Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

ПРОЕКТ Тема: «Шашечные игры как средство формирования поисковых и исследовательских умений и навыков у дошкольников»

 

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №25 «Кустук» с.Огородтах»

МР «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

 

ПРОЕКТ

Тема: «Шашечные игры как средство формирования поисковых и исследовательских умений и навыков у дошкольников»

 

Белолюбская Анна Афанасьевна

Педагог-психолог

 

Тема проекта: "Шашечные игры как средство формирования поисковых и исследовательских умений и навыков у дошкольников" на 2015-2018 гг.

Исполнитель: Белолюбская Анна Афанасьевна, педагог-психолог МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №25 "Кустук" с.Огородтах" МР "Усть-Алданский улус (район)".

Квалификационная категория – высшая.

Звания – Почетный работник общего образованияРФ,Отличник образования РС(Я), «Учитель учителей РС(Я)»,Почетный ветеран системы образования РС(Я).

Научный консультант: Барахсанов Владимир Поликарпович, кандидат педагогических наук, доцент ИФКиС, ГОУ  ФАО ВПО  СВФУ им.М.К.Аммосова.

            Краткая справка по проекту

            Актуальность исследования. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Интерес к проблеме интеллектуального развития личности дошкольника диктуется сегодня объективной сменой целей и задач образования, эволюцией отношений между субъектами образовательного процесса. Шашечные игры в начальной школе и в системе ДОУ являются важным компонентом интеллектуальной подготовки дошкольников и младших школьников в плане их развития, содействия максимальному проявлению их способностей, дарований, раскрытия уникальности каждого ребенка как индивида, служит фактором саморазвития личности школьника, развития его творческого потенциала, ценностных ориентаций.

            Во исполнение РАСПОРЯЖЕНИЯ Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова №330 - Р/1 от 11 августа 2006г. "О мерах по дальнейшему развитию шашек в РС(Я)" и Приказа министра образования РС(Я) Ф.В.Габышевой от 1 ноября 2006г. "О развитии шашек в образовательных учреждениях РС(Я)" воспитатели и учителя начальной школы должны ознакомиться с методикой обучения шашечной игры в ДОУ и пройти курс дополнительного образования в целях внедренияшашечной игры в образовательный процесс.

            Решение проблемы приобщения детей дошкольного возраста к интеллектуальным видам спорта связано с необходимостью научно обоснованного решения большого числа теоретических, организационных и практических вопросов структурного и технологического характера.

            Проведение опытно-экспериментальной работы по теме проекта заключается в следующем:

            -признанием достижения шашистов (школьников, студентов и молодежи) РС(Я) и на мировом и российском уровне;

            -положительным опытом работы воспитателей, педагогов и тренеров РС(Я) по подготовке юных шашистов в системе ДОУ и ДЮСШ;

            -заинтересованность Федерации шашек России и РС(Я) на научно обоснованную технологию проведения мониторинга исследований по выявлению и отбору способных детей дошкольного возраста по шашечной игре;

            -подготовкой РС(Я) для проведения малой олимпиады в 2016г. "Дети Азии" в г.Якутске;

            -проведение исследования на стыке нескольких наук, таких как общая педагогика, возрастная и спортивная психология и теории шашечной игры;

            -разработка методических рекомендаций по организации и обеспечению учебно-тренировочных занятий в системе ДОУ по шашечной игре.

            Необходимость решения вышеназванных положений требует проведения опытно-экспериментальной работы на базе сельской МБДОУ "ЦРР - детский сад №25 "Кустук" с.Огородтах" Усть-Алданского улуса, имеющего положительный опыт организации занятий по шашечной игре и по интеллектуальной игре ДИП «Сонор», впервые предложенный известным якутским математиком, доктором физико-математических наук, профессора ЯГУ Г.В.Томским, как одного из экспериментальных площадок по изучению и популяризации игры ДИП "Сонор", освоившей методику и технологию проведения учебно-тренировочных занятий среди дошкольников, а также для распространения передового опыта в региональном, российском и международном уровней.

            Определение теоретических основ организации педагогического процесса, ориентированного на целостное разрешение основных положений, нацелено на определение механизма реализации и внедрения в учебно-воспитательный процесс шашечной игры как средство формирования творческой и инновационной деятельности дошкольников.

            В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения проблемы организации педагогического процесса: обоснована идея системного подхода, а также специфика системного анализа педагогических процессов (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, М.А.Данилов, В.В.Давыдов и др.); положение о решающей роли деятельности в развитии личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Шадриков В.Д. и др.); теоретические положения психологической и педагогической науки о развитии творческих способностей (Выготский Л.С., Лейтес Н.С., Лук А.М., Пономарев И.Я., Теплов Б.М. и др.).

            Профессиональные аспекты метологической основы исследования определяются нормативно-правовыми документами Правительства РФ, МО и НРФ, МО РС(Я) по дошкольному образованию.

            При определении концептуальных подходов к раскрытию содержания и терминов использованы образовательные технологии и идеи представителей мировой и отечественной научной мысли - Б.С.Гершунского, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, М.В.Кларина, В.В.Давыдова и др.

            Цели исследования - теоретическое обеспечение педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование поисковых и исследовательских умений дошкольников средствами шашечной игры.

            Объектом исследования является процесс формирования поисковых и исследовательских умений дошкольников шашечной игры.

            Предмет исследования - шашечные игры как средство формирования творческой и исследовательской деятельности дошкольников.

            Гипотеза исследования заключается в том, что формирование творческой и исследовательской деятельности дошкольников средствами шашечной игры в процессе раннего приобщения дошкольников к интеллектуальным видам спорта, будет эффективным, если:

            -обеспечивается последовательность включения элементов шашечной игры в учебно-воспитательной деятельности системы ДОУ;

            -процесс формирования у дошкольников творческой и исследовательской деятельности средствами шашечной игры осуществляется во взаимосвязи с развитием интеллектуальных способностей и навыков;

            -создана учебно-методическая база для формирования навыков игры у дошкольников в процессе решения позиционных шашечных задач с перечнем определенных методических требований.

            В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

            1. Определить содержание и структуру формирования творческой и исследовательской деятельности дошкольников средствами шашечной игры.

            2. Обосновать содержательную модель формирования творческой и исследовательской деятельности дошкольников средствами шашечной игры на основе развития интеллектуальных навыков и умений дошкольников.

            3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели и определить педагогические условия ее реализации в учебно-воспитательной деятельности ДОУ.

            4. Разработать научно-практические рекомендации по формированию творческой и исследовательской деятельности дошкольников средствами шашечной игры в процессе освоения технологии шашечной игры.

            В работе использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение, анализ и обобщение учебных программ и учебно-методических пособий; анализ и обобщение результатов формирования творческой деятельности средствами шашечной игры; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования.

            Технология и методика проведения эксперимента состоит из следующих этапов:

            1 этап - начальные условия (комплектование групп и воспитателей-консультантов);

            2 этап - процесс работы (занятие в группах, тренировка в парах постоянного и сменного состава, участие в соревнованиях между группами, парами);

            3 этап - составление плана действий (предварительная работа руководителя и воспитателей; разработка и составление карточек-заданий, коррекция планирования с выделением времени на анализ сыгранных партий и задач).

            4 этап - алгоритм подведения итогов (обсуждение всех теоретических вопросов, фиксация результатов работы в группах, подведение итогов, мотивация оценки).

Аннотация темы проекта:

            Тема проекта посвящена одной из недостаточно разработанных проблем педагогики – задаче раннего приобщения детей дошкольного возраста к интеллектуальным видам спорта в условиях сельского центра развития ребенка. Технология исследования осуществляется на основе применения концептуальных положений, предлагаемых Б.С.Гершунского, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, М.В.Кларина, В.В.Давыдова и др., а также с использованием национально-регионального компонента обучения. Нормативно-правовые обеспечения дошкольного образования составляют: Закон РФ «О правах ребенка», Концепция дошкольного образования РС(Я); нормативно-правовыми документами Правительства РФ, МО и Н РФ, МО РС(Я) по дошкольному образованию.          

Прогнозируемый результат нововведения:

            -презентация опыта работы на выставке малой олимпиады "Дети Азии" в 2016г.;

            -создание учебно-методического комплекса для практической реализации авторской программы "Раннее приобщение детей к интеллектуальным видам спорта";

            -проведение повышение квалификации среди работников ДОУ;

            -разработка учебно-методических рекомендаций по обучению шашечной игре в электронном и бумажном варианте;

            -проведение "Мастер класса по подготовке детей дошкольного возраста к шашечным играм" на республиканском уровне;

            -разработка содержательной модели формирования творческой и исследовательской деятельности дошкольников средствами шашечной игры;

            -выявление и диагностика качества игры среди дошкольников;

            -участие для проведения республиканских соревнований среди дошкольников;

            -распространение передового опыта в региональном и российском уровне.

            Предлагаемый проект может способствовать созданию конкретного направления в учебно-тренировочном процессе.