Проект "Творим добро своими руками"
МБОУ ДО "Свежий ветер" городского округа Тольятти
Проект "Творим добро своими руками"
Стегалина Людмила Анатольевна
методист
Введение
Творчество – это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь.
Вэнс Майк, консультант компании Дисней.
Все мы разные, каждый – личность, индивидуальность. Радуга, как природное явление, не может оставить равнодушным никого, она притягивает, завораживает, очаровывает своей красотой. Так и детское творчество, как одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, не может оставить безучастным никого.
Дополнительное образование является одной из площадок для проявления детского творчества. Здесь каждый может реализовать себя в каком-то деле и мы пришли к выводу о том, что нужно что-то придумать такое, чтобы жизнь ребят была более интересная для всех. Так родился наш социальный проект «Творим добро своими руками». Ведь мероприятия творческой направленности - это альтернатива проведения досуга учащихся и подростков во внеурочное время и обеспечение их безопасности и занятости социально-полезным и творческим делом.
Представленный проект позволит найти себя через созидательную деятельность, привлечет интерес к новым идеям, позволит учащимся принять активное участие в их осуществлении, сможет повлиять на формирование творческих способностей. Он позволит также педагогам разнообразить формы работы с детьми в каникулярное время, таким образом, чтобы эта деятельность была для них интересна. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, и будут способствовать социальной адаптации.
Актуальность проекта
Существует известное высказывание: "Дай человеку хлеба - и ты накормишь его на один день, научи его пахать - и ты накормишь его на всю жизнь". В соответствии с этими словами мы понимаем, что наиболее действенная помощь детям и молодежи будет состоять в том, чтобы обучить их какому-либо творческому ремеслу, сделав их самостоятельными и независимыми.
Пройдя обучение основам художественных, декоративно-прикладных ремесел, они смогут реализовать себя в творчестве и научиться зарабатывать себе на жизнь.
Ребята имеют реальную возможность не только реализовать свой творческий потенциал, но и пройти социальную адаптацию методом межличностного общения. Получив навыки ремесел, они применят их в дальнейшей жизни, научатся пополнять свой будущий семейный бюджет.
Таким образом, актуальность представленного проекта в том, чтобы приучить детей и подростков к труду, помочь им реализовать себя в творчестве, пройти социальную реабилитацию методом межличностного общения, сформировать положительно ориентированных жизненные планы.
Общие цели и задачи проекта
Цель проекта – развитие творческих способностей через организацию деятельности, направленной на формирование личности самостоятельной, конкурентноспособной, умеющей взаимодействовать с окружающими и способной самостоятельно решить свои проблемы.
Задачи проекта:
1. Создать и оборудовать творческую мастерскую «Мастерская добрых дел».
2.Обучить воспитанников основам художественных и декоративно-прикладных, технических ремесел, приемам работы с инструментом и материалом.
3.Развивать творческие способности и вовлечь школьников в разнообразную деятельность.
4.Формировать умения работать в команде, развивать навыки самооценки, самоорганизации, самоконтроля через презентацию достигнутых результатов.
5.Организовать досуг и создать воспитательное пространство для обучающихся в каникулярный период.
6.Создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и с педагогами.
Деятельность в рамках проекта
Краткосрочный проект «Твори добро своими руками» будет осуществляться на базе МБОУ ДО «Свежий ветер» в каникулярный (летний) период.
Деятельность в рамках проекта предполагает создание мастерской художественных и декоративно – прикладных и технических ремесел.
Целевая группа: обучающиеся МБОУ ДО «Свежий ветер» (дети из полных семей, неполных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ОВЗ). Возраст участников 12-16 лет.
Будут задействованы другие имеющиеся ресурсы:
- кадровые ресурсы
для реализации проекта привлекаются педагоги дополнительного образования, методисты Центра творчества «Свежий ветер»;
- информационно-технические ресурсы
оргтехника (принтер, сканер, ксерокс), цифровой фотоаппарат, видеокамера.
- материально - технические
- учебные помещения МБОУ ДО «Свежий ветер»
Деятельность по проекту осуществляется в несколько этапов.
1 этап – подготовительный:
-подготовка имеющейся материально – технической базы и материально-технических ресурсов;
- приобретение необходимых инструментов и материалов для мастерской;
- кадровое обеспечение проекта;
- разработка дополнительных образовательных программ обучения художественным, декоративно–прикладным, техническим ремеслам;
- составление расписания занятий.
- разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга реализации проекта.
2 этап – практический: формируется группа участников проекта из числа обучающихся Центра.
На 3 этапе организуется деятельность мастерской художественных и декоративно – прикладных, технических ремесел.
Создаются 3 творческих объединения:
-«Волшебная кисточка» - обучение росписи по дереву, рисование маленьких (сувенирных) картинок;
-«Умелые руки» - обучение макраме, вязанию, бумагопластике, бисероплетению, оформлению различных предметов в технике «декупаж»: украшение декоративных тарелочек, свечей, фотоальбомов, кухонных досок, шкатулок, предметов интерьера, а также обуви, сумок и одежды;
-«Самоделкин» - мастерская по изготовлению фурнитуры, основы для различных изделий, резьба по дереву, а так же ремонт мелких предметов интерьера, несложных конструкций мебели и т.п. В основе этой мастерской - обучение приемам работы с инструментом и материалом на бытовом уровне.
В основе такой деятельности лежат инициатива, самодеятельность детей, дружеское общение детей и взрослых. Деятельность по интересам позволит создать реальные условия для развития самодеятельного творчества обучающихся.
Методическое обеспечение образовательных программ проектной деятельности осуществляют методисты МБОУ ДО «Свежий ветер».
Для развития детей-сирот, испытывающих серьезные трудности в учебе, условия подобной деятельности создадут прекрасные возможности для самоутверждения в других областях.
По окончании реализации проекта планируется организация выставки творческих работ и изделий.
В преддверии выставки будут развешены объявления и приглашения, распространены информационные листовки, подготовлены рекламные буклеты о поделках, изделиях и сувенирах. В данном мероприятии примут участие организаторы и участники проекта, представители педагогического коллектива, родительской общественности, желающие из микрорайона.
Желающие смогут приобрести понравившуюся продукцию в подарок себе или свом друзьям.
Таким образом, ребята приобретут не только навыки ремесел, но и смогут научиться зарабатывать себе на жизнь, изготавливая изделия из природного и художественного материала, а также бережно и рационально использовать природный материал.
На 4 этапе:
- осуществляется качественный и количественный мониторинг и диагностика;
- оценка результатов деятельности проекта.
Предполагаемые результаты проекта
1.Создание мастерской художественных, декоративно – прикладных и технических ремесел.
2.Реализация 3 дополнительных образовательных программ по художественному, декоративно – прикладному и техническому творчеству.
3.Обучение воспитанников Центра основам и тонкостям художественных, декоративно – прикладных и технических ремесел – не менее 45 чел.
4. Количество изготовленныхизделий, работ, сувениров - не менее 50 шт.
6.Разработка и издание информационных, методических памяток, буклетов по художественным и декоративно – прикладным, техническимремеслам – 25 шт.
7. Проведение выставкиизделий, работ, сувенировхудожественного и декоративно – прикладного творчества.
Устойчивость проекта
Проект «Мастерская добрых дел», инициируемый Центром творчества «Свежий ветер», является одним из многих звеньев в системе учебной, воспитательной работы по формированию у детей и подростков социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Продолжением проекта станет дальнейшая реализация образовательных программ, позволяющая дать основы допрофессиональной подготовки, а также приобщение детей и подростков к предпринимательской деятельности через организацию ярмарок, выставок.
Лучшие работы украсят конкурсные мероприятия по декоративно – прикладному и художественному, техническому творчеству.