Проект в старшей - подготовительной группе Конспект развлечения «Вологодская Ярмарка» для детей старшей- подготовительной к школе группы (с использованием ИКТ)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района «Грибковский детский сад»
Проект в старшей - подготовительной группе
Конспект развлечения «Вологодская Ярмарка» для детей старшей- подготовительной к школе группы (с использованием ИКТ)
Воспитатель
Демидова Е.Ф.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о Вологде, как о главном городе Вологодской области.
Задачи проекта:
-расширять представление детей об истории возникновения города Вологды, культуре, промыслах, традициях города .
-развивать поисковую деятельность, интерес к изучению достопримечательностей родного города;
-расширять и активизировать словарный запас; закреплять умение отвечать на вопросы;
-развивать художественно- творческие способности детей, фантазию, воображение, умение работать в парах.
-способствовать сплочению коллектива родители- дети, привлечь родителей к работе над проектом
-воспитывать чувство уважения к культуре, традициям родного края.
Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта - долгосрочный, длительность -1 месяц.
Тип проекта - познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта — с 22 марта по 19 апреля 2017 г
Организация проекта
1этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Проблема исследования:
Рассматривая альбом с открытками города Вологды, дети задали вопросы: «Почему наш город так называется? В честь кого или чего его так назвали? ».
Из нашего разговора выяснилось, что дети знают о Вологде, как областном центре Вологодской области, но не знают почему и кто его так назвал, мало знают и путано называют памятники Вологды и не смогли дать ответа, почему Вологду любят посещать туристы.
Поэтому мы решили с детьми, что нам нужно узнать больше о Вологде.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми.)
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Формирование интереса и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного и патриотического воспитания детей. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Ведь каждый город в России уникален, необычен по-своему. И показать ребёнку красоту родного города - задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Познакомиться с историей возникновения города Вологды.
- Познакомится с современной Вологдой, её достопримечательностями, с промыслами (кружевоплетение, берестоплетение, гончарное дело)
- Познакомиться с биографией знаменитых людей, с произведениями Вологодских писателей и поэтов. Посетить памятники установленные этим людям.
- Разучить народные игры Вологодской области.
Результаты исследования:
1 .Выставки детских работ: рисунки «Достопримечательности города Вологды»; «Вологодское кружево» (роспись яиц); аппликации: «Дом в котором я живу», «Мой родной город». Конструирование из пластмассового конструктора, из деревянного строителя- «Вологодский кремль», лепка «И кувшины и горшки все прочны и хороши».
- Подборка открыток, магнитиков, раскрасок с изображением Вологды, (совместно с родителями)
- Оформление фотовыставки «Я люблю Вологду» (совместная работа детей и родителей)
- Изготовление дидактической игры «Выбери Герб Вологды» (совместно с детьми).
- Сборник стихов о Вологде, физминуток, картотека подвижных игр Вологодской области.
Организация исследования в рамках проекта.
1.Сбор, анализ и систематизация информации о Вологде.
-проведение НОД : «Путешествие в прошлое Вологды», «Вологда, Вологда, нет милее города», « История герба Вологды», «Достопримечательности города Вологды. Софийский собор и Колокольня». Рисование
«Достопримечательности Вологды», «В гостях у кружевницы». Аппликация «Мой родной город»
-беседы на темы: «Интересные факты и легенды», «Вологда при Иване Грозном», «Версии происхождения названия», « Сказки бабушки Веретёны». «Профессия гончар», «Мастера своего дела»(знакомство детей с берестоплетением и резьбой по дереву).
-Встреча с интересными людьми: кружевница (мама Влады)
-Участие детей совместно с родителями в областном конкурсе рисунков журнала «Жираф» - «Люблю читать и рисовать»,в номинации «По творчеству Вологодских писателей»
-Д/и. «Угадай где я нахожусь».
-Д/и «Найди такой же»
-Д\и «Какая, какие?»
-Д\и «Узнай здание, памятник»
-Д\и «Продолжи предложение»
-Д/и “Сходство и различие”.
-Сюжетно- ролевые игры: « Путешествие по Вологде», «Экскурсия по музею кружева», «Посещение театра «Теремок».
-чтение рассказов и сказок, разучивание стихов:
-В.И.Белов-«Родничок», «Мышонок, бабушка и кот», «Жадный петух», «Птички- рукавички», Шарик», «Мишук».
-В.В.Гарновский- «Дыхание весны», «Пахарёк», «Солнечные комарики», «Весенняя музыка», «Лесные праздники», «Сморчок- старичок», «Жизнелюб», «Пчёлкины заботы».
-Е.С. Тринова «Откуда кружева пошли», «Кружевные сказки»
-Т.Петухова-«Ква да ква», «Зачем сломали веточку?». Дружба», «Лохматый подарок», «Забияки», «Пошалили», «Пальчики» «Жонглёры» «Вологда», «Ворона».
-А.А. Пошехонов «Считалка».
-Т.В. Гогулина «Удивительные встречи на лесной опушке». «Дедушкин лес», «Подари мне подарилия».
-А.Я.Яшин «»После дождя», «Покормите птиц». «Мамина сказка», «С добрым утром». «Журавли»
-С.Ю. Баранов, Е.А. Скупинова- «Сказания о земле Вологодской».
-Н.Рубцов «Про зайца», «Ласточка», «После посещения зоопарка», «Воробей», «Коза», «Ворона», «Жеребёнок», «Медведь».
-Экскурсия в музей кружева, к Софийскому Собору, к Колокольне, к домику Петра I, и т.д.
-Прослушивание аудиозаписи песни гр. Песняры «Вологда», «Гимн Вологде», Сборная Союза- «Вологда», аудиозаписи колокольного звона,
Песни на слова Т. Петуховой- «Наш город», «Вологодская зима»
-Просмотр видео роликов: о Вологде, «Работа гончаров», «Плетение из бересты»
-Презентация «Давай дружок по Вологде кружок», «Красота Вологодских кружев», «Резной палисад», «Шемогодская резьба по бересте»
-Рассматривание открыток из набора “Храмы и Соборы Вологды”,
Альбомы: «Вологодское кружево», «Вологодский лён», «Рукотворная береста». -Работа с картой Вологодской области, находить на ней город Вологду.
- Привлечение родителей к пополнению краеведческого уголка группы предметами народных промыслов.
2.Творческая продуктивно- познавательная деятельность детей :
-рисование, лепка, аппликация, конструирование из конструктора « лего», из деревянного строителя на тему «Храмы и Соборы Вологды».
- составление рассказов о Вологде, творческих рассказов «Как я люблю отдыхать».
-разучивание стихов Вологодских поэтов.
3 этап.
Презентация результатов исследовательской деятельности
- Творческие выставки детских работ: «Мой родной город», «И кувшины и горшки все прочны и хороши».
- Фотовыставка: «Я люблю Вологду».
- Итоговое развлечение с привлечением родителей: «Вологодская Ярмарка».
Приложение
Конспект развлечения «Вологодская Ярмарка».
для детей старшей- подготовительной к школе группы
(с использованием ИКТ).
Подготовила воспитатель: Демидова Е.Ф.
Цель: Обобщение знаний детей о народных промыслах Вологодской области и достопримечательностях города Вологды.
Задачи:
-Закрепить знания детей о достопримечательностяхгорода Вологды :Софийский Собор, Колокольня, Домик Петра I и т.д.
- углубить знания детей о народных промыслах Вологодской области
: кружевоплетение, резьба по дереву, берестоплетение, гончарное дело.
-Создать атмосферу народного праздника и игры, используя Вологодский фольклор: хороводы, народные игры, загадки, игру на музыкальных инструментах.
-Совершенствовать умениесочетать движения и речь.
-Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
-Воспитывать у детей интерес к традициям родного края, уважение к людям прославляющим Вологду своим мастерством.
Предварительная работа (с детьми):
- беседы о народных промыслах, поездка в музей кружева города Вологда, к достопримечательностям Софийскому Собору, Колокольне, к домику Петра I, к памятникам- Рубцову, Батюшкову.
- Рассматривание тематических альбомов: «Рукотворная береста», «Вологодское кружева», «Вологодский лён».
-Чтение литературы, заучивание песен, стихотворений.
- Проведение тематических занятий (лепка, аппликация, рисование), разучивание п/игр; Встреча с кружевницей- мамой Влады.
(с музыкальным руководителем):
-подбор музыкального сопровождения, разучивание танцевальных движений, народных игр.
Атрибуты: костюмы, предметы народного промысла (кружева, глиняные изделия, изделия из бересты) проектор,музыкальные инструменты.
Звучит русская народная плясовая мелодия
Появляются дети, переодетые в скоморохов: Фома и Ерёма
Фома-Здорово, брат Ерёма?
Ерёма-Здорово, брат Фома?
Фома-Куда путь держишь?
Ерёма- На ярмарку иду.
Фома- На ярмарку?
Ерёма- На ярмарку.
Оба- Ярмарка? Ух ты (приседают)
Фома- Гляди ко брат сколько уж гостей наярмарке собралось!
А там что за шум? (прислушиваются)
Ерёма- наверное ещё кто то на ярмарку торопиться.
Эй сюда , скорей бегите (входят воспитатели и дети)с хороводной песней «Как у наших у ворот»
1-ый воспитатель: Сегодняшний праздник- Ярмарка, посвящается нашему родному городу Вологде, а так же её людям, народным умельцам,
прославившим наш край .
Ерёма- Время и ярмарку открывать.
Фома- А кто ярмарку откроет?
2-ой воспитатель: Давайте я вам помогу, раз нашаярмарка посвящена Вологде и Вологодским умельцам,вход на неё будет открыт всем , кто хорошо знаетсвой родной город.
Внимание, что это?
( показать слайд Колокольни, СофийскогоСобора, Петровского домика)
1-ый ребёнок: Софийский Собор это самое первое каменное здание в Вологде. Он построен при царе Иване Грозном.
2-ой ребёнок: Стены собора выложены из крупного кирпича. Ана самом верху собор украшают 5 луковиц- куполов.Внутри стены собора украшены росписями.Колокольня- это самое высокоездание в Вологде. Высота 78 м.
3-ий ребёнок: На колокольне есть часы, они до сих порпоказывают правильное время.
4-ый ребёнок: На колокольне есть 22 колокола, каждыйколокол имеет своё название. Раньше колокольныйзвон звал людей на защиту города от врагов, наслужбу и на пожар. Сейчас колокола звонят в праздничные дни.
5-ый ребёнок: На колокольне есть площадка, откуда
виден весь город, как на ладони
6-ой ребёнок: Петровский домик-это самый первый музейв Вологде. Он так назван в честь царя Петра 1,который приезжал в Вологду и гостил в этом доме.
1-ый воспитатель: молодцы, ребятишки –девчонки и мальчишки.
Ну а теперь пора ярмарку открывать
Кадриль «Ой-ра!»
2-ой воспитатель: Дети садитесь на лавки.
Фома и Ерёма: Да не делайте давки
Фома: Здорово получилось.
Ерёма: Здорово
1-ый воспитатель: А вы добрые работники с Вологодскимитоварами, лавки открывайте, свои товарывыставляйте (дети с коробами выходят)
2-ой воспитатель: А теперь мастера о своих товарах расскажите,
свои товары людям покажите.
1-ый мальчик гончар
Покупайте мой товар
Он в хозяйстве пригодится
Вот блюда, горшки, кувшины,
Вот диковинные птицы
2-ой мальчик гончар
Мы гончары.Делаем посуду и игрушки из глины.В старину люди хранили в глиняной посудепродукты, молоко и воду, готовили в ней горячуюпищу. А сейчас этой посудой украшают квартиры.
Дети по очереди подходят, рассматривают, любуются.
Фома: Да товар хорош!
Ерёма: Нигде лучше не найдёшь!
1-ый воспитатель:Посвистишь в такую свистульку и сразу веселиться, играть хочется.
Русская народная игра «Горшки.»
2-ой воспитатель: Народ забавляется, ярмарка продолжается.
Ерёма: Издавна водили на ярмарке хороводы, гармошка заиграет, глаза засияют щёки запылают и в круг.
Фома: Собирайся народ в хоровод!
Станем кругом ходить, да гостей веселить!
Комаринская песня «Полем ехала»
(игра на музыкальных инструментах)
1-ый воспитатель: А теперь мои ребятки, отгадайте- ка загадку.
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит
в белой одёжке, свесив серёжки?
(слайд берёзы)
Фома: Раз уж речь зашла о дереве
Вы позвольте слово нам сказать
Ерёма: Вологодских мастеров по дереву
Мы сегодня будем прославлять.
2-ой воспитатель: Действительно в народе говорят « Голь на выдумку хитра!» из обыкновеннойкоры берёзы сотворить такие чудеса!
(слайд изделий из бересты)
Кто из вас расскажет, как мастер такиеузоры создаёт?
Ребёнок: Береста очень лёгкий и приятный материал для резьбы. Она декоративна самапо себе. Мастера шилом на бересте намечаютбудущий узор, а потом острым концом вырезаютвсё лишнее. И получаютсявот такие красивыеберестяные кружева.
Ребёнок: А я знаю, что раньше люди хранили вберестяных туесах и коробах молоко, квас,ягоды, муку и крупу. В них даже солили грибы и квасили капусту. В туесах молоко не прокисало и в жаркий день было прохладным. А ягодахранилась в них целый год и не кисла.
1-ый воспитатель: Наш вологодский край славится не только
берестяным кружевом, но и кружевом изо льна и хлопка.
Выходит кружевница-
Окружают меня кружева,
Одуванчик, дрожащий едва
Пенный гребень, на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева, в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной.
(сидит в сторонке плетёт кружева и читает стихотворение.)
2-ой воспитатель:(Слайды -дети в музее кружева)
Не случайно, дети, вологодское кружево знаменито не только в России, но и за границей. Его называют «волшебной сказкой», «чарующими узорами», «морозной песней».Одежда с такими воротниками , вставкамибудет нарядной, красивой, доставит людямрадость, создаст хорошее настроение
Ребёнок: Я скажу вам от души: кружева все хороши
Танец девочек : «Кружево»
Фома: Вот это товар, так товар. Всем люб.
Ерёма: Добрый товар сам себя хвалит.
1-ый воспитатель: Славится Вологда чудо- мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали
коклюшками и нитью красоту творили
Своему искусству молодых учили.
2-ой воспитатель: Вы на ярмарке побывали? (побывали)
Товар свой показали? (показали)
Все ли рассказали? (нет не всё)
Где был Иванушка? На ярмарке- песня.
Вот и солнце закатилось.
Наша ярмарка закрылась!
Дружно скажем на прощанье мы друг другу-
До свиданья! »