Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Проект Тема: «Милый сердцу уголок»

МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область

 

Проект

Тема: «Милый сердцу уголок»

 

Коновалова Наталья Григорьевна

воспитатель

 

 

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3
  2. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА…………..7
  3. ВЫВОД……………………………………………………...12
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……....…13

ВВЕДЕНИЕ

          Одно из самых сильных чувств у человека – это любовь к родному краю.  А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё,  зависит от обстоятельств жизни и воспитания.   В основе  воспитания  лежит развитие нравственных чувств. Чувство  любви к родному краю начинается у ребёнка с отношения к семье, к   близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эти впечатления   играют важную роль в становлении личности.

 Дошкольный возраст  характеризуется     вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому  можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.

“Учение в детстве, как резьба на камне”[1] говорится в русской поговорке. Поэтому   знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем надо как можно раньше. Эти знания помогут детям сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

           Культура каждого народа значима   и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы. 

              Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной.

Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем  возможна только при условии интеграции образовательных областей.  

1.Название проекта: «Милый сердцу уголок»

2. Гипотеза проекта:

Если при работе с детьми  использовать   различные   технологии  этнокультурного образования, то   повысится    их интерес    к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,   расширятся  знания    о  своей  малой  родине  -   Углегорске на Сахалине.

3. Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к родному  городу  является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей малой родины, надо её  хорошо знать,  любить и понимать. Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей,[2]

мы разработали данный проект, который  посвящен уникальности  Сахалина, его удивительному природному  многообразию.

 В проекте мы  знакомим  детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область,  народ помогут ребенку  понять, полюбить, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

4. Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей малой родины, формирование нравственных ценностей, через  формирование у дошкольников этнокультурных представлений.

 5. Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном  городе Углегорске: история, символика, достопримечательности.   Познакомить с историей происхождения  города.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне   родного края.
  • Воспитывать любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

6. Вид, тип проекта: познавательный,  краткосрочный.

7. Сроки проведения:  с 26 октября 2015 года по 26 ноября 2015 года

 8. Участники  проекта: Дети средней группы, воспитатели,  родители 

 9. Форма проведения: групповая

10. Предполагаемый продукт проекта:

  • Развлечение «Нет города сердцу милей»
  • Выставка  рисунков  и поделок: «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  •  Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
  • Презентация проекта

11.Ожидаемые результаты по проекту:

  • Дети знают и называют свой  город: символику, достопримечательности, флору и фауну.
  • Рассказывают об обычаях и традициях  коренных народов Сахалина, называют их  одежду.
  • У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить ее чистой и красивой.
  • Родители являются активными участниками педагогического процесса.

12. Основные формы реализации проекта:

  • Занятия  по ознакомлению с окружающим миром.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Чтение художественной литературы.
  •  Развлечения, беседы.
  • Работа с родителями.
  1. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

С 26 октября по 26 ноября 2015 года

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Опрос детей по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.

 2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечания

1 неделя

  1. Целевая прогулка «Что такое улица

Цель:  воспитание  интереса к родному городу. Сбор фотоматериала для оформления папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

  1. Рассматривание и сравнение  старых и современных фотографий родного города  

Цель: воспитание интереса к  прошлому и настоящему родного города, его жителям.

  1. Конструирование  «Моя улица раньше и теперь»

Цель: формирование обобщенных знаний о зданиях раньше и теперь.

  1. Просмотр презентации «Коренные народы Сахалинской области, их обычаи и традиции»

Цель:   вызвать интерес  к жизни коренных народов Сахалина.

  1. Д/И  «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Лото-ягоды Сахалина»
  2. Сюжетно – ролевая игра: «Поездка в автобусе по городу»

Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.

  1. П/И коренных народов Дальнего востока  
  2. Чтение стихотворений  о Сахалине

Е.Замятин "Горбуша", А.Кухтина  «Дорогие с детства мне места», И.  Данилов «В ожерелье снежных сопок»[3]     

Цель: ознакомление детей с произведениями сахалинских писателей

  1. Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»[4] ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Привлечение родителей к прогулке по городу.

 

Консультации 1.«Наши привычки – привычки наших детей»

 

2.«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

 

 

Совместное рисование родителей и детей на тему: «Город, в котором я живу»

Цель: закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

 

Изготовление  родителями и воспитателями папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

 

 

 

 

 

 

2 неделя

  1. НОД «Как дикие звери  Сахалина готовятся к зиме»

Цель: формирование знаний о диких животных Сахалина. Познакомить  с обитателями Красной книги Сахалинской области.

  1. Рассматривание иллюстраций одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области

Цель:  познакомить с элементами орнаментов  в костюмах  коренных народов Сахалинской области.

  1. Творческое  рассказывание:

 «Город, в котором я живу»

Цель: формирования  интереса, уважения к своему городу.

  1. Общение «Мои добрые поступки»

Цель: Уточнение понимания детьми правил поведения в природе, понимание связи  правил с конкретными поступками.

  1. Д/И  «Найди животных нашего края», «Кто лишний», «Найди и назови млекопитающих Сахалина»,   «Одень бумажную куклу в национальный костюм»
  2. П/И коренных народов Дальнего востока
  3. Рисование « Красная книга Сахалина глазами детей».
  4. Аппликация «Украшение одежды элементами орнаментов коренных народов севера».
  5. Сказкотерапия   ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Папка - передвижка: «Малые народы севера и дальнего востока»

 

 Изготовление с родителями  поделок диких животных Красной книги из природного  материала.

 

 

Памятка « Берегите лес – наше богатство»

 

 

 

3 неделя

  1. Сказкотерапия - чтение  сказок коренных народов Сахалина: «Как лиса обманула старика», «Почему карась стал плоским», «Цена иголки», «Почему у медведя нет большого пальца», «Хитрая лиса и дятел»[5]

Цель: ознакомление детей с  фольклором коренных народов Сахалина 

  1. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Цель: расширение знаний о природе родного края

 

  1. Просмотр   мультфильма из серии  «Гора самоцветов» Мэргэн (нанайская сказка), режиссёр Андрей Кузнецов

Цель: ознакомление с родным краем  и его коренными жителями через мультипликацию

  1. Экскурсия в краеведческий музей

Цель: ознакомление  с историей возникновения города Углегорска, приобщение   к национальному культурному наследию.

  1. Д/И «Кто живёт в реке, море»  «Назови рыбу»
  2. П/И коренных народов Сахалина
  3. Сюжетно – ролевая игра: «Рыбаки»

Цель; формирование бережного отношения к окружающей среде.

  1. Рисование рыб на камнях для изготовления макета «Море»

Консультация: «Правила культурного поведения в природе, которые должны быть сформированы у дошкольника»

 

 

Совместное

изготовление родителями и воспитателями  макета «Море»

 

Привлечение родителей  к совместной  экскурсии в музей.

 

4 неделя

  1.  НОД  «Мой город»

Цель: Воспитание чувства гордости за свой город, знание его символики.

  1. Аппликация « Листья из леса»

 Цель:  формирование знаний о многообразии  растений Сахалина.

  1. Экскурсия в библиотеку

Цель: Рассматривание книг, иллюстраций о коренных народах  Сахалинской области

  1. Рисование «Сахалин-мой край родной»
  2. Заучивание стихов

сахалинских авторов: Л.Баженова "Осень", А.Токарев «Сахалин», Иван Данилов «Углегорск - моя судьба»[6]

  1. Д/И «Лото–птицы Сахалина », «Собери герб и флаг Углегорска»
  2. П/И коренных народов Дальнего востока
  3. Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Сахалина [7]
  4.  Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

 

Развлечение «Нет города сердцу милей»

Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях

 

 

 

Выставка  рисунков и поделок «Милый сердцу уголок»

 

Презентация проекта для  родителей и педагогов

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Развлечение «Нет города сердцу милей»
  • Выставка  рисунков  и поделок: «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  •  Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
  • Презентация проекта для  родителей и педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту

ВЫВОД

         В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах родного города, о жителях,  проживающих в нём,   его символике, достопримечательностях, истории родного края. 

         В патриотическом, этнокультурном воспитании детей имеет огромное значение пример взрослых, особенно близких людей. В нашем ДОУ родители имеют возможность  участвовать  в процессе воспитания детей  через проведение  совместных мероприятий.  Проект помог  родителям  стать активными участниками выставок детско-родительского творчества, совместных прогулок и экскурсий, всех мероприятий по  этнокультурному воспитанию. У детей и родителей появился интерес к   прошлому и настоящему родного города, к национальной культуре коренного населения. Дети  рассказывают об обычаях и традициях  коренных народов Сахалина, называют их  одежду,  умеют находить различия в элементах орнаментов  русского костюма   и коренных народов   области, самостоятельно играют в  подвижные национальные игры.

  Через ознакомление детей с историей родного края, приобщение их  к красоте и добру, к желанию  сохранять и приумножать неповторимость родной природы  мы формируем этнокультуру и толерантность.

 Наше предположение, что различные технологии этнокультурного образования   повысят    интерес  детей   к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,  полностью подтвердились.  

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТ УРЫ
  1. Дыбина О.В.  Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М. :Мозаика-Синтез, 2006,-80с.
  2. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа».  Методическое пособие.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под   М.: ТЦ, Сфера, 2005.-192 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  4. Намаконова Елена «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).
  5. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий /авт. -сост. Е.А.Позднякова: -Волгоград:»учитель, 2008.-148с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  7. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В.» Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».   М, 2003. 142
  8. http://sknc.narod.ru/files/stix.html
  9. http://www.evenkiya.ru/eth/index.html
  10. 10. http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217
  11. http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.html
 

[1] http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_learn.ph

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 1.4. Основные принципы дошкольного образования

[4] Елена Намаконова «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).  

[5] http://www.evenkiya.ru/eth/index.html

[6] http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217

[7] http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.ht