Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»
ГКОУ «Таремский детский дом» Нижегородская область Павловский район с. Таремское
Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»
Составитель: Рябова М.Г. воспитатель
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,
- это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки… »
Альберт Эйнштейн
«Мир входит в сознание человека лишь через
дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания».
Тьерри Вильям Прейер
Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Проект: «Таинственное пространство»
Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.
Задачи:
- Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
- Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
- Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
- Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
- Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.
Краткое описание проекта.
Проблемы:
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
- К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
- Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
- Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.
Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:
- доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками
- условия проживания – максимально приближенные к домашним
- спокойная, доброжелательная обстановка
- в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»
- особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.
Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.
Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.
Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.
Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.
Оборудование
|
Наименование оборудования |
Описание оборудования, эффект использования |
|
|
Пуфик-кресло с гранулами |
-удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела. |
|
|
Маты напольные
|
-маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности. |
|
|
Детская сенсорная дорожка |
|
|
|
Сухой душ |
-разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке. |
|
|
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. |
|
|
|
Детское игровое панно «Звездное небо» |
-панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.. |
|
|
Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) |
-вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. |
|
|
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» |
-россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света. |
|
|
Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации |
-техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. |
|
|
Фонтан водный настольный |
-источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева. |
- цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен
Этапы и механизмы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.
Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.
Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.
2 этап. Основной
Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.
Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.
Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.
3 этап. Итоговый
Оформление сенсорной комнаты.
План реализации проекта
Что делать |
Временные затраты |
Кто делает |
“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); метод наблюдения.
|
В течение нахождения в детском доме
36 часов (3 смены)
12 часов
12 часов
|
Психолог Воспитатель
Воспитанники Воспитатель
|
демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.
|
1 час
48 часов
12 часов
12часов
|
Администрация (директор)
Воспитанники Воспитатели Швея Рабочий по КОЗиС
Воспитанники Воспитатели
Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры |
|
8 часов
1 час |
Рабочий по КОЗиС Воспитанники и сотрудники детского дома Гости
|
Описание количественных и качественных ресурсов
Имеющиеся ресурсы:
человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.
Необходимые ресурсы:
финансовые:
№ |
Материал |
Количество |
Цена * |
1 |
Ткань на шторы |
6 метров |
|
3 |
Обои |
12 кв.м. |
|
4 |
Клей (обойный) |
2 уп. |
|
5 |
Нитки |
1 шт. |
|
7 |
Крючки для штор |
20 шт. |
|
8 |
Карниз для штор |
1 шт. |
|
9 |
Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см.выше) |
|
|
*
Перспектива развития проекта
В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»
- Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.
- Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;
- Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками детского дома;
- Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.