Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»

ГКОУ «Таремский детский дом»  Нижегородская область Павловский район с. Таремское

 

Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»

 

Составитель: Рябова М.Г.  воспитатель

 

«Самое прекрасное, что мы можем испытать,

 - это ощущение тайны. Она источник всякого

подлинного искусства и науки… »

 

Альберт Эйнштейн

 

 «Мир входит в сознание человека лишь через

 дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

 

Тьерри Вильям Прейер

 

 

Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

 

Проект:  «Таинственное пространство»

 

Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.

 

Задачи:  

  1. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых  для выполнения проекта.
  2. Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
  3. Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
  4. Способствовать формированию  дружеских отношений при  совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
  5. Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.

 

Краткое описание проекта.

 

Проблемы:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.

 

  • К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального  развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности. 

 

  • Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие  молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной  беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом.  Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.

 

 

  • Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.

 

Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:

  • доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками
  • условия проживания – максимально приближенные к домашним
  • спокойная, доброжелательная обстановка
  • в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»
  • особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.

 

Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно  воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.

Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.

Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.

 

 

Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых,  познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.

 

 

Оборудование

 

  •  

Наименование оборудования

Описание оборудования, эффект использования

  •  
  1.  

Пуфик-кресло с гранулами

-удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

 

  1.  

Маты напольные

 

 

 

 

 

 

-маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности.

 
  1.  

Детская сенсорная дорожка

  • дорожка из ковролина, к поверхности которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба по «кочкам-мешочкам» и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста. Сенсорная дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие сенсорной дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, например, при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», изменяя их цвет. Такой светоэффект требует определенных изменений и в пространственной ориентировке во время ходьбы по сенсорной дорожке. Не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках
 
  1.  

Сухой душ

-разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке.

 
  1.  

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

  • прозрачной колонне высотой 150 см, Æ10 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
 
  1.  

Детское игровое панно «Звездное небо»

-панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий..

 
  1.  

Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга)

-вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

 
  1.  

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»

-россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

 
  1.  

Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации

-техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты.

 
  1.  

Фонтан водный настольный

-источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека.  Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева.

 
  • цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен

 

Этапы и механизмы реализации проекта

                                           1 этап. Подготовительный

Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость  поиска новых форм и методов коррекционной работы.

Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.

Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.

 

2 этап. Основной

Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.

Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной  комнаты.

Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.

 

3 этап. Итоговый

 

Оформление  сенсорной комнаты.

 

План реализации проекта

 

Что делать

Временные затраты

Кто делает

  1. Проведение диагностического исследования психоэмоционального состояния по методикам:

“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); 

метод наблюдения.

  1. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых  для выполнения проекта.
  2. Поиск и анализ информации «копилка сенсорных комнат».
  3. Подбор оборудования темной сенсорной комнаты.

В течение нахождения в детском доме

 

 

 

 

 

 

 

 

36 часов

(3 смены)

 

12 часов

 

12 часов

 

 

Психолог Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитанники

Воспитатель

 

 

  1. Определение помещения для оборудования ее под темную сенсорную комнату.
  2. Подготовка помещения:

демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.

 

 

  1. Изучение рынка цен «Оборудование сенсорной комнаты».
  2. Закупка необходимого материала/оборудования

1 час

 

 

 

48 часов

 

 

 

12 часов

 

12часов

 

Администрация (директор)

 

Воспитанники

Воспитатели

Швея

Рабочий по КОЗиС

 

Воспитанники

Воспитатели

 

Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры

  1. Установка/монтаж  оборудования темной сенсорной комнаты.
  2. Открытие и презентация «Сенсорная комната: таинственное пространство».

8 часов

 

1 час

Рабочий по КОЗиС

Воспитанники и сотрудники детского дома

Гости

 

 

Описание  количественных и качественных ресурсов

Имеющиеся ресурсы:

человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.

Необходимые ресурсы:

финансовые:

Материал

Количество

Цена *

1

Ткань на шторы

6 метров

 

3

Обои

12 кв.м.

 

4

Клей (обойный)

2 уп.

 

5

Нитки

1 шт.

 

7

Крючки для штор

20 шт.

 

8

Карниз для штор

1 шт.

 

9

Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см.выше)

 

 

*

 

Перспектива развития проекта

В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»

 

  • Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.
  • Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;
  • Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками  детского дома;
  • Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.