Проект «В семье единой мы живем»
МБДОУ "ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №7 «ЗВЕЗДОЧКА» г. ОЛЕКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Проект «В семье единой мы живем»
Составители: Келлер Н.О. - заведующий
Бельчусова Г.А. - заместитель заведующего по образовательно-воспитательной работе
Мушта Е.В. – старший воспитатель
Проект «В семье единой мы живем»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний …»
Д. Лихачев
Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности—это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность:
В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Современный ребенок, привыкший к семейным этнокультурным традициям, не готов понять язык и принять несвойственные для его воспитания и привычек этнокультурные обычаи и привычки других детей, воспитанных в иных культурных традициях. Без знания того, что происходит в окружении, у детей, как и у взрослых, тоже развивается негативное отношение к окружающему миру, страх и недоверие, агрессивность, нежелание вникать в проблемы того, кто выглядит иначе или говорит на ином языке.
Дело в том, что отношение ребенка к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.
Одним из важнейших направлений работы МБДОУ «ЦРР-д/с №7 «Звездочка» является приобщение детей к национально-культурным, духовно-нравственным ценностям, традициям, ознакомление детей с этнокультурным разнообразием традиционного жизненного уклада, воспитание любознательности, формирование различных форм сотрудничества и коммуникации. Для эффективного решения этой задачи необходимо повышение профессиональных и этнокультурных компетенций педагогов и педагогической культуры родителей.
Город Олекминск объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции.
По итогам всероссийской переписи населения выявлено многообразие культур народов (62 национальности), проживающих в Олекминском районе.
Русские - 12206
Якуты – 11402
Эвенки – 1234
Татары – 464
Эвены (ламуты) - 265
Украинцы – 215
Армяне – 100
Буряты – 85
Киргизы – 83
Белорусы – 34
Узбеки – 28
Корейцы – 24
Немцы – 23
Молдаване – 20
Китайцы – 19
Таджики – 18
Азербайджанцы – 17
Цыгане – 16
Чуваши – 16
Башкиры – 16
Аварцы – 14
Юкагиры – 13
Гагаузы – 13
Удмурты – 13
Литовцы – 10
Осетины – 10
Карачаевцы – 9
Марийцы – 8
Метисы – 8
Финны – 8
Сербы – 7
Лезгины – 7
Болгары – 7
Тувинцы – 6
Чеченцы – 5
Хакасы – 5
Балкарцы – 5
Казахи – 4
Кабардинцы – 4
Евреи – 4
Долганы – 4
Чукчи – 3
Манси – 3
Эскимосы – 2
Черкесы – 2
Поляки - 2
Мордва – 2
Кумыки – 2
Коми – 2
Калмыки – 2
Даргинцы – 2
Грузины - 2
Греки – 2
Арабы – 2
Уйгуры – 1
Туркмены – 1
Персы – 1
Латыши – 1
Кумандинцы – 1
Коряки – 1
Венгры – 1
Афганцы - 1