ПРОЕКТ «Защитники Отечества»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №43
ПРОЕКТ
«Защитники Отечества»
Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №43: Сергеева Ольга Михайловна
Заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад №43:
Сергеева Анастасия Сергеевна
г. Иркутск, ул. Депутатская 60-а
Аннотация проекта
«Защитники Отечества»
Во все времена любовь к Родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утратились традиции патриотического сознания. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить настоящего защитника Отечества, то теперь приоритеты изменились.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями в том, что касается данного вопроса. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому, своим историческим корням. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Проект способствует формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проводится анкетирование среди родителей.
Пояснительная записка
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги детского сада
Место проведения: МБДОУ г Иркутска детский сад №43
Сроки реализации: краткосрочный
Идея проекта: Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель проекта: Создать условия для формирования у детей патриотических чувств к родной стране, воспитания любви к Родине, гордости за ее достижения.
Задачи проекта:
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Планируемый результат:
- формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;
- повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Продукты проекта (результаты детской деятельности): рисунки, аппликации, поделки из пластилина, модели, коллаж, стенгазета
Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Список литературы:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. / Н. В. Алешина. [Текст]. М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2002-198с.
- Н.В. Алёнина "Патриотическое воспитание дошкольников", Москва, 2005;
- Е.Ю. Александрова "Система патриотического воспитания в ДОУ", Волгоград, 2007;
- Ю.Е. Антонов "Великой Победе посвящается", праздники в детском саду, творческий центр Сфера, Москва, 2010;
- Веракса, Н. Е. Комарова, Т, С. Ефанова, З. А. Комплексные занятия. Средняя группа. / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, З. А. Ефанова. [Текст]. Волгоград : Учитель, 2013.-307с.
- "Военная техника", детская энциклопедия, Москва, Росмэн, 2009
- "Защитники Отечества", беседы с детьми, издательство "Каратуз";
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 3-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
- Кондрыкинская Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л. А Кондрыкинская [Текст]. М., ТЦ «Сфера», 2005-203с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Т.И. Шорыгина "Праздники в детском саду" , Творческий центр, Москва, 2009;
- Т.А. Шорыгина "Беседы о детях-героях ВОВ", творческий центр, Москва, 2011;
- Ю.В. Шокарь "Военная энциклопедия", Москва, Росмэн, 2009;
Интернет-ресурсы: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
Содержательная часть проекта
Содержание деятельности воспитателя с детьми |
Деятельность с родителями |
Предметно-пространственная среда |
Игровая деятельность: |
|
|
Дидактические игры: «Один – много», «Кто служит в армии?», «Солдат какой?», «Что делают?», «Кому что нужно?», «Четвертый лишний», «Какое слово не подходит?», «Сосчитай до пяти», «Объясни словечко», «Угадай форму солдата», «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку. Задачи: - Учить сознательно принимать игровую задачу. - Активизировать словарь (прилагательные, глаголы). - Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже. - Учить образовывать относительные прилагательные. - Развивать логическое мышление и сообразительность. |
«20 веселых игр в выходные и праздничные дни». Рекомендации в родительский уголок
Задачи: - Способствовать общему просвещению родителей. - Знакомить с играми в выходные и праздничные дни. |
Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку. Игры-головоломки, «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка». Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»). |
Сюжетные игры: «Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь». Задачи: - Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации. - Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи.
|
|
Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.). |
Подвижные игры: «Сигнальщики», «Стойкий оловянный солдатик», «Пограничники». Задачи: - Развивать общую моторику. - Учить координации речи с движениями.
|
|
Светофор, четыре флажка разного цвета – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. |
Игры драматизации «Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки», «Справедливый папа» Задачи: - Формировать сознание необходимости защищать Отечество. - Учить отображать положительные черты характера. |
|
Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой. |
Пальчиковые игры: «Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист». «Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец». Задачи: - Развивать мелкую моторику, силу рук. - Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток. - Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук.
|
Памятка для родителей «Пальчиковые игры» |
Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток. |
Познавательная деятельность |
|
|
Виртуальная экскурсия«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях) - Пополнять знания об армии. Задачи: - Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное. - Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству.
|
Выставка книг «Маленькие книги о войне» |
Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю.
|
Рассматривание Игра «Русь, Россия, Родина моя» Задачи: - Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе. - Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск. |
|
Книги, картины, атлас, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое». |
Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, электронных презентаций: Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества». |
Привлечь родителей к созданию презентации |
Презентация |
Развивающие занятия: Интегрированное занятие «Защитники Отечества», конструирование «Буденовка». Задачи: - Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов. - Обогащение речи признаками предметов, синонимами. Занятие «Мое Отечество – Россия» Задачи: - Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней. - Развитие долговременной памяти и мышления.
|
|
Предметные картинки воинов различных родов войск России.
Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия».
|
Коммуникативная деятельность |
|
|
Беседы Общение педагога с детьми «Рассказы о родных и близких, которые служили в армии». Задачи: - Побуждать к активному диалогу, пополнять словарный запас, развивать умение связно рассказывать о своих близких. Беседа «Памятники героям, защищающим Донской край» Задачи: - Развивать познавательную активность. - Формировать эмоциональное восприятие казака – защитника Отечества. - Воспитывать чувство гордости за героев-земляков.
|
Фотографии родных и близких в военной форме. Фотовыставка «Мой папа в армии». |
Иллюстрации, фотографии военной службы, принятия присяги. Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.).
|
Чтение художественной литературы: - «Богатыри земли русской»; - «Слава герою-бойцу»; - А.М. Митяев «Почему армия всем родная»; - Л. Кассиль «Твои защитники»; - Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»; - М.Ю. Лермонтов «Бородино»; - Ю. Коваль «Алый» и другие.
|
Рекомендации родителям «Читаем детям» |
Подборка литературных произведений |
Разучивание: «Служить Родине» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат) Задачи: - Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них. - Познакомить с пословицами, фольклором военных лет нашего времени.
|
|
Подбор пословиц, поговорок, фольклор военных лет
|
Изобразительная деятельность |
|
|
Рисование «Защитники земли русской» Задачи: - Учить: самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения; добиваться точного соблюдения пропорций и выразительности позы. - Учить умению выбирать цветовое решение для передачи выразительности образа.
|
Стенгазета- поздравление «С днем защитников Отечества» - Доставить радость папам своей газетой. - Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир.
|
Трафареты, силуэты для обведения по контуру простым карандашом. Книги для срисовывания, фотографии, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», сказка «Никита Кожемяка», гусары из книг М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Богатырская застава». Изготовление коллажа из рисунков.
|
Лепка «Наша армия родная» - Учить умению передавать образ военного: летчик, пограничник, танкист, зенитчик, парашютист и др. Задачи: - Учить передавать в образе характерные черты, показывая особенности одежды (погоны, ремень, фуражка и т.д.), дополнять детали (оружие, собака для пограничника и др.). - Упражнять в применении разнообразных технических приемов. |
|
Пластилин, иллюстрации военных и военной техники. Оформление выставки «Я военный скульптор».
|
Аппликация «Маленький солдат (моряк)» (используется способ обрывания) Задачи: - Развивать творчество, инициативу. - Упражнять в умении отражать определенную взаимосвязь предметов, композиционно располагать аппликацию. - Развивать мелкую моторику рук. |
Выставка детского творчества «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» - Показать результаты детского творчества. - Доставить радость детям. |
Трафареты солдата и моряка. Фотографии, картинки воинов для сравнения. Выставка детского рисунка «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» |
Конструктивная деятельность: |
|
|
Конструирование из конструктора«Военная техника», «Военный полигон» Задачи: - Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники. - Учить придавать формам устойчивость.
|
|
Схемы построек, фотографии, модели. |
Конструирование из бумаги и др. материалов «Скакал казак через долину» (лошадка), «Самолёт-стрела», «Голубь мира», «Буденовка» (используется способ оригами). «Самолеты и танки» (из спичечных коробков). Задачи: - Продолжать учить складывать бумагу в различных направлениях, делая четкие линии сгиба, создавать предмет. - Учить работать с бумагой при оклеивании коробка. - Развивать моторику рук, умение самостоятельно делать различные поделки. - Учить работать с плотным картоном, сгибать его по намеченным линиям, складывать в конус. - Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к отцу, вызвать желание порадовать его подарком.
Ручной труд «Кораблик» (панно из лоскутков ткани) Задачи: - Развивать умение работы с тканью, способность подбирать цвет и фактуру в зависимости от создаваемого образа.
|
«Я – защитник» (подарок папе)
Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями) - Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Задачи: - Привлечь пап к играм с детьми. - Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. - Формировать сплочённость семей группы. |
Карты-схемы для изготовления предметов способом оригами. Трафарет голубя. Оформление предметно-развивающей среды (для поддувания и сюжетно-ролевых игр). Цветной картон; трафареты; фотографии-образцы воинов различных родов войск (солдат, моряк, десантник, танкист, пехотинец, санитарка); фломастеры.
Трафареты: парусник, корабль, подводная лодка, крейсер, эсминец. Оформление предметно-развивающей среды. |
Музыкальная деятельность |
|
|
Слушание песен на военную тему: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек».
|
|
Музыкальные произведения патриотического характера (гимн). |
Пение: разучивание песен на военную тематику
|
|
Подбор музыкального репертуара |
Музыкально-ритмические движения: Танец «Яблочко»
|
|
|
Познавательные тематические досуги, развлечения и праздники Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской» |
|
|
Название и вид итогового мероприятия
– Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской»
- «Чай с вареньем, чай с печеньем и с хорошим настроеньем» – праздничный стол для девочек и мальчиков группы.
Перспектива:
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.