Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Профориентационная работа,определение психологических и лидерских качеств у детей и подростков в объединении "Картинг"  

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского технического творчества" Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

Профориентационная работа,определение психологических и лидерских качеств у детей и подростков в объединении "Картинг"  

 

Кузнецова Ольга Федоровна 

методист

 

 

Оглавление
 
1.Введение……………………………………………………. 3
2.Основной текст…………………………………………….. 3-7
3.Содержание деятельности (диагностические методики).. 8-9
4.Заключение…………………………………………………...10
5. Литература…………………………………………………..11
 
Введение
      Цель методической разработки: изучение, обобщение и обмен педагогическим опытом в сфере использования профориентационных технологий в системе дополнительного образования спортивно-технической направленности.
       Методическая разработка выполнена в рамках общеразвивающей программы «Мотокартинг», реализуемой в ЦДТТ для детей, занимающихся в спортивно-технических объединениях.   Курс предназначен для подростков в возрасте 10-14 лет.  В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы школьника, так как у него устанавливаются деловые контакты со сверстниками и учителями. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения, возникает стремление к активной проверке разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с жизненным самоопределением.   Организация занятий с группой обязательна в режиме диалога, взаимодействия.
Новизна работы                                 
      Занятия в группе ведутся с использованием приемов экспериенционального обучения, то есть обучения на собственном опыте. Экспериенциональное обучение – это обучение в процессе практики, точнее, рефлексии либо над своими действиями и поступками, либо над действиями и поступками окружающих людей. Обучающий эффект достигается не столько по причине усвоения теоретических знаний или же результатов обработки данных диагностических методик, сколько в процессе обсуждения, интеракции, когда на эмоциональной волне участники высказывают различные суждения.
         Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
      За последние годы многое изменилось в нашем подходе к воспитанию. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было демонстрировать свои таланты, приветствовалось стремление «быть как все». Взрослые пытались привить детям эти важные, по их мнению, качества, свидетельствующие о деликатности и тактичности, учили, что сначала нужно думать о людях, а потом уже о себе.
Однако политические и социальные перемены принесли в нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, рынок, конкурентоспособность, умение выживать в новом мире, стрессоустойчивость, инициативность. Педагоги твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы те могли с уверенностью лидировать в среде сверстников. Мы с вами прекрасно понимаем, что в наше время эти качества — неотъемлемые элементы успеха. Вот почему мы искренне хотим привить их своим детям. Хорошо, когда эти качества развиваются наряду с практическими умениями и навыками в адекватной педагогической среде.
    «Все мы родом из детства», - гласит народная мудрость и с этим трудно не согласится, все, что познал человек и чему научился в детстве остается с человеком на всю жизнь, особенно это касается практических знаний и умений. Очень часто именно эти знания становятся основой для освоения будущей профессии. Основы профессионального мастерства, а значит уверенности в себе, обретения собственной самоценности закладываются в детстве. Такие дети, как правило, хорошо знают, чего они хотят в будущем и стремятся к своей мечте. Практика показывает, что базовое образование не может удовлетворить всех потребностей учащихся, творческие ребята нуждаются в неформальном дополнительном образовании, рассчитанном на широкий спектр интересов учащихся. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования дает ребенку возможность не только расширить и углубить знания по интересным для него предметам, но и получить основы профессиональной подготовки. Обучение в объединениях «Картинг» построено таким образом, что осуществляется работа по двум основным блокам: образовательному и культурно-досуговому. Назначение этих объединений в том, чтобы удовлетворить потребность ребенка в получении технических знаний и возможности неформального общении со сверстниками. Очень важно вовремя создать для ребенка такую развивающую среду. Согласно эпигенетической модели развитие интеллекта ограничено не столько наследственностью, сколько условиями жизни. Наша задача, как педагогов, эти условия им создать. В объединение приходят дети из разных школ города, у некоторых существует ярко выраженный интерес к технике и техническому творчеству, кто-то приходит за компанию. Задача педагога поддержать и углубить интерес тех, для кого это основная сфера интересов, потянуть до уровня внутреннего, а не внешнего интереса, остальных. Для решения этой задачи необходимо сформировать коллектив, а в коллектив примут того, у кого этот интерес есть, и кто интересен сам. Не остаться в изгоях очень важно для ребенка уже в младших и средних классах, поэтому так необходимо найти именно свой коллектив и свои интересные дела. Для педагога важно понимать эти внутренние мотивы прихода ребенка в объединение и строить свои занятия с учетом этих наблюдений.  Картинг довольно специфический вид спорта и как говориться «не все мы и не для всего подходим», поэтому необходимо понять подходит ли ребенок для занятий по своим «психологическим качествам».
 Вообще для того, чтобы управлять коллективом детей необходимо знать о них как можно больше информации.
Задачи педагогов в организации работы с детьми и родителями:
- обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса;
- диагностику «профпригодности» для занятий картингом; 
- повышать психолого – педагогическую грамотность педагогов и родителей.
Исходя из этих задач, проводятся следующие мероприятия:
- подбор диагностического инструментария для первоначального отбора детей и текущей диагностики;
-организация психологических и социологических исследований, необходимых для оптимальной организации образовательного процесса;
-повышение психологической и педагогической грамотности педагогов;
- психологическое и педагогическое просвещение родителей;
- отбор кандидатур для формирования команды города;
- профориентирование детей.
     Мониторинг образовательной деятельности необходим для понимания результативности любой деятельности. Призовые места на Республиканских соревнованиях - это бесспорно результат и цель любого спортсмена, но финалистами могут стать не все, а результат обучения и воспитания в объединении «Картинг» будет у каждого. Конечно, педагог нацелен на ребенка, который стремиться к результату, но важно предоставить равные возможности всем детям. Лидеры обязательно проявятся в тренировочном процессе, на соревнованиях. Ребенок должен совершенствовать навыки лидера на практике в деятельности, где он будет общаться с другими детьми, и набираться опыта общения, приобретать умение строить взаимоотношения с разными людьми. Будьте искренни в своей похвале. Это значит, что хвалить ребенка нужно лишь в том случае, если вас действительно поразил (в хорошем смысле): его поступок или впечатлило его достижение. Уже младшие школьники в состоянии дать самостоятельную оценку похвале: заслужено им одобрение или нет. Взрослым нужно тактично направлять энергию детей-лидеров в созидательное русло, помогать совершенствовать положительные черты и искоренять отрицательные (зазнайство, завышенную самооценку, самодовольство, принижение достоинств других детей). Ведь из такого ребенка может вырасти как позитивный лидер, так и главарь бандитской группировки. С самого первого момента, когда педагоги заметили у ребенка проявление лидерских наклонностей, они должны учить его, что быть лидером — это уметь брать ответственность не только за себя, но и за тех, кто идет за ним, за команду.
      Особое внимание уделяется детям первого года обучения, комплектование групп начинается после установления школьного расписания в месте, где будут проходить занятия. Проводится презентация объединения для детей и родителей, демонстрация машин и тренировочной трассы, проводится пробный прокат, родительское собрание. Некоторый отсев в начале учебного года можно считать естественным, т.к. дети только пробуют себя в разных видах деятельности (несформированность интересов) Если отсев происходит в течение учебного года, то нужно думать, что это происходит из-за неудовлетворенности учащимися содержанием деятельности. Здесь педагогу нужно оценить правильно свои занятия, перестроить работу. Немало важную роль играет также и заинтересованность родителей занятиями детей, стоит сказать, что этот интерес с годами увеличился, заинтересованных родителей стало больше, это говорит о повышении уровня осведомленности и общей грамотности родителей.
«Изучение психологического облика личности, - писал С.Л. Рубинштейн, -  включают три основных вопроса, на которые мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: что хочет человек? к чему он стремиться? Это вопрос об его установках, тенденциях, интересах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встает естественно второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сначала только возможности, необходимо знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».
Для занятий картингом необходимо, чтобы ребенок обладал определенными специальными способностями, обеспечивающими успех в этой деятельности: память, внимание, мышление, восприятие, черты характера.  Стремление к получению результата своей деятельности определяется в анкетировании «Шкала потребность в достижении», у лидера такая потребность в категории «высокая». Тестирование этих параметров и проводится в начале учебного года с учащимися первого года обучения.                           
 
Содержание деятельности
Цели и задачи
Формы реализации
Содержание деятельности
Выявление мотивации посещения объединений  Центра
Анкетирование, опрос
Изучаются внешние и внутренние мотивы посещения объединения «Картинг»
Групповое тестирование.
Используются личностные тесты на определение специальных способностей для занятий картингом
Первичная индивидуальная психодиагностика
а) познавательные процессы;
б) темперамент;
в) склонности;
г) интересы;
д) профессиональная направленность
 
Проводится в начале учебного года в сентябре-ноябре. Информация доводится до педагогов и по желанию до родителей.
Используются следующие методики:
1.Методика «Память на образы» изучение кратковременной памяти
2. Методика Мюнсбергера
Направлена на определение избирательности внимания
3.Тест «Склонность и профессиональная направленность»
Определение профессиональной сферы
4.Методика выделения
существенных признаков. Изучается
способность к анализу.
5.Тест на измерение импульсивности.
6.Определение свойств темперамента.
Опросник Айзенка или В.М Русалова
7.Шкала потребность в достижениях. Определяется мотивированность на достижения.
 
 
 
Заключение (выводы)
После проведения методик и тестов выявляем тех, кто по параметрам больше всего подходит для занятий картингом:
Темперамент – холерики, сангвиники;
Интересы и профессиональная направленность –  сфера автодело;
Шкала потребность в достижениях – высокий, средний;
Познавательные процессы –  наиболее высокие цифровые показатели.
Дети обучаются в течение двух месяцев, а затем проводятся клубные соревнования по картингу. Из тех, у кого наилучшие показатели в соревнованиях и по итогам диагностик, кто проявил себя в тренировочном процессе по наблюдениям педагогов, и будет формироваться команда на Республиканские соревнования. Остальные продолжают обучение в основных группах, они не теряют возможности в дальнейшем попасть в основную команду.
Истинное лидерство заключается в стремлении идти своим путем, выбирая достойных спутников. Кто-то нуждается в толпе почитателей, а кому-то необходим только один-единственный друг. Каждый ребенок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе, то есть истинно лидерскими качествами. Педагоги и родители должны уметь вовремя их увидеть и помочь ребенку развить их.
 
Литература
1.Большая энциклопедия психологических тестов, -М : Эскимо,2006 г.
2.Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. –М.: Вако, 2006г.
3.Римская Р. Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: Аст-пресс,1997.
4.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение,1990.