Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Проект "Забытые поэты" Рылёва Елена Васильевна

Дядьковская ОШ филиал МБОУ «Льговская СШ»

Рязанского района Рязанской области

 

Название:

Забытые поэты. (Он дружил с Сергеем Есениным)

Номинация:

проекты, сценарий погружения в проект по теме.

Автор: Рылёва Елена Васильевна,

учитель обществознания 2-ой квалификационной категории, руководитель кружка краеведения в школе.

Забытые поэты.

Посвящается памяти поэта-земляка представителя Серебряного века.

Цель:  обобщить  материал исследования творчества поэта и сохранить  память о выдающемся земляке – представителе Серебряного века  Николае  Павловиче Хорикове.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать формированию у обучающихся знаний, интересов, которые ориентируют их на высокие достижения в учебе, мотивировать обучающихся на осознанное отношение к своей учебной деятельности, стремлению к расширению знаний обучающихся в рамках учебных  предметов «история», «литература». 

2. Углубить и расширить знания обучающимися стихотворных текстов.

3. Активизировать вдумчивое и внимательное чтение стихотворений поэтов Серебряного века.

Развивающие:

1.Развивать любознательность, познавательную активность  обучающихся..

2.Развивать интерес к чтению  литературы  Серебряного века.

3.Развивать логическое мышление.

4.Создать атмосферу эмоционального подъема, способствующего обучению.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков  и за принадлежность к нашему рязанскому краю.

2.Знакомить  со знаменитыми личностями и прививать любовь к родному краю.

3.Познакомить обучающихся с жизнью яркой личности – уроженца с. Дядьково Николае Павловиче Хорикове.

Обоснование необходимости разработки проекта:

Возраст старшеклассника является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. Современный технический прогресс, цивилизация затмевают, отучают видеть душу  человека творческого и кропот­ливого, его деяния, смысл его раздумий и переживаний.

Я считаю, что  необходимо  помочь старшекласснику видеть и ценить лю­дей людей творческих, стремящихся не только познать , но и изменить мир в лучшую сторону.  Данный про­ект реально показывает, как много талантов  заложено внутри человека, что у него есть возможность проявить себя, а это самое доро­гое для людей.       

Для меня возникла возможность сформировать определённые традиции памятных мероприятий, связанных с жизнью известного и талантливого человека родного села земляка Хорикова Николая Павловича.

В воспитании молодого поколения  самое главное – путь к человеческим сердцам, к возрождению духовной красоты для меня лежит через познание истории, своего Отечества, своих источников, своих знатных земляков.

Методические приемы: ролевая игра, индивидуализация в обучении.

Оформление: портреты поэтов, бейджики с информацией об администраторе, директоре, официантках, ведущем программы.

Оборудование: проектор, компьютер,

ПЛАН ПОДГОТОВКИ.

1.     Подготовка: сбор материала, создание презентации, написание  сценария.

2.     Объявление  об открытии Литературного кафе.

3.     Оформление плакатов с высказываниями поэтов о себе и своем творчестве, самовар, цветы.

4.     Репетиция мероприятия.

Сценография мероприятия:

Одна половина класса благодаря специальному оформлению превращена в уголок артистического кабаре “Иллюзион”: небольшие столики, накрытые скатертями и сервированные кофейными или чайными сервизами, свечи в старинных подсвечниках, стулья с накидками; сбоку установлена ширма, на которой размещена афиша-программа вечера лирики и эмблема кабаре, к одному из стульев прислонена гитара. Задняя стена оформлена фотографиями поэтов, философов серебряного века, хаотично расположенными словами – возрождение, разрушение, упадок, кризисность, перелом.

Вторая часть класса оформлена как в обычное время, здесь размещаются ученики, которые не задействованы в представлении “Иллюзион” и именно с ними начинает работу учитель.

 

Ход мероприятия.

Обучающиеся приглашаются на мероприятие и  отмечают  свое настроение на лестнице.

Мероприятие открывает видеоролик о Рязани, знатных людях Рязанского края.

Учитель: Как вы думаете: о ком и о чем пойдет речь?

Ученик: (предположительно – о знатных рязанцах – наших земляках)

Учитель: На фоне портрета С. Есенина:

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в 21 век. Движется, живет по своим законам мир. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире звездочки и звезды. Одни сгорают и навсегда исчезают, еще при жизни их хозяев, свет души  от других доходит к нам на протяжении десятилетий и лишь немногие, очень немногие согревают народную живую душу века; разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной звезды  - Сергей Есенин. Оно вечно. Вершиной своей поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. И рядом с ним поднялись из народа и зажглись на небе другие звездочки – это наши земляки: Кугушева Наталья Петровна, Кисин Вениамин Борисович, Мачтет Тарас Григорьевич, Ерохин Владимир Семенович, Минаев Николай Николаевич и другие.

Одной такой звездочкой, которую зажег великий поэт с. Есенин стал так же наш земляк – поэт нового революционного времени Николай Павлович Хориков.

Ученик:

Николай Павлович Хориков был лично знаком с С. Есениным. До нас дошли скупые сведения о жизни и творчестве Николая Павловича.

Николай Павлович Хориков:

1899, с. Дядьково Рязанского р-на – 1937 (?)

Поэт. Из крестьян пригородного села. Учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова. Один из организаторов и руководителей рязанского отделения Всероссийского союза поэтов, рязанского Дома искусств. В 1924 г. – член правления Всероссийского союза поэтов в Москве. Дружил с С.А. Есениным.

 

Учитель:

Поэт из крестьян. Что же побудило его писать стихи? Давайте попытаемся создать символический образ  - дерево Хориковской поэзии. Его корни – источник творчества, его крона – лирика и наше читательское восприятие, потому что в душе каждого звучание строк поэта неповторимо и уникально.

Что же питало его корни?

Видеоролик «Природа с. Дядьково».

Учитель:

 красота рязанских раздолий, великолепие лугов – все это отложило отпечаток на творческую душу поэта.

Чтобы писать стихи надо быть грамотным человеком, а где можно научиться грамоте?

Ученик:

Читаем «Рязанские епархиальные ведомости» от 1 января 1917года - сообщение об освящении церковно-приходской  школы 11 сентября 1916 года в с. Дядьково Рязанского уезда. Здание школы находилось близ храма с юго-восточной стороны, неподалеку от большой дороги с Рязани на Касимов, на высоком красивом месте и производило приятное впечатление. Следует отметить, что на освящении школы присутствовали довольно известные люди: председатель Рязанского епархиального училищного совета епископ Амвросий, титулярный советник, уездный исправник Антропов Александр Васильевич, ректор Московского Императорского Университета Матвей Кузьмич Любавский, попечитель школы М.И. Попов, священник с. Дядьково Смирнов Федор Яковлевич, учительница госпожа Савастьянова. Я считаю, что присутствие столь важных персон на открытии простой церковно-приходской  школы говорит о том, что образованию в селе уделялось большое внимание.

Учитель:

Земляки – это люди, которые жили и живут рядом с нами.

А какого знатного земляка мы знаем?

Ученик:

Сообщение о Дядьковском:

Иустин  Евдокимович Дядьковский был сыном дьячка  с. Дядьково. Вначале учился в Рязанской церковной семинарии, затем в Московской медико-хирургичской  академии.  Дальнейшая жизнь И.Е. Дядьковского связана с Москвой, где он становится профессором паталогии и терапии. Он знал многих прогрессивных деятелей того времени.

Знал он и М.Ю. Лермонтова. Судьба его свела в трагические дни лета 1841г. В это время Дядьковский находился на лечении в г. Пятигорске, Лермонтову он привез от его бабушки гостинец и письмо;  постоянно говорил о Лермонтове: «что за умница». Через несколько дней после встречи  с поэтом, Лермонтов был убит.

Иустина  Евдокимовича настолько потрясла его гибель, что через 6 дней он скончался.

Учитель:

Для нас земляков И.Е. Дядьковского – это представляет особый интерес, так как дополняет новыми красками не только портрет поэта, но и портрет рязанского уроженца, говорит о его близости к выдающимся деятелям русской культуры первой половины 19 века.

А как вы думаете: архитектура нашего родного села Дядьково  могла повлиять на формирование высокого духовного начала поэта.

Ученик:

Сообщение о Дядьковской церкви:

Некогда в селе Дядьково Рязанского района красовался стройный и во многом оригинальный каменный храм. Краевед Сергей Чугунов дал  подробное описание церкви села Дядьково:  «Каменный храм по архитектуре – тот же Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, только в миниатюре, во многом он схож и по судьбе с творением Огюста Монферрана.»

Образа для иконостаса (их было 13) были написаны по рисункам, заготовленным для  Исакиевского собора  учениками известного художника Карла Павловича Брюллова . Это были Павел Андреевич Федотов, Полидор Иванович  Бабаев, , Платон Тимофеевич  Борисполец, бывшими впоследствии профессорами и  академиками.

Снаружи при стенах храма установили гипсовые (в рост человека) фигуры ангелов и евангелистов.

Торжественное освящение храма состоялось 29 июня 1889 года. К сожалению, радость сельчан была недолгой: после 1917 года богослужения в церкви прекратились, а потом она и вовсе была разобрана до основания.
 

Учитель:

Подведем итоги:

Что же повлияло на формирование поэтического дарования поэта?

Отвечают ученики: природа, знатные земляки, образование в селе, архитектура.

 

Учитель:

Чем дышали, как жили и уходили из жизни те, кто творил в самый                    драматичный период в истории России.

Почему поэты не смогли изменить страну, и чем страна ответила поэтам?

 

Учитель литературы:

Серебряный век – море имен, реки стилей, бесконечные течения – группы, направления. А кто самый-самый? А когда век засеребрился? А когда металл потускнел? Как загнать в рамки отчаяние и мистическое самопожертвование? Упадничество и модерн? Тип мышления и голый нерв эмоций? Архисложно.
Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы. поэтические вечера и состязания, литературные кафе и салоны; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.

Рязанские поэты принадлежали  к немногочисленному  течению в литературе того времени. Это - ЛЮМИНИЗМ — одно из незначительных поэтических течений, возникшее на рубеже военного коммунизма и нэпа (1921—1922). К нему примыкали В. Кисин (ум. в 1922), Д. Майзельс, Н. Кугушева, Б. Кисин, Т. Мачтет и др. Течение это декларировало в своем «Провозвестии Л.» (см. сборник Н. Л. Бродского и Н. П. Сидорова «От символизма до Октября», Москва, 1924) мистический индивидуализм, являющийся по мнению авторов одной из форм приближения к «современности».

Люминизм не был единой в социальном и стилевом отношении группой. Если в творчестве Д. Майзельса еще намечаются мотивы отрицания капиталистической действительности при общей безвыходности и бесперспективности творчества в целом, то для Б. Кисина при слабо выраженном стремлении к советской тематике (в последних стихах) характерны — пессимистическая трактовка мотива неразделенной любви, поэтизация блатной стихии. Творчество В. Кисина, наиболее одаренного поэта этой группы, проникнуто упадочническими настроениями мелкобуржуазной богемы; в последний период его творчества все более обозначалась тяга к советской тематике. Поэзия Т. Мачтета тяготеет к заумности.

Девиз люминистов: жизнь по стихам и стихи по жизни.

Учитель:

Рязанские поэты обычно, как и все поэты 20-ых годов собирались вместе в кафе.

Поэты –люминисты собирались в кафе, которое находилось в подвале здания  современной  музыкальной школы №1.  

В 20-ые годы  владельцы электрических театров снимали большие, оказавшиеся свободными магазины и давали в них дневные и вечерние сеансы. Так в здании музыкальной школы находился кинотеатр «Иллюзион».
Просмотр видеоролика: немое кино.

«Бабы рязанские» —

советский фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова.

Жанр: драма, немое кино

Интертитры: французские

Описание:

Вдовец, богатый крестьянин Василий Широнин присмотрел сироту Анну в качестве невесты для своего сына Ивана, несмотря на то, что она -- бесприданница. Дочь Василия - Василиса - ушла из дому, так как отец запретил ей встречаться с бедным кузнецом Николаем. Иван и Анна счастливы вместе, но началась Первая мировая война. Ивана и Николая забирают на фронт.
Василиса в одиночку ведет хозяйство, Анна осталась в доме Ивана одна, в обществе домочадцев и Василия - отца мужа...

 

Учитель:

давайте на несколько минут перенесемся в Россию того времени: вспомним и подумаем какие события, происходившие тогда в России, оказали влияние на формирование  творческого мироощущения.

Ученик (читает):

Общество Рязанского филиала Всероссийского союза поэтов.

18 марта 1920г.

Подвал  кинотеатра «Иллюзион» в г. Рязани

Улица  Астраханская, д.28.

Вечер лирики

Участвуют поэты: Николай Хориков, Вениамин Кисин, Григорий Мачтет, Наталья Кугушева, Владимир Ерохин и другие.

Собираться к половине двенадцатого

Вход исключительно по именным приглашениям Правления

Плата 5 рублей. Актеры, поэты, художники, музыканты - 1 рубль.

 

(Обращаясь в зал) Уважаемые товарищи! Вечер поэтов, указанный в программе, начинается.

(Постепенно кафе начинает заполняться его завсегдатаями. Поэты приветствуют хозяина кафе и занимают места за столиками. )

Ученик:

Кафе  кинотеатра «Иллюзион» стало приютом исключительно нового модернистского искусства: люминизм.

Собираются  поэты-люминисты.

Товарищи,  пора начинать! У нас в гостях “Цех поэтов”. Первым просим Николая Хорикова.

 

Ученик:

Поэт Николай Павлович Хориков. Годы жизни (1900-1937гг.). Стихи поэта отличаются внешней мягкостью, лиричностью, обогащены чудесными образами.  Николай Павлович, по мнению поэтов 20-ых годов, большой поэт. Он хорошо владеет словом, у него красочная палитра образов. Н.П. Хориков любит жизнь со стороны, головной любовью. Он весь в прошлом, весь в мистике, во власти отживших настроений. Он является единственным  представителем в нашей стране направления – акоитизм.

  В 1924 г. Н.П. Хориков предусматривал проведение литературного вечера в Рязани, в первом отделении которого будет выступать С.Есенин и профессор  Зубакин, а во втором стихи прочтут И.Приблудный, Зубакин и сам Н.П.Хориков. «Вечер нужно устроить не позднее 25 февраля, - писал Н.П.Хориков в Рязань. – После этого Есенин едет с выступлениями на Украину, Кавказ и т.д. 7 февраля 1924 г. С.Есенин написал доверенность Н.Н.Хорикову: «Я, рязанец,  Сергей Есенин, обещаюсь приехать в Рязань и дать вечер моих стихов при условии, что моему отцу и матери в село Константиново пошлют двадцать червонцев по телеграфу при моей подписи». Планируемая поездка С.Есенина в Рязань не состоялась.

На странице, изъятой из журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (М., 1923, № 2), в котором было опубликовано стихотворение «Волчья гибель», С.Есенин написал дарственную: «Николаю Хорикову за то, что он русский»

Эти факты еще раз напоминают нам о духовных  истоках творчества Николая Павловича Хорикова.

Не бродить по яру над Окою.

Н. Хориков 1926 г.

Не бродить по яру над Окою,
Не целовать малиновую шаль.
Ты закатился розовой звездою
В иную синь и даль.

Но в белом платье с длинною косою
Придет любимая пуглива и ясна,
Когда над полою рекою
Струит лимонная луна.

И будет ждать, облокотясь на ивы –
«Приди кудрявый, дорогой…»
Медовым пухом машут сливы
Над убаюканной водой.

И земляникой тлеют зори,
Ромашкой веет от полей.
«О, друг, в тоске и горе
Ты ближе, слаже и милей».

И льется теплое сиянье
Между березовых ветвей
И о последнем расставаньи
Курлычет стая журавлей.

И девушка одна уйдет полями
И будет плакать, закрывая бровь.
О, не забыть твою любовь
И соловья редчайшего меж соловьями.

 

(Все  поддерживают поэтов, читающих стихи  аплодисментами, криками: Браво!  Восхитительно!Великолепно! Выразительно!Настоящее искусство! Поэтично! Это так возвышенно!))

Видеоролик  о беспосадочном перелете

через  Северный Ледовитый океан.

             Ученик:

Интересен такой факт в  биографии  Кисина  Вениамина Моисеевича: в гимназии он 8 лет сидел за одной партой с будущим  Героем Советского Союза Беляковым  Александром Васильевичем, осуществившим  беспосадочный перелет через Северный  Ледовитый  океан.

Ученик:

Вениамин Моисеевич Кисин. Годы жизни: 08.03.1897-11.04.1921гг.

Учится в 1-ой мужской гимназии, пытается сам добывать знания: изучал  философию, русскую и иностранную литературу. Поступив по окончании гимназии на медицинский факультет, продолжает заниматься философией, филологией.

Стихи пишет с раннего возраста. После революции м ного и напряжено работает в области поэзии и в области объединения литературных сил Рязани: организует Дом искусств, является секретарем Рязанского Всероссийского союза поэтов. Он не является сторонним наблюдателем революционных событий, воспевает революцию, выступает перед рабочей и крестьянской аудиторией.

Погиб от случайной пули 11 апреля 1921г.

 

Новь.  

Вениамин Кисин.

Сохою тяжкою разрезал пахарь мощный

До крови грудь покорственной земли,

И в бороздах среди колосьев тощих

Кровавые гвоздики проросли.

 

И вытекшим окном под чалой шапкой

Деревня заморгала за холмом.

 И мужики взлохмаченной охапкой

В усадьбе загагакали огнем.

И лижет ночь ненасытным волком

Больной луны новорожденный свет.

Под хмурой елкой, за проклятым волоком –

Там тлеет папоротник – ведьмы бред.

Но задышал цветок багрово-яркий

В курганах убиенных и святых –

И в омуте любуется русалка

Слезами звезд малиной налитых.

Звучит песня «Замучен тяжелой неволей».

 

Ученик:

Автор песни – Григорий Мачтет – народоволец. Сегодня у нас в гостях сын поэта – Тарас Григорьевич Мачтет. Годы жизни: 28.06.1891г.-21.12.1942гг.)

Типичный поэт-интеллигент. Его стихам, по мнению  современников поэта,  чужды настроения рабочей массы, строящей новую жизнь, Но Мачтет интересен для нас как поэт-культурник. Темы его стихотворения – обобщение жизни, преломленной сквозь огромную культуру. Его стих оригинален по форме, по краскам.

Интересный факт: в с. Баграмово  Рыбновского  района, где он родился, в школе открыт «Музей обороны и тыла». В одной из комнат музея воссоздана обстановка дома семьи известного поэта Тараса Григорьевича Мачтета; представлен  интересный материал из жизни и творчества поэта.

Русь.

Тарас Григорьевич Мачтет.

Плющит жернов мельничный

Даль городищ.

Вскрылись волчьи ягоды

По курганам займищ.

Спущен колчан кременный

Помер хан Берке,-

Встала степь дозором

По Каял – реке.

Срублен яр дремучий

Бор у околицы вьюжной.

Мнится Олег Гориславич

За каймою окружной.

Смят подорожник сонный.

Взметнулись гудки кочевые.

Валит табор отсталый

За столбы верстовые.

Клонит ветки маковки

По предместьям срытым.

Бродит даль по ветру, -

Счет ведет забытым.

Видеоролик о краеведческом музее.

Ученик:

Представляю нового поэта в нашем кафе: Владимир Ерохин – бывший  директор краеведческого музея.

Ученик:

Ерохин Владимир Семенович. Даты жизни (1891-26.07.1965гг.)

Писатель-прозаик. Родился в  с. Вышгород Рязанского р-на. Детские годы прошли в родном селе в обстановке тяжелой нужды. С 13 лет – на заработках в Петербурге. Здесь участвовал в революционном движении, был распространителем большевистских газет «Звезда» и «Правда». Принимал непосредственное участие в Октябрьской революции,  будучи моряком Балтийского флота.

С 1920-х гг. жил в Рязани. Был журналистом, партийным и хозяйственным работником.

В 1920-30-х гг. публиковал в рязанских литературных сборниках свои стихи, рассказы и очерки. В 1950-60-х гг. активно работал над краеведческой тематикой. Автор книги «Евпатий Коловрат».

Далеко укатилось.

Владимир Ерохин.

Далеко укатилось прошлое,

Сметая дорожную пыль

И желтая под серой порошей

Не шумит у дороги ковыль.

 

Я шагаю до города шумного,

Где шипение пара и свист;

Позади отмаячили гумна

И луна опрокинулась вниз.

Не мои ли друзья закадычные,

Говорили, что я не поэт.

Полюбился мне город фабричный

И ушел от родимых полей.

 

Но забыли они полустанки

На пути до румяной страны,

Когда я матерой крестьянин

Мог уйти от родной бороны.

 

Близится, близится новое,

Сметая полынную быль,

Разлилося  кроваво-багровое

И румянится желтый ковыль.

Ученик:

Бывшая княжна, истинная поэтесса с красивым длинным лицом, с синими печальными глазами и чуть приглушенным чарующим голосом у нас в гостях. Приветствуйте: Наталья Кугушева!

Ученик:

Наталья Петровна Кугушева. Годы жизни (24.09.1899-05.121964гг.).

Была принята во Всероссийский союз поэтов(1918г.), была знакома с Есениным, Пастернаком, Ивневым, Крученых и другими поэтами серебряного века.

 В1941 году последовала в казахстанскую ссылку за своим вторым мужем немцем  Г. Бартелем. Жила в тяжелейших, почти нечеловеческих, для нее бывшей княжны условиях, но не унывала, писала стихи, много читала. После смерти мужа ей разрешили вернуться. Она жила  на станции Кучино под Москвой.

 Больше всего она боялась, что все её стихи пропадут, ими будут разжигать печи, Но почти все рукописи удалось спасти её друзьям. которым она отсылала свои стихи. Только после её смерти вышли сборники стихов.

« На влажный берег выйти…»

 Кугушева Наталья.


        На влажный берег выйти,
        Росой промыть глаза.
        Тоскует сердце выпью
        В болотистых низах…

        Над головой прозрачный
        И розовый восход,
        И берег зыбью схвачен
        Под старою ольхой.

        Осоки звонкий шелест
        Качает берега.
        И грязью голубеет
        Расхлябанная гать.

        Курятся сосны тонко
        Смолистым янтарем
        И перепевом звонким
        Сплетаются с зарей.

        Иду. Хватают травы.

И стелются у ног.
        Двойник мой плавит заводь
        Зажегшейся волной.

 

 

Ученик:

Очень хочется представить гостя нашего кафе:

Николай Минаев . Поприветствуем его!

Памяти Есенина.

Николай Минаев:

В этом мире, темном и убогом,

Где должны мы коротать свой век,

Ты бродил недолго по дорогам

С невеселой кличкой: «человек».

 

Мучимый неискренностью братской

Ты в тоске – хмелен и нездоров –

Буйствовал среди Москвы кабацкой,

А любил березки и коров.

Тесно в нашем неуютном теле,

И душа рванулася из пут,

Чтоб найти в космической метели

И успокоенье и уют.

Ах душа поэта, озорница,

Пусть тебе сквозь холод голубой

В мире том ни разу не приснится

Этот мир, покинутый тобой.

Ученик:

 Я надеюсь, что сегодня выступили все желающие. Благодарю вас всех за внимание! До скорых встреч в нашем уютном кафе. Ждем новых талантов. Слово предоставляю нашему глубокоуважаемому литератору.

Учитель литературы:

Судьба большинства поэтов Серебряного века оказалась трагической, а какой еще она могла быть в Советской России? Но в тот краткий период, который окрашен в серебряный цвет, они пожили, да еще как!

Их жизнь – перманентная инсталляция, они превратили высокое искусство в эпатажное шоу, в котором авторы одновременно и исполнители главных ролей. Их сцена – рестораны, кабаре, квартиры-студии. Они дышали  воздухом свободы, их кровь была  взбудоражена революционными событиями того непростого времени.
 

Учитель:

Что мы узнали?

Ученик:

Мы - краеведы школы вместе с руководителем – Рылёвой Еленой  Васильевной проделали большую работу и дополнили биографию Хорикова Николая Павловича.

Хориков Николай Павлович родился  4 декабря 1899 года и был крещен 6 декабря этого же года  в Успенской церкви с. Ушаково  Ярославского уезда Ярославской губернии. Восприемники его были: дворянин Хвощинский  Николай Николаевич  и крестьянская жена Головина Агапия Ивановна.

Родители  Хорикова Н.П : отец -  Хориков Павел Исаевич, мать – Пелагея Дмитриева (жена отца от второго законного брака) – уроженцы с. Дядьково Ямской волости Рязанского уезда Рязанской губернии.

В 1917 году окончил курс  7 класса  бывшего Вологодского реального училища.

Четыре года пробыл в Красной Армии, был демобилизован по болезни.

Рев. Воен Советом был сначала направлен  в Хозяйственную Академию  Армии и Флота на экономческий факультет, далее направлен  на учебу  в Петроградскую  Педагогическую Академию и по окончании получил профессию преподавателя  литературы 2 ступени; работал  в Доме подростков  на 2-ой Бородинской преподавателем,  руководителем и клубным работником.

Умер в 1937 году. Подробности смерти неизвестны, неизвестно место захоронения.

Как можно сохранить память?

- продолжить исследование  творчества поэта;

- опубликовать в газете «Рязанские зори» материал о Н.П. Хорикове;

- обратиться в администрацию  Дядьковского  сельского поселения с ходатайством об увековечивании памяти в названии новой улицы поселения;

-предложить Есенинским музеям г. Рязани материал о поэте;

- предложить материал для Баграмовской  школы Рыбновского района.

Последний момент:

А) отметить свое настроение на лестнице.

Б) Предлагаю поставить свои звезды:

  Все, что пригодится в дальнейшем

Информацию переработаю

Все выброшу

Источники:

  1. В. Хомяков. Он дружил с Сергеем Есениным. Рязанские ведомости, №238 от 19.12.2014г.
  2. Галушкин А.Ю..  Пародия  как судьба: «Акоитист» Николай Хориков. Русская мысль (Париж), 1997г., №4198, стр.12, №4199, стр.12.
  3. Марк  Мухаревский. Забытые поэты. Проза.ру.
  4. РГАЛИ, Ф. 324.
  5. Мобилизация стиха. Журнал «Смена», №26-27, сентябрь 1930г., стр.22.
  6. Хориков Н.. Яблони в цвету. Стихи. Рукописи.
  7. Памяти Есенина. Н. Хориков. Ярь, альманах. Рязань, 1925г
  8. Призывность. «Известия», Рязань, 1919г., №29.
  9. Тов. Ерохин – достойный большевик. «Ленинский путь»  от  5 мая 1933г., №120.
  10.  В. Кисин. Собрание стихотворений, Москва, 1923г.
  11.  Н. Кугушева. Проржавленные дни. Собрание стихотворений. Составитель А.Л. Соболев. Москва, Водолей, 2011г.
  12.  Н. Минаев. Нежнее неба. Собрание стихотворений. Водолей, Москва, 2014г.
  13.  Т. Мачтет.  Коркин  луг. Современная Россия.

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ