр допонительного образования"

 

Программа дополнительного образорвания "Спортивное ориентирование"

 

Черкасов Николай Владимирович

педагог дополнительного образования

 

 

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивное ориентирование» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа разработана на основе:
  • Учебной программы А.И.Маликова «Инструктора школьного туризма»
  • Временных правил проведения «Школы безопасности ХМАО»
  • Методического пособия А.Г.Маслова «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»».
 
Программа делится на два модуля 1 модуль с сентября по декабрь, 2 модуль с января по май.
Учебная нагрузка для детей может меняться в зависимости от психологических и физических возможностей обучающихся в объединении «Спортивное ориентирование». Количество обучающихся в группе– от 10 до 12 человек.
 
Первый уровень обучения – подготовительный.
Недельная нагрузка педагога составляет 2 часа в неделю:
Количество часов на группу составляет:
I уровень обучения – 2 часова в неделю; 8 часов в месяц; 72 часа в год;
 
 
Уровень обучения
Количество
групп
Продолжите-льность занятий
Периодичность занятий
Количество часов на одну группу за год
I  уровень обучения
1 группа
2 часа
1 раз в неделю
72 часа
 
            Дополнительное образование имеет большие возможности для педагогического сотрудничества с развивающейся личностью. Эффективное использование этого сотрудничества,  расширение и углубление его влияния на обучающихся, является приоритетом во взаимодействии педагога  и объединения.
          Образовательная программа по спортивному ориентированию объединения «Спортивное ориентирование» включает в себя туристско–краеведческую и спортивно–физкультурную  направленность .
Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век,  далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков, поэтому составляющей программы по туризму и краеведению стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу здоровьесберегающих методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности обучающихся  объединения.
 
Новизна и актуальность программы.
В связи с модернизацией российского образования, направленной на единение учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях, назрела острая необходимость совмещения показателей, с духовно-нравственным формированием личности подрастающего поколения.
Данная модель (единое образовательное пространство) уже сейчас действенна в  образовательных учреждениях. Во главе единого образовательного пространства, которое в нашем образовательном учреждении направлено, прежде всего, на формирование качеств личности,  помогающих обучающемуся в приобретении системы знаний, учитывая:
1.желание обучающегося;
2. его базовую подготовленность;
3. мотивационную устойчивость к выбранному направлению;
4. особенности психофизического развития;
5.  запросов и потребностей социума;
6. реальных возможностей учреждения,
 
Программа разрабатывалась в соответствии со спецификой учреждения, социально- психологическими потребностями обучающихся».  Программа  рассчитана, прежде всего, на  создание условий для формирования устойчивого  желания обучающихся этого объединения вести здоровый  образ  жизни, стремления к саморазвитию и самореализации  в социуме через социализацию, строящуюся на: 
7.  укреплении  своего здоровья и стремлении вести здоровый образ жизни;
8.занятости обучающегося в объединении, позволяющей ему уйти от неблагоприятной среды, оградив себя тем самым от праздной жизни, которая ведет к правонарушениям;
            Таким образом,  программа не только значима и актуальна, она еще и перспективна и востребована в условиях нашего села.  Постепенное  (по уровневое) формирование в подростках профессиональных навыков позволяет, с одной стороны,  закрепить желания обучаться в данном объединении, а с другой –  связать свою жизнь с деятельностью, где понадобятся знания по туризму и краеведению.  Более того, обучающиеся объединения не ведут обособленный образ жизни, а активно принимают участие в соревнованиях различного уровня и показывают высокие достижения.
 
Психологическое обоснование Программы:
             Психологические процессы возраста (9-17лет) находятся в стадии совершенствования: происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти- активно начинает развиваться логическая память, которая в период развития подростка становиться основной, - наряду с произвольной и опосредованной. В этот период исследователями отмечается прирост продуктивности непосредственного и одновременное увеличение опосредованного запоминания, что является одним из условий занятий туризмом. 
            С точки зрения развития общих и специальных способностей в подростковом и раннем юношеском возрасте (9-17лет) можно отметить следующее: в учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.
            В общении формируются и развиваются коммуникативные способности, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми. Добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем  понадобятся для совершенствования профессиональных способностей.
            В развитии мышления характерной чертой  подросткового и юношеского возраста является психологическая готовность и фактическая способностью  к различным видам на учения. Этот возраст отличает склонность к экспериментированию, тяга к самостоятельности и оригинальности мышления. Наблюдается повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей. Предметно-познавательные интересы детей этого возраста запредельны школьной программы. Они избирательны и самостоятельны в обучении.
            Опыт показывает, что если в этом возрасте не дать возможность ребенку заняться  каким – либо делом серьезно и заинтересованно, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у него хороших профессиональных умений или просто практических навыков, которые помогут самоопределиться и адаптироваться в окружающем мире.
                Учитывая психофизиологические особенности обучающихся этого возраста, программа предусматривает развитие профессиональных умений и навыков, характерных специфике работы и формированию определенного уровня интеллекта, так как без достаточно высокого уровня общего интеллектуального развития немыслимы  значительные успехи в любой «взрослой» деятельности.
            Большое место в программе занимает развитие специальных способностей обучающихся, являющихся базой для множества видов разнообразной  профессиональной деятельности. 
Программа «Спортивное ориентирование» рассчитана для  обучающихся 9-17 лет.
Количество обучаемых в объединении — 10-12 человек. В состав объединения  включаются обучающиеся  основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в «Спортивном ориентировании».
 
Цель программы - формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Главной задачей программы является: укрепления здоровья обучающихся, достижение высоких результатов обучающимися внутри объединения, а так же на муниципальном и областном уровне.
.
Место и время проведения занятий:
             Занятия объединения спортивного ориентирования  проводятся в в лесном массиве возле МУЗ МРБ, а также МКОУ ДО «Центр дополнительного образования»
  1 раз в неделю, по 2 учебных  часа.    В год 72 часа.
 
Методическое обеспечение реализации программы секции спортивных игр:
  1. Воткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. М.: 2014г.2. Внеклассная работа. Спортивное ориентирование.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).Программа допущена Министерством образования Российской Федерации, 2008г.
 
Условия реализации программы секции спортивного ориентирования.
Материально-технические условия:
- обеспечение спортивными картами, компасами, верёвками, карабинами и др. инвентарём.
 Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортивного ориентирования ;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования спортивного ориентирования.
Ожидаемые результаты работы:
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами спортивного ориентирования.
3.Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, формирование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников по спортивному ориентированию и туристскому многоборью.
4.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
            Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  ОБЪЕДИНЕНИЯ
 
№ урока
Тема урока
1.
Организационное занятие. Основы безопасности проведения занятий в спортивном зале, в парке. Правила дорожного движения. Тесты.
2.
Развитие физических качеств. Спортивна карта. Условные знаки топографической карты.
3.
Снаряжение ориентировщика. Общая физическая подготовка. Контрольные нормативы.
4.
Виды ориентирования. Правила по спортивному ориентированию. Развитие выносливости.
5.
Понятие о технике ориентирования, её значение для достижения высоких результатов. Развитие скоростных качеств.
6.
Гигиена спортсмена. Развитие силовых качеств.
7.
Ориентирование по выбору. Способы и приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломах, утоплении.
8.
Общая физическая подготовка. Правила и организация транспортировки пострадавшего.
9.
Компас и его устройство. Ориентирование в заданном направлении.
10.
Упражнение на развитие быстроты. Влияние физических упражнений на организм человека.
11.
Внутригрупповое соревнование.
12.
Развитие общей выносливости. Кросс по пересечённой местности.
13.
Ориентирование по выбору.
14.
Правила организации соревнований по ориентирование. Установка контрольных пунктов.
15.
Техническая подготовка ориентировщика. Кросс.
16.
Тактика ориентировщика. Ориентирование по выбору.
17.
Определение азимута. Границы полигона. Бег в гору.
18.
Определение расстояния по карте. Ориентирование в заданном направлении.
19.
Психологическая подготовка спортсмена. Ориентирование по выбору.
20.
Командная эстафета.
21.
Туризм – одно из средств общефизической подготовки. ТБ при занятиях туризмом. ОФП.
22.
Виды туризма. Основные туристические узлы и их применение. Кросс.
23.
Узлы. Туристские технические этапы.
24.
Воздушная переправа. Параллельные верёвки.
25.
Траверс. Подъём. Спуск.
26.
Полоса препятствий.
27.
Полоса препятствий.
28.
Организация и наведение технических этапов.
29.
Ориентирование по выбору. Подготовка к соревнованиям.
30.
Участие в соревнованиях.
31.
Ориентирование в заданном направлении.
32.
Подготовка к участию в районных соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
33.
Полоса препятствий.
34.
Контрольные тесты. Подведение итогов.
Итого: 72 часа
 
Календарно- учебный график  обучения
 
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
 
Первый модуль
 
1
Сентябрь
 
 
1 неделя
 
Теория
2 часа
Организационное занятие. Основы безопасности проведения занятий в спортивном зале, в парке. Правила дорожного движения. Тесты.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория,практика
2 часа
Развитие физических качеств. Спортивна карта. Условные знаки топографической карты..
«ЦДО»
Зачет
 
 
 
3 неделя
 
Теория,практика
2 часа
Снаряжение ориентировщика. Общая физическая подготовка. Контрольные нормативы.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория,практика
2 часа
Виды ориентирования. Правила по спортивному ориентированию. Развитие выносливости
«ЦДО»
Зачет
2
Октябрь
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Понятие о технике ориентирования, её значение для достижения высоких результатов. Развитие скоростных качеств.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Гигиена спортсмена. Развитие силовых качеств.
«ЦДО»
Зачет
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Ориентирование по выбору. Способы и приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломах, утоплении.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Общая физическая подготовка. Правила и организация транспортировки пострадавшего.
«ЦДО»
Зачет
3
Ноябрь
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Компас и его устройство. Ориентирование в заданном направлении.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Упражнение на развитие быстроты. Влияние физических упражнений на организм человека.
«ЦДО»
Зачет
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Внутригрупповое соревнование.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Развитие общей выносливости. Кросс по пересечённой местности.
«ЦДО»
Зачет
4
Декабрь
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Ориентирование по выбору.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Правила организации соревнований по ориентирование. Установка контрольных пунктов.
«ЦДО»
Зачет
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Техническая подготовка ориентировщика. Кросс.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Тактика ориентировщика. Ориентирование по выбору..
«ЦДО»
Зачет
 
 
Второй модуль
 
5
Январь
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Определение азимута. Границы полигона. Бег в гору.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Определение расстояния по карте. Ориентирование в заданном направлении.
«ЦДО»
Зачет
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Определение расстояния по карте. Ориентирование в заданном направлении
«ЦДО»
Зачет
6
Февраль
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Психологическая подготовка спортсмена. Ориентирование по выбору.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Командная эстафета.
«ЦДО»
Зачет
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
 Туризм – одно из средств общефизической подготовки. ТБ при занятиях туризмом. ОФП.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Виды туризма. Основные туристические узлы и их применение. Кросс.. 
«ЦДО»
Зачет
7
Март
1 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Узлы. Туристские технические этапы.
«ЦДО»
Зачет
 
 
2 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Воздушная переправа. Параллельные верёвки.
«ЦДО»
Зачет
 
 
 
 
 
 
 
3 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Траверс. Подъём. Спуск.
«ЦДО»
Зачет
 
 
4 неделя
 
Теория, практика
2 часа
Полоса препятствий.
На местности
Зачет
8
Апрель
1 неделя
 
Практика
2 часа
Полоса препятствий
На местности
Зачет
 
 
2 неделя
 
Практика
2 часа
Организация и наведение технических этапов.
На местности
Зачет
 
 
3 неделя
 
Практика
2 часа
Ориентирование по выбору. Подготовка к соревнованиям.
На местности
Зачет
 
 
4 неделя
 
Практика
2 часа
Участие в соревнованиях.
На местности
Зачет
9
Май
1 неделя
 
Практика
2 часа
Ориентирование в заданном направлении
На местности
Зачет
 
 
2 неделя
 
Практика
2 часа
Подготовка к участию в районных соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
На местности
Зачет
 
 
3 неделя
 
Практика
2 часа
Полоса препятствий.
На местности
Зачет
 
 
4 неделя
 
Прака
2 часа
Контрольные тесты. Подведение итогов.
На местности
Зачет
 
Материально-техническое оснащение:
  1. комплект спортивных карт различной местности
  2. знаки контрольных пунктов для ориентирования
  3. компостеры для отметки
  4. разметка для маркировки трасс различных цветов
  5. бумага цветная
  6. компаса
  7. условные знаки спортивных карт
  8. секундомеры
  9. мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные)
  10. туристское снаряжение
Тестовые показатели по уровню подготовленности
 
Физические
качества
Контрольное
упражнение
Возраст
Класс
Уровень
низкий
Уровень
средний
Уровень
высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
11
5
6,3 и выше
6,1 - 5,5
5,0 и ниже
12
6
6,3 и выше
6,1 - 5,5
5,0 и ниже
13
7
6,3 и выше
6,1 - 5,5
5,0 и ниже
17
8
6,3 и выше
6,1 - 5,5
5,0 и ниже
15
9
6,3 и выше
6,1 - 5,5
5,0 и ниже
2
Координационные
Челночный
бег
3 х 10м
11
5
9,7 и выше
9,3 - 8,8
8,5 и ниже
12
6
9,3
9,0 - 8,6
8,3
13
7
9,3
9,0 - 8,6
8,3
14
8
9,0
8,7 - 8,3
8,0
15
9
8,6
8,4 - 8,0
7,7
3
Скоростно
- силовые
Прыжок
в длину
с места
11
5
140 и ниже
160 - 180
195 и выше
12
6
145
165 - 160
200
13
7
150
170 - 190
205
14
8
160
180 - 195
210
15
9
175
190 - 205
220
4
Выносливость
Бег 6
минут
11
5
900 и ниже
1000 - 1100
1300 и выше
12
6
950
1100 - 1200
1350
13
7
1000
1150 - 1250
1400
14
8
1050
1200 - 1300
1450
15
9
1100
1250 - 1350
1500
5
Гибкость
Наклон
вперед из
положения
стоя, см
11
5
2 и выше
6 - 8
10 и ниже
12
6
2
6 - 8
10
13
7
2
5 - 7
9
14
8
3
7 - 9
11
15
9
4
8 - 10
12
6
Силовые
Подтягивание 
на высокой 
перекладине
11
5
1
4 - 5
6 и выше
12
6
1
4 - 6
7
13
7
1
5 - 6
8
14
8
2
6 - 7
9
15
9
3
7 - 8
10
 
Список литературы
  1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М. ФиС.: 1983г.
  2. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. М.: 2001г.
  3. Воткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. М.: 2004г.
  4. Колесников Л.В. спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика. М.: 2002г.
  5. Куликов В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии М.: 1997г.
  6. Новиков А.Л. Учебно-позновательные игры с элементами топографии. М.: 2004г.
  7. Огородников Б.И. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М. ФиС.: 1980г.
  8. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М.: 1997г.
  9. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? М.: 1996г.