Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Профилактика профессионального выгорания, как необходимый фактор обеспечения качества образования.

МБОУ гимназия № 30 г.Ульяновска

Никитина Наиля Ришатовна

Профилактика профессионального выгорания, как необходимый фактор обеспечения качества образования.

В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. В условиях современной политической и экономической обстановки требования к личности педагога достаточно высоки. Современный стандарт педагога, введенный в 2013 году, позиционирует педагога как личность, владеющего культурой мышления; способного к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способного разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; способного осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии и др. Одновременно на педагога накладываются такие негативные факторы, как низкий социальный статус, невысокая заработная плата, степень ответственности за учеников, высокие требования со стороны администрации образовательного учреждения. Влияние данных факторов приводит к нарушению психологического здоровья, деформации профессионально-личностных качеств педагога. Как следствие, такой педагог не способен воспитать и развить полноценного ученика. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома профессионального выгорания, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – “сгорание”, “выгорание”, “затухание горения”. Впервые этот термин предложил Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений[1]. Синдром «выгорания» относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникации, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. В настоящее время данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание. На основании вышесказанного была разработана и апробирована программа профилактики профессионального выгорания педагогов с целью развития их профессионально-личностных качеств. Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У “сгоревших” на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [2] Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства. Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя: Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Учитель неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Возникает состояние тревожности, появляется некая отстраненность в отношениях с членами семьи. На второй стадии могут возникать недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; появляются вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: диагностика профессионального выгорания педагогов гимназии, разработка и апробация системы профилактики профессионального выгорания педагогов, повторная диагностика и обоснование психолого-педагогических условий эффективности работы по профилактике профессиональной деформации педагогов. Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и тест самоактуализации (САТ). По мнению В.В.Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [3]. Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4]. Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Термином "самоактуализация" Абрахам Маслоу обозначил всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности [5]. Синонимами понятия "самоактуализация" нередко выступают понятия "развитие личности", "личностный рост". Таким образом, самоактуализация, по мнению А. Маслоу, — это "потребность человека стать тем, кем он способен стать". Человек, достигший высшего уровня своих потребностей - в самореализации, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Тест САТ представляет собой русскоязычную адаптацию опросника POI (Опросник личностных ориентаций) Эверетта Шострома, ученика Маслоу. В тесте 126 вопросов и 14 шкал, каждая из которых соответствует определённому свойству самоактуализирующейся личности. Программа профилактики профессионального выгорания педагогов направлена на решение таких задач, как: снятие психологического напряжения у педагогов, повышение их работоспособности, обучение педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости, способам саморегуляции. Решение данных задач будет способствовать повышению качества образования. Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций. Программа включает в себя групповые занятия, которые проходят в виде тренингов, деловых игр, мозгового штурма, круглого стола, и индивидуальных консультаций по запросу. Программа рассчитана на 6 месяцев. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю. Содержание программы освещает такие вопросы, как: представления о профессиональном выгорании, коммуникативная компетентность, конструктивное поведение в конфликтах, саморегуляция, целеполагание и управление своим временем. Своевременная диагностика синдрома профессионального выгорания педагога, внедрение практических мероприятий по профилактике выгорания с учетом вклада тех или иных факторов позволит снизить уровень выгорания сотрудников и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом. Список литературы. 1. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). Дис. канд. психол. наук. Томск, 2001. 2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Электронный ресурс] – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. 3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.]. 4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/032.pdf 5. http://psycabi.net/testy/226-uroven-samoaktualizatsii-lichnosti-test-sat-voprosnik-samoal