Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

"Проектная деятельность-один из методов формирования духовно-нравственных качеств дошкольника"

БДОУ г.Омска "Детский сад №148 комбинированного вида"  Омская область

 

"Проектная деятельность-один из методов формирования духовно-нравственных качеств дошкольника"

 

Кучеренко Екатерина Владимировна

воспитатель

 

 
 Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя частью окружающего мира.
 Нравственно-патриотическое воспитание, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 Одной из задач образовательного Стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование представлений об отечественных традициях и праздниках .
 Цель : формирование у детей дошкольного возраста духовно- нравственного отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее целесообразной для решения задач духовно-нравственного воспитания является проектный метод обучения.
Целесообразность использования проектного метода в духовно- нравственного воспитании дошкольников в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности. Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность — более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
 1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
 3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
 4) организация развивающей предметно-пространственной среды;
 5) определение направлений поисковой и практической деятельности; 6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, 7) коллективная реализация проекта, его демонстрация поисковой и практической деятельности;
Интересными особенностями проектной деятельности являются определение и решение проблемы, активирующей мыслительную деятельность, как ребенка, так и педагога; проявления самостоятельности дошкольников в процессе реализации проекта. Полезна возможность создавать проекты по требуемой тематике и определять тематику, подходящую для проектной деятельности с той или иной аудиторией, в нашем случае дошкольниками. Грамотная проектная деятельность невозможно без диалога участников, это необходимое условие для принятия детьми нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится значимой для ребенка. Рефлексивное отношение к предмету своей деятельности характерно для дошкольников в таком виде деятельности. Темп выполнения проекта также зависит от участников, намеченных временных рамок, возможны корректировки проектных мероприятий, то есть допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера.

 
Метод проектной деятельности полезен для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, так как через познавательную деятельность различных видов воспитывается способность к духовному развитию и реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной форме на основе нравственных установок и моральных норм; воспитывается чувство уважения и любви, например, к культурному наследию страны, бережное отношение к окружающему миру; детьми глубже воспринимаются национальные и этнические традиции; развивается способности к преодолению трудностей, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели; развивается познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность и т.д.
 
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия и сформулировать проблему, на этом этапе обязательна помощь воспитателя, поэтому проекты с дошкольниками являются обучающими. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, но активно реализовывать его этапы им вполне по силам.

 
 Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, во время которой происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивая коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании духовно-нравственного сознания, морально — нравственных качеств и социализации ребенка.
 Привлекая родителей (законных представителей) к работе над проектом, педагоги детского сада создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Детское проектирование может быть успешным при соблюдении следующих условий:
 — учет интересов каждого ребенка;
— деятельность детей без принуждения;
 — предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
 — совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
 — тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Сохранение и возрождение национально-культурного наследия в воспитании детей дошкольного возраста является важной проблемой в настоящее время. Сущность национальной культуры и ее особенности исследовали философы, культурологи, социологи, педагоги (А.И. Арнольдов, Н. П. Денисюк, А. И. Лазарев, Л. Л. Супрунова). По их мнению, национальная культура представляет собой «совокупность материальных и духовных достижений народов, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство».
 Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной форме знакомим детей с культурой, историей, традициями страны, прививаем любовь к Родине, к своему народу, к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
Технология -метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, Тематика проектов может быть разнообразной. Чаще используются темы для углубления учебной программы. Но при этом тема должна быть актуальной для практической жизни:
1.     «Азбука поведения»
2.  «Спешите делать добро»
3. «От прекрасного к доброму»
4  .«Терпенье и труд-все перетрут»
5.  «В здоровом теле -здоровый дух»
 
Литература:
 
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 6.
2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. –Екатеринбург : Деловая книга, 1996. – 342 с.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 112 с.
5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013. – 416c.