Проект «Роль старшего воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 «Рябинка»
г.Азнакаево Республика Татарстан
ПРОЕКТ
Тема: «Роль старшего воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Выполнила
Старший воспитатель
Галиуллина Резеда Расиховна
Введение
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
А Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Цель проекта: создать условия для наиболее эффективных форм работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию культуры поведения и нравственных ценностей.
Задачи:
1.Организовать работу по формированию духовно-нравственного отношения к семье, детскому саду, к малой родине.
2.Разработать условия для работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию духовно-нравственного воспитания.
3.Изучить и распространить положительный опыт семей Халиковых; Ганиевых.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.
Сроки реализации: долгосрочный.
Вид проекта:управленческий
Подготовительный этап:
• Подбор и разработка необходимых материалов ( праздники, беседы, конкурсы, подбор художественной литературы, музыкальное сопровождение, составление плана реализации проекта);
• Подготовительная работа с родителями (анкетирование, опрос беседа, интервьюирование).
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Основной этап:
Предполагаемый результат реализации проекта:
- Организована работа социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
- Созданы условия для работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию духовно-нравственного воспитания.
- Сформирована активная позиция родителей в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка
- Изучен положительный опыт семейного воспитания Халиковых, Ганиевых с последующим распространением
- Основная часть
- Организация работы по формированию духовно-нравственного воспитания к семье, детскому саду, к малой родине.
Этапы реализации.
1 этап – организационный (сентябрь).
На первом этапе был разработан паспорт проекта, обозначилась его цель и основные задачи. Определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками являлись воспитанники старшей возраста, педагоги, родители и музыкальные руководители.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду. Взаимоотношения между взрослыми и детьми построить на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Время проведения |
Мероприятия
|
Сентябрь - Ноябрь
|
Беседы на темы: «О добре и зле»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Что такое дружба»; «Старикам везде у нас почет» «О бабушках и дедушках» Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Два товарища» |
Занятия на темы: «Семья и родной дом»; «Наша родина Россия»; Природа родного края Рисование на тему: «Никого роднее мамы в целом мире нет»; Лепка на тему: «Моя мама лучше всех»; Аппликация на тему: « Букет для мамы» |
|
декабрь-январь |
Беседы на тему «Зимушка-зима»; «Человек – защитник, окружающий среды» , «Мир на всей планете» «Рождественская сказка о елочке»; «Кышның тылсымлы бизәкләре»; «Кыш бабай кайда яши»; Лепка на тему: «Звонкие колокольчики»; Выставка рисунков на тему: «Зимние забавы»; Новогодний утренник
|
февраль-апрель |
Мероприятия «День доброты и уважения», «Масленица», «День Земли»,«Каргаботкасы» (Каша для грачей); Самостоятельная деятельность: Русские народные игры «Курилка», «Гори - гори ясно», «У медведя во бору»; Татарские народные игры - «Йөзек салыш» (Колечко), «Түбәтәй» (Тюбетей – головной убор), «Чүлмәк сатам»(Продаем горшки), «Су анасы» - (Водяная), «Тимербай», «Займи место», «Самовар»; Раскраски «Матрешка», «Девочка в татарском национальном костюме».Целевые прогулки по ознакомлению с достопримечательностью города. |
Сотрудничество с родителями:
|
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. Ведение социальной карты воспитателями групп с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей» Папки-передвижки «Беседы о воспитании», «Лучший пример – родители» Выставки семейного творчества «Краски осени», «Скоро новый год», «Моя мама лучше всех»; «Чудесное превращение» (поделки из бросового материала). Оформление коллажей в каждой группе «Папа, мама, я- дружная семья» Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» Совместные праздники и развлечения «Осенний бал», «Мамин день», «Новый год», «Нәүрүз” , «Карга боткасы», «Масленница», «Международный день родного языка», «Хоровод заведем – Әйлән-бәйлән уйныйбыз”, “Сабан туе” , “Папа, мама, я – спортивная семья”, “День Победы”. Психологические тренинги «Радость воспитания», “Путешествие в мир взаимопонимания”, “Тропинка родительской любви”. Совместные театрализованные представления по татарским и русским сказкам Викторина: «Что за прелесть эти сказки» Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). |
3 этап- обобщающий (май)
3 этап проекта – Заключительный (подведение итогов).
Вековые традиции, обогащённые современными технологиями, инновационными формами работы укрепляют связь поколений, развивают в детях силу духа, богатство внутреннего мира и ведут их к новому, усовершенствованному миру, в котором будут процветать добро, любовь и мир.
Ребёнок будет продолжать развивать данное ему богатство, и приумножать его, и нести его уже дальше в своё светлое будущее, которое зависит уже только от него в том случае если:
- развитие ребёнка начинается с духовно – нравственных ценностей, со светлых, добрых, чистых отношений к семье, к дому, к детскому саду малой родине;
- прививаются патриотические чувства любви к Земле, Отчизне;
- поддерживается связь традиций поколений, всё то, что светлое и чистое, что было заложено в культуре самого народа.
Список литературы
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кокцева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. АРКТИ, 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.