Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Проект «В гости к бабе-Яге»

МАДОУ № 3 «Морозко», город Северодвинск Архангельской области

 

Проект «В гости к бабе-Яге»

 

Непытаева Татьяна Викторовна

Воспитатель

 

 

Пояснительная записка

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Участники: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Актуальность: сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является баба Яга - спорный образ русских народных сказок. С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему? Все знакомы с образом бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным героем, хотя баба Яга почти во всех сказках помогает героям, пришедшим к ней за помощью. Именно поэтому мы решили разобраться и рассказать окружающим, кто такая баба Яга.

Цель: расширять представления детей о бабе Яге,  ее образе в русских сказках.

Задачи:

  1. Продолжать знакомиться с личностью бабы Яги, узнавать интересные факты о этой героине русских сказок.
  2. Доказать, что образ бабы Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла.
  3. Проанализировать поступки, которые совершает баба Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.
  4. Учить детей придумывать небольшие истории про бабу Ягу, опираясь на знания, полученные из сказок.
  5. Познакомиться с образом бабы Яги в различных направлениях искусства.
  6. Учить отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
  7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
  8. Развивать познавательный интерес, навыки поисковой деятельности.
  9. Развивать речь, воображение, мышление в процессе исследования сказочных объектов.
  10. Вовлечь родителей в работу по реализации проекта.

Новизна: проводится более углубленная работа по знакомству детей с одним из самых таинственных существ на Земле, известным сказочным персонажем Бабой Ягой.

Практическая значимость: данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.

Формы работы: НОД, индивидуальные, коллективные, подгрупповые, дидактические игры,

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, моделирование ситуаций,.

Ожидаемые результаты:

-повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта;

-улучшение изобразительных умений;

-развитие воображения, формирование творческих навыков.

- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, а именно к сказке;

- возрождать традиции домашнего чтения и совместного творчества детей с родителями;

-активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки;

- выяснить с детьми - кто же эта загадочная старушка – Баба Яга:

• узнать, откуда появилась Баба Яга;

• выяснить где она живет;

• сколько лет Бабе Яге и как она выглядит;

• убедиться, является ли Баба Яга отрицательным героем;

• отследить изменение образа Бабы Яги в кинофильмах и современной литературе.

- дать возможность детям расширить кругозор о сказках с участием Бабы Яги.

Продукты проекта:

- выставки рисунков, поделок;

-создание мини-музея про бабу Ягу;

-оформление альбома «Портфолио Бабы Яги»; «музеи бабы Яги»;

- изготовление дома – избушка бабы Яги + домашняя утварь;

-изготовление поделок по теме: авторская кукла – баба Яга, Кощей, Кикимора;

- создание книжек-малышек своими руками: «Сказки про Бабу Ягу».

Материально-техническое обеспечение: аудиопроигрыватель, интерактивная доска/телевизор для просмотра видеофильмов, презентаций, иллюстраций, свободное пространство для организации мини-музея про бабу Ягу, подбор художественной литературы для детей про бабу Ягу, разнообразных изобразительных материалов для продуктивной деятельности, подбор аудио- и видео- материалов по теме; подбор разнообразных иллюстраций, картинок, открыток про бабу Ягу, лекарственные растения, про друзей бабы Яги.

Список литературы:

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,2000.
  2. Даль В.И., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  3. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
  5. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок.
  6. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа.
  7. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме.
  8. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки.

Реализация проекта.

1 этапподготовительный.

 - Организация предметно-развивающей среды: подбор литературы, наглядного материала, разнообразных игрушек, игр, природного материала,аудио- и видеозаписей о бабе-Яге.

-Разработка тематических бесед, содержания непосредственно образовательной и совместной деятельности.

-Работа с родителями (помощь в поиске информации по теме, содействие созданию мини-музея, помощь в создании книжек-малышек, в изготовлении поделок по теме, организации фотовыставок).

2 этапосновной (реализация проекта).

1)Беседы с детьми о бабе Яге («Кто такая баба Яга», «Друзья бабы Яги», «Где живет баба Яга», «Любимая еда бабы Яги», «Чем занимается баба Яга», «Какие я знаю сказки про бабу Ягу» и др.).

2)Чтение детской художественной литературы про бабу Ягу:

-русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Терешечка», «Василиса Прекрасная», «Царевна Лягушка», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Баба-Яга», «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Финист - ясный сокол», «Заколдованная королевна», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Две сестры», «Два Ивана», «Кощей Бессмертный», «Огонь, вода и медные трубы», «Сивка-Бурка», «Медное, серебряное и золотое царство», «Иван – царевич и Белый Полянин», «Ненаглядная красота», «Летучий корабль», «Жихарка», «Липунюшка» и др.

-авторские сказки:«Домовенок Кузя» (Т. Александрова), «Вниз по волшебной реке» (Э. Успенский), «Баба Яга, костяная нога» (Н. Некрасов), «Про Федота – стрельца, молодого удальца» (Л. Филатов), «Мы ищем кляксу» (В. Сутеев), «Баба Яга» (А. Афанасьев), «Сказки бабы Яги» (Елена Пучкова), «Как бабы Яги сказку спасали» (М. Мокиенко), «Баба Яга – Золотая нога» (А. Усачев)  и др.

-стихов Э. Успенского, М. Придворова, О. Улыбышевой, В. Орлова, Л. Есиной, В. Соркина, О. Бельзер, Р. Зайцевой, Г. Ключниковой и др.

-загадок про бабу Ягу и ее друзей, помощников, избушку на курьих ножках, ступу.

3)Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, репродукций картин Е. Поленовой, В. Васнецова, Б. Билибина; фотографий, на которых изображены музеи бабы Яги, памятники в городах России.

4)Оформление выставкиподелок «Баба Яга моими глазами», «Такая разная баба Яга» (поделки детей с родителями), «Друзья бабы Яги» (поделки детей с родителями), «Избушка бабы Яги, ее убранство»; книжек-малышек сосказками детей«Сказка про бабуЯгу», «Как баба Яга Лешему помогала», «Баба Яга», «Баба Яга и добрые дела», «Маленькая баба Яга» и др.; выставка детской художественной литературы про бабу Ягу: «Гуси-лебеди», «Терешечка», «Василиса Прекрасная», «Царевна Лягушка», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Баба-Яга» и др.

5)Просмотр мультфильмов про бабу Ягу:«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна Лягушка», «Маленькая баба Яга».

6)Просмотр сказок про бабу Ягу (дома): «Морозко», ««Лягушка царевна», «Новогодние приключения Вити и Маши», «Василиса Прекрасная» и др.

7)Непосредственно-образовательная деятельность: «Баба Яга» - рисование;«Змей Горыныч» - рисование, лепка; «Кощей Бессмертный»- лепка; «Филин» - конструирование из бумаги (оригами); «Черный кот» - рисование; «Проказы бабы Яги» - развитие речи; «Образ бабы Яги в искусстве» - окружающий мир; «Баба Яга и потерянные буквы» – обучение грамоте; «Проделки бабы Яги» - ЭМП; «Лаборатория бабы Яги» - экспериментирование; «Лесная аптечка бабы Яги» - окружающий мир; «Дом для бабы Яги» (окружающий мир + изобразительная деятельность).

8)Совместная продуктивная деятельность: «баба Яга», «Волшебные птицы» (из шишек и пластилина, перьев), изготовлениепанно «Царство бабы Яги», изготовление лавок, ковриков, посуды, сундуков, пауков, печки для избушки бабы Яги.

9)Составление творческих описательных рассказов о бабе Яге и ее друзьях.

10)Организация мини-музея «В гости к бабе Яге».

11)Игры–экспериментирования: «Угадай по вкусу, запаху» (вместе с родителями), «Свойства воды», «Как готовить кисель», «Свойства воздуха».

12)Проведение спортивного праздника «Как Бабу-ягу замуж выдавали».

13)Проведение КВНс детьми и родителями«Сказки наши друзья».

14)Театрализованные игры: «Изобрази бабу Ягу, Кощея и др.», «Скажи, как баба Яга, Кощей и др.», «Покажи разные эмоции», «Угадай настроение», «Какой, какая, какое?», «Угадай сказку»; игры с пальчиковым театром, театром теней, настольным театром, бумажным театром.

15) Слушание песен про бабу Ягу: «Песня Бабы Яги» (А. Хохлов), «Баба Яга» (А. Градский), «Баба Яга» (клоун Плюх), частушки бабы Яги (из мультфильма «Летучий корабль»), «Детский альбом. Баба Яга» (П.И. Чайковский), «Бабка Ёжка, выгляни в окошко» (Т. Морозова) и др.; слушание аудио сказок про бабу Ягу.

3 этапзаключительный (представление результатов проекта.).

-Оформление проекта.

-Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ.

-Презентация мини-музея «Дом бабы Яги» родителям, педагогам, детям.

Вывод: Данный проект позволил удовлетворить познавательный интерес ребят, обогатил их представления о сказочном персонаже – бабе Яге. В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных слов, узнали из дополнительной литературы и из интернета многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги:

  • Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
  • Она может быть разной – и доброй, и злой;
  • Часто она помогает герою, спасает его;
  • Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

  • Яга – воительница - сражающая с героями и побеждающая многих из них
  • – наиболее распространённый тип Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить, затем следует бегство и спасение.
  • - гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.
  • - Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать.
  • сил природы и животного мира.
  • (покровительница) - следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Развитие познавательных и творческих способностей стало успешным, благодаря созданию условий для изучения, наблюдения, вовлечения родителей в исследовательскую деятельность детей.

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ