Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
19.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
17.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню России «Россия - в этом слове огонь и сила!»

Проект «Туристическая семья»

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» Кондинского района Тюменской области

  

 

«Туристическая семья»

 

 

Нестационарный палаточный

туристско-краеведческий лагерь.

 

 

Автор: педагог МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»

Черкасов Николай Владимирович

 

География: Реки и озера Кондинского района.

Срок выполнения: 1 год.

 

 

 

 

 

п.Междуреченский

2021г.

 

                                                               

Содержание

 

Информационная карта  проекта                                                            стр.4

Пояснительная записка                                                                  стр.6

Цели и задачи                                                                                стр. 9

Содержание                                                                                   стр. 11

Механизм реализации                                                                   стр. 15

Кадровое обеспечение                                                                         стр.17

Схема управления                                                                          стр.18

Источники финансирования                                                          стр.19

Смета расходов                                                                              стр.20

Ожидаемые результаты                                                                 стр.21

Список литературы                                                                        стр.23

Приложения 1. Маршруты                                                                  стр.23

Приложение 2. План мероприятий                                                     стр.24

Приложение 3. План работы группы «Турист»                                 стр.24

Приложение 4. Разработки мероприятий                                            стр.25

                                                     

Информационная карта проекта

1

Полное название проекта

Программа туристско-краеведческого нестационарного  палаточного  лагеря «Туристическая семья».

2

Автор

Черкасов Н.В.

3

Руководитель программы

Коркишко И.В – директор МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»

4

Территория

п.г.т. Междуреченский

5

Название проводящей организации

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»

6

Адрес

п.Междуреченский ул.Волгоградская,11

7

Телефон

8(34677) 41973,   факс 8(34677) 41973

8

Форма проведения

Нестационарный туристско-краеведческий палаточный лагерь «Туристическая семья», водный поход по реке Конда.

9

Цель программы

Организация отдыха детей и подростков, направленного  на оздоровление, приобретение и закрепление  туристических навыков, навыков выживания в экстремальных условиях водных походов передвижного туристских палаточного лагеря с  расширением познаний в области краеведения, экологии.

10

Специализация программы

Водный туризм

11

Место проведения

 Кондинский район

12

Количество смен

Одна смена

13

Общее количество -участников за сезон

25 человек

14

Сроки проведения

Июль 2021г

15

География участников

п. Междуреченский, Ягодный, Мортка

16

Кадры

3 сотрудника МАОУ «Центр дополнительного образования», медицинский работник.

Всего 4 человек.

17

Краткое содержание программы

Реализация программы предполагает работу в четырёх направлениях:

1. Туризм;

2. Спортивно-оздоровительное;.

3. Краеведение;

4. Экология.

3-х дневный байдарочный поход по разработанному  маршруту с разбивкой палаточного лагеря , организацией самообслуживающего труда и мероприятий по направлениям программы.

18

Условия размещения участников

Пять 3-х местных палатки и пять 4-х местных

Пояснительная записка

      В последние годы  активный отдых и в том  числе водный туризм  приобретает всё  большую популярность среди широких слоёв населения, как  в целом по стране,  так и в нашем районе.

      За эти годы, благодаря поддержке Районного Управления образования и Районной администрации, значительно улучшилась материально-техническая база.   В настоящее время для проведения туристических смен с водными походами есть  2-х и 3-х местные байдарки, 2,3 и 4-х местные палатки, спальные мешки, туристические коврики,  специальное туристическое оснащение, лодка моторная для сопровождения детей и другой необходимый инвентарь.

      Преподавателями туристических объединений Центра наработан ценный опыт проведения полевых лагерей с водными  походами,   с тренировками и  практическими занятиями, с организацией  жизнедеятельности автономного коллектива детей  и подростков в условиях естественной природной среды.

      Водные походы являются продолжением круглогодичной  работы, в рамках образовательных программ,  туристических объединений «Школа выживания» и «Патриоты», закреплением теории, практической отработкой умений и навыков.

       Приобщить подростка к занятиям туризмом, разумному взаимодействию с природой, развивать и воспитывать патриотизм, давать знания истории родного края теоретически, в кабинетах «Центра дополнительного образования»,  - в полной мере задачи не решаемы. Только в процессе туристических походов, только благодаря непосредственному взаимодействию, выживаемости в природе, окунувшись в историю родного края, проживая, общаясь со старожилами, преодолевая трудности походной жизни, можно научить ребенка  воспринимать и взаимодействовать с миром как с ценностью.

Проанализировав анкетные данные участников  туристских лагерей, мы пришли к выводу, что  такие лагеря-экспедиции  привлекательны в большей степени для детей,  благосостояние семьи которых не может обеспечить выезд ребенка летом за пределы района.  Это в основном трудные подростки или дети, имеющие одного из родителей.

Опыт показывает, что экспедиционная среда благотворно воздействует на таких детей. Атмосфера экспедиционной жизни, палатки, природа, дисциплина и ответственность помогают им определиться в жизни, пройти благополучно процесс социализации,  стать успешными членами общества. Как правило, побывав в таких  экспедициях, ребята увлекаются  туризмом, краеведением, что отвлекает их от негативного влияния уличной подростковой среды.  Осенью они вновь приходят в «ЦДО» - заниматься в объединениях «Школа выживания», «Патриоты». 

         Актуальность программы:

- совместный активный отдых детей и родителей;

- занятость  подростков в летний период, отвлечение  их  от негативного влияния уличной  среды;

- обеспечение  подростков  из малообеспеченных и неблагополучных семей оздоровительным  летним  отдыхом;   

- развитие  внутреннего туризма.

Семья - важный социально- экономический институт, а дети, растущие в семьях - будущее России. Чем крепче, сплоченнее  семья, тем выше в ней результаты воспитания.  Крепкие, здоровые, духовные семьи -  крепкое, мощное государство.

Недаром правительство Российской Федерации подчеркивает важность мероприятий по укреплению и поддержке семьи, а государственная  семейная политика    является приоритетной  и  направлена на формирование благоприятных условий  для жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных функций – воспитания.

Вместе с тем на сегодняшний день в реализации государственной семейной политики сформировались и требуют разрешения некоторые  противоречия.

В настоящее время  деятельность  ряда  учреждений  направлена в оказании всесторонней  помощи  неблагополучным  семьям,  семьям,   попавшим  в трудную жизненную ситуацию.

Вместе с тем, остаются  без внимания  благополучные семьи,  которые также сталкиваются с рядом проблем в процессе  жизнедеятельности и  воспитания.  Такое смещение акцентов, отсутствие необходимой поддержки и помощи, может приводить к  изменению статуса   семей. 

Сегодня традиционные формы работы  с родителями утратили свою актуальность,  а статистика говорит о том, что родители на воспитание детей в сутки тратят 16, а в выходные дни – 30 минут. В лучшем случае, воспитание сводится к проверке школьных оценок.

Очевидно, что сегодня необходима разработка и внедрение новых, эффективных механизмов реализации семейной политики на местах, направленных  на поддержку и пропаганду  крепкой, дружной, здоровой семьи.

         Ценность программы   заключается  в  том, что это не одно мероприятие,   а часть  комплекса мероприятий направленных на развитие  детского и подросткового водного вида туризма в нашем районе.

Помимо туристических навыков и навыков выживания в природной среде, участники туристического лагеря знакомятся с   историей  района через краеведческую деятельность, изучают флору и фауну, приобретают  знания в области экологии.

Туризм в сочетании с краеведением и экологией являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся. Туристско-краеведческие лагеря и экспедиции помогут повысить ребятам уровень туристского мастерства, краеведческих знаний, закрепить навыки правильной обработки собранных материалов.

Доверительное отношение в группах, здоровый, активный образ жизни, бережное отношение к окружающей неповторимой, иногда  не тронутой человеком природе, создают особую атмосферу,  и после завершения экспедиций, походов заставляют нас вновь и вновь возвращаться к туристическим походам, археологическим раскопкам.

  Данная программа позволяет сочетать в летнем отдыхе подростков трудовое воспитание, природоохранную, исследовательскую деятельность, отдых и развлечения, способствует гражданскому и патриотическому воспитанию.

Нестационарный палаточный лагерь – одна из эффективных форм поисковой и учебно-познавательной деятельности, в ходе которой успешно, эмоционально, ярко идет воспитательный процесс.

Более тесное общение и проведение досуга с родителями и педагогами МБОУ «Центра дополнительного образования» расширяет кругозор детей и подростков, дает представление о семейном туризме, об активном совместном отдыхе, о ценности здорового образа жизни.

ЦЕЛИ  И   ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: Организация отдыха детей и подростков, направленного  на оздоровление, приобретение и закрепление  туристических навыков, навыков выживания в экстремальных условиях водных походов передвижного туристских палаточного лагеря с  расширением познаний в области краеведения, экологии.

Задачи:

  1. Объединить детей и родителей для совместного активного отдыха.
  2. Привитие интереса детейктуризму.
  3. Обучение навыкам выживания в сложных природных условиях, приобретая опыт спасательных работ.
  4.  
  5. Формирование и закреплениетрудовых и исследовательских умений и навыков, при проведении полевых работ по изучению истории и охране природы родного края.
  6.  
  7. Знакомство детейс традиционными ремеслами, историческими и экологическими особенностями.
  8. Организация активного отдыха и оздоровление в летнее время.
  9. Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, развитие всесторонних интересов и способностей.
  10. Организация интересного познавательного досуга.

СОДЕРЖАНИЕ

Реализация программы предполагает работу в четырех блоках:

1. Туризм;

2. Спортивно-оздоровительное;

3. Краеведение;

4. Экология.

Блок «Туризм»

  1. Разработка маршрутных карт
  2. Организация бивака и лагерных работ.
  3. Оказание первой помощи пострадавшему.
  4. Топографическая подготовка юного туриста.
  5. Проведение, разработка туристских игр, конкурсов: (эстафеты, спортивное ориентирование, песня у костра и в дороге).
  6. Составление картисчезнувших поселений.
  7. Совместно с экологами и краеведамисозданиетопонимической карты местности.
  8. Установка туристической полосы препятствий и преодоление ее в естественных условиях.

Спортивно-оздоровительный блок

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере «Парусный остров», является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Ежедневные закаливающие процедуры ( утренняя пробежка)
  3. Принятие солнечных ванн ( в течении всего времени пребывания в лагерев светлое время суток)
  4. Организация купания.
  5. Организация ежедневных пеших походов и экскурсий.
  6. Организация здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы (ягоды, грибы, свежая рыба, лекарственные травы).
  7. Постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе.
  8. Физический труд в рамках самообслуживания( заготовка дров, самостоятельное приготовление пищи).
  9. Организация спортивно - массовых мероприятий:

а) пионербол;

б) футбол;

в) волейбол;

г) обучение плаванию;

д) стрельба из пневматического оружия;

 

Блок «Краеведение»

1. Изучение истории поселений (количество жителей, известные люди поселения, их  основная занятость, знакомство со старожилами, местными традициями и  фольклором).

2. Знакомство с памятниками культуры, археологии, природы.

3. Разработка игры-викторины «Из глубины веков».

Экологический блок

  1. Сбор редких и полезных трав для гербария (для музейных экспозиций).
  2. Изучение животного мира лесов, лугов, водоемов.
  3. Определение скорости реки.
  4. Фенологические наблюдения.
  5. Орнитологические наблюдения.

Все участники похода в игровой форме обучаются проведению полевых исследований. Каждый участник экспедиции ведет свой дневник исследований.

Успешная реализация программы предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие  педагогического коллектива МБОУ «Центра дополнительного образования» детей и родителей. На протяжении всего пути обеспечивается деятельность по всем направлениям программы.

В основе программы нестационарного палаточного лагеря «Туристическая семья» лежит игра-соревнование (команды соревнуются в течение всей смены). За успешное освоение навыков и умений по туризму,  экологии и  краеведению совет лагеря ежедневно определяет команду-победительницу. Итоги дня подводятся на вечернем «Огоньке». Для более удобного переноса из одного  населенного пункта в другой, экраном соревнований служит экран из 3-х разноцветных веревок привязанных к шесту, за каждую победу на веревке команды-победительницы вяжется морской узел.

 Команда, которая в течение всего маршрута набрала большее количество узлов, получает  право спуска флага лагеря на торжественной линейке.

1-й день. Открытие лагеря происходит в МБОУ «Центра дополнительного образования» с поднятия флага. Затем все участники экспедиции отправляются на берег реки Конды, откуда и начинается их дальнейший путь.

2-3 день. Основная часть. Лагерь работает по намеченному плану (Приложение 2).

4-й день. Закрытие лагеря.

В течение дня  на стоянках проводятся тематические занятия, экскурсии, полевые игры. В целях координации составлен план общих мероприятий, маршрут данной экспедиции и распорядок каждого дня.

Во второй половине дня включены разнообразные по форме и содержанию мероприятия, объединяющие все группы и  отражающие основные цели экспедиции.

На протяжении всей экспедиции  проходят и природоохранные мероприятия «чистый берег», где ребята примут участие в очистке берега от мусора, благоустройство туристских стоянок.

Самым увлекательным и интересным для участников экспедиции будет конкурсные и игровые мероприятия «Забавы ТЭК» (туристов, экологов и краеведов):

  1. Конкурс «лучшего обеда» (конкурскостровых)
  2. Конкурс эстетического и экологического состояния биваков.
  3. Конкурс «самая быстрая байдарка дня»
  4. Конкурс «Робинзонов»традиционные
  5. День «Нептуна с элементамиэтноса
  6. Веселые состязания
  7. Игра «Кто хочет стать краеведом?»
  8. Игра «Тайный друг»
  9. Вечер легенд
  10. Конкурс туристской песни
  11. Игра вечерняя у костра «Огонек»
  12. Посвящение в «ЮТЭиК» (юный турист, эколог и краевед).

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Модель нестационарного  оздоровительного палаточного лагеря:

- передвижной палаточный, со свободным выбором мест стоянки (2-х дневной) в зависимости от состояния погоды.

Профиль лагеря:

-  водный байдарочный туризм с элементами пешеходного.

Организация экспедиции начинается задолго  до летних каникул. Дети посещают такие объединения как «Школа выживания», «Патриоты», «Музееведение», «Экология», где получают в основном теоретические знания, а в период летних каникул отрабатывают их на практике.

I этап. Подготовительный период экспедиции, когда определяется       состав участников, проводится анкетирование ребят с целью выявления интересов и склонностей, идут занятия в объединениях по изучению истории Кондинского района, методология сбора материала, готовится туристское снаряжение, разрабатывается маршрут экспедиции отрабатывается навыки безопасности и туристского мастерства.

II этап. Первые дни экспедиции.

Происходит знакомство участников экспедиции в организации коллективных творческих дел, психологических тренингов на сплочение коллектива. Определяются цели и направления работы каждой группы экспедиционного отряда. Утверждается песня, девиз и законы жизнедеятельности экспедиции, совет экспедиции. Каждая группа имеет свои знаки отличия.

III этап. Основной период экспедиции - байдарочный поход  по заданному маршруту (Приложение 1).

IV этап. Возвращение на базу МБОУ «Центр дополнительного образования» Закрытие смены.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация  программы будет осуществляться силами педагогов  МБОУ «Центра дополнительного образования», без привлечения посторонних специалистов:

- Педагог дополнительного образования Черкасов Николай Владимирович,  объединение «Школа выживания». Медицинский работник.

- Педагог – сопроводитель.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

 

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ