Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Юный Эколог»

ГУДО РК "Республиканский центр экологического образования"

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Юный Эколог»
 

Пунегова Елена Ивановна

заведующий отделом

 

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………………………………...4

Цели и задачи программы…………………………………………………………………………..5

Возраст и категория участников площадки……………………………………….………………5

Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………….....5

Продолжительность и сроки…………………………………………………………………………5

Содержание программы……………………………………...…………………………..……….....6

Направления программы………………………..…….…………………………...…………..…….6

Основные формы занятий…………………………………………..…………………..…...………6

Принципы построения программы…………………………………………………..….………….7

Механизмы реализации программы……………………………………………………..........……7

Законы лагеря…………………………………………………………………………………..…….8

Распорядок дня……………………………………………………………………….……………...9

План проведения мероприятий………………………………………………………..………..…10

Прогнозируемые результаты………………………………………………………..…………..…14

Финансирование программы………………………………………………..…………………..…14

Межведомственное сотрудничество……………………………………………………………….14

Материально-техническое обеспечение………………………………………..…………….…..15

Литература…………………………………………………………………………………………...16

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На современном этапе жизни человечество из-за своихнеобдуманных действий и отсутствием  экологической культуры,столкнулось с кризисным состоянием окружающей среды и качеством жизни человека. Поэтому на сегодняшний день становится актуальной проблема сохранения природы и ее биологического разнообразия, а также  выживания в этих условиях человечества. Для решения данной проблемы необходимо повышать уровень экологической культуры людей, делая упор на нравственное самосознание и определяя роль человека в природе.

Одним из эффективных путей формирования экологической культуры человека является погружение его в процесс общения с природой, в процесс понимания того, что природа – это не просто окружающая человека среда, а то, что природа – это  разумное, чувствующее, откликающееся на любое, даже самое незначительное изменение. Необходимо понимать, что человек является одним из звеньев взаимодействующей, взаимозависимой и жизнеобеспечивающей цепи природы, от целостности которой зависит его благополучие. Как правило, человеку свойственно проявлять заботу и любовь к тому, что он понимает и считает своим. Так и по отношению к природе, пока человек не научится понимать ее, очень сложно будет беречь, и охранять природу.

Для формирования экологической культуры человека, понимания природы, существует много разнообразных форм деятельности, но одной из наиболее эффективных форм является экологический лагерь для детей, объединяющий в себе познавательную, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями, экологическими праздниками и играми.

Программа летнего оздоровительного экологического лагеря направлена на удовлетворение познавательных интересов детей, формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения, формирование патриотического отношения к своей малой родине, оздоровление и организацию активных форм отдыха детей.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы

Оздоровление детей, формирование у них основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

 

Задачи программы

Познавательные:             

  • знакомить учащихся с принципами взаимодействия с природой с учетом экологических законов;
  • приобщить детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой;
  • познакомить с календарем экологических дат, с особо охраняемыми природными территориями и Красной книгой Республики Коми.

Развивающие:

  • развивать экологическое мышление и экологическое сознание;
  • развитие творческого потенциала;
  • развивать коммуникативные умения и способности.

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к природным объектам;
  • воспитывать нравственные чувства и этическое сознание;
  • воспитывать гражданственность, патриотизм, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

ВОЗРАСТ И КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ

Участниками программы летнего детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием являются дети из объединений ГУДО РК «РЦЭО» и общеобразовательных школ города.

Возраст детей от 7 до 12 лет.

Количество детей составляет 30человек, из них формируются 2 отряда по 15 человек.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ

Срок реализации программы – 21 день.

Программа  детского оздоровительноголагеря с дневным пребыванием«Юный Эколог» в 2017 году реализовалась в период начала летних каникул с 01 по 30 июня.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

К работе в лагере с дневным пребыванием привлекаются педагогические работники ГУДО РК «РЦЭО».

Программу лагеря  во главе с начальникомреализуют опытные специалисты по профилю: педагоги дополнительного образования (по количеству объединений по интересам), педагоги-организаторы, а также воспитатели (по количеству отрядов).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Смена полностью посвящена экологической теме.

Весь лагерь – это комплексная экологическая экспедиция на неизвестную землю («Terraincognita»). Экспедиция разделена на дваотряда, которые в течение всей смены делают небольшие экологические открытия, изученные за день, и заносят их в полевой журнал отряда. По итогам заполнения полевых журналов на 20 день смены («День экологических знаний»), каждый отрядделает презентацию полевого отчета отряда по итогам экспедиции.

Названия отрядов, девизы, эмблемы и прочие атрибуты отряда должны быть в тематике экологической смены.

Лагерь (экспедиция) живёт по экологическим законам.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Экологизированное гражданское, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
  2. Экологизированное нравственное воспитание на основе  российских  и коми-национальных традиционных ценностей;
  3. Приобщение детей к наследию российской и региональной экологической культуры;
  4. Физическое воспитание и формирование экологической культуры здоровья;
  5. Трудовое воспитание.

 

Основными формами занятий являются:

- Экологические кружки;

- Экологические игры на погружение в образовательную деятельность, актуализация имеющегося опыта и знаний детей;

- Экскурсии по ознакомлению детей с природой,  культурой и бытом родного края;

- Упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы детей, направленные на  пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирования чувства симпатии и уважения к природным объектам;

- Спортивные игры и оздоровительные процедуры;

 - Инструктажи по технике безопасности на занятиях, грамотному и безопасному поведению в природе.

 

Принципы построения программы

  • целесообразность – соответствие педагогических задач личностным целям детей;
  • доступность – подача материала с учетом возможностей восприятия группы;
  • позитивность – положительный, эмоциональный настрой на себя окружающих;
  • наглядности  - получение знаний осуществляется с опорой на чувственный опыт детей;
  • учет возрастных особенностей детей – доступность предлагаемых форм работы;
  • добровольность – участие детей и подростков в программе на добровольной основе;
  • учет индивидуальных особенностей детей и подростков.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап включает:

  • подготовка материально-технической базы;
  • разработка профильной программы и методического сопровождения;
  • разработка конспектов ключевых дел;
  • характеристика возможностей творческих объединений;
  • подготовка методических и стендовых информационных материалов;
  • организационная работа: разбивка детей на отряды, группы по территориям, работа с личными документами детей.

Смена продолжается 21 день и включает в себя три этапа: адаптивно-организационный (3 дня), основной (15 дней) и заключительный (3 дня).

1. Адаптивно-организационный период включает:

  • формирование законов и условий совместной работы;
  • разработка плана работы отрядов;
  • знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом лагеря;
  • введение в игровой сюжет площадки;
  • выборы в органы детского самоуправления в отряде и в лагере;
  • ознакомление с профильной программой, законами и традициями совместного проживания;
  • вовлечение всех участников программы в совместную деятельность;
  • знакомство и вовлечение детей в работу кружков, объединений, секций;
  • оформление отрядных уголков;
  • выбор названия, речёвки, девиза, песни, эмблемы отряда;
  • праздник открытия лагеря.

2. Основной период включает:

  • формирование детского коллектива и развития в нём самоуправления;
  • укрепление здоровья детей;
  • реализация направлений программы;
  • вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;
  • подведение промежуточных итогов по видам деятельности.

3. Заключительный период включает:

  • подведение итогов и награждение;
  • оформление газет-молний, информационных стендов, отрядных полевых журналов по итогам смены;
  • демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену (праздник закрытия смены; творческие отчеты, Гала-концерт и т.д.);
  • опросы и анкетирование участников программы, анализ их удовлетворенности совместной деятельностью;
  • проведение итоговой планёрки, подготовка отчётов педагогами, сдача инвентаря, методических материалов;
  • обработка отснятых видеоматериалов;
  • составление информационного отчёта о проведённой смене.

 

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

 

Закон точности

Быть вовремя на всех мероприятиях.

Закон «Мой отряд»

Всегда и везде стоять за честь своего отряда.

Закон свободного слова

Каждый человек имеет право высказаться.

Закон уважения

Относится с уважением к окружающим людям. Понимать окружающих и быть к ним предельно внимательным.

Закон живого

Защищать окружающую среду среди нас, беречь её.

Закон чистоты и красоты

Соблюдать личную гигиену, содержать личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке.

Закон территории

За территорию лагеря выход без разрешения воспитателей запрещен!

 

РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

Время

Мероприятия

8.30-8.45

Приём детей

Утро. Солнышко встаёт-

Лагерь ребятишек ждёт!

8.45-9.00

Зарядка /Линейка

Дружно стройтесь по порядку,

Все ребята на зарядку!

9.00-9.40

Завтрак

Все за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара.

Каша, чай, кусочек сыра-

Вкусно, быстро и красиво.

10.00-13.00

Занятия в кружках, познавательные, спортивные отрядные мероприятия, игры на свежем воздухе

Кто-то любит танцевать,

Кто-то любит рисовать,

Только бездельники час этот маются,

А все ребята в кружках занимаются!

13.00-13.30

Обед

Нас столовая зовёт,

Суп отличный и компот!

За обедом удивит

Всех ребячий аппетит!

13.30-14.30

Время коллективной творческой игры.

Подведение итогов дня.

«Страна детства» приглашает нас сейчас.

Всё интересно и просто:

здесь чудеса встретят нас!

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

Дни

Даты

  •  

1 день

«День высадки экспедиции»

Международный день защиты детей

01 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Инструктажи по технике безопасности, правилам поведения в лагере.
  3. Отрядные дела: Знакомство с лагерем, игры на знакомство и взаимодействие. Огоньки знакомств.
  4. Обед
  5. Игровая программа «Дети России».

2 день

«День приветствий»

02 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Отрядные дела: Выбор названия научного отряда, девиза, эмблемы. Выбор лидеров в органы самоуправления научной лаборатории.  Оформление отрядных уголков.
  3. ГИБДД, МЧС.
  4. Обед
  5. Презентация кружков.
  6. Подготовка к открытию смены «ЮнЭк».

3 день

«Быть экологом почетно!»

День эколога

05 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Отрядные дела:  Игра «Ценности» по отрядам.
  3. Торжественная линейка открытия смены «ЮнЭк».
  4. Экотропа на территории ГУДО РК «РЦЭО» «Там на неведомых дорожках…»
  5. Обед
  6. Праздничный концерт открытия смены «Быть экологом почетно!»

4 день

«День Заповедников и Нац. парков»

К 100-летию заповедной системы России

06 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях
  3. Обед
  4. Дилижанс (путешествие) по особо охраняемым природным территориям РК

5 день

«День Земли»

07 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях
  3. Обед
  4. Акция по высадке цветов «Цветик-семицветик»

6 день

«День

океанов»

Всемирный день океанов

08 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях
  3. Обед
  4. Видеокруиз «Океаны»

7 день

«День друзей

Международный день друзей

 

09 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединения
  3. Подготовка к концерт-сюрпризу «Планета ромашек».
  4. Обед
  5. Концерт-сюрприз «Планета ромашек»

8 день

«День России»

 

13 июня 2017

  1. Завтрак.
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Конкурс рисунков на асфальте (плакате) «Я люблю тебя Россия».
  4. Обед
  5. Концерт «Моя Родина, моя Россия».

9 день

«День кошек»

14 июня 2017

  1. Завтрак.
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Подготовка к шоу программе «Сatsshow»
  4. Обед
  5. Шоу программа «Сats show»

10 день

 «День юннатов»

 День создания юннатского движения в России

15 июня 2017

  1. Завтрак.
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Обед
  4. Познавательное мероприятие игра по станциям «Аллея юннатов»

11 день

«День здоровья»

16 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1, 2 отряд - Выезд в СЦ «СКАЛА»
  3. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  4. Обед
  5. Спортивно-оздоровительное мероприятие «Эти забавные животные» (зоозабеги).

12 день

«День защиты животных»

19 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Отрядные дела: беседа «Что такое Красная книга».
  4. Обед
  5. Смотр презентаций редких животных «Исчезнувшие».

13 день

«День солнца»

День летнего солнцестояния

20 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1, 2 отряд - Выезд в Национальный музей, отдел этнографии.
  3. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  4. Обед
  5. Игровая программа «Солнышко в руках».

14 день

«День Флоры»

Международный день цветка

21 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Подготовка к творческой презентации «Флористические фантазии»
  4. Обед
  5. Творческая презентация «Флористические фантазии»

15 день

«День памяти предков»

День памяти и скорби

22 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1, 2 отряд - Посещение музея воинской части
  3. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  4. Обед
  5. Занятие «На пленке старой»

16 день

«День птиц»

23 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1  отряд -  Выезд в Дом народных ремесел «Зарань»

2 отряд - Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.

  1. Обед
  2. Игра по станциям «Ой кулики, жаворонушки…».

17 день

«День леса»

26 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1 отряд - Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. 2 отряд – Выезд в Дом народных ремесел «Зарань»
  4. Обед
  5. Отрядное дело: Практическая работа. Скажи мне, дерево, сколько тебе лет».
  6. Акция «Спасем дерево»

18 день

«День воды»

 

27 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. Обед
  4. Познавательная игровая программа «В царстве Нептуна»

19 день

«День Медведя»

28 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1 отряд - Выезд в Ыб «Финно-угорский этнопарк»
  3. 2 отряд - Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  4. Обед
  5. Отрядное дело: Игра «Моя Республика».
  6. Игровая программа по мотивам коми фольклора «Ош дор» («Медвежий край»).

20 день

«День экологических знаний»

29 июня 2017

  1. Завтрак
  2. 1 отряд - Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
  3. 2 отряд - Выезд в Ыб «Финно-угорский этнопарк»
  4. Обед
  5. Подготовка к закрытию смены «ЮнЭк»
  6. Эрудит-игра «ЮнЭк – эко-человек»

21 день

закрытие смены ЮнЭк

«Расстаются друзья»

30 июня 2017

  1. Завтрак
  2. Торжественная линейка закрытия смены «ЮнЭк».
  3. Обед
  4. Прощальные огоньки отрядов.
  5. Игровое-танцевальное шоу «Мы вместе!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предполагается, что в процессе освоения программы  участники лагеря достигнут следующих результатов:

1. Познавательный (воспитательный) результат:

  • расширение знаний о принципах взаимодействия с природой;
  • способность к работе в команде, к сотрудничеству;
  • способность выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и умение транслировать эти модели на окружающих.

2. Личностный результат:

  • приобщение к традициям и культуре своей родины;
  • понимание себя как части природы.

3. Оздоровительный результат:

  • укрепление здоровья;
  • приобретение опыта активного, здорового и безопасного образа жизни.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

   Финансирование программы осуществляется за счет и в пределах субсидий, выделенных на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на текущий  год.

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Для успешной реализации программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием организуется внутриведомственное и межведомственное взаимодействие и сетевое партнерство: 

внутриведомственный уровень:

– питание и медицинское обслуживание в ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республике Коми» им. Ю.А. Спиридонова

межведомственный уровень:

– сотрудники ФКУ ГИМС МЧС по Республике Коми;

- сотрудники ГИБДД;

- ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми (отдел этнографии, отдел истории);

- ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк»;

- МБУК «Сыктывдинский Дом народных ремёсел «Зарань»;

- Музей занимательных наук Эйнштейна.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешного выполнения программы имеется: актовый зал, помещения для проведения кружков и творческих объединений,  пассажирский автобус для  выездных экскурсий, спортивный инвентарь, настольные игры и канцелярские товары. Также для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий необходима соответствующая территория (стадион, спортивная площадка).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь… (игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия). – Волгоград: Учитель, 2007. – 183 с.
  2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
  3. Боровик Н.В., Криволап Н.С., Крючкова О.В., Низамова З.К., Щербич О.Э. «Педагогика лета». – Мн: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.
  4. Бузырева Л.М., Губарева Н.А., Комаров П.Ю., Козлова Т.В., Молчанова Е.А. «Копилка вожатских премудростей». Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004. – 128 с.
  5. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  6. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2007. – 272 с.
  7. Как помочь адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  8. Коган М.С. Игровая кладовая. – 3-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 238 с.
  9. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – 3-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 151 с. – (Сценарии игр и праздников).
  10. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.
  11. Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. (Мозаика детского отдыха).
  12. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. Методическое пособие. – М.: ЦДЮТур, 1997.
  13. Северина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. – Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.
  14. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.